Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:35, реферат
Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы,
связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений
обусловили основные доминанты культуры XVIII века. Особое место этой
исторической эпохи отразилось и в полученных ею эпитетах: «век разума»,
«эпоха Просвещения».
Введение……………………………………………………………………………..………..3-4
Джон Локк – «интеллектуальный вождь XIX века»……………………………………….5-8
Давид Юм – великий английский психолог и философ…………………………………..9-11
Джордж Беркли – яркий представитель английского эмпиризма……….……………....12-14
Энтони Шефтебери – последователь Локка…………………………………...…….………..15
Исаак Ньютон – великий ученый эпохи Просвещения………………………………..…16-18
Томас Гоббс – автор философских трактатов…………...…………………………..……19-23
Заключение………………………………………………...……..……………………...…..24-25
Список использованной литературы……………………
Университет
Факультет
Кафедра
Город
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Джон Локк –
«интеллектуальный вождь XIX века»……………………………………….5-8
Давид Юм – великий
английский психолог и философ…………………………………..9-11
Джордж Беркли
– яркий представитель английского эмпиризма……….……………....12-14
Энтони Шефтебери
– последователь Локка…………………………………...…….………..
Исаак Ньютон –
великий ученый эпохи Просвещения………………………………..…16-
Томас Гоббс – автор
философских трактатов…………...…………………………..……
Заключение………………………………………………..
Список использованной
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы,
связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений
обусловили основные доминанты культуры XVIII века. Особое место этой
исторической эпохи отразилось и в полученных ею эпитетах: «век разума»,
«эпоха Просвещения». Секуляризация общественного сознания, распространение
идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание интереса
к научному и философскому знанию за пределами кабинетов и лабораторий
ученых — это лишь некоторые наиболее значимые приметы времени. XVIII
столетие громко заявляет о себе, выдвигая новое понимание основных доминант
человеческого бытия: отношение к Богу, обществу, государству, другим людям
и, в конце концов, новое понимание, самого Человека
Итак, подводя итоги сказанному
выше о философии Просвещения,
можно отметить следующие
• получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании);
• развиваются деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века;
• формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.
Как течение общественной
Именно разномыслие
Просветители вовсе не были
мечтателями, витающими в
Просветители происходили из
разных классов и сословий: аристократии,
дворян, духовенства, служащих, торгово-промышленных
кругов. Разнообразны были и условия,
в которых они жили. В XVIII в.
нивелирующее воздействие
.
ДЖОН
ЛОКК
Джон Локк (1632-1704), английский философ, основатель либерализма. В «Опыте о человеческом разумении» (1689) разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта. Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций). Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание. Основоположник ассоциативной психологии.
Джон Локк родился в 1632 г. в небольшом городке Рингтон (графство Сомерсетшир). Его отец был преуспевающим адвокатом и ярым сторонником Реформации, начатой Мартином Лютером (1483-1546) в 1517 г. Реформация была направлена против засилья католической церкви, которая всей своей идеологической мощью сопротивлялась естественно-историческому прогрессу: защищала исчерпавший себя абсолютизм и не давала ходу идущей ему на смену более совершенной форме общественного устройства - демократии. Во время первой демократической революции (1640-1660) отец Локка сражался против королевской власти в рядах армии парламента, которой руководил Оливер Кромвель (1599-1658).
Воспитание в семье было, разумеется, пуританским, т.е. в духе свободы и строгости, с особым акцентом на здоровье и спорт, на независимость и самостоятельность, добропорядочность, деловитость и умение ладить с людьми, безупречную нравственность и законопослушность.
Природа одарила мальчика выдающимися способностями и поэтому его пригласили учиться в самой престижной лондонской школе - Вестминстерской, которую он закончил с блеском и сразу же оказался в Оксфорде.
В университете Локк изучал медицину, естествознание (у Роберта Бойля!), философию, языки, включая латынь и древнегреческий, классическую литературу. Наибольших успехов добился в медицине и языках. В это же время увлёкся философией Декарта (1596-1650), который, будучи выдающимся математиком, - заложил основы аналитической геометрии, ввёл понятия переменной величины и функции, обогатил язык алгебры многими обозначениями, увековечил своё имя в “Декартовых координатах” и т.д., - а также крупным физиком-теоретиком и физиологом, страстно ненавидел схоластику и схоластов, чем, прежде всего и покорил своего великого почитателя. Именно у Декарта Локк перенял отвращение к заумному пустословию и всю жизнь стремился излагать свои мысли ясным и простым языком, живо и увлекательно. Его литературный стиль, чувство слова до сих пор остаются недосягаемым образцом не только в педагогике, но и в философии. Блестяще завершив обучение в Оксфорде, Локк пару лет преподаёт в нём древние языки, но вскоре оставляет эту работу и принимает предложение занять место домашнего врача и воспитателя двух мальчиков в семье лидера пропарламентской партии вигов лорда, а затем и графа Энтони Эшли Купера Шефстбери (1621-1683), одного из крупнейших политиков Англии, будущего лорд-канцлера. Между прочим, эту должность занимал в своё время и Фрэнсис Бэкон (1521-1626), направивший Яну Амосу Коменскому (1592-1670) приглашение в Лондон для переподготовки британских педагогов в духе «Великой дидактики».
