Культура древней Руси в X – XIII вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 06:03, контрольная работа

Краткое описание

Культура Древней Руси имела высокий уровень развития. Многие памятники древнерусской культуры до нас не дошли, они погибли в огне пожаров, нашествий, войн. Сохранились преимущественно церкви, соборы, иконы, литература, предметы религиозного культа. В основе культуры Древней Руси лежит культурное наследие восточнославянских племен.

Оглавление

1. Зарождение культуры Руси: письменность, грамотность, школы, летописи, литература.
2. Архитектура и искусство.
3. Быт древнерусского народа.

Файлы: 1 файл

К.Р. История отечества.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

Кемеровский институт (филиал) 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине

 «Отечественная история»

 «Культура древней Руси в X – XIII вв.»

Вариант № 3 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

экономического  факультета

Проверил:

Н.П. Девяткина  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кемерово   2012г.

  ТЕМАЗ

    Культура Древней Руси в X - ХШ вв.

  ПЛАН

  1. Зарождение культуры Руси: письменность, грамотность, школы, летописи, литература.
  2. Архитектура и искусство.
  3. Быт древнерусского народа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТЕСТ

1. Кто стал  главой Русской православной  церкви после принятия крещения?

г) Митрополит 

2. Какая  славянская азбука получила наибольшее  распространение в землях восточных  славян?

в) Кириллица 

3. Характерные  черты древнерусской иконописи:

б) Символика  цвета;

в) строгий  канон. 

4. Какой  тип храма сложился в Древней  Руси?

в) Крестово-купольный Византийский 

5. Назовите  шедевры архитектуры Суздальской  земли

а) церковь  Покрова на Нерли;

в) церковь  Бориса и Глеба в Кидекше 

6. Вид  изобразительного искусства, характерный  для Древней Руси, а затем на  долгие века утраченный

а) Мозаика 

7. Материал, использовавшийся для письменности  на Руси

в) Береста 
 
 

  1. Зарождение  культуры Руси  Древней  Руси X-XIII веков.
 

          Под культурой мы понимаем совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством в процессе его общественно-трудовой практики. Говоря о материальной культуре, мы имеем в виду развитие орудий труда, техники, машин, строительства и т.д. К духовной культуре относятся наука, образование, идеология, литература, искусство.

        Культура Древней Руси имела высокий уровень развития. Многие памятники древнерусской культуры до нас не дошли, они погибли в огне пожаров, нашествий, войн. Сохранились преимущественно церкви, соборы, иконы, литература, предметы религиозного культа. В основе культуры Древней Руси лежит культурное наследие восточнославянских племен. Влияние на нее оказывали кочевые народы, варяги. Большое влияние на культуру Древней Руси оказало принятие христианства, а также Византия, страны Западной Европы.

      Русская средневековая культура Х—XIII вв. заслужила высокую оценку как современников, так и потомков. Восточный географ Беруни, указывал пути к русским городам, восхищались искусством русских оружейников, готовивших особенную сталь. Западный хронист Адам Бременский называли Киев украшением Востока и соперником Константинополя. Ученый пресвитер Теофил из Падерборна в своей технической энциклопедии XI в. восхищался изделиями русских златокузнецов — тончайшими эмалями на золоте и чернью на серебре. В списке стран, мастера которых прославили свои земли тем или иным видом искусства, Теофил поставил Русь на почетном месте — впереди нее только Греция. 
 
 

      1.1Письменность, грамотность, школа.

      Письменность  на Руси существовала еще до принятия христианства (так например, текст  договора Олега с греками в 911 г. был написан на русском и греческом языках). К моменту принятия христианства сложился алфавит.

      В 1949 г. советский археолог Д.В. Авдусин  во время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, относящийся  к началу X в., на котором было написано "горушна" (пряность). Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит. Принятие христианства способствовало распространению грамотности, развитию письменности, просвещения. Об этом же говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время отбывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у восточных, южных и западных славян задолго до их христианизации.

      История создания славянской азбуки такова: византийские монахи Кирилл и Мефодий распространяли христианство среди славянских народов юго-восточной Европы. Греческие богословские книги необходимо было перевести на славянские языки, но азбуки, соответствующей особенностям звучания славянских языков, не существовало. Ее то и задумали создать братья, благо образованность и талант Кирилла делали эту задачу выполнимой.

      Талантливый лингвист, Кирилл взял за основу греческий  алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ, ш, ч) и несколькими  другими буквами, Некоторые из них  сохранились в современном алфавите - б, ь, ъ, ы, другие давно вышли из употребления - ять, юс, ижица, фита.

      Итак, славянский алфавит первоначально состоял из 43 букв, близких по написанию греческим. Каждая из них имела свое название: А - "аз", Б - "буки" (их сочетание образовало слово "азбука"), В - "веди", Г - "глаголь", Д - "добро" и так далее. Буквы на письме обозначали не только звуки, но и цифры. "А" - цифру 1, "В" - 2, "Р" - 100. На Руси только в XVIII в. арабские цифры вытеснили "буквенные". В честь своего создателя новая азбука получила название "кириллица".

