Основные представители эпохи просвещения в Англии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:35, реферат

Краткое описание

Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы,
связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений
обусловили основные доминанты культуры XVIII века. Особое место этой
исторической эпохи отразилось и в полученных ею эпитетах: «век разума»,
«эпоха Просвещения».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..………..3-4
Джон Локк – «интеллектуальный вождь XIX века»……………………………………….5-8
Давид Юм – великий английский психолог и философ…………………………………..9-11
Джордж Беркли – яркий представитель английского эмпиризма……….……………....12-14
Энтони Шефтебери – последователь Локка…………………………………...…….………..15
Исаак Ньютон – великий ученый эпохи Просвещения………………………………..…16-18
Томас Гоббс – автор философских трактатов…………...…………………………..……19-23
Заключение………………………………………………...……..……………………...…..24-25
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

реферат по НИСЕА.docx

— 78.20 Кб (Скачать)

   Шефтсбери отрицал связь религии и нравственности. Подобно П.Бейлю, он полагал, что религия не является основой морали. Он выступал против религиозной нетерпимости. В то же время признавал, что Бог - это своего рода нравственный идеал, воплощающий в себе совершенную красоту. 

ИСААК НЬЮТОН 

"Если  я видел дальше  других, то потому, что стоял на  плечах гигантов"

   Исаак  Ньютон (1643-1727) родился в небольшом селении Вульсторп, вблизи городка Грэнтэм, примерно в 200 километрах к северу от Лондона. Родился недоноском, поразительно маленьким и хилым. Впоследствии сам Ньютон рассказывал: "По словам матери, я родился таким маленьким, что меня можно было бы выкупать в большой пивной кружке". Думали, что младенец не выживет. Ньютон, однако, дожил до глубокой старости и почти никогда не болел, обладал крепким здоровьем, сохранил целыми зубы, читал без очков. Местность, в которой Ньютон родился и провел детство, принадлежит к самым здоровым и живописным в Англии. Небольшой двухэтажный домик, сохранившийся до наших дней, находился в уютной долине, где бьют чистые ключи. Небольшой спуск из дома вел к речке Битам. Из окон открывался живописный вид сада, где Ньютон любил сидеть. Может быть, именно в этом саду упало знаменитое яблоко, "подсказавшее" Ньютону закон всемирного тяготения. На двенадцатом году жизни Ньютона поместили в общественную школу в Грэнтэме, а поселился он на квартире у аптекаря Кларка. Общение с аптекарем впервые возбудило в нем влечение к химическим опытам; что касается школьных предметов, то они не давались ему. По признанию самого Ньютона, он был крайне невнимательным и ленивым и считался в классе последним учеником.

   Но однажды  с ним случилось происшествие, которое заставило его изменить  свое отношение к учебе. Один  из школьников, учившийся гораздо  лучше Ньютона и превосходивший  его силой, нанес ему удар  кулаком в живот. Самолюбивый  Ньютон, слабо развитый физически,  не сумел отколотить обидчика. "Чем бы отомстить?" -думал он и решил: нужно опередить своего обидчика в учебе. Мальчик стал усиленно заниматься по всем предметам и вскоре сделался первым учеником. И все-таки особую зависть его товарищей вызывал вовсе не быстрый взлет Ньютона в учебе, а те игрушки, которые он мастерил. Он построил миниатюрную ветряную мельницу, возбуждавшую восхищение не только детей, но и взрослых. При ветре мельница могла смолоть даже горсть зерна. А в безветренную погоду мельницу двигал живой "мельник": эту роль выполняла мышь, которая двигала колеса. А чтобы заставить мышь взбираться на колесо, мальчик повесил над колесиком мешочек с зерном. В четырнадцатилетнем возрасте Ньютон изобрел водяные часы и своеобразный самокат. Часы были настолько верны, что семейство аптекаря пользовалось ими. По вечерам Ньютон запускал воздушные змеи с прикрепленными к ним небольшими фонариками. Мальчишки всего города с завистью смотрели на змей, безмолвно скользивших над крышами и бросавших таинственный желтый отсвет. Ко всему Ньютон умел неплохо рисовать красками и карандашом.

