Древнерусская культура в XIII-XVI вв.

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:09, доклад

Краткое описание

Культура средневековой Руси имеет свои особенности, определенные ее исторической судьбой. IX - начало XIII в. были периодом последовательного, поступательного развития культуры, достигшей наивысшего расцвета накануне манголо-татарского нашествия.
В историко-культурном процессе XIII – XV вв. выделяются два периода. Первый (с 1240 г. до середины XIV в.) характеризуется заметным упадком во всех областях культуры (в связи с монголо-татарским завоеванием и одновременной экспансией со стороны немецких, шведских, датских, венгерских, литовских и польских феодалов). Иноземные вторжения особенно пагубными оказались для южных и западных земель.
Нашествие и установившееся затем иноземное иго затормозили культурное развитие Руси. Если домонгольская Русь развивалась на уровне передовых стран тогдашней Европы, то подрыв монголо-татарами материальной основы развития славянской культуры и затруднение ее связей с западноевропейскими странами привели к ослаблению культурного развития конца XIII - XIV в.

Файлы: 1 файл

4.doc

— 58.00 Кб (Скачать)
 

   Культура средневековой  Руси имеет свои особенности,  определенные ее исторической  судьбой. IX - начало XIII в. были периодом  последовательного, поступательного  развития культуры, достигшей наивысшего  расцвета накануне манголо-татарского  нашествия.

 В историко-культурном процессе XIII – XV вв. выделяются два периода. Первый (с 1240 г. до середины XIV в.) характеризуется заметным упадком во всех областях культуры (в связи с монголо-татарским завоеванием и одновременной экспансией со стороны немецких, шведских, датских, венгерских, литовских и польских феодалов). Иноземные вторжения особенно пагубными оказались для южных и западных земель. 

 Нашествие  и установившееся затем иноземное  иго затормозили культурное развитие  Руси. Если домонгольская Русь  развивалась на уровне передовых стран тогдашней Европы, то подрыв монголо-татарами материальной основы развития славянской культуры и затруднение ее связей с западноевропейскими странами привели к ослаблению культурного развития конца XIII - XIV в.  

Вместе с  тем уже в конце XIII столетия наблюдаются первые признаки начинающегося возрождения. После полувекового перерыва в Новгороде, Твери, других городах Северо-Восточной Руси возобновляется каменное зодчество, появляются новые центры летописания (Москва, Тверь). Вообще география культурных центров меняется, прежние очаги культуры: Владимир, Суздаль, Ростов - отходят на задний план. Внешние связи русской культуры в этот период оказываются почти полностью прерванными. Только Новгород и Псков сохраняют общение со странами Запада. Этим двух городам принадлежит особое место в истории русской культуры XIII - XV в.

 Борьба  против монголо-татар – главная  тема фольклора II половины XIII–XV вв. Ей посвящены традиционные жанры (былины, сказания).

 Ведущий жанр этого времени – воинская повесть. Идея общерусского единства, возникнув еще в домонгольский период, усилилась в тяжелые годы монголо-татарского нашествия. (Слово о полку, Слово о погибели русской земли, Повесть о разорении Рязани Батыем)

 После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору упадка и застоя. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия, кадры строителей по существу были уничтожены, была подорвана и техническая преемственность. Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и Псков) и в древней Владимирской земле (Москва и Тверь).

 Первые  каменные постройки в Московском Кремле, не сохранившиеся до наших  дней, появились на рубеже XIII–XIV вв. (Кафедральный храм Успения Богородицы, 1326 г.).

 Художественные центры переместились с юга на север, в города, избежавшие разорения (Ростов, Ярославль, Новгород и Псков), где имелось много памятников старого искусства и сохранились живые носители культурных традиций.

 Второй  период (со II половины XIV в.) отмечен подъемом национального самосознания, возрождением русской культуры.  

