Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:19, лекция
Развитие русской культуры в этот период происходило под воздействием множества факторов. Это и развитие прежних традиций, особенно связанных с христианскими ценностями и церковными интересами. Появляются и новые факторы, влияющие на культуру: собирание русских земель вокруг Московского княжества и создание единого централизованного государства, утверждение национального самосознания в борьбе против золотоордынского ига. От века к веку все заметнее становится роль Москвы, московских великих князей. Московская Русь превратилась в центр не только объединительных процессов, но и развитиякультуры.
Культура Руси X-XV вв.
Развитие русской культуры в этот период
происходило под воздействием множества
факторов. Это и развитие прежних традиций,
особенно связанных с христианскими ценностями
и церковными интересами. Появляются и
новые факторы, влияющие на культуру: собирание
русских земель вокруг Московского княжества
и создание единого централизованного
государства, утверждение национального
самосознания в борьбе против золотоордынского
ига. От века к веку все заметнее становится
роль Москвы, московских великих князей.
Московская Русь превратилась в центр
не только объединительных процессов,
но и развитиякультуры.
Литература. В русской литературе большое
место занимала тема борьбы с ордынским
игом. Особенно выделяются произведения
Куликовского цикла (“Задонщина”, “Сказание
о Мамаевом побоище”). Они проникнуты
чувством патриотизма и восхищения подвигами
русских воинов.
Во второй половине XV в. новое рождение
переживает старый жанр хождений (описаний
путешествий). Особенно популярным было
чтение о приключениях тверского купца
Афанасия Никитина, дошедшего до Индии.
“Хождение за три моря” - описание восьмилетнего
драматического странствия, которое завершается
возвращением в родные края.
Сохранялись и умножались летописные
традиции. В XIV в. в Москве создается общерусский
летописный свод, а составленный в 1442 г.
“Хронограф” включает описание всемирной
истории.
В первой половине XVI в. вокруг митрополита
Макария сформировалась группа образованных
людей, которые создали знаменитые “Великие
Четьи-Минеи”. Это собрание наиболее читаемых
на Руси книг: житийной литературы, поучений,
сказаний и др. - как правило, не носивших
богослужебного характера, но напрямую
связанных с православной традицией.
Важным культурным событием стало появление
книгопечатания. Оно связано с именами
Ивана Федорова и Петра Мстиславца, которые
создали первую печатную книгу “Апостол”
(1564). Эта книга была выполнена на высоком
для того времени полиграфическом уровне.
Из-за преследований и обвинений в ереси
Иван Федоров перебрался в Великое княжество
Литовское и продолжил свою просветительскую
деятельность там. Во Львове был выпущен
первый русский букварь с грамматикой.
Несмотря на трудности, книгопечатание
продолжало развиваться и в Московском
государстве - здесь вновь возникают типографии.
Реакция церкви на книгопечатание была
столь отрицательной, что даже в XVII в. печатная
книга не смогла вытеснить рукописную.
Общественно-политическая мысль. Среди
русских письменных источников XV-XVI вв.
много произведений, в которых авторы
размышляют о судьбе России. В “Сказании
о князьях Владимирских” подчеркивалась
идея преемственности власти московских
правителей от византийских императоров.
Псковский монах Филофей в послании Василию
III доказывал, что Москва - это “Третий
Рим”. “Два Рима падоша, а третий стоит,
а четвертому не быти”, - утверждал он.
Свидетельством обмирщения культуры
являются публицистические произведения
Федора Карпова и Ивана Пересветова. Оба
рассуждали о природе сильного, справедливого
государства, о власти.
Заметный памятник духовной культуры
XVI в. - “Домострой”, одним из редакторов
которого был приближенный Ивана IV - Сильвестр.
В этом произведении, ставшем образцом
организации быта, поведения русских людей
на протяжении веков, мы находим наставления
разного характера: об исполнении религиозных
обрядов, советы по воспитанию детей, о
взаимоотношениях мужа и жены, как хранить
запасы и просушивать белье, когда покупать
товары на рынке и как принимать гостей.
Интересна с точки зрения развития русского
языка, а также по содержанию переписка
царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского.
Это был спор двух ярых противников о путях
централизации власти, об отношениях государя
и подданных. Царь отстаивал идею холопства
всех подданных по отношению к самодержавной
власти. Он так формулировал основной
принцип деспотизма: “А жаловати есмя
своих холопей вольны, а и казнити вольны
же”. Курбский представлял себе царскую
власть иначе - царь отвечает за свои деяния
не только перед Богом, но и перед людьми,
он не может нарушать права своих подданных,
должен слушаться мудрых советников.
Архитектура. Москва становится столицей
огромной державы, накопление богатств
в руках московского князя дает возможность
приступить к невиданному ранее по размаху
каменному строительству. Дмитрий Донской
в 1366-1367 гг. начал строительство нового
московского Кремля. На месте деревянных
укреплений, построенных при Иване Калите,
возник новый белокаменный Кремль. Москва
стала неприступной по тем временам крепостью.
Расцвет зодчества в конце XV в. связан
с интенсивным строительством в Москве.
Иван III приглашает для работы итальянских
архитекторов, среди которых выделяется
Аристотель Фиораванти. Под его руководством
в Кремле был построен новый Успенский
собор -кафедральный храм митрополитов.
За образец его был взят Успенский собор
во Владимире. Фиораванти составил проект
возведения новых стен и башен. Кремль
и стены были построены из красного кирпича
(существуют и доныне). Правда, кремлевские
башни еще не имели шатров - они были поставлены
позднее, в XVII в. Окончательно сложилась
и внутренняя планировка Кремля. Здесь
были построены Грановитая палата для
торжественных приемов, Архангельский
собор (усыпальница московских князей
и царей), домовая церковь для государей
- Благовещенский собор и другие постройки.
Одно из самых замечательных сооружений
Кремля - колокольня Ивана Великого. Она
поставлена на месте древней церкви Ивана
Лествичника, поэтому получила название
Ивановской. Великой ее назвали за необычайную
высоту - более 80 м. Колокольня долгое время
была самым высоким сооружением Руси.
Заложили ее в начале XVI в. одновременно
с Архангельским собором, а достроили
только в 1600 г., при Борисе Годунове.