   Хотя  Ньютон в школьные годы и  не обнаружил исключительного  математического дарования, как,  например, Паскаль, тем не менее способности его были гораздо выше обыкновенных. К грэнтэмскому периоду относится, по-видимому, единственное романтическое увлечение Ньютона. В доме аптекаря он подружился с маленькой мисс Сторей, воспитанницей аптекаря. Позднее дружба переросла в любовь, и уже намечался брак. Но впоследствии, когда вполне определилась университетская карьера Ньютона, ему пришлось отказаться от намерения жениться: по средневековой традиции члены колледжа должны были быть холостыми. Но до конца жизни Ньютон поддерживал дружеские отношения с участницей своих детских игр, помогал ей и посещал ее при наездах в родные места. Когда Ньютону минуло пятнадцать лет, к тому времени вторично овдовевшая мать решила вызвать сына к себе на ферму, где обстоятельства требовали его присутствия. Чтобы приучить Ньютона к хозяйству, мать каждую субботу посылала его на рынок в Грэнтэм со старым служителем. Там они должны были продавать продукты фермы и покупать нужные для семьи товары. Ньютон, полагаясь во всем на верного слугу, предоставлял ему право хлопотать о продаже и покупке, сам же уходил на чердак и читал там книги или же, не доезжая до рынка, усаживался под деревом, читал или просто мечтал, пока старик не возвращался из города. Как-то его дядя увидел Ньютона у изгороди с книгой в руках. Оказалось, что мальчик с увлечением решал математические задачи. Пораженный этим, дядя решил уговорить мать Ньютона не противиться желанию сына продолжать образование. Мать сама скоро убедилась, что ее сын не рожден фермером, и отослала его опять в школу. После окончания ее восемнадцатилетний Ньютон прибыл в Кембридж для поступления в один из лучших в то время университетов.

   Университетский  Тринити -колледж был точной  микрокопией общества тогдашней Англии. Там, как полагалось, были курсы и факультеты, но были еще и классовые ступени, перешагнуть через которые студенты не могли. Их было много, этих невидимых барьеров, и будущий ученый встал на низшую из них. Всех студентов этой группы, а их было, в общем-то, немного, называли субсайзерами. Они не платили за учебу, но в их обязанность входило обслуживать богатых студентов - коммонеров и пенсионеров. Многие из этих "пенсионеров", наверное, хвастались потом, что сапоги им чистил сам Ньютон. Хотя научный багаж юноши был довольно ограниченным, его ум давно привык к серьезному и, главное, самостоятельному мышлению. Уже в первые годы ученья в университете Ньютон во многом обогнал своих сверстников, в чем была большая заслуга учителя Ньютона, известного математика Исаака Барроу. Читая книги, Ньютон составлял заметки о прочитанном, но не в виде выписок-любимого занятия талантливых посредственностей, а стараясь развить то или иное положение, которое его заинтересовало. Через три года после поступления в университет- Ньютон на старшем курсе. Теперь он не субсайзер, у него есть звание -действительный студент, а еще через год - бакалавр. Профессор Барроу, выступая перед студентами, публично объявил его "мужем славным и выдающихся знаний".

   Затем  последовали два "чумных года". Удивительно, что творческий подъем  в жизни Ньютона в эти годы  заключался не только в необычайном  богатстве и значении полученных  им научных выводов. Подобный  взлет не повторялся у него  больше никогда в масштабах,  в какой-либо степени сравнимых  с прошлым. Ньютон пришел к  понятию производной, исходя из  вопросов механики определения  скорости прямолинейного неравномерного  движения. Функцию от времени  (в нашем понимании) он назвал  флюэнтой, то есть тешущей величиной, производную же - флюксией. Первые он обозначал буквами и, х, у, а вторые -этими же буквами с точкой над ними. Приращение времени t он обозначал знаком о (но это не нуль!), а дифференциал dx -символом xo и называл его моментом. В настоящее время эти символы утратили свое значение. Лишь в физике и механике в некоторых случаях обозначают точками над буквами производные по времени. В своем "Методе флюксий" Ньютон решил также другую задачу: "По данному уравнению, содержащему флюксии, найти соотношение между флюэнтами". Именно эта задача привела к понятию неопределенного интеграла. Написанная вскоре после "Метода флюксия" и опубликованная в 1704 году работа Ньютона "Рассуждение о квадратуре круга" была посвящена в основном интегрированию некоторых сложных выражений. С новым методом Ньютона человечество получило возможность познакомиться лишь в 1736 году, уже после смерти творца, когда вышел в свет его труд "Метод флюксий и бесконечных рядов с приложением его к геометрии кривых". Однако идеи этого метода выкристаллизовались в те два чумных года, когда двадцатидвухлетний Ньютон вынужден был жить в родной деревне Вульсторп, вдали от многолюдного колледжа с его профессиональными новостями, дрязгами и столкновениями самолюбий. Здесь, в деревенской тиши, не отвлекаемым ничем посторонним от своих мыслей молодой Ньютон мог полностью сосредоточиться и продумать те проблемы новых открытий, которые возникали у него еще в колледже, мог начать претворять в жизнь задуманные изобретения. Это были годы поистине титанической творческой активности. Именно тогда Ньютон приходит к мысли о законе всемирного тяготения, тогда же он произвел важнейшие опыты по оптике, познав тайну спектра, открыл формулу разложения бинома n-й степени (бином Ньютона). В страшные чумные годы Ньютон создал программу своей дальнейшей научной работы и в значительной мере ее осуществил.

