Основные представители эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:56, контрольная работа

Краткое описание

В своём развитиевропейское Возрождение (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) прошло ряд исторических этапов:
1) Проторенессанс – XIII-начало XIV в. ;
2) Ранний Ренессанс (треченто и кватроченто) с сер. XIV по XV в.;
3) Высокий Ренессанс (чинквиченто) – до второй трети XVI в.;
4) Поздний Ренессанс – вторая треть XVI – п. пол. XVII в. [8, с.319]

Оглавление

Глава 1. Основная характеристика эпохи Возрождения
Глава 2. Гуманизм
Глава 3. Основные представители эпохи Возрождения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная по фил (2).docx

— 30.58 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Глава 1. Основная характеристика эпохи Возрождения

Глава 2. Гуманизм

Глава 3. Основные представители эпохи Возрождения

Заключение

Список литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основные черты эпохи Возрождении

В своём развитиевропейское Возрождение (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) прошло ряд исторических этапов:

1) Проторенессанс – XIII-начало XIV в. ;

2) Ранний Ренессанс (треченто и кватроченто) с сер. XIV по XV в.;

3) Высокий Ренессанс (чинквиченто) – до второй трети XVI в.;

4) Поздний Ренессанс – вторая треть XVI – п. пол. XVII в. [8, с.319]

Термин Возрождение впервые  введен Джорджо Вазари, архитектором, живописцем и историком искусства XVI в., для определения исторической эпохи, которая была обусловлена ранней стадией развития буржуазных отношений в Западной Европе. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле.

Среди определений Возрождения  нет общепризнанного. Мыслители, писатели, историки, искусствоведы предлагают свои объяснения этому культурному  феномену, обращая внимание на разные его признаки. Если сгруппировать  множество самых разных признаков, можно понять культурный смысл Возрождения  как:

— расцвет культуры;

— переворот в культуре;

— переходный культурный этап;

— восстановление античности.

Каждый из этих признаков  может проявляться независимо от Ренессанса, но только их совокупность образует качественно новую ступень  в развитии культуры. Поэтому мы можем определить европейское Возрождение  как время мощного культурного  расцвета, восстановление многих культурных традиций греко-римской древности; решительную культурную перестройку  и переходный этап к новому времени  в истории европейской цивилизации. Отличительная черта этой эпохи – светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности).

Феномен Возрождения связан с целым рядом факторов. Среди  них:

- Исторические причины.  Громадное расширение интеллектуального  горизонта началось прежде всего благодаря Крестовым походам и торговле Италии на Востоке. Исследователи Азии, такие как венецианец Марко Поло, будоражили ограниченное воображение Средневековья широкой панорамой мира и подготавливали открытия Америки Колумбом.

- Политические и социальные  причины. Смена республиканских  правительств тираниями или диктатурами,  такими как Сфорца в Милане, дом Эсте в Ферраре, Медичи во Флоренции и т.д. Отсюда пышность дворов, более свободные нравы, большая роскошь в искусствах. С другой стороны, в интеллектуальную и социальную жизнь вливается класс буржуазии. Отсюда замена рыцарского идеала насмешливостью и распущенностью и начало свободомыслия. Изменения, которые можно наблюдать в «Декамероне» Бокаччо.

- Научные причины. Горячая  любознательность, глубокая жажда  знаний овладела умами. Когда  душа погрузилась в мистические  мечты и размышления, разум  предъявил свои права. Вера  не была ниспровергнута, но появилось  желание изучать и понимать  Природу. Наряду с Библией изучали  Гомера и Вергилия. Отцам церкви  предпочитали Цицерона. Аристотель  и Платон заняли место Альберта  Великого и Дунса Скотта. Галилей и Джордано Бруно еще не пришли, но были уже не далеко. Человеческий дух желал измерить и охватить видимый мир.

- Глубинная причина, внутренний  импульс. Все эти влияния, пришедшие  извне, являются перед нами  как неотъемлемые факторы Возрождения,  но они были объединены одним  фактором, еще более мощным, который  как бы собрал их воедино.  Этот фактор существовал в  воле человека того времени,  в глубинном импульсе его внутренней  жизни. То была новая необходимость  личности развиваться свободно, без ярма и преград, раскрываться  во всей своей полноте и  независимости.

