Культура эпохи Просвещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2011 в 15:45, реферат

Краткое описание

Признаки эпохи просвещения:
• Идея равенства всех людей перед законом, перед другими людьми, обществом.
• Победа разума. Избавление от всех социальных бед просветители видели в распространении знаний. Своей задачей они считали распространение знаний, учить простых людей.
• Исторический оптимизм. Представители этой эпохи верили в возможность изменить человека к лучшему, создания справедливого общества.

Файлы: 1 файл

кильтур.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

    Всю житейскую мудрость, смысл и назначение человеческой жизни Вольтер формулирует  так: “надо возделывать наш сад” — работать, чтобы не случилось. Именно работа, по его мнению, избавляет от “трех великих зол: скуки, порока и нужды”. Интересно, что в этом романе Вольтер также прибегает к излюбленному приему просветительской эстетики — обращается к описанию идеального государства. Пребывание Кандида в сказочной стране Эльдорадо, на первый взгляд, всего лишь эпизод в романе, но смысловая нагрузка его весьма велика. Эльдорадо — воплощенное “царство разума”, основные элементы которого — просвещенная монархия, философская религия (деизм), единство цивилизации и природы, культ наук и искусств, свободный и разумный труд всех жителей страны. Но, увы, Эльдорадо почти недоступно для людей: путь туда неведом, долог и полон опасностей.

     Основоположник  просветительского романтизма в  литературе Руссо в разработанной им эстетике пошел значительно дальше Вольтера в ниспровержении рационалистических принципов аристократического классицизма, отвергая всякие формальные излишества. В искусстве он отстаивал простоту и естественность языка, обращение к жизненной правде, “чувствительность доброго сердца” простых людей. Как и Дидро, он считал, что в любом произведении искусства, если оно подлинно, красота неизменно переплавляется в моральные ценности. Однако, личные чувства и эмоции неизменно должны быть подчинены высшему моральному долгу. Вот почему положительные герои Руссо всегда приносят в жертву себя и свою жизнь неким моральным принципам. Отвергая рассудочную логику “здравого смысла”, Руссо противопоставляет ей интуицию живого чувства. Весь смысл искусства для него — это трогать простые человеческие сердца и воспитывать при помощи “чувствительности” истинно добродетельного человека и гражданина. Человек, по его мнению, велик именно своим чувством, а литература должна отражать его и воздействовать на него. Морально-эстетические идеалы Руссо в полной мере отразились в наиболее известном и значительном романе “Новая Элоиза”.

     Это произведение явилось образцом сентиментального романа в письмах, в котором Руссо удалось совместить изображение глубоких и тонких лирических переживаний главных героев — учителя Сен-Пре и его воспитанницы Юлии — с критикой общественного порядка, лживых нравов столичных аристократических салонов, хищничества буржуа. Основная тема романа — конфликт страстной любви и сословной морали, культивируемых в “высшем обществе” предрассудков. Юлия подчиняет свои чувства холодному велению долга перед отцом, мнением света, предпочитая брак по расчету разрыву с родителями, оберегая их от боли и разочарования. Но чувство “подлинного долга” не может заглушить “голос природы”, зов любви, и главная героиня романа погибает.

Талантливое и проникновенное произведение Руссо  оказало огромное влияние на литературу эпохи Просвещения. Последователями руссизма были Карамзин (“Бедная Лиза”), Гете (“Страдания юного Вертера”), Шадерло де Лакло (“Опасные связи”) и многие другие известнейшие литераторы той поры.

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь западной цивилизации. Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.

       Идея Просвещения была крайне  необходима людям после «мрачного  средневековья». Она несла знания и свет. Пусть у этой эпохи были свои недостатки, хоть и весомые, но она сыграла большую роль в развитии культуры и искусства. После многовекового простоя у лучших умов человечества накопился импульс, который выразился в Просвещении. Когда эта эпоха закончилась, искусство не прекратило своего существования. Появлялись новые течения, направления в культуре. Но своим рождением они обязаны именно Просвещению, которое было колыбелью для развития искусств. После этой эпохи уже не было таких застоев как в средневековье. В этом тоже заключается