Основные представители эпохи просвещения в Англии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:35, реферат

Краткое описание

Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы,
связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений
обусловили основные доминанты культуры XVIII века. Особое место этой
исторической эпохи отразилось и в полученных ею эпитетах: «век разума»,
«эпоха Просвещения».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..………..3-4
Джон Локк – «интеллектуальный вождь XIX века»……………………………………….5-8
Давид Юм – великий английский психолог и философ…………………………………..9-11
Джордж Беркли – яркий представитель английского эмпиризма……….……………....12-14
Энтони Шефтебери – последователь Локка…………………………………...…….………..15
Исаак Ньютон – великий ученый эпохи Просвещения………………………………..…16-18
Томас Гоббс – автор философских трактатов…………...…………………………..……19-23
Заключение………………………………………………...……..……………………...…..24-25
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

реферат по НИСЕА.docx

— 78.20 Кб (Скачать)

Университет

Факультет

Кафедра  
 
 

 
 
 

 
 

                                                                                     Выполнила: 

                                                                                      Проверила:   
 
 

Город

2011 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ: 

Введение……………………………………………………………………………..………..3-4 

Джон Локк – «интеллектуальный вождь XIX века»……………………………………….5-8 

Давид Юм – великий английский психолог и философ…………………………………..9-11 

Джордж Беркли – яркий представитель английского эмпиризма……….……………....12-14 

Энтони Шефтебери – последователь Локка…………………………………...…….………..15 

Исаак Ньютон – великий ученый эпохи Просвещения………………………………..…16-18 

Томас Гоббс – автор философских трактатов…………...…………………………..……19-23 

Заключение………………………………………………...……..……………………...…..24-25 

Список использованной литературы………………………………………………………….26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

   Глубокие изменения в социально-политической и  духовной  жизни  Европы,

связанные с зарождением и становлением  буржуазных  экономических отношений

обусловили  основные  доминанты  культуры  XVIII  века.  Особое  место  этой

исторической  эпохи отразилось и в  полученных  ею  эпитетах:  «век  разума»,

«эпоха Просвещения». Секуляризация общественного  сознания,  распространение

идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание  интереса

к научному и  философскому  знанию  за  пределами  кабинетов  и  лабораторий

ученых —  это  лишь  некоторые  наиболее  значимые  приметы  времени.  XVIII

столетие громко заявляет о себе, выдвигая новое  понимание основных  доминант

человеческого бытия: отношение к Богу, обществу, государству,  другим  людям

и, в конце  концов, новое понимание, самого Человека

   Итак, подводя итоги сказанному  выше о философии Просвещения,  можно отметить следующие важные  моменты в ее общей характеристике:

• получает заметное развитие глубокая вера в  неограниченные возможности науки  в познании мира – вера, в основании  которой лежали хорошо усвоенные  философами Просвещения идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании);

• развиваются  деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к  формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и  результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века;

• формируется  новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с  достижениями науки и техники, с  научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.

   Как течение общественной мысли  Просвещение несомненно представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Речь идет прежде всего о целях и идеалах Просвещения, таких, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др,, а также о знаменитом вольнодумстве, критическом отношении к авторитетам всякого рода, не приятии догм.

   Именно разномыслие просветителей,  объединенных общими целями и  идеалами, явилось предпосылкой  исключительной плодотворности  их теоретической деятельности. В нескончаемых спорах между  ними рождались и оттачивались  современные концепции прав человека  и гражданина, гражданского общества  и плюралистической демократии, правового государства и разделения  властей, рыночной экономики и  этики индивидуализма. За попытки  пренебречь этим наследием народы  многих стран дорого поплатилось  в XIX и XX вв.

   Просветители вовсе не были  мечтателями, витающими в облаках.  Их духовные запросы и интересы  большей частью были тесно  связаны со злободневными проблемами  жизни. Они отнюдь не чурались общественной деятельности, видя в ней способ повлиять на мнение сограждан и политику правительств. Почти все они пользовались известностью как писатели, публицисты, университетские преподаватели или политические деятели.

