Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:09, доклад
Культура средневековой Руси имеет свои особенности, определенные ее исторической судьбой. IX - начало XIII в. были периодом последовательного, поступательного развития культуры, достигшей наивысшего расцвета накануне манголо-татарского нашествия.
В историко-культурном процессе XIII – XV вв. выделяются два периода. Первый (с 1240 г. до середины XIV в.) характеризуется заметным упадком во всех областях культуры (в связи с монголо-татарским завоеванием и одновременной экспансией со стороны немецких, шведских, датских, венгерских, литовских и польских феодалов). Иноземные вторжения особенно пагубными оказались для южных и западных земель.
Нашествие и установившееся затем иноземное иго затормозили культурное развитие Руси. Если домонгольская Русь развивалась на уровне передовых стран тогдашней Европы, то подрыв монголо-татарами материальной основы развития славянской культуры и затруднение ее связей с западноевропейскими странами привели к ослаблению культурного развития конца XIII - XIV в.
Культура средневековой
Руси имеет свои особенности,
определенные ее исторической
судьбой. IX - начало XIII в. были периодом
последовательного,
В историко-культурном процессе XIII – XV вв. выделяются два периода. Первый (с 1240 г. до середины XIV в.) характеризуется заметным упадком во всех областях культуры (в связи с монголо-татарским завоеванием и одновременной экспансией со стороны немецких, шведских, датских, венгерских, литовских и польских феодалов). Иноземные вторжения особенно пагубными оказались для южных и западных земель.
Нашествие
и установившееся затем
Вместе с тем уже в конце XIII столетия наблюдаются первые признаки начинающегося возрождения. После полувекового перерыва в Новгороде, Твери, других городах Северо-Восточной Руси возобновляется каменное зодчество, появляются новые центры летописания (Москва, Тверь). Вообще география культурных центров меняется, прежние очаги культуры: Владимир, Суздаль, Ростов - отходят на задний план. Внешние связи русской культуры в этот период оказываются почти полностью прерванными. Только Новгород и Псков сохраняют общение со странами Запада. Этим двух городам принадлежит особое место в истории русской культуры XIII - XV в.
Борьба против монголо-татар – главная тема фольклора II половины XIII–XV вв. Ей посвящены традиционные жанры (былины, сказания).
Ведущий жанр этого времени – воинская повесть. Идея общерусского единства, возникнув еще в домонгольский период, усилилась в тяжелые годы монголо-татарского нашествия. (Слово о полку, Слово о погибели русской земли, Повесть о разорении Рязани Батыем)
После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору упадка и застоя. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия, кадры строителей по существу были уничтожены, была подорвана и техническая преемственность. Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и Псков) и в древней Владимирской земле (Москва и Тверь).
Первые каменные постройки в Московском Кремле, не сохранившиеся до наших дней, появились на рубеже XIII–XIV вв. (Кафедральный храм Успения Богородицы, 1326 г.).
Художественные центры переместились с юга на север, в города, избежавшие разорения (Ростов, Ярославль, Новгород и Псков), где имелось много памятников старого искусства и сохранились живые носители культурных традиций.
Второй период (со II половины XIV в.) отмечен подъемом национального самосознания, возрождением русской культуры.
Второй
этап (примерно с середины XIV до
середины XV столетия) - это хозяйственный
подъем Руси, укрепление местных
государственных образований,
В этот
период начинает ломаться
Расширялись
географические знания людей. В связи
с усложнением
Русские мастера научились производить довольно сложные математические расчеты при строительстве зданий, были знакомы со свойствами основных строительных материалов. При постройке зданий использовались блоки и другие механизмы. Для добычи соляных растворов применялись глубокое бурение и прокладка труб, по которым жидкость перегонялась при помощи поршневого насоса. В военном деле было освоено литье медных пушек, получили распространение стенобитные и метательные орудия.
В XIV веке были восстановлены каменные соборы во Владимире, Ростове, Суздале и других городах. В Москве были возведены белокаменные стены и башни Кремля, целый ряд соборов и монастырей. В процессе образования государства с центром в Москве стал создаваться новый общерусский стиль монументального зодчества. Для этого стиля было характерно творческое использование архитектурных традиций старых русских городов и вместе с тем их обогащение достижениями европейского зодчества эпохи Возрождения.