Человек того времени полон  духовных сил. Пикко делла Мирадола писал: «О дивное и возвышенное назначение человека, которое дано достигнуть того, к чему он стремился, и быть тем, чем он хочет!» Ему вторил Массимо Фичино: «Человек измеряет небо и землю… ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким… А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал». Эти слова со всей наглядностью показывают дерзновенный взлет человеческих воззрений, веры человека Возрождения в его силу и талант.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений.

Таким образом, рост городов, обусловленный развитием общественного  производства на основе товарно-денежных отношений, развитие торговых связей и  коммуникаций, городской культуры, появление свободных от феодальной зависимости сословий подрывало  основы феодализма.

Необходимость развития производительных сил дала толчок к опытному познанию природы, к переориентации философии  с теологических и схоластических проблем на вопросы познания природы, а потребность в свободном  от внешнего принуждения труде послужила  импульсом к возникновению новых  представлений о человеке, его  свободе и достоинстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Гуманизм

Гуманизм — общественно-философское движение, рассматривавшее человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. Нижняя его граница не очень отчетлива: приблизительно вторая половина XIV в. Распространившись в Германии, Франции, Англии и других странах, гуманизм в течение двух столетий стал движением международным. Исторической почвой для возникновения движения гуманизма послужило обогащение городов и расцвет в них светской культуры. Люди образованные стали ощущать себя не столь зависимыми, как это было в средневековье, от регламента католической церкви в нравственной и бытовой сферах. Главным центром гуманизма стала Флоренция, которую можно назвать столицей итальянского Ренессанса.

Называя себя «мудрецами»  или «ораторами», итальянские гуманисты  обозначали свои занятия как «познание  вещей, которые относятся к жизни  и нравам и которые совершенствуются и украшают человека», - так писал  на заре гуманизма о своих целях Леонардо Бруни.

Подавляющее большинство  гуманистов были выходцами из захудалых  провинциальных городишек, являясь  отпрысками небогатых, а то и вовсе  бедных семейств. Но при этом они  считали себя (в терминологии более  позднего времени) аристократами духа. Они занимались политикой, философией, риторикой, этикой, литературными и  историческими исследованиями, изучением  античных pyкописей, педагогикой и воспитанием, в процессе их активной и разносторонней жизнедеятельности создавался новый особенный тип мышления — ренессансный гуманизм.

Ослабление связей гуманистов с церковью усиливало их неприязнь  к официальной учености, пропитанной  церковно-схоластическим духом. У многих из них такая неприязнь перерастала  в резко критическое отношение  ко всей системе этой учености, к  ее социальным и философским основам, к авторитарности, вне и без которой эта ученость не могла существовать. Немаловажно также напомнить, что гуманистическое движение началось в Италии в эпоху упадка морально-политического авторитета папства, связанного с событиями его «авиньонского пленения» (1309 — 1375), нередкими расколами католической церкви, когда в противовес «законным» папам появлялись антипапы и когда на церковных соборах оспаривалось верховенство пап в жизни церкви.

Показателем светского, антисакрального характера гуманистического движения является такой огромной исторической важности факт, как возникновение различных кружков гуманистов, не имевших никакого отношения к университетам и совсем не связанных с интересами церкви. Некоторые из этих кружков разрабатывали определенные уставы, регулировавшие их активную деятельность. Поадчеркивая значение образованности и таланта как важнейших проявлений и показателей человечности, гуманизм примерно с середины XV в. стал в Италии весьма влиятельной идеологией. Некоторые гуманисты избирались папами.

Гуманистическое мировоззрение  Возрождения вовсе не представляло собой единую идеологию. Но какие  бы проблемы ни обсуждались в гуманистических кружках, о чем бы ни шла полемика, центром их размышлений оставался человек и понимание его сознательной потребности в самоутверждении.

