Основные этапы эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:12, реферат

Краткое описание

Цель нашего исследования: проанализировать основные этапы эпохи
Возрождения. А именно:
- гуманизм (XIV - середина XV вв.) - Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Л. Валла;
- неоплатонизм (середина XV - первая половина XVII вв.) - Н. Кузанский, М. Фичино, П. Мирандола;
- натурфилософия и скептицизм (вторая половина XVI - начало XVII вв.) - Б. Телезио, Ф. Патрици, Д. Бруно, Т. Кампанелла. Мишель Монтень.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ (2).doc

— 100.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
ВВЕДЕНИЕ

"Величайший прогрессивный  переворот", каким явилась, по  определению Ф. Энгельса, эпоха  Возрождения, ознаменовался выдающимися  достижениями во всех областях  культуры. Эпоха, "которая нуждалась  в титанах и которая породила  титанов", была таковой и в истории философской мысли. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томмазо Кампанеллы, чтобы представить себе глубину, богатство и разнообразие философской мысли XIV-XVI вв. Придя на смену многовековому господству схоластики, ренессансная философия являлась своеобразным этапом в развитии европейской философии, предшествующим "великим системам" XVII столетия и эпохе европейского Просвещения.

"Эпохой Возрождения"  или "Ренессансом" (по-французски) этот период истории именуется прежде всего потому, что под таким термином понимают возрождение классической древности, античной культуры, в том числе античных философских учений (философский ренессанс), возникновение нового чувства жизни, которое рассматривалось как родственное жизненному чувству античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от греховного, земного мира. Однако Возрождение, родиной которого является Италия, не следует понимать как простое повторение античной культуры, как возврат к старым традициям и нравам, к прошлому образу жизни.

Это был исторический процесс становления новой культуры, нового естествознания, мировой торговли, соответствующей новым социально-экономическим  преобразованиям, по своей сущности являющимся периодом распада феодализма и становления новых буржуазных общественных отношений, носящим прогрессивный характер, несмотря на присущие им глубочайшие общественные противоречия.

Философская мысль Возрождения  создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом.

 При этом, Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное начало всех вещей.

Актуальность данной темы можно выразить исходя из общей  характеристики философии Возрождения. Мы часто говорим что Бог-это  потенциальный мир, но здесь следует упомянуть одну важную деталь, этот мир является актуально представленным Богом

     Цель нашего исследования: проанализировать  основные этапы эпохи

      Возрождения. А именно:

- гуманизм  (XIV - середина  XV вв.) - Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Л. Валла;

- неоплатонизм (середина XV - первая половина XVII вв.) - Н. Кузанский, М. Фичино, П. Мирандола;

- натурфилософия и  скептицизм  (вторая половина XVI - начало XVII вв.) - Б. Телезио, Ф. Патрици, Д. Бруно, Т. Кампанелла. Мишель Монтень.

 

 

1.Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли

Гуманизм, возникший в середине XIV в. сперва в Италии, а затем распространившийся по всей католической Европе, составляет главное движение в духовной жизни эпохи Возрождения. Он определяет собой основное содержание философской мысли раннего Возрождения.

У истоков философской культуры эпохи Возрождения стоит Данте Алигьери (1265-1321). В таких его произведениях как «Божественная комедия», «Пир», «О монархии» содержатся важнейшие идеи гуманистического мировоззрения. Данте был не только выдающимся поэтом, но и мыслителем, заложившим основы нового гуманистического учения о человеке. Вера в земное предназначение человека и в его способность совершить свой земной подвиг позволила Данте создать в «Божественной комедии» первый гимн достоинству человека. Здесь земное вторгается в запредельное, а личные и общественные страсти бушуют в провалах Ада, на ступенях Чистилища и в райских высях.