Формирование национальной архитектуры сопровождалось подъемом русского изобразительного искусства. XIV в. – время блестящего расцвета монументальной живописи Новгорода, большое влияние на развитие которой оказал великий византиец Феофан Грек, приехавший на Русь в 70-х годах XIV в. Произведения Ф. Грека – фрески, иконы – отличает монументальность, драматическая выразительность, смелая живописная манера. Им расписана церковь Спаса на Ильине, фрески которой дошли до нас лишь частично.
В Москве Феофан Грек расписывает церковь Рождества Богородицы с приделом Лазаря, Архангельский и (вместе со старцем Прохором и Андреем Рублевым) Благовещенский соборы Московского Кремля и др. Сохранился ряд великолепных икон, созданных в кругу Феофана. Лучшая из них – «Богоматерь Донская» из Успенского собора с «Успением Богородицы» на обороте.
Первые 7 икон праздничного ряда («Благовещенье», «Преображение» и др.) из иконостаса Благовещенского собора традиционно связывают с именем величайшего художника Древней Руси Андрея Рублева (ок. 1360/70 – 1427/30) – монаха Андроникова монастыря, достоверных сведений о жизни и творчестве которого сохранилось немного. Самое совершенное произведение Рублева – икона «Троица», созданная для Троице – Сергиева монастыря. Стиль московского мастера, глубоко национальный по своей сущности, отличающийся неповторимой индивидуальностью, надолго определил стилистику не только московской школы живописи, которая при нем достигла своего расцвета, но и всей русской художественной культуры.
Рост народного самосознания, идея единства, тенденция к преодолению областнических тенденций в общественной мысли, литературе, искусстве – все это свидетельствовало о зарождении общерусской (великорусской) культуры.
Новый
культурный подъем был связан
с созданием единого
На вершине
культурного подъема находятся
проявления русского
В России
XVI столетия широкое развитие
получает публицистика. Одним из
самых известных публицистов
этого времени был Иван
Развитие культуры на украинских землях проходило под влиянием чужеземного владычества. Это особенно проявилось в народном творчестве, проникнутом идеями освободительной борьбы. Народные “думы” и “плачи” посвящались борьбе с турецко-татарскими полчищами. С особым чувством воспевалась в “плачах” родная земля. В творчестве народа воплощалось растущее самосознание формирующейся украинской народности. С этим процессом было связано и развитие украинского летописания во второй половине XVI в. Распространению книгопечатания способствовала просветительская деятельность переехавшего во Львов Ивана Федорова, который основал там, а затем в Остроге первые типографии на Украине. Развитие просвещения на Украине было связано с деятельностью братств, которые из цеховых и религиозных организаций постепенно превращались в центры обучения, просвещения, книгоиздательской деятельности, борясь против окатоличивания и национального угнетения народа.
В истории
культуры славянских народов
было много достижений, были и
трудные времена. Но неизменно
развиваясь по восходящей
КУЛЬТУРА.
Восточные обычаи распространялись неудержимо на Руси во время монголов, принося с собой новую культуру. Поменялась общим образом одежда: от белых длинных славянских рубах, длинных штанов они перешли к золотым кафтанам, к цветным штанам, к сафьяновым сапогам.
Влияние монгольского завоевания на культурное развитие обычно в исторических трудах определяется как отрицательное. По мнению многих историков на Руси наступил культурный застой, выразившийся в прекращении летописании, каменного стройки и т.Д.
В Поволжье остатки домов с облицовкой мрамором, водопроводы, надгробия, части серебряных вещей, венецианское стекло свидетельствуют о жизни монголо-татарских культурных сородичей ХIII-ХIVвв. И отношений с другими народами Востока.
Влияние
Востока наложило свой отпечаток
на народное творчество. Значимая часть
великорусских народных песен, старинных
и свадебных обрядов
Стиль российской сказки имеет аналогию со стилем сказок тюрок и кавказцев. Российский эпос по своим сюжетам связан с "туранским" и степным "ордынским" эпосом.
От платежа тяжеленной татарской дани было избавлено все российское духовенство с церковными людьми. Татары относились с полной веротерпимостью ко всем религиям, и российская правоверная церковь не лишь не вытерпела от ханов никаких притеснений, но, напротив, российские митрополиты получали от ханов особе льготные грамоты, которыми обеспечивались права и привилегии духовенства и неприкосновенность церковных имуществ. В тяжелое время татарского ига церковь стала той силой, которая сохраняла и воспитывала не лишь религиозное, но и национальное единство российского христианства, противопоставлявшего себя поганству собственных завоевателей и угнетателей, послужило потом могучим средством государственного объединения и национально-политического освобождения от ига "нечестивых агарян".