Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 22:04, доклад
Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.
Отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности.
1. Введение
2. Основные особенности культуры эпохи Возрождения
3. Идеал личности
4. Вывод
Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века. Конкретно по странам: Италия 14-15 в., 16 в. кризис, в остальных странах 15-16 в., 16 в. – расцвет.
Происходит перестройка вертикальной модели мира. Возрождение – борьба светского и церковного миропонимания. Раскол католической церкви (Реформация – 1517 г.). Вертикальная модель мира перестраивается в горизонтальную. Движение вперед-назад в реальном пространстве и реальном историческом времени. Атеизма не было, ни у Боккаччо, ни у Эразма Роттердамского, ни у Рабле. Просто проблема Бога отошла на второй план, на 1 – проблема человека. Отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527) поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595), выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран. Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Бокаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и особенно в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.
С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни.
Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания).
Основные этапы:
Раннее Возрождение
Период так называемого
«Раннего Возрождения» охватывает собой
в Италии время с 1420 по 1500 года. В
течение этих восьмидесяти лет искусство
ещё не вполне отрешается от преданий
недавнего прошлого, но пробует примешивать
к ним элементы, заимствованные из
классической древности. Лишь впоследствии,
и только мало-помалу, под влиянием
все сильнее и сильнее
Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.
Высокое Возрождение
Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно от 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся перлами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга.
Античное изучается теперь
более основательно, воспроизводится
с большей строгостью и последовательностью;
спокойствие и достоинство
Позднее Возрождение
Третий период Возрождения,
так называемый период «позднего
Ренессанса», отличается каким-то страстным,
беспокойным стремлением
Понятие ренессансного гуманизма в узком и широком смысле слова. Гуманизм в эпоху Возрождения значил не то, что сейчас: в узком смысле это занятие “гуманистическими штудиями”, т.е. Грамматикой, риторикой, историей, моралью и философией, обязательно на основе греко-римской образованности. Гуманизм в широком смысле слова – изучение всей полноты человеческой природы, как противоположности животного мира. Только тот человек, кто преодолел в себе природную дикость. Гуманисты стремились противопоставить средневековой концепции личности свою: признание за человеком права своими силами утверждать свое “я” в мире. Считалось, что возможности человека безграничны. Человек – смертный бог (оксюморон). Этот миф полнее всего выражен в искусстве Высокого Возрождения. Главная тема Выс. Возр. в Италии – прославление красоты и достоинства человека. Это воскрешало принцип единства прекрасного и доброго. Человек – в центре мира. Пико делла Мирандола писал, что человек стоит на земле, но головой касается неба. Такое положение человека для того, чтобы ему легче было проникнуть взором во все окружающее. Личность человека изначально Богом не предопределена, человек сам должен себя ковать.
Понятие гуманизма сочеталось с понятием гармонии. Мир и природа в средние века считались силами, которые мешали человеку соединиться с Богом. В Ренессансе наоборот, поэтизация мира, гармонии человека и мира => убежденность в том, что в мире будут господствовать разум и просвещенность, где человек сможет осуществить себя. Возникали ренессансные утопии, например, миры рассказчиков “Декамерона”. Они сильно отличались от, например, “Утопии” Мора. У последнего – несчастье индивида, а благополучие целого, строгая регламентация, фантастический мир, у Рабле и Боккаччо – стремление вписать идеальное общество в реальное пространство. Вот это и называется ренассансной утопией. Возникла она из-за убежденности, что “золотой век”, “полнота времен” уже наступила. Это библейское выражение в Средние века применялось для Царства Божия, в Ренессанс – для настоящего времени. Идеальный город – город, где жизнь человека очищена от беспорядков и представлена во всей полноте. Он видится как возможный, построенный. А потом – крах иллюзий.
Кризис ренессансного мифа о человеке в период позднего Возрождения.
Увидели гуманисты, что мир-то не идеален, а наоборот, арена войн, оплот жестокости и насилия. В пьесе Шекспира “Буря” Гонзало говорит, что образ “золотого века” возник только для того, чтобы исчезнуть. Золотого века нет и не будет, против него логика исторического развития. Уверенность в том, что золотой век невозможен, -- основа произведений поздних гуманистов. Если гуманист Леонардо Бруни писал, что прекрасно подарить счастье одному человеку, но многим – еще лучше, то 100 лет спустя Гвичардини сомневался, что благополучие государства возможно. Разочарование в ренессансном мифе о человеке: а совершенна ли человеческая природа? Изначально ли человек добр? Ведь человек, добиваясь самореализации, приходил к аморальности и вседозволенности. То, что было положительным, стало отрицательным. Теперь начинается дисгармония человека и мира.
