Писаные конституции в Западной Европе и США в XIX веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:19, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы работы заключается в рассмотрении конституций.Появление первых конституций относится к эпохе буржуазных революций в конце XVIII - начале XIX века. Тогда победившая буржуазия хотела юридически закрепить новый порядок управления страной.

Оглавление

1. Конституции в Западной Европе и США в XIX веке
2. Писаная конституция США в XIX веке
3. Писаные конституции Западной Европы в XIX веке

Файлы: 1 файл

Писанные конституции в западной европе и США в 19 веке.docx

— 40.65 Кб (Скачать)

ГЛАВА 3. ПИСАНЫЕ КОНСТИТУЦИИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В 19 ВЕКЕ

3.1. Конституция Германии

В 1871 г. была принята Конституция  Германской империи, которая в значительной мере воспроизвела конституцию Северогерманского  союза, а также учла договоры с  южногерманскими государствами путем ряда конституционных новаций. За этими государствами закреплялись некоторые особые права. У Баварии сохранялась определенная самостоятельность в области управления армией и железными дорогами, к тому же в имперском комитете по «армии и крепостям» она занимала постоянное место, в то время как другие члены комитета назначались императором.

Главой империи – императором - был по конституции прусский король, и это отвечало реальному соотношению  сил во вновь образованном государстве. На долю Пруссии приходилось свыше  половины всей территории Германии и 60% населения страны. Конституция давала ему возможность руководства  министрами империи и самой Пруссией.

В статьи третьей главы  Конституции 1871 г. «Союзный совет» включены положения, закрепляющие организационную  структуру весьма своеобразной формы германской федерации, получившей название «союза неравных».

 Самой крупной по территории, населению, военной мощи, экономическому потенциалу, было отведено в Бундесрате 17 из 58 мест, что определяло ее господствующее положение в федерации, так как без ее согласия не могло быть изменено ни одно из положений Конституции. Чтобы заблокировать подобные предложения, достаточно было 14 голосов. «Гегемонистская федерация» Германии представляла собой не союзное государство, а союз династий. В Союзном совете были представлены не народы субъектов федерации, а представители местных монархов: королей, князей, герцогов.

Члены верхней палаты империи  – Союзного совета – бундесрата – назначались правительствами  союзных государств: «Союзный совет  состоит из представителей государств, входящих в состав союза, между которыми распределены голоса». Как было отмечено выше, Пруссия получила наибольшее количество голосов. Остальные государства  имели в нем от одного до 6 депутатов. От Пруссии зависело отклонение любого законопроекта. Мелкие государства  нередко даже отказывались являться в бундесрат.

Нижняя палата парламента сохранила название рейхстага. Он избирался  сначала на 3 года, затем (с1887 г.) на пять: «Рейхстаг образуется посредством  всеобщих и прямых выборов с тайной подачей голосов». Фактическая власть рейхстага была небольшой. Его неоднократные попытки установить хотя бы минимальный контроль над исполнительной властью неизменно завершались поражением.

Конституция 1871 г. не знала  принципа «ответственное правительство. На исполнительную власть по Конституции фактически не возлагалось никакой ответственности.

Конституция 1871 г. не провозглашала  даже формально принципа «народного суверенитета», который приходил в  полное противоречие с консервативными  представлениями правящих кругов (и  в значительной мере массового сознания) о государственной власти монарха, воля которого является высшей. От имени императора осуществлялась и исполнительная, и законодательная власть, определялась компетенция государственных учреждений и должностных лиц.

Итак, как уже было сказано  выше, имперское правительство было представлено в единственном лице –  лице канцлера. Кабинета министров  не существовало. Министры, ведавшие определенным кругом дел, находились в подчинении канцлера. Бисмарк писал: «Действительную  ответственность в делах большой  политики может нести только один-единственный руководящий министр, а не анонимная  комиссия с мажоритарным голосованием».

Функции имперского правительства  были весьма широкими. «Надзору со стороны  империи и ее законодательству подлежат следующие предметы:

1) Определения, касающиеся  свободы переселения, отношений  к месту рождения и к месту  жительства, права гражданства, паспортов,  полиции, иностранцев, а также  касающиеся ремесла и страхования,  сверх того определения о колонизации  и о переселении в иностранные,  негерманские земли.

2) Законодательство таможенное  и торговое и установление  налогов, необходимых для нужд  империи.

3) Определение системы  мер, весов и монет, а также  основные положения о выпуске  бумажных денег, гарантированных  движимыми или недвижимыми ценностями.

4) Общие определения в  банках.

5) Патенты на изобретения.

6) Охрана авторской собственности.

7) Организация общей защиты  германской торговли за границей, германского мореплавания и распределение  общего консульского представительства,  установленного на счет империи.