Оставляя за скобками дипломатическую, философскую и политическую сторону биографии Локка (упомянем лишь о том, что именно Локк первым выдвинул и обосновал принцип разделения властей на законодательную в лице народных избранников, и исполнительную в лице короля и судейского корпуса, принцип, который начисто исключает возможность абсолютизма в любом его виде - классическим примером может служить государственное устройство как самой Англии, так и её бывшей колонии США), - коротко остановимся на его гениальном педагогическом труде “Мысли о воспитании”, который с полным основанием можно рассматривать как эстафету научной, природосообразной педагогики, принятой от Коменского.
Локк не случайно назвал свой труд всего лишь «мыслями». Дело в том, что в его планы, как это следует из письма его близкому другу Эдварду Клэрку, вообще не входило сочинение какого-либо педагогического трактата, подобного его грандиозным философским трудам. Книга сложилась как бы сама собой из писем, которые он несколько лет подряд посылал Клэрку и в которых на многих страницах, обстоятельно излагал свои взгляды на воспитание. Клэрк эти письма внимательно изучал и накапливал, хорошо сознавая, кто их ему посылает. Он-то и пришёл к заключению (великое ему за это спасибо), что письма эти более, чем необычные и что адресованы они не столько ему, сколько всему человечеству. Поскольку же Бог одарил Локка не только способностью широко и глубоко мыслить, но и превосходным литературным талантом, то всё остальное было делом техники.
Локк
считается отцом западного
Локк различал три вида знания по степени их достоверности: чувственное познание отдельных вещей; демонстративное (доказательное), т. е. знание соответствия или несоответствия идей друг другу, достигаемое опосредствованным путем (т. е. путем рассуждений, в т. ч. и силлогистических умозаключений); интуитивное, наиболее достоверное знание — непосредственное восприятие умом соответствия или несоответствия нескольких идей. Трактовка интуиции, однако, носит у Локка упрощенный характер; ее результатом оказываются тривиальные суждения типа «белое не есть черное», «три больше двух», «целое больше части» и т. п.
Локк выступал против религиозного фанатизма различных сект и настойчиво призывал к веротерпимости. В своем сочинении «Разумность христианства» (1695) он в духе протестантизма старался отделить «подлинное» учение Христа от последующих видоизменений. Кроме того, Локк оставил ряд трудов по педагогике и государственному праву. Его идеи оказали сильное воздействие на английских и французских философов.
Завершая рассмотрение
культурологических воззрений Локка,
необходимо хотя бы вкратце остановится
на его концепции воспитания. Не вдаваясь
в подробности, сразу же скажем, что Локк
переосмыслил понятие «идеал человека».
Конечной целью воспитания, «окулътуренности»
индивида, с его точки зрения, должна быть
не всесторонне и гармонически развитая
личность, а человек, обладающий безупречными
манерами, практичный по складу характера,
умеющий властвовать над своими страстями
и эмоциями. Говоря другими словами, человеческий
идеал — это английский джентльмен со
всеми присущими ему личностными характеристиками.
Локк в двух своих трактатах о воспитании
самым подробным образом рассказывает
о том, что должен есть и пить ребенок,
в какую одежду его предпочтительнее одевать,
как надо развивать его таланты и способности
и препятствовать проявлению дурных наклонностей,
как уберечь его от тлетворного влияния
слуг, в какие игры он должен играть и какие
книги он должен читать и т.д. Стоит отметить,
что педагогические воззрения Локка явно
опережают его время. Например, он резко
возражает против постоянного применения
телесных наказаний, считая, что «этот
метод поддержания дисциплины, который
широко применяется воспитателями и доступен
их пониманию, является наименее пригодным
из всех мыслимых» [2:442]. Применение порки
в качестве средства убеждения, по его
мнению, «порождает в ребенке отвращение
к тому, что воспитатель должен заставить
его полюбить» [2:443], исподволь превращает
его в скрытное, злобное, неискреннее существо,
чья душа оказывается, в конечном счете,
недоступна доброму слову и позитивному
примеру. Возражает Локк и против широко
распространенной в те времена практики
мелочной регламентации поведения ребенка.