Основные особенности культуры эпохи Возрождения
Отличительной чертой культуры
эпохи Возрождения в Италии явилось
осмысление и углубление индивидуалистических
устремлений человека. Опорой этого
процесса явилась античность, чем
и вызван особый интерес к ней
у деятелей Возрождения. Возрожденческая
культура охватила многие города Италии,
но центром ее была Флоренция.
Термин «Возрождение» впервые употребил
известный живописец, архитектор и историк
искусства Джорджо Вазари (1512-1574) в своей
книге «Жизнеописание наиболее знаменитых
живописцев, ваятелей и зодчих». Он имел
в виду возрождение античности. В дальнейшем,
в основном с ХУ111в. эпоха итальянского
Возрождения характеризовалась преимущественно
как эпоха возрождения человека, как эпоха
гуманизма. Однако, истоки такого толкования
культуры берут начало в самой культуре.
Колюччо Салютати и Леонардо Бруни собственно
ввели в обиход слово humanitas (в переводе
с латинского – человеческая природа,
человеческое достоинство).
Можно спорить о том, является ли Возрождение
мировым феноменом или это культурный
феномен присущ только Италии, в любом
случае уникальная и неповторимая культура
итальянского возрождения выступает своеобразным
образцом, с которым сравниваются возрожденческие
явления в культурах других народов.
Основными чертами культуры Возрождения
являются:
Антропоцентризм
Гуманизм
Модификация средневековой христианской традиции
Особое отношение к античности – возрождение античных памятников искусства и античной философии
Новое отношение к миру
Названные черты тесно
между собой связаны и их стоит
рассматривать все вместе.
С определением основных черт связана
и хронология эпохи итальянского возрождения
(ренессанса). Время, в которое указанные
черты только едва проявляются, характеризуется
как Предвозрождение (Проторенессанс)
или в обозначении столетий – дученто
(Х111 в.) и треченто (Х1V в.) Отрезок времени,
когда культурная традиция, отвечающая
этим чертам прослеживается четко, получила
название раннего Возрождения (кватроченто
– ХV в.) Время ставшее расцветом идей и
принципов Возрождения, а также кануном
ее кризиса, принято называть Высоким
возрождением (чинквеченто – ХУ1 в.)
С чем связана ориентация на человека
в культуре Возрождения. Не последнюю
роль в процессе самоутверждения человека
сыграли социально-экономические факторы,
в частности развитие простого товарно-денежного
хозяйства. Во многом причиной независимости
человека, его нарождавшегося свободомыслия
была городская культура. Города Италии
славились разнообразными ремеслами и
в тоже время были крупными торговыми
транзитными городами. Поскольку Средиземное
море было средоточием торговых путей,
от этого почти все жители получали выгоду.
Особенно в этом помогли как ни странно
крестовые походы, решающим для Венеции
стал 1У крестовый поход, завершившийся
разграбление Константинополя.
Люди Возрождения не перестали быть людьми
средневековья, хотя время заставило их
осознать свою значимость и ответственность
за самих себя. Не потеряв Бога и веру,
они лишь по-новому взглянули на себя.
А модификация средневекового сознания
накладывалась на пристальный интерес
к античности. Что и создавало уникальную
и неповторимую культуру, которая во многом
была прерогативой верхов общества. Во
всех проявлениях жизни царила, хотя и
расшатанная, католическая церковность.
Что стояло за обращением к античности?
Почему так часто объектом исследования
мыслителей и художников становились
учения Платона и Плотина? Почему античное
искусство так притягивало внимание художников.
Новое мироощущение человека, определенный
оптимизм мышления нуждались в мировоззренческой
опоре, обосновании, чем и выступала античность.
Антропологический возрожденческий неоплатонизм,
с одной стороны, старается утвердить
материальный мир, но у него много общего
с культом универсальной и самостоятельной
личности. В результате мир. В котором
пребывает человек, предстает насыщенным
божественным смыслом, а человек предстает
личностью, стремящейся абсолютизировать,
осуществить себя в своем гордом индивидуализме.
Постижение человеком мира, наполненного
божественной красотой, становится одной
из творческих задач людей эпохи возрождения.
Мир влечет человека, поскольку он одухотворен
богом. А что лучше всего может помочь
ему как ни собственные чувства. Человеческий
глаз в этом смысле, по мнению возрожденцев,
не знает равных. Пристальный интерес
к визуальному восприятию, расцветает
живопись и другие пространственные искусства.
Именно они, обладающие пространственными
закономерностями, позволяют более точно
и верно увидеть и запечатлеть божественную
красоту. Поэтому в эпоху возрождения
особое внимание уделяется законам искусства,
поэтому именно художники ближе других
стоят в решении мировоззренческих задач.
Поэтому эпоха итальянского Возрождения
носит отчетливо художественный характер.