    Можно  было ожидать, что по возвращении  в университет Ньютон, благодаря  уже сделанным открытиям, станет  знаменит. Но этого не случилось.  Он никому не рассказывал о  сделанном. Одной, из причин  тому было нежелание сообщать  миру что-либо не установленное  окончательно, непроверенное. "Я  гипотез не измышляю",- говаривал  Ньютон. В положенные сроки Ньютон  переходит с одной ступеньки  иерархической лестницы, обычной  для университетского работника,  на другую и достигает ее  вершины. Он проводит опыты  по оптике, изготовляет телескоп, за что его избирают членом  Королевского общества. Открывает  один закон за другим. И в  этом ему помогает открытый  им метод флюксий. Но открытия  редко делаются учеными- одиночками. Чаще всего к ним приходят  почти одновременно несколько  ученых. Близок к открытию закона  о всемирном тяготении был  и Роберт Гук. Независимо от  Ньютона дифференциальное и интегральное  исчисление открыл немецкий математик  Лейбниц. Завязывается полемика  о приоритете. Споры вокруг Ньютона,  порой яростные и обостренные,  длились долгие годы. Великий  ученым ожесточался, терял веру  в людей, уходил в себя, но  никогда не сомневался в своей  правоте. Движимый горечью и  разочарованием, он писал однажды: "Я убедился, что либо не  следует сообщать ничего нового, либо придется тратить все  силы на защиту своего открытия..." И Ньютон действительно при  жизни мало печатался. Многие  основные математические труды  вышли в свет уже после смерти  Ньютона. В целом долгая жизнь  Ньютона сложилась удачно, успех  следовал за успехом. Он дважды  избирался членом парламента. Правда, в этом звании Ньютон не  совершил ничего примечательного.  Затем он назначается директором  Монетного двора. Королева Анна  производит некогда безызвестного  Исаака Ньютона в рыцарское  звание. С тех пор к его имени  прибавилась приставка "сэр". Примерно в то же время выходят  его труды "Оптика", "Рассуждение  о квадратуре круга", "Начала" и другие. В дополнение к характеристике  личности Ньютона добавим, что  он был ниже среднего роста,  несколько склонным к полноте.  Отличался завидным здоровьем.  Он до конца жизни сохранил  густые волосы. От рождения был  белокурым, но к тридцати годам  почти полностью поседел. Ньютон  был добрым, отзывчивым, скромным  и, как многие ученые, очень  рассеянным. К концу жизни Ньютон  стал весьма богатым человеком,  но оставался щедрым, помогая  многим студентам деньгами.

   Его скромность  характеризует, например, высказывание  самого Ньютона: "Не знаю, чем  я могу казаться миру, но сам  себе я кажусь только мальчиком,  играющим на морском берегу, развлекающимся  тем, что от поры до времени  отыскиваю камешек более цветистый,  чем обыкновенно, или красную  раковину, в то время как великий  океан истины расстилается передо  мной неисследованным". Примерно  за три недели до кончины  Ньютон стал чувствовать приступы  каменной болезни. Свои страдания  он переносил терпеливо, не  жалуясь, хотя ему было тяжело. 20 марта 1727 года его не стало.  Шесть пэров Англии пронесли на плечах гроб ученого к Вестминстерскому аббатству в Лондоне, где захоронены величайшие люди Англии. На могиле поставили великолепный мраморный памятник с высеченной на нем длинной латинской надписью, завершающейся словами: "…украшение человеческого рода", а на его памятнике в Кембридже скульптор высек слова Лукреция: "Разумом он превосходил род человеческий".  