В самом процессе возникновения  человеческой души, рассматриваемой  как завершение естественного развития актом творения, Данте видел соединение природного и божественного начал. Двоякая природа человека (смертная и бессмертная) обусловливает, по мнению великого гуманиста, и его двоякое предназначение. Эти две цели человеческого существования являются двумя видами блаженства. Причем высшее, внеземное блаженство не требует отказа от осуществимого на земле человеческого блаженства. Двум видам блаженства отвечают два пути. Первый путь, открытый благодаря разуму, является путем «философских наставлений», жизнью «сообразно добродетелям моральным и интеллектуальным». Второй путь, открываемый «благодаря духу Святому», является путем наставлений духовных, превосходящих разум человеческий. Достижение двух видов блаженства требует и двоякого руководства - земное предназначение человека осуществляется в гражданском сообществе по предписаниям философии и под водительством светского государя. К жизни вечной ведет церковь, основываясь на откровении и возглавляемая верховным первосвященником.

Признавая свободу воли, Данте считал, что она не позволяет  избежать личной ответственности, свалив ее на Бога или на безличную совокупность причин. В учении о двояком предназначении человека проявился разрыв Данте со средневековой традицией.

Общепризнанным родоначальником  гуманистического движения в Италии является поэт и философ Ф. Петрарка. Его основные философские произведения – «Моя тайна», «О своем и чужом невежестве» - посвящены этическим вопросам, а в центре внимания становится внутренний мир человеческой личности в ее земном существовании и творческой деятельности.

Для Петрарки была характерна принципиально новая по сравнению с христианской саморефлексия, осознание богатства и многомерности человеческой жизни. Возрождение античной культуры, восстановление классической системы ценностей давало новую основу для высокой оценки человека. Отвернувшись от догматических формул, в которых полагалось описывать человека, Петрарка обратился к свободному от всяких догм самосознанию и наблюдению, стремясь проникнуть в глубину человеческой души. Он считал, что творческая личность может достичь полной независимости, самообладания и душевного покоя при наличии внутренней борьбы человека с собственными страстями и постоянного противоборства с окружающим миром. В этом проявлялась свойственная его творчеству индивидуалистическая тенденция.

Петрарка отвергает схоластическую ученость как «болтовню диалектиков», бесполезную для активного, деятельного человека. Полемизируя против культа авторитета в схоластической философии, он подчеркивал, что выступает не против Аристотеля, а против глупых аристотеликов.

Высшим идеалом Петрарки являлось просвещенное благочестие, поскольку  он считал, что христианство и классическая античная культура рождают глубокую гармонию.

Одной из проблем, требовавших  нового осмысления являлась проблема человека как единства души и тела. Так, гуманист Д. Манетти (1396-1459) посвятил трактат «О достоинстве и превосходстве человека» красоте и величию человека, понимаемого как центр мироздания и высший результат божественного творения. Он стремился к полной реабилитации телесного начала в человеке. Мир создан Богом для человека, но вершина его творения - это человек, тело которого превосходит другие тела. Человек - это «разумное, предусмотрительное и очень проницательное животное». Новые запросы на человека и его многократно возросшая активность приводили его к сближению не с природой, а с Богом. Для Манетти человек – «словно некий смертный Бог» являющийся как бы соперником бога в творческой деятельности. Если Бог творец всего сущего, то человек является творцом великого и прекрасного царства культуры.

Если в христианском мировоззрении на первом месте стоял  Бог, а затем лишь человек, то гуманисты  выдвигали на первый план человека, а потом говорили о Боге.

Человек обожествляется в философии гуманизма, провозглашается  существом «скорее божественным, чем человеческим», атрибуты божества присваиваются его уму и деяниям. Подчеркивая в человеке деятельное начало, гуманистическая антропология противостоит тем самым как средневековому аскетизму, так и пассивности гедонистического наслаждения.

Одним из первых гуманистов, обративших внимание на наследие Эпикура был Л. Валла (1406-1457). В его учении Валла увидел опору для обоснования новой гуманистической этики. В трактате «Об истинном и ложном благе» он формулирует апологию наслаждения, которая становится одним из важнейших принципов морали того времени. По мнению Валлы, человек должен следовать своей природе, предрасположенной к наслаждению, заботиться не только о душевном, но и о телесном здоровье. Обосновывая свою индивидуалистическую позицию, он считал, что его жизнь является большим благом, чем жизнь Вселенной. Все помыслы человека самой природой направляются на заботу о самом себе.

