Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:29, контрольная работа
Эпоха просвещения занимает исключительное место в истории культуры. Хронологические рамки данной эпохи определены немецким ученым в. Виндельбандом как столетие между славной революцией в англии (1689) и великой французской революцией (1789). Необходимо отметить приоритет англии в формировании идеологии и культуры европейского просвещения, причем не следует забывать о специфике воплощения идей просвещения в культуре разных государств.
Эпоха просвещения занимает исключительное место в истории культуры. Хронологические рамки данной эпохи определены немецким ученым в. Виндельбандом как столетие между славной революцией в англии (1689) и великой французской революцией (1789). Необходимо отметить приоритет англии в формировании идеологии и культуры европейского просвещения, причем не следует забывать о специфике воплощения идей просвещения в культуре разных государств.
Европейское просвещение - вполне конкретный комплекс идей, породивший определенную систему культуры. Здесь уже можно говорить об изменениях в сознании огромной массы людей, которые, по словам и. Канта, вышли “из состояния своего несовершеннолетия” и были захвачены потоком новых идей, что и привело к рождению нового типа культуры.
Культура
просвещения имеет ряд
Возможностей всех наций. Вместе с тем распространение космополитизма привело к падению чувства патриотизма, что наиболее ярко видно на примере франции. “с самого начала французская революция отлича-лась космополитизмом, ее трудно назвать собственно французской... Тогда идеалом считался скорее абстрактный “человек”, но отнюдь не родина” (э. Фагэ). Всё чаще высказывается мысль о единстве человечества и культуры.
На протяжении xviii в. В европе в целом необычайно возрастает интерес к жизни, обычаям и культуре стран востока. Так, во франции еще в конце xvii в. Появилось многотомное издание “восточная библиотека”. В начале xviii в. Появляются переводы с арабского, персидского и других восточных языков. Особый успех имеет издание “сказок тысячи и одной ночи”, вызвавшее множество подражаний. Однако еще более важное значение имели попытки теоретически осмыслить культуру разных народов, исходя из идеи единства человеческой природы и универсальности разума. Итальянский просветитель вико говорил: “в природе существует один умственный язык, общий для всех народов”. Немецкий учёный и.г. гердер внимательно изучал фольклор разных стран и опубликовал сборник “голоса народов в их песнях”. Разумеется, охватить все богатство культуры мира было невозможно. Но он мечтал об этом, восторженно восклицая: “какой бы это был труд о роде людском, о человеческом духе, мировой культуре!”.
3. Культуре эпохи просвещения присуща “научность”. К началу xviii в. Естествознание переживало истинное возрождение. Ученые середины xviii в. Стремились объяснять все явления природы исключительно естественными причинами. “это вовсе не были эмпирики с философской точки зрения, это были служители науки, - подчеркивает в.и. вернадский, - окончательно вошедшей в жизнь человечества на равноправном положении с философией и религией”. То, что раньше было уделом немногих, теперь стало общим достоянием, примером чего служит знаменитая французская энциклопедия. На историческую арену впервые выступило самостоятельное и цельное научное мировоззрение. В эпоху просвещения завершилось формирование современной науки с ее идеалами и нормами, определившими последующее развитие техногенной цивилизации.
4. Идеологи просвещения верили, что именно с помощью разума будет найдена истина о человеке и окружающей природе. Недаром просвещение называют веком разума. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и политики: человек может и должен действовать разумно; общество может и должно быть устроено рационально. Культ разума в xviii в. Стал главной доктриной культуры. Вольтер называл свой век веком разума, распространившимся по европе - от петербурга до кадиса.
5. Определяющей чертой культуры эпохи просвещения является идея прогресса, которая тесно переплетается с идеей разумности.
Именно
в эпоху просвещения была сформулирована
концепция “вера в прогресс через
разум”, определившая надолго развитие
европейской цивилизации и
6. Для
культуры просветителей
Часть 2
Французское просвещение, направленное в целом против феодализма и абсолютизма, состояло из различных по политической и философской радикальности учений. Представители старшего поколения - ш.л. монтескье и вольтер -тяготели больше к постепенному реформированию феодального общества по образцу англии, где установилась конституционная монархия - форма государственного устройства, при которой власть монарха ограничивается рамками конституции и сильного парламента. Они рассчитывали на “разумное сочетание” интересов буржуа и аристократов. Д. Дидро, ж.о. ламетри, к.а. гельвеций, п.а. гольбах в принципе отрицали феодальную собственность и феодальные привилегии, отвергали монархическую власть, выступая при этом за "просвещённую монархию”, воплощение идеалистической веры в возможность улучшить монархическую власть через активное просвещение монархов в духе новых идей времени как компромиссный промежуточный вариант.
Издание "великой энциклопедии” собрало все разрозненные знания и стремления просветителей в одно целое. Энциклопедия сплотила вокруг себя умнейших людей франции. В париже образовался кружок философов-энциклопедистов, который заявил о себе в начале 50-х годов как об общественной партии. Энциклопедисты -французские просветители, принявшие участие во главе с дени дидро в создании 35-томной “энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел” - провозгласили целью многотомного издания -подвести итоги познаний человечества в различных отраслях. Энцикло-педия стала кодексом французского просвещения. Она была не просто сводом научных знаний, но и формой борьбы с общественными
Предрассудками,
предназначалась для всего
Просветители рассматривали искусство как средство популяризации моральных и политических идей. Смотреть на вещи философски означало смотреть рационально. Писатели просвещения называли себя философами. Литература опиралась на общественное мнение, которое формировалось в кружках и салонах. Двор перестал быть единственным центром, к которому все стремились. В моду вошли философские салоны парижа, где бывали вольтер, дидро, руссо, гельвеций, юм, смит.
