Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2011 в 15:45, реферат
Признаки эпохи просвещения:
• Идея равенства всех людей перед законом, перед другими людьми, обществом.
• Победа разума. Избавление от всех социальных бед просветители видели в распространении знаний. Своей задачей они считали распространение знаний, учить простых людей.
• Исторический оптимизм. Представители этой эпохи верили в возможность изменить человека к лучшему, создания справедливого общества.
Культура
эпохи Просвещения
У человечества есть своя биография: младенчество, отрочество и зрелость. Точно также развивается и искусство. Сначала проходит один период, затем другой; культура, также как и человек, проходит все эти временные участки, постоянно совершенствуясь. В зависимости от той или иной ситуации сложившейся в мире, искусство то переживает свой расцвет, то попросту становится никому не нужным. Например, на смену каменному веку пришла античная эра, затем средневековье. Культура развивается скачками: то происходит бурный рост, то резкий спад. Но ведь спады ведут к расцвету, значит, они тоже нужны. Они дают возможность человечеству осмыслить все его ошибки и причины. И когда люди осмыслят все ошибки и причины, наступает расцвет. Так было и с эпохой Просвещения. Конец 17 –нач. 18 вв. Получили название «Эпохи Просвещения» или «Век Разума». Начинается этот период в Англии в 1689г. Затем получает распространение во Франции и Германии. И заканчивается эта эпоха Великой Французской революцией в 1789г.
Признаки эпохи просвещения:
Кризис феодальной системы, торжество абсолютной монархии, церкви (не религии), необразованность - такова картина средневековья. Конечно, такой порядок не мог долго существовать. И люди стали задумываться о том, что надо предпринять для того, чтобы жизнь улучшилась, и на земле воцарилось «царство разума». С одной стороны, это можно сделать при помощи революции: свергнуть монархов, а затем, может, жизнь улучшится. Но бескоровным и идеальным способом это совершить нельзя (во время Великой французской революции в это не поверили, но история расставила все на свои места). С другой стороны, что гораздо разумнее, можно при помощи искусства добиться этой же цели, не прибегая при этом к насилию. И ученые, философы вырабатывают новое представление о жизни новое мышление. Появляется мощное культурное движение - Просвещение, сопровождаемое расцветом науки и искусства. В ряде стран Западной Европы движение было настолько широким и влиятельным, что у его современников возникло представление о пришедшей на смену «мрачному средневековью» эпохе Просвещения. Термин «Просвещение» встречается у Вольтера, И.Гердера и других; он окончательно утвердился после статьи Канта «Что такое Просвещение?». Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения.
Историческая и философская наука в 19 в. стала характеризовать Просвещение как эпоху безграничной веры в человеческий разум («век разума», «век философов»), в возможность перестроить общество на разумных основаниях, как эру торжества науки над средневековьем. Западноевропейское Просвещение многими нитями было связано с Возрождением. Это признавали и подчеркивали сами просветители. Они унаследовали от деятелей Ренессанса гуманистические идеалы, преклонение перед античностью, исторический оптимизм, свободомыслие. Как первые, так и вторые производили переоценку прежних ценностей, ставили под сомнение старые (феодально-церковные) догмы, традиции, авторитеты. Просвещение было тесно связано с политической жизнью стран, в которых это движение развивалось (вспомним Вольтера, как вдохновителя французской революции). Ведь идеология Просвещения возникла в условиях кризиса феодальной системы, появления новых слоев общества и, конечно, противоречий между ними, что не могло ни вызвать реакции у лучших умов человечества того времени. Просвещение выступало против всего феодального строя с его системой сословных привилегий, становилась активным фактором, помогавшим расшатывать старые порядки. В это время значительно возросло число книг, брошюр, памфлетов, пропагандировавших просветительские идеи и обращение к широкому демократическому читателю. Эпоха Просвещения в Западной Европе предваряет широко развернувшийся в 17 в. общий прогресс реальных знаний, необходимых для нужд материального производства, торговли, мореплавания. В это время очень популярным персонажем становится Робинзон Крузо, который своими руками на необитаемом острове смог построить жилище и без всякой помощи цивилизации долго жить там одному. Кроме того, на острове произошло его духовное воспитание, так как он был отдален от пагубных воздействий современного ему общества. Научная деятельность многих известных ученых знаменовала важный этап освобождения от духовной власти религии (теперь уже не могло случиться то, что произошло с Г.Галилеем и Д.Бруно). Происходит бурный рост естественных и точных наук - физики, механики, математики, астрономии. «Просвещение умов» мыслилось идеологами прежде всего как нравственное, гражданское воспитание. Отсюда воинственность и непримиримость по отношению к другим формам мировоззрения: религиозному, дворянско-аристократическому. Просветители обожествляли природу и «естественный порядок вещей», считали необходимым уподобить ему всю общественную жизнь. Вообще, все культуре Просвещения свойственны нравоучение, дидактизм, часто не скрытые, а явные. Например, знаменитый английский художник Уильям Хогарт, любивший писать сразу несколько картин, которые объединялись в цикл, в одном из своих повествований «Модный брак» рассказывает о браке по расчету между разорившимся аристократом и девушкой из богатой семьи. Хогарт в этом цикле показывает, что происходит с его героями дальше, поучая своих зрителей. Содержание полотен Хогарта хочется пересказывать (на это подталкивает даже названия его циклов: «Выборы в парламент», «Карьера повесы») и обязательно вывести мораль, которая бы говорила что хорошо и что плохо. И французский художник Жан Батист Грез тоже последовательно использовал искусство как средство нравственного воспитания человека. Все жанровые композиции живописца не без основания кажутся современному зрителю скучными, а его живопись назидательной. В известных работах «Паралитик», «Балованное дитя», «Посещение священника» главное внимание Грез уделяет подробному повествованию, из которого обязательно должна следовать мораль. У некоторых деятелей Просвещения произведения были не такие назидательные и скучный, потому что они могли вложить глубокий смысл, что понимает любой человек, например, развлекательную повесть. Так сделал Вольтер, написав «Кандид», не философский труд, но книгу, легкую для восприятия и со скрытым нравоучительным смыслом. Герой книги очень много странствовал. Где он только ни был! Путешествовал по Европе, служил в армии, побывал в Эльдорадо и только потом он понял, что счастье не надо нигде искать, счастье - это труд. Труд гонит от нас три великих зла: скуку, порок и нужду. Так в интересной и веселой книге кроется философский смысл. Стал бы Вольтер так популярен, если бы написал трактат о пользе труда?