8) Железные дороги и  пути сообщения, водные и сухопутные, установленные в интересах защиты  страны и всеобщего оборота.

10) Почта и телеграф.

13) Общее законодательство  в гражданском праве, уголовное  право и судопроизводство.

14) Армия и военный флот  в империи.

16) Определения о прессе  и о праве общения (союзов)».

На долю же местных правительств приходилось главным образом исполнение имперских законов, получавших преимущества перед законами областническими. По своему социально-политическому содержанию конституция 1871 г. была выражением компромисса, установившегося в ходе развития страны, между феодально-юнкерским землевладением и быстрорастущим прусско-германским капиталом.

 

3.2. Конституция Франции

Принятая 4 ноября 1848 г. Конституция Второй республики была документом, отразившим противоречия своей эпохи. В ней закреплялись интересы не революционной, романтически настроенной буржуазии, а буржуазии умеренной и даже консервативной, превратившейся в господствующую силу в обществе и государстве, принявшей на себя ответственность за конституционный порядок.

Конституция 1848 г., закреплявшая республиканский строй и систему  республиканских институтов, не могла  проигнорировать недавнее монархическое  прошлое Франции. В ней особо  декларировалось, что "публичная  власть не может передаваться по наследству". Она закрепила также всеобщее избирательное право, которое рассматривалось общественным мнением как один из основных показателей демократического характера второй республики.

Конституция недвусмысленно и решительно, закрепляла окончательно утвердившийся к середине XIX в. капиталистический строй, прокладывала путь к поискам классовых компромиссов. Конституция 1848 г. прямо отвергла революционные методы борьбы. Декларируемые в конституции демократические права рассматривались как составной элемент республиканского правопорядка. Пользование свободами не должно было выходить за пределы "общественной безопасности" или за рамки, установленные специальным законодательством.

Система государственных  органов Второй республики по Конституции 1848 г. строилась на принципе разделения. Однако центральное место в этой системе было отведено исполнительной власти, которая делегировалась народом "гражданину, который получает звание президента республики". Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. Д.

Конституция предусматривала  учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. Создание этого совета также  ослабляло позиции парламента. В  компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих как от правительства, так и от самого Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности административных споров, т. е. функции административной юстиции.

               Сравнительный анализ. Конституция в так называемом материальном смысле - это писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые, прежде всего, провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а также определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.

Первые писаные конституции в современном понимании были приняты в США в 1787 г. и во Франции и Польше в 1791 г.

Писаная конституция —  это особый законодательный акт  или несколько нередко разновременных актов (например, в Финляндии, Швеции), которые официально провозглашены  основными законами данной страны.

В отличие от других нормативных  актов конституция является основным законом государства и общества. Такое ее положение связано, прежде всего, с тем, что конституционные  нормы регламентируют наиболее важные общественные отношения, связанные  с осуществлением государственной  власти. В них определяются: правовое положение личности, форма правления  и государственного устройства, система  государственных органов и порядок  их формирования, их взаимоотношения  между собой.

 Одним из наиболее  демократичных способов принятия  конституции считается принятие  ее специально избранным для  этой цели учредительным собранием.

 Таким образом, конституция  — это основной закон государства,  определяющий пределы осуществления  государственной власти и представляющий  собой систему правовых норм, регламентирующих государственный  строй страны, принципы правовой  системы государства и основы  его взаимоотношений с населением.

 

 

 

 

 

 

                                   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вениосов А. В. История государства и права зарубежных стран/ А. В. Вениосов. – ТетраСистемс, 2011.

2. Государственное право Германии. М.: ИГП РАН, 1994.

3. Григонис Э.П., Григонис В.П., Конституционное право зарубежных стран. СПб: Питер, 2002.

4. Иванов А. А. История государства и права зарубежных стран – М: Юнити-Дана, 2010.

5. Исаев И. История государства и права зарубежных стран. Учебник для бакалавров/И. Исаев, Т. Филиппова. – М: Порспект, 2013

6. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие/Сост. проф. В.В.Маклаков. – М.: Волтерс Клувер, 2003.

7. Конституционное право зарубежных стран / Под.ред. М.В.Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. Москва, 2009 г.

8.  Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник.В 4-х томах. Тома 1-2. Отв. ред. Б.А. Страшуи - М.: Издательство БЕК, 2005.

9. Чиркин В.Е. «Конституционное право зарубежных стран» М. 1997 г.

10. Чудаков М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. пособие. - Минск: Новое знание, 2001.

11. Шатилова С.А. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. – М.: Вагриус, 2003.

12. Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М.: ЮЛ, 1981.

 


Информация о работе Писаные конституции в Западной Европе и США в XIX веке