   Просветители происходили из  разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, торгово-промышленных  кругов. Разнообразны были и условия,  в которых они жили. В XVIII в.  нивелирующее воздействие цивилизации  едва ощущалось, и народы сильно  отличались по уровню экономического  развития, политической организации  и культурным традициям. Все  это с неизбежностью приводило  к различиям во взглядах просветителей.  В каждой стране просветительское  движение несло печать национальной  самобытности…. 
 

. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ДЖОН  ЛОКК 

   Джон Локк (1632-1704), английский философ, основатель либерализма. В «Опыте о человеческом разумении» (1689) разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта. Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций). Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание. Основоположник ассоциативной психологии.

   Джон Локк родился в 1632 г. в небольшом городке Рингтон (графство Сомерсетшир). Его отец был преуспевающим адвокатом и ярым сторонником Реформации, начатой Мартином Лютером (1483-1546) в 1517 г. Реформация была направлена против засилья католической церкви, которая всей своей идеологической мощью сопротивлялась естественно-историческому прогрессу: защищала исчерпавший себя абсолютизм и не давала ходу идущей ему на смену более совершенной форме общественного устройства - демократии. Во время первой демократической революции (1640-1660) отец Локка сражался против королевской власти в рядах армии парламента, которой руководил Оливер Кромвель (1599-1658).

   Воспитание  в семье было, разумеется, пуританским, т.е. в духе свободы и строгости, с особым акцентом на здоровье и спорт, на независимость и самостоятельность, добропорядочность, деловитость и умение ладить с людьми, безупречную нравственность и законопослушность.

   Природа одарила мальчика выдающимися способностями и поэтому его пригласили учиться в самой престижной лондонской школе - Вестминстерской, которую он закончил с блеском и сразу же оказался в Оксфорде.

   В университете Локк изучал медицину, естествознание (у Роберта Бойля!), философию, языки, включая латынь и древнегреческий, классическую литературу. Наибольших успехов добился в медицине и языках. В это же время увлёкся философией Декарта (1596-1650), который, будучи выдающимся математиком, - заложил основы аналитической геометрии, ввёл понятия переменной величины и функции, обогатил язык алгебры многими обозначениями, увековечил своё имя в “Декартовых координатах” и т.д., - а также крупным физиком-теоретиком и физиологом, страстно ненавидел схоластику и схоластов, чем, прежде всего и покорил своего великого почитателя. Именно у Декарта Локк перенял отвращение к заумному пустословию и всю жизнь стремился излагать свои мысли ясным и простым языком, живо и увлекательно. Его литературный стиль, чувство слова до сих пор остаются недосягаемым образцом не только в педагогике, но и в философии. Блестяще завершив обучение в Оксфорде, Локк пару лет преподаёт в нём древние языки, но вскоре оставляет эту работу и принимает предложение занять место домашнего врача и воспитателя двух мальчиков в семье лидера пропарламентской партии вигов лорда, а затем и графа Энтони Эшли Купера Шефстбери (1621-1683), одного из крупнейших политиков Англии, будущего лорд-канцлера. Между прочим, эту должность занимал в своё время и Фрэнсис Бэкон (1521-1626), направивший Яну Амосу Коменскому (1592-1670) приглашение в Лондон для переподготовки британских педагогов в духе «Великой дидактики».

   Оставляя за скобками дипломатическую, философскую и политическую сторону биографии Локка (упомянем лишь о том, что именно Локк первым выдвинул и обосновал принцип разделения властей на законодательную в лице народных избранников, и исполнительную в лице короля и судейского корпуса, принцип, который начисто исключает возможность абсолютизма в любом его виде - классическим примером может служить государственное устройство как самой Англии, так и её бывшей колонии США), - коротко остановимся на его гениальном педагогическом труде “Мысли о воспитании”, который с полным основанием можно рассматривать как эстафету научной, природосообразной педагогики, принятой от Коменского.