Просветители активно выступали против
абсолютной монархии. Многие из них в своих
трудах пытались описать устройство идеального
общества, характеризовать различные
модели государственного устройства.
Самым лучшим исследование признана книга
«Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта.
В своем произведении, состоящем из
нескольких частей, писатель рассматривает
некоторые виды государственного управления
и приходит к выводу, что все они плохи,
так как практически при всех видах народ
живет плохо, ведь при возвышении одних
неизменно следует унижение других. Итак,
практически во всех странах главными
идеями Просвещения были разумный подход
к устройству государства, жизни людей,
борьба за просвещение народа, распространение
знаний.
Стилевые и жанровые
особенности искусства.
В целом можно рассматривать художественную культуру XVIII века как период ломки воздвигающейся веками грандиозной художественной системы, в соответствии с которой искусство создавало особую идеальную среду, модель жизни более значительной, чем реальная, земная жизнь человека. Эта модель превращала человека в часть более высокого мира торжественной героики и высших религиозных, идейных и этических ценностей. Эпоха Возрождения заменила религиозный ритуал светским, возвела человека на героический пьедестал, но все равно искусство диктовало ему свои нормы. В XVIII веке вся эта система подверглась пересмотру. Ироническое и скептическое отношение ко всему, что почиталось избранным и возвышенным прежде, превращение возвышенных категорий в академические образцы снимали ореол исключительности явлений, которые веками почитались как образцы. Перед художником впервые открылась возможность небывалой свободы наблюдения и творчества. Искусство эпохи Просвещения использовало старые стилистические формы классицизма, отражая при их помощи уже совершенно иное содержание.
Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных антагонистических начала. Классицизм означал подчинение человека общественной системе, развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению индивидуального, личностного начала. Однако, классицизм XVIII века существенно изменился по сравнению с классицизмом XVII века, отбрасывая в некоторых случаях один из характернейших признаков стиля — античные классические формы. К тому же, “новый” классицизм эпохи Просвещения в самой своей основе не был чужд романтизму. В искусстве разных стран и народов классицизм и романтизм образуют то некоторый синтез, то существуют во всевозможных комбинациях и смешениях.
Важным новым началом в искусстве XVIII века было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не испытывавших потребностей в ее выработке. Таким крупнейшим культурологическим течением был прежде всего сентиментализм, отразивший в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемых вместе с первоначальным “естественным состоянием” общества, его отдалением от природы. Сентиментализм был обращен прежде всего к внутреннему, личному, интимному миру человеческих чувств и мыслей, а потому не требовал особого стилистического оформления. Сентиментализм чрезвычайно близок романтизму, воспеваемый им “естественный” человек неизбежно испытывает трагичность столкновения с природными и общественными стихиями, с самой жизнью, готовящей великие потрясения, предчувствие которых наполняет всю культуру XVIII века.
Одной
из важнейших характеристик
Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее внимание к эскизу не только у самих художников, но и у ценителей произведений искусства. Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженные в эскизе, подчас оказываются интереснее и вызывают большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колориту живописных полотен. В работах художников XVIII века усиливается декоративное понимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы художники стремятся к многокрасочности и даже пестроте.
Порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль “рококо”, который получил наиболее совершенное воплощение в области прикладного искусства. Он проявлялся также и в иных сферах, где художнику приходится решать декоративно-оформительские задачи: в архитектуре — при планировке и оформлении интерьера, в живописи — в декоративных панно, росписях, ширмах и т. п. Архитектура и живопись рококо прежде всего ориентированы на создание комфорта и изящества для того человека, который будет созерцать и наслаждаться их творениями. Небольшие по объему комнаты не кажутся тесными благодаря иллюзии “играющего пространства”, создаваемой архитекторами и художниками, умело использующими для этого различные художественные средства: орнамент, зеркала, панно, особую цветовую гамму и т. п. Новый стиль стал прежде всего стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами внес дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши и помпезности. Восемнадцатый век привнес множество предметов быта, доставляющих человеку удобство и покой, предупреждающих его желания, сделав их в то же самое время и предметами подлинного искусства.
Не менее существенной стороной культуры эпохи Просвещения было обращение к запечатлению художественными средствами ощущений и наслаждений человека (как духовных, так и телесных). У крупнейших мыслителей эпохи Просвещения (Вольтера, Гельвеция) можно найти “галантные сцены”, в которых протест против ханжеской морали времени порой перерастают во фривольность. Во Франции с самого начала XVIII века и публика и критики начинают требовать от нового искусства прежде всего “приятного”. Такие требования предъявлялись и к живописи, и к музыке, и к театру. “Приятное” означало как “чувствительное”, так и чисто чувственное. Наиболее ярко отражает это требование времени знаменитая фраза Вольтера “Все жанры хороши, кроме скучного”.
Расцвет
театральной и
музыкальной культуры
Тяготение
изобразительного искусства к занимательности,
повествовательности и