Он считает, что юное существо просто не
в состоянии запомнить многочисленные
правила, которые предписывает этикет,
а потому добиваться от него их запоминания
с помощью телесных наказаний просто неразумно
и предосудительно с этической точки зрения.
Локк убежден, что ребенок должен быть
естественен в своих проявлениях, что
ему не нужно копировать в своем поведении
взрослых, для которых соблюдение этикета
есть необходимость, а знание норм поведения
в той или иной ситуации представляет
своеобразный показатель, отличающий
воспитанного человека от невоспитанного.
«Пока дети малы, — пишет Локк, — отсутствие
в них светской учтивости в обращении,
если им только свойственна внутренняя
деликатность,... должно меньше всего заботить
родителей»[2:456]. Главное, к чему должен
стремиться воспитатель, утверждает Локк,
— это сформировать у ребенка представление
о чести и стыде. «Если вам удалось, — пишет
он, — научить детей дорожить доброй репутацией
и страшиться стыда и позора, значит, вы
вложили в них правильное начало, которое
всегда будет проявлять свое действие
и склонять их к добру... В этом я вижу великий
секрет воспитания».
Рассматривая вопрос о методах
воспитания, Локк особое место отводит
танцам. Они, с его точки зрения, «сообщают
детям пристойную уверенность и умение
держаться и, таким образом, подготовляют
их к обществу старших». Танцы в его глазах
равнозначны физической закалке, образованию
и философской рефлексии, которые в своей
совокупности при правильном применении
дают искомый результат. Говоря о методах,
Локк подчеркивает, что усилия воспитателя
тогда приносят успех, если между ним и
воспитуемым существует, доверие и уважение
друг к другу. Он пишет: «Кто желает, чтобы
его сын относился с уважением к нему и
его предписаниям, тот должен сам относиться
с большим уважением к своему сыну» [2:465].
Подобная постановка вопроса о взаимоотношениях
воспитателя и воспитуемого была чрезвычайно
радикальна для того времени, и многие
упрекали Локка в том, что своими рассуждениями
он крушит традиции и подрывает авторитет
учителей.
Джентльмен, с точки зрения Локка,
должен уметь не только безупречно себя
вести, но и изысканно говорить и безошибочно
писать. Кроме всего прочего, он должен
владеть иностранными языками, в том числе
и теми, на которых написаны трактаты предыдущих
веков — греческим и латынью, причем из
«живых» языков для изучения следует выбирать
тот, который пригодится джентльмену для
общения и деловых контактов. Джентльмен,
с точки зрения Локка, должен быть прекрасным
наездником и фехтовальщиком. Не лишним
является и владение другими видами оружия,
ибо ему необходимо уметь защищать свою
честь и честь своих близких, но обучение
стихосложению и музыке вовсе не является,
по мнению Локка, обязательным. Автор «Мыслей
о воспитании» признает, что эти умения
высоко ценятся в аристократическом обществе,
но на них необходимо потратить так много
времени, что эта трата не вознаграждается
полученным результатом. К тому же, как
пишет Локк, «Я так редко слышал, чтобы
кого-либо из способных и деловых людей
хвалили и ценили за выдающиеся достижения
в музыке, что, думается, среди вещей, которые
когда-либо включались в список светских
талантов, ей можно было бы отвести последнее
место»[2:594]. Наконец, английский джентльмен
должен быть богобоязненным, хорошо знать
и уважать законы своей страны.
Таков, в самых общих чертах, идеал
личности в соответствии с представлениями
Локка. Не трудно заметить, что он коренным
образом отличается от того идеала человека,
который содержится в работах мыслителей
Древней Греции, Древнего Рима, Средневековья
и Возрождения. Локк предлагает усилия
общества сосредоточить на создании нового
социального типа исходя из чисто утилитарных
потребностей, имевшихся у правящего слоя,
образовавшегося в Англии в результате
«славной революции» и «классового компромисса
1688 года». Это взгляд на проблему истинного
представителя своего времени, времени
консолидации различных политических
сил и крупных преобразований во всех
сферах общественной жизни, положивших
начало превращению Англии в наиболее
развитую капиталистическую державу Нового
времени.
Информация о работе Основные представители эпохи просвещения в Англии