   Локк не случайно назвал свой труд всего лишь «мыслями». Дело в том, что в его планы, как это следует из письма его близкому другу Эдварду Клэрку, вообще не входило сочинение какого-либо педагогического трактата, подобного его грандиозным философским трудам. Книга сложилась как бы сама собой из писем, которые он несколько лет подряд посылал Клэрку и в которых на многих страницах, обстоятельно излагал свои взгляды на воспитание. Клэрк эти письма внимательно изучал и накапливал, хорошо сознавая, кто их ему посылает. Он-то и пришёл к заключению (великое ему за это спасибо), что письма эти более, чем необычные и что адресованы они не столько ему, сколько всему человечеству. Поскольку же Бог одарил Локка не только способностью широко и глубоко мыслить, но и превосходным литературным талантом, то всё остальное было делом техники.

   Локк  считается отцом западного либерализма,  теоретиком конституционной монархии  и разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений), которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве. В отличие от Томаса Гоббса, трактовавшего «естественное состояние» общества как «войну всех против всех», Локк считал таковым состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом. Однако он полагал, что главное естественное право людей — право на собственность — должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого, согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом. Локк был решительным противником теорий божественного происхождения королевской власти. Элементы его политической философии легли в основу идеологии и практики американской и Великой французской революций.

   Локк различал три вида знания по степени их достоверности: чувственное познание отдельных вещей; демонстративное (доказательное), т. е. знание соответствия или несоответствия идей друг другу, достигаемое опосредствованным путем (т. е. путем рассуждений, в т. ч. и силлогистических умозаключений); интуитивное, наиболее достоверное знание — непосредственное восприятие умом соответствия или несоответствия нескольких идей. Трактовка интуиции, однако, носит у Локка упрощенный характер; ее результатом оказываются тривиальные суждения типа «белое не есть черное», «три больше двух», «целое больше части» и т. п.

   Локк выступал против религиозного фанатизма различных сект и настойчиво призывал к веротерпимости. В своем сочинении «Разумность христианства» (1695) он в духе протестантизма старался отделить «подлинное» учение Христа от последующих видоизменений. Кроме того, Локк оставил ряд трудов по педагогике и государственному праву. Его идеи оказали сильное воздействие на английских и французских философов.

   Завершая рассмотрение культурологических воззрений Локка, необходимо хотя бы вкратце остановится на его концепции воспитания. Не вдаваясь в подробности, сразу же скажем, что Локк переосмыслил понятие «идеал человека». Конечной целью воспитания, «окулътуренности» индивида, с его точки зрения, должна быть не всесторонне и гармонически развитая личность, а человек, обладающий безупречными манерами, практичный по складу характера, умеющий властвовать над своими страстями и эмоциями. Говоря другими словами, человеческий идеал — это английский джентльмен со всеми присущими ему личностными характеристиками. Локк в двух своих трактатах о воспитании самым подробным образом рассказывает о том, что должен есть и пить ребенок, в какую одежду его предпочтительнее одевать, как надо развивать его таланты и способности и препятствовать проявлению дурных наклонностей, как уберечь его от тлетворного влияния слуг, в какие игры он должен играть и какие книги он должен читать и т.д. Стоит отметить, что педагогические воззрения Локка явно опережают его время. Например, он резко возражает против постоянного применения телесных наказаний, считая, что «этот метод поддержания дисциплины, который широко применяется воспитателями и доступен их пониманию, является наименее пригодным из всех мыслимых» [2:442]. Применение порки в качестве средства убеждения, по его мнению, «порождает в ребенке отвращение к тому, что воспитатель должен заставить его полюбить» [2:443], исподволь превращает его в скрытное, злобное, неискреннее существо, чья душа оказывается, в конечном счете, недоступна доброму слову и позитивному примеру. Возражает Локк и против широко распространенной в те времена практики мелочной регламентации поведения ребенка. Он считает, что юное существо просто не в состоянии запомнить многочисленные правила, которые предписывает этикет, а потому добиваться от него их запоминания с помощью телесных наказаний просто неразумно и предосудительно с этической точки зрения. Локк убежден, что ребенок должен быть естественен в своих проявлениях, что ему не нужно копировать в своем поведении взрослых, для которых соблюдение этикета есть необходимость, а знание норм поведения в той или иной ситуации представляет своеобразный показатель, отличающий воспитанного человека от невоспитанного. «Пока дети малы, — пишет Локк, — отсутствие в них светской учтивости в обращении, если им только свойственна внутренняя деликатность,... должно меньше всего заботить родителей»[2:456]. Главное, к чему должен стремиться воспитатель, утверждает Локк, — это сформировать у ребенка представление о чести и стыде. «Если вам удалось, — пишет он, — научить детей дорожить доброй репутацией и страшиться стыда и позора, значит, вы вложили в них правильное начало, которое всегда будет проявлять свое действие и склонять их к добру... В этом я вижу великий секрет воспитания». 
 