Вольтер (настоящее имя франсуа мари аруэ) (1694-1778) был признанным вождем просветителей всей европы. В его творчестве полнее и ярче, чем в чьем-нибудь другом, выразилась общественная мысль века. Все рационалистическое движение часто отождествляют с деятельностью вольтера и называют общим именем - вольтерьянство. В знаменитый замок ферне, где он жил последние 20 лет, стекались, как на богомолье, все образованные люди европы. Отсюда вольтер рассылал философские и литературные манифесты, руководил кружками в париже. Вольтер был великим литератором, он умел изложить просто и доступно самую серьезную тему. Вольтер писал философские повести (“кандид, или оптимизм”, “простодушный”), сатирические поэмы (“орлеанская девственница”), философские трактаты (“английские письма”), пьесы (“заира”, “магомед”), фельетоны, статьи. В противовес некоторым просветителям он всячески подчеркивал ценность культуры.
Крупнейшим представителем французского просвещения был шарль луи монтескье (1689-1755). Его главное и последнее сочинение
- итог
многолетних трудов - “дух законов”. Монтескье
рассматривал
законодательство народов в зависимости
от состояния культуры
общества. Исследуя различные формы правления
(монархию, респуб
лику, деспотию), он разработал теорию
зависимости общественных
отношений от степени просвещенности
общества, от умственного
состояния народа, от общего склада цивилизации.
Демократическое
направление в просвещении
- стихах,
поэмах, романах, комедиях - руссо идеализировал
“естественное состояние” человечества,
прославлял культ природы.
Руссо первым заговорил о высокой цене
прогресса цивилизации. Руссо
противопоставлял испорченности и развращенности
цивилизованных
наций идеальную чистоту нравов жизни
общества на патриархальной
Стадии развития. Его лозунг “назад к природе!” Отражает мечту о естественном существовании естественного человека в естественной среде. Педагогические взгляды руссо выражены в его знаменитом романе-трактате “эмиль, или о воспитании”. Его роман в письмах “юлия, или новая элоиза” и “исповедь” стали настольными книгами для многих поколений образованных людей в европе. В “общественном договоре” руссо сформулировал общественный демократический идеал, основанный на передаче власти от немногих всем.
Часть 3
Образ нового героя, способного благодаря знаниям и природному уму выжить в любых условиях, получил художественное воплощение в английской литературе. В знаменитом романе даниэля дефо (1661-1731) “робинзон крузо” наглядно доказано, что наделённый знаниями человек может выжить в любых условиях. Вполне трезво смотрит на мир автор не менее знаменитого произведения “путешествие гулливера” джонатан свифт (1667-1745). Симпатичный доктор гулливер также не теряется ни при каких условиях, находит общий язык и с лилипутами, и с великанами. Наиболее отчетливо просветительский реализм выразился в творчестве генри филдинга (1707-1754), которого называют классиком литературы просвещения. В романе “история тома джонса, найденыша”, в комедии “судья в ловушке”, сатирическом романе “джонатан уайльд” даётся яркая картина эпохи.
Искусство xviii в. Находилось в стадии пересмотра всех существовавших ранее ценностей. В нем можно выделить несколько направлений, отличающихся друг от друга мировоззренческой и идеологической направленностью. Одним из них является рококо - художественный стиль, сформировавшийся во франции во второй половине xviii в. И отражавший вкуса двора людовика xv и аристократии. Некоторые исследователи рассматривают его как вырождающееся барокко. Такой взгляд вполне правомерен. Действительно, рококо как бы переводит криволинейные построения барокко в новый регистр звучания, более камерный, изящный и нежный. Рококо разыгрывает на стенах и потолках интерьеров орнаментальные симфонии, сплетает кружевные узоры. При этом рококо достигает вершин виртуозности, изящества и блеска, но полностью утрачивает барочную монументальность, основательность и силу. Обнаженные нимфы и ангелы на фоне бледных пастельных тонов пейзажей заполняют пространство. Сфера рококо - убранство интерьера. Рокайльная живопись и скульптура, тесно связанная с архитектурным оформлением интерьера, имела чисто декоративный характер. Она избегала обращения к драматическим сюжетам, носила откровенно иллюзорный безоблачный характер. Плоскость стены разбивалась зеркалами и декоративными панно в овальном обрамлении, состоящем из завитков - ни одной прямой линии, ни одного прямого угла.
Каждую
вещь рококо наряжает, покрывает гирляндами
завитков, инкрустациями, узорами. Стены
особняков знати и богатой
буржуазии, выстроенных в
Обоями, живописью, лепниной. Единство интерьера не нарушала вычурная мебель с инкрустациями. К изящным столикам и пуфикам на тонких гнутых ножках удивительно шли фарфоровые безделушки, ларчики, табакерки, флакончики. В моду вошли фарфор и перламутр. Во франции возникла севрская фарфоровая мануфактура, в германии - не менее знаменитая мейсенская. Произведения прикладного искусства заняли в культуре рококо важное место. В эту эпоху одежда, прически, внешность человека стали произведениями искусства. Неестественные фигуры дам в кринолине, фижмах, париках приобрели силуэт, несвойственный человеческому телу, и казались вычурной игрушкой в фантастическом интерьере.