 Второй  этап (примерно с середины XIV до  середины XV столетия) - это хозяйственный  подъем Руси, укрепление местных  государственных образований, развитие  Москвы, Твери, Нижнего Новгорода, Рязани как крупных и сильных политических и культурных центров. В этот период проявления культуры отчетливо свидетельствуют о ее несомненном подъеме и сильных местных особенностях, а также о сознании единства Русской земли и в историческом и в современном аспектах. И дело не только в том, что Киевскую Русь повсюду почитают своей предшественницей, но и в том, что по всей Русской земле расходится знаменитая “Задонщина” и с ней цикл сказаний о Мамаевом побоище, проникнутый идеей единства всех русских людей в борьбе с ненавистным врагом.  

 В этот  период начинает ломаться замкнутость  культуры восточных славян, устанавливаются  связи с болгарской и сербской  культурами. Подвергаясь южнославянскому  влиянию, культура восточных славян, однако, сохраняет свою “особость”.

 Расширялись географические знания людей. В связи  с усложнением административного  управления выросшей территорией государства  стали составляться первые географические карты («чертежи»). Этому же способствовало развитие торговых и дипломатических  связей России.

 Русские мастера научились производить  довольно сложные математические расчеты  при строительстве зданий, были знакомы  со свойствами основных строительных материалов. При постройке зданий использовались блоки и другие механизмы. Для добычи соляных растворов применялись глубокое бурение и прокладка труб, по которым жидкость перегонялась при помощи поршневого насоса. В военном деле было освоено литье медных пушек, получили распространение стенобитные и метательные орудия.

 В XIV веке были восстановлены каменные соборы во Владимире, Ростове, Суздале и других городах. В Москве были возведены белокаменные стены и башни Кремля, целый ряд соборов и монастырей. В процессе образования государства с центром в Москве стал создаваться новый общерусский стиль монументального зодчества. Для этого стиля было характерно творческое использование архитектурных традиций старых русских городов и вместе с тем их обогащение достижениями европейского зодчества эпохи Возрождения.

Формирование  национальной архитектуры сопровождалось подъемом русского изобразительного искусства. XIV в. – время блестящего расцвета монументальной живописи Новгорода, большое влияние на развитие которой оказал великий византиец Феофан Грек, приехавший на Русь в 70-х годах XIV в. Произведения Ф. Грека – фрески, иконы – отличает монументальность, драматическая выразительность, смелая живописная манера. Им расписана церковь Спаса на Ильине, фрески которой дошли до нас лишь частично.

 В Москве Феофан Грек расписывает церковь  Рождества Богородицы с приделом Лазаря, Архангельский и (вместе со старцем Прохором и Андреем Рублевым) Благовещенский соборы Московского Кремля и др. Сохранился ряд великолепных икон, созданных в кругу Феофана. Лучшая из них – «Богоматерь Донская» из Успенского собора с «Успением Богородицы» на обороте.

 Первые 7 икон праздничного ряда («Благовещенье», «Преображение» и др.) из иконостаса Благовещенского собора традиционно  связывают с именем величайшего  художника Древней Руси Андрея Рублева (ок. 1360/70 – 1427/30) – монаха Андроникова монастыря, достоверных сведений о жизни и творчестве которого сохранилось немного. Самое совершенное произведение Рублева – икона «Троица», созданная для Троице – Сергиева монастыря. Стиль московского мастера, глубоко национальный по своей сущности, отличающийся неповторимой индивидуальностью, надолго определил стилистику не только московской школы живописи, которая при нем достигла своего расцвета, но и всей русской художественной культуры.

 Рост народного  самосознания, идея единства, тенденция к преодолению областнических тенденций в общественной мысли, литературе, искусстве – все это свидетельствовало о зарождении общерусской (великорусской) культуры.    

 Новый  культурный подъем был связан  с созданием единого государства  и приходится на XVI в. Он проявился в первую очередь в небывалом оживлении общественно-политической мысли, бурно обсуждавшей проблемы общественного развития в условиях единого государства. В первой половине XVI в. создается культурный кружок вокруг новгородского архиепископа, а с 1542 г. - вокруг митрополита всея Руси Макария. Макарием и его сотрудниками и были созданы Великие Четьи-Минеи.  

 На вершине  культурного подъема находятся  проявления русского вольнодумства,  выступления еретиков, отзвуки реформационного  движения.   