Гуманисты воспринимали человека как наиболее прекрасное и совершенное  творение Бога, рассматривая библейское выражение «по образу и подобию» как основание для распространения  на него созидательных, творческих функций, видя его предначертание на Земле  в активном созидательном действии, познании и преобразовании мира, в  украшении его своим трудом, развитии искусств, наук и ремесла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основные представители эпохи Возрождения

 

ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА (1304—1374) — родоначальник итальянского Возрождения, великий поэт и мыслитель, политический деятель. Выходец из пополанской семьи Флоренции, он многие годы провел в Авиньоне при папской курии, а остаток жизни — в Италии. Петрарка много ездил по Европе, был близок с папами, государями. Его политические цели: реформа церкви, прекращение войн, единство Италии. Петрарка был знатоком античной философии, ему принадлежит заслуга собирания рукописей античных авторов, текстологической их обработки.

Гуманистические идеи Петрарка развивал не только в своей гениальной, новаторской поэзии, но и в латинских  прозаических сочинениях — трактатах, многочисленных письмах, в том числе  в его основном эпистолярии «Книге о делах повседневных».

О Франческо Петрарке принято утверждать, что он сильнее, чем кто-либо – во всяком случае, в его времена – сосредоточен на себе. Что но был не только первым «индивидуалистом» Нового времени , но и гораздо более того – поразительно законченным эгоцентриком.

В произведениях мыслителя  на смену теоцентрическим системам средневековья пришел антропоцентризм ренессансного гуманизма. Петрарковское «открытие человека» дало возможность для более глубокого познания человека в науке, литературе, искусстве.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1454—1519) — гениальный итальянский художник, скульптор, ученый, инженер. Родился  в Анкиано, около селения Винчи; отец его был нотариусом, перебравшимся в 1469 г. во Флоренцию. Первым учителем Леонардо был Андреа Вероккио.

Интерес Леонардо к человеку и природе говорит о его  тесной связи с гуманистической  культурой. Созидательные способности  человека он считал безграничными. Леонардо одним из первых обосновал идею познаваемости  мира посредством разума и ощущений, которая прочно вошла в представления  мыслителей XVI века. Сам он говорил  о себе: «Я бы постиг все тайны, добравшись до сути!»

Исследования Леонардо касались широкого круга проблем математики, физики, астрономии, ботаники, других наук. Его многочисленные изобретения  были основаны на глубоком изучении природы, законов ее развития. Он был новатором и в теории живописи. Наивысшее проявление творчества Леонардо видел в деятельности художника, научно постигающего мир и воспроизводящего на полотне. О вкладе мыслителя в ренессансную эстетику позволяет судить его «Книга о живописи». Был воплощением созданного Возрождением «универсального человека».

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469—1527) — итальянский мыслитель, дипломат, историк.

Флорентиец, происходил из древней, но обедневшей патрицианской семьи. В течение 14 лет занимал место секретаря Совета десяти, ведавшего военными и иностранными делами Флорентийской Республики. После реставрации во Флоренции власти Медичи был отстранен от государственной деятельности. В1513—1520 годах находился в изгнании. К этому периоду относится создание наиболее значительных произведений Макиавелли — «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции», снискавших ему европейскую славу. Политический идеал Макиавелли — Римская Республика, в которой он видел воплощение идеи сильного государства, народ которой «много превосходит государей и в добродетели, и в славе». («Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»).

Идеи Н. Макиавелли оказали  весьма значительное влияние на развитие политических учений.

ТОМАС MOP (1478—1535) — английский гуманист, писатель, государственный  деятель.

Родился в семье лондонского  адвоката, получил образование в  Оксфордском университете, где примыкал к кружку оксфордских гуманистов. При Генрихе VIII занимал ряд высоких  государственных постов. Очень важное значение для формирования и развития Мора как гуманиста имела его встреча и дружба с Эразмом Роттердамским. Был обвинен в государственной измене и казнен 6 июля 1535 года.

Самое известное произведение Томаса Мора — «Утопия», в котором  отразилось и увлечение автора древнегреческой  литературой и философией, и влияние  христианской мысли, в частности  трактата Августина «О граде Божьем», а также прослеживается идейная  связь с Эразмом Роттердамским, гуманистический идеал которого был во многом близок Мору. Его идеи оказали сильное воздействие на общественную мысль.

Информация о работе Основные представители эпохи Возрождения