    Рассматривая вопрос о методах воспитания, Локк особое место отводит танцам. Они, с его точки зрения, «сообщают детям пристойную уверенность и умение держаться и, таким образом, подготовляют их к обществу старших». Танцы в его глазах равнозначны физической закалке, образованию и философской рефлексии, которые в своей совокупности при правильном применении дают искомый результат. Говоря о методах, Локк подчеркивает, что усилия воспитателя тогда приносят успех, если между ним и воспитуемым существует, доверие и уважение друг к другу. Он пишет: «Кто желает, чтобы его сын относился с уважением к нему и его предписаниям, тот должен сам относиться с большим уважением к своему сыну» [2:465]. Подобная постановка вопроса о взаимоотношениях воспитателя и воспитуемого была чрезвычайно радикальна для того времени, и многие упрекали Локка в том, что своими рассуждениями он крушит традиции и подрывает авторитет учителей.  
 
   Джентльмен, с точки зрения Локка, должен уметь не только безупречно себя вести, но и изысканно говорить и безошибочно писать. Кроме всего прочего, он должен владеть иностранными языками, в том числе и теми, на которых написаны трактаты предыдущих веков — греческим и латынью, причем из «живых» языков для изучения следует выбирать тот, который пригодится джентльмену для общения и деловых контактов. Джентльмен, с точки зрения Локка, должен быть прекрасным наездником и фехтовальщиком. Не лишним является и владение другими видами оружия, ибо ему необходимо уметь защищать свою честь и честь своих близких, но обучение стихосложению и музыке вовсе не является, по мнению Локка, обязательным. Автор «Мыслей о воспитании» признает, что эти умения высоко ценятся в аристократическом обществе, но на них необходимо потратить так много времени, что эта трата не вознаграждается полученным результатом. К тому же, как пишет Локк, «Я так редко слышал, чтобы кого-либо из способных и деловых людей хвалили и ценили за выдающиеся достижения в музыке, что, думается, среди вещей, которые когда-либо включались в список светских талантов, ей можно было бы отвести последнее место»[2:594]. Наконец, английский джентльмен должен быть богобоязненным, хорошо знать и уважать законы своей страны.  
 
   Таков, в самых общих чертах, идеал личности в соответствии с представлениями Локка. Не трудно заметить, что он коренным образом отличается от того идеала человека, который содержится в работах мыслителей Древней Греции, Древнего Рима, Средневековья и Возрождения. Локк предлагает усилия общества сосредоточить на создании нового социального типа исходя из чисто утилитарных потребностей, имевшихся у правящего слоя, образовавшегося в Англии в результате «славной революции» и «классового компромисса 1688 года». Это взгляд на проблему истинного представителя своего времени, времени консолидации различных политических сил и крупных преобразований во всех сферах общественной жизни, положивших начало превращению Англии в наиболее развитую капиталистическую державу Нового времени.
 
  

Информация о работе Основные представители эпохи просвещения в Англии