В сочинении Валлы  «Диалектические опровержения, или  Обновление всей диалектики и оснований  универсальной философии» дана критика схоластического силлогистического метода. Он выступает против свойственного схоластике туманного словообразования и постоянного введения новых терминов, которые не способствуют пониманию мира. Валла призывает к конкретному изучению не слов, а самих вещей. Считая, что конкретную опору логика может найти в языке, он предлагает также внести некоторые изменения в традиционную аристотелевскую логику.

Социально-философские  и политические идеи эпохи Возрождения  наиболее полно представлены в творчестве Н. Макиавелли (1469-1527). С его книг – «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции» - начинается новая эпоха политического мышления. Политическая мысль Макиавелли стремится отделиться от спекулятивного мышления, религии, этики и создать концепцию автономной политики. Ее основными моментами являются: политический реализм, тесно связанный с антропологическим пессимизмом; новая концепция «добродетели» государя; «возвращение к началам», служащая условием восстановления и обновления политической жизни.

В отличие от предшествовавших ему мыслителей Макиавелли руководствуется  в своих сочинениях не абстрактными идеями торжества добра и бога, а реальным опытом конкретной жизни, идеями пользы и целесообразности. Он фактически исключил бога из сферы своего анализа общественной жизни, истории и политики. Объектом изучения становится для него мир человеческих отношений и поступков, прежде всего история и ход образования, возвышения и гибели государств. По его мнению, мир людей столь же неизменен, как и мир природы. Это обусловлено особенностями «человеческой природы», неистребимый эгоизм которой с необходимостью требует государственной организации. Эта высшая сила способна поставить эгоизм в определенные пределы. Макиавелли утверждал, что государство есть дело человеческих рук и бог никакого участия в его установлении не принимает.

Макиавелли показывает, что государства возникают, достигают  вершин величия и могущества, а  затем приходят в упадок и гибнут. Этот круговорот является результатом  воздействия судьбы-фортуны, отождествляемой с богом и обозначаемой также именем необходимости. Вместе с тем, по его мнению, история зависит не только от судьбы-необходимости, но и от того, как человек сумеет ее понять, приспособиться к ней и противостоять.

С чисто земных позиций он рассматривает религию в качестве явления общественной жизни. Религия, по его мнению, подчиняется законам возникновения, возвышения и гибели. Она выступает необходимой и единственной формой общественного сознания, обеспечивающей духовное единство народа и государства. Религия должна отвечать интересам управления государством. Таким образом, не только анализ политики отделяется от религии, но и сама религия оказывается подчиненной политическим соображениям. Политика рассматривается, как самостоятельная область человеческой деятельности. Она имеет свои цели и задачи, независима не только от религии, но и от морали. Более того, моральные соображения всегда подчиняются целям политики. В качестве закона политической морали Макиавелли провозгласил правило «цель оправдывает средства». Эта цель есть общее благо.

 

2.Неоплатонизм

  Идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учений Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого рассвета достиг в XV в.

Для теоретиков неоплатонизма  характерно:

 Противопоставление  сложившейся схоластической философии  новую философскую систему, основанную  на идеях Платона;

Представление новой  картины мира, в которой уменьшалась  роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей; 

 Не отрицание божественной  природы человека, но в то же  время они рассматривали его  как самостоятельный микрокосм;

 Призыв к переосмыслению  ряда постулатов прежней философии  и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.

Наиболее известными представителями неоплатонизма  эпохи Возрождения являлись Николай  Кузанский и Джованни Пико дела Мирандола.

Родоначальником ренессансного платонизма был Николай Кузанский (настоящая фамилия Кребс) (1401-1464) - мыслитель, выдающийся немецкий философ, теолог, крупный ученый в области математики, астрономии, географии и других науках. Учился в Гейдельбергском, Падуанском, Кёльнском университетах. В 1430 году стал священнослужителем, вел активную политическую деятельность в качестве кардинала католической церкви и приближенного Папы. Написал большое количество теологических и философских сочинений.

Информация о работе Основные этапы эпохи Возрождения