Ощущение человеком трагичности своего
существования. В эту эпоху совершилось
небывалое столкновение языческих и христианских
начал человеческой природы. Именно это
послужило причиной глубокого раздвоения
человека. Христианское сознание греховности
этого мира и христианская жажда искупления
плюс теургическое задание художникам.
Историческое значение эпохи возрождения
связывают с идеологией и художественной
практикой гуманизма, провозгласившего
величие и достоинство человека, его красоту
и совершенство, и утвердившего незыблемость
прав человека на счастливую жизнь, творческую
деятельность. Гуманисты подчеркнули
самоценность человеческой личности,
независимость достоинства личности от
происхождения и родовитости, способность
человека к постоянному совершенствованию
и уверенность в его безграничных способностях.
Гуманисты воспринимали человека как
наиболее прекрасное и совершенное творение
Бога. Они видели его предназначение в
активном созидательном действии, познании
и преобразовании, в украшении своим трудом,
развитии искусств, наук и ремесел.
Эпоха Возрождения – беспокойное время,
«когда человек начинает требовать свободы,
душа рвет церковные и государственные
путы, тело расцветает под тяжелыми одеждами,
воля побеждает разум; из могилы средневековья
вырываются рядом с самыми высокими помыслами
- самые низкие инстинкты.
Кроме Итальянского Возрождения следует
поговорить и о Северном, отразившемся,
прежде всего, на культуре Нидерландов
и Германии. Здесь также экономический
фактор сыграл не малую роль. Все более
глубокое проникновение в хозяйство товарно-денежных
отношений, включенность в общеевропейские
рыночные процессы касались больших масс
людей и меняли их сознание. Влияние античности
здесь менее заметно, северное возрождение
больше связано с реформацией. Лидирующим
видом искусств была живопись.
Человек эпохи Возрождения был охвачен жаждой самоутверждения; великих свершений; активно включался в общественную жизнь; заново открывал для себя мир природы; стремился к глубокому ее постижению; восхищался ее красотой, Для культуры Возрождения характерно светское восприятие и осмысление мира; утверждение ценности земного бытия; величия разума и творческих способностей человека; достоинства личности.
Идеальный человек; по мнению гуманистов; - это "универсальный человек"; человек - созидатель; энциклопедист, Гуманисты Возрождения считали; что возможности человеческого познания беспредельны; ибо разум человека подобен божественному разуму; а сам человек является как бы смертным богом; и в конце концов люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как боги, Образованных и одаренных людей в этот период окружали атмосфера всеобщего восхищения; поклонения; их чтили; как в Средние века святых, Наслаждение земным бытием - это непременная часть культуры Возрождения,
Гуманизм (от лат, humanus - человеческий) стал идейной основой культуры Возрождения, Как уже отмечалось выше; на протяжении всего средневековья господствовало представление о том; что земная жизнь человека не имеет самостоятельной ценности; что она только подготовка к жизни загробной. Именно это представление было подорвано творчеством двух великих поэтов-мыслителей Италии - Данте и Петрарки.
В «Божественной комедии» Данте (1265-1321) учит о том, что человек имеет двоякую - смертную и бессмертную - природу, что он есть среднее звено между тленным и нетленным и потому имеет двойное предназначение, Одно из них достигается в земной жизни и заключается в проявлении собственной добродетельности, другое достигается лишь посмертно и при содействии божественной воли.
Наиболее выразительно об изменении отношения к земной жизни сказал Монье: «Жизнь - это что-то таинственное, что в средние века бичевалось, теперь бьет ключом, входит в полную силу, расцветает и дает плоды»[7],
Философы Возрождения выступают с критикой аскетизма, который считался идеалом в средние века, Леонардо Бруни (1370-1444) считает, что призвание людей действовать во славу государству, а уединение - удел только низких духом людей, неспособных ни к какой деятельности, Лоренцо Балла (1405- 1457) провозглашает, что целью человеческой жизни является наслаждение и счастье.
С эпохи Возрождения наблюдается торжество идеи индивидуальности, начинается утверждение принципа единственности и оригинальности каждого, Рассматривая особенности возрожденческого учения о человеке, можно сказать, что в те времена происходило возвеличивание, обожествление человека, «Человек, - говорит Леон Батиста Альберти, - может извлечь из себя, все что пожелает», «Мы рождены с тем условием, что мы становимся тем, чем мы желаем быть». В своей «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандолла (1463-1490) говорит о том, что Бог, возвышая человека над прочими творениями, наделяет его свободой воли, исключительной способностью формировать самого себя, Человек сам определяет свое место в мире - либо возвышается над природой посредством интеллекта и нравственности, либо, отдавшись во власть плоти, опускается до животного,
Информация о работе Основные особенности культуры эпохи Возрождения