      Христианизация  Руси дала мощный толчок дальнейшему  развитию письменности, грамотности. На Русь со времени Владимира стали  приезжать церковные грамотеи, переводчики  из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания. Переводятся, в частности, византийские исторические сочинения, жизнеописания христианских святых. Эти переводы становились достоянием грамотных людей; их с удовольствием читали в княжеской, боярской, купеческой среде, в монастырях, церквах, где зародилось русское летописание. В XI в. получают распространение такие популярные переводные сочинения, как "Александрия", содержащее легенды и предания о жизни и подвигах Александра Македонского, "Девгениево деяние", являющееся переводом византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса.

      Таким образом, грамотный русский человек XI в. знал многое из того, чем располагала письменность и книжная культура Восточной Европы, Византии. Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые были открыты при церквах со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси в ХI-ХII вв. Однако она была распространена в основном лишь в городской среде, особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской верхушки, купечества, зажиточных ремесленников. В сельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь неграмотным.

      При Ярославе Мудром была открыта школа  в Киеве, где обучалось более 300 детей. Получила образование его  дочь - Анна - одна из первых грамотных  женщин, ставшая королевой Франции.  О сыне Ярослава Мудрого — Всеволоде — летописец с уважением говорит, что он “седя дома изумеяше пять язык”.

      О широком развитии письменности свидетельствуют надписи на ремесленных изделиях: женщины подписывали прялица, гончары - глиняные сосуды, сапожник на колодках вырезал имена своих заказчиков.

      В 1951 г. археологами впервые были обнаружены в Новгороде берестяные грамоты. Найдено более 500 грамот в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и  других городах. Среди грамот есть хозяйственные  документы, письма, завещания.  

      1.2 Летописи.

      Летописание, по наблюдениям отечественных ученых, появилось на Руси вскоре после введения христианства.

      Летописи - это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории - являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. За составление летописен, т.е. погодных изложений событий, брались лишь люди самые грамотные, знающие, мудрые, способные не просто изложить разные дела год за годом, но и дать им соответствующее объяснение, оставить потомству видение эпохи так, как ее понимали летописцы.

        Первая летопись, возможно, была составлена в конце X в., она была призвана отразить историю Руси со времени появления там новой династии Рюриковичей и до правления Владимира с его впечатляющими победами, с введением на Руси христианства. Летопись была делом государственным, делом княжеским. Поэтому поручение составить летопись давалось не просто самому грамотному и толковому человеку, но и тому, кто сумел бы провести идеи, близкие той или иной княжеской ветви, тому или иному княжескому дому. Уже с этого времени право и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви. Именно в церквах и монастырях обретались самые грамотные, хорошо подготовленные и обученные люди - священники, монахи.

       Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в пору, когда он объединил Русь, заложил храм Святой Софии. Эта летопись вобрала в себя предшествующую летопись, другие материалы.

      Очередной летописный Свод был создан знаменитым Илларионом, который писал его, видимо, под именем монаха Никона, в 60-70-е годы XI в., после смерти Ярослава Мудрого. А потом появился Свод уже во времена Святополка в 90-е годы XI в.

      Свод, за который взялся монах Киева-Печерского монастыря Нестор и который вошел в нашу историю под именем "Повести временных лет", оказался, таким образом, пятым по счету и создавался в первое десятилетие XII в. при дворе князя Святополка. И каждый свод обогащался все новыми и новыми материалами, и каждый автор вносил в него свой талант, свои знания, эрудицию. Свод Нестора был в этом смысле вершиной раннего русского летописания.

      В первых строках своей летописи Нестор поставил вопрос "Откуда есть пошла  Русская земля, кто в Киеве  начал первым княжить и откуда Русская земля стала есть".

      Целая галерея исторических деятелей проходит на страницах Несторовой летописи - князья, бояре, посадники, тысяцкие, купцы, церковные деятели. Он рассказывает о военных походах, об организации  монастырей, закладке новых храмов и об открытии школ, о религиозных спорах и реформах внутрирусской жизни. Постоянно касается Нестор и жизни народа в целом, его настроений, выражений недовольства княжеской политикой.

      1.3 Литература.

      Общий подъем Руси в XI в., создание центров  письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества. У людей появилась потребность донести до читателей свои взгляды на жизнь, размышления о смысле власти и общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом. Литература вызывалась к жизни также потребностями времени; нуждами церкви, заказами княжеской верхушки. На этом общем благоприятном культурном фоне появлялись оригинально и независимо мыслящие писатели, средневековые публицисты, поэты.

      Нам неведомы имена авторов сказаний о походах Олега, о крещении Ольги  или войнах Святослава. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал священник княжеской церкви в Берестове, впоследствии митрополит Иларион. В начале 40-х годов XI в. он создал свое знаменитое "Слово о законе и благодати", в котором в яркой публицистической форме изложил свое понимание места Руси в мировой истории.

Информация о работе Культура древней Руси в X – XIII вв