ТОМАС ГОББС 

   Томас Гоббс родился 5 апреля 1588 года, его отец был приходским священником. В 1608 году Томас окончил Оксфордский университет, а в 1610 году стал учителем лорда Гардвика, сына аристократа Уильяма Кавендиша (впоследствии графа Девонширского). 
 
   Мировоззрение Гоббса сформировалось под влиянием работ и рассуждений таких ученых как Френсис Бэкон, Пьер Гассенди, Рене Декарт и Иоганн Кеплер. Томас Гоббс считал основой нравственности некий «естественный закон», то есть стремление человека к удовлетворению своих собственных потребностей. Соответственно, моральный долг человека и нравственные ценности, как считал Гоббс, были равны гражданским обязанностям. 
 
   Гоббс придумал первую завершенную систему механистического материализма. Суть ее заключалась в следующем: природа – это всего лишь собрание неопределенных тел, которые отличаются друг от друга по форме, положению в пространстве, размерам и движению (перемещению). Чувственные качества вещей принадлежат не самим вещам, а лишь нашему восприятию.  
 
   Государство, по мнению Гоббса, является результатом договора между народами, а лучшей формой государственного строя является монархия. Также большое значение он придавал церкви как орудию государства для подчинения себе народа. Поэтому монарх должен быть одновременно и главой церкви.  
 
   Томас Гоббс умер 4 декабря 1679 года в городе Дербишир в Англии. Его теории долгое время лежали в основе развития общественной и философской мысли в Европе.

   Слава пришла к нему как к автору философских трактатов, однако склонность к философии проявилась, когда ему было далеко за сорок. Гоббс жил в один из самых значительных периодов английской истории. Он учился в школе, когда заканчивалось царствование Елизаветы I, был выпускником университета, наставником и знатоком древних языков в эпоху Якова I, изучал философию в правление Карла I, был знаменит и находился под подозрением при Кромвеле и, наконец, вошел в моду как историк, поэт и почти что непременный атрибут британской жизни в эпоху Реставрации.

   Гоббс был воспитан дядей, обладавшим значительным состоянием и стремившимся дать своему племяннику достойное образование. Ребенок пошел в школу в четыре года и с шести лет учил латынь и греческий. В четырнадцать лет, освоив языки настолько, что мог свободно перелагать Еврипида латинским ямбом, был отдан в Модлин-Холл, один из колледжей Оксфордского университета, где спустя пять лет получил степень бакалавра. В 1608 Гоббсу повезло: он получил место воспитателя в семье Уильяма Кавендиша, графа Девонширского. Так началась длившаяся всю его жизнь связь с семейством Кавендишей.

   Средств, которые он получал благодаря своему наставничеству, хватало на то, чтобы продолжить академические занятия. Гоббс также имел возможность познакомиться с влиятельными людьми, в его распоряжении находилась первоклассная библиотека, а кроме всего прочего, сопровождая в путешествиях молодого Кавендиша, он смог посетить Францию и Италию, что послужило сильнейшим стимулом его умственного развития. По сути дела, интеллектуальная биография Гоббса, единственный заслуживающий интереса аспект его жизни, может быть поделена на периоды соответственно трем путешествиям по Европе.

   Первое путешествие в 1610 вдохновило его на изучение античных авторов, поскольку в Европе аристотелевская философия, в традициях которой он был воспитан, считалась уже устаревшей. Гоббс вернулся в Англию, полный решимости глубже познакомиться с мыслителями античности. В этом его укрепили и беседы с лордом-канцлером Фрэнсисом Бэконом 'во время чудесных прогулок в Горамбери'. Эти беседы состоялись, по-видимому, между 1621 и 1626, когда Бэкон был уже отправлен в отставку и занимался сочинением трактатов и разнообразными проектами научных исследований. Вероятно, Гоббсу передалось не только бэконовское презрение к аристотелизму, но также убеждение в том, что знание - это сила, а целью науки является улучшение условий человеческой жизни. В автобиографии, написанной по-латыни в 1672, он пишет о занятиях античностью как о счастливейшем периоде своей жизни. Его завершением следует считать перевод Истории Фукидида, опубликованный отчасти для того, чтобы предупредить соотечественников об опасностях демократии, ибо в то время Гоббс, подобно Фукидиду, был на стороне 'царской' власти.

Информация о работе Основные представители эпохи просвещения в Англии