 В России XVI столетия широкое развитие  получает публицистика. Одним из  самых известных публицистов  этого времени был Иван Пересветов, один из главных идеологов  опричнины. Очень своеобразным  мыслителем предстает Федор Карпов, дипломат, государственный деятель, искавший “истину через сомнения”. О путях и методах централизации, об отношениях монарха и подданных вели яростный спор талантливые политические противники - царь Иван Грозный и князь Андрей Курбский.   

 Развитие  культуры на украинских землях  проходило под влиянием чужеземного владычества. Это особенно проявилось в народном творчестве, проникнутом идеями освободительной борьбы. Народные “думы” и “плачи” посвящались борьбе с турецко-татарскими полчищами. С особым чувством воспевалась в “плачах” родная земля. В творчестве народа воплощалось растущее самосознание формирующейся украинской народности. С этим процессом было связано и развитие украинского летописания во второй половине XVI в. Распространению книгопечатания способствовала просветительская деятельность переехавшего во Львов Ивана Федорова, который основал там, а затем в Остроге первые типографии на Украине. Развитие просвещения на Украине было связано с деятельностью братств, которые из цеховых и религиозных организаций постепенно превращались в центры обучения, просвещения, книгоиздательской деятельности, борясь против окатоличивания и национального угнетения народа.  

 В истории  культуры славянских народов  было много достижений, были и  трудные времена. Но неизменно  развиваясь по восходящей линии, культура XVI в. стала тем надежным “предмостьем”, с которого начиналось в XVII в. развитие новой русской культуры. 
 
 
 
 
 
 

 КУЛЬТУРА.

 Восточные обычаи распространялись неудержимо на Руси во время монголов, принося  с собой новую культуру. Поменялась общим образом одежда: от белых длинных славянских рубах, длинных штанов они перешли к золотым кафтанам, к цветным штанам, к сафьяновым сапогам.

 Влияние монгольского завоевания на культурное развитие обычно в исторических трудах определяется как отрицательное. По мнению многих историков на Руси наступил культурный застой, выразившийся в прекращении летописании, каменного стройки и т.Д.

 В Поволжье остатки домов с облицовкой мрамором, водопроводы, надгробия, части серебряных вещей, венецианское стекло свидетельствуют о жизни монголо-татарских культурных сородичей ХIII-ХIVвв. И отношений с другими народами Востока.

 Влияние Востока наложило свой отпечаток  на народное творчество. Значимая часть  великорусских народных песен, старинных  и свадебных обрядов составлена, в так называемой "пятитонной", либо "индокитайской" политре. Эта палитра существует, как единственная, у тюркских племен бассейна Волги и Камы, у башкир, у сибирских татар, у тюрков Туркестана, у всех монголов. Такое же своеобразие представляет и другой вид искусства - танцы. В то время как на Западе в танце обязано быть наличие пары - кавалера и дамы, в танцах российских и восточных народов это не принципиально. Танцуют в одиночку, а когда и парой, то присутствие дамы не непременно, танцевать могут два кавалера совместно либо по очереди, так что элемент соприкосновения не играется в них такую видную роль, как в западных танцах.

 Стиль российской сказки имеет аналогию со стилем сказок тюрок и кавказцев. Российский эпос по своим сюжетам связан с "туранским" и степным "ордынским" эпосом.

 От платежа  тяжеленной татарской дани было избавлено  все российское духовенство с  церковными людьми. Татары относились с полной веротерпимостью ко всем религиям, и российская правоверная  церковь не лишь не вытерпела от ханов никаких притеснений, но, напротив, российские митрополиты получали от ханов особе льготные грамоты, которыми обеспечивались права и привилегии духовенства и неприкосновенность церковных имуществ. В тяжелое время татарского ига церковь стала той силой, которая сохраняла и воспитывала не лишь религиозное, но и национальное единство российского христианства, противопоставлявшего себя поганству собственных завоевателей и угнетателей, послужило потом могучим средством государственного объединения и национально-политического освобождения от ига "нечестивых агарян".

Информация о работе Древнерусская культура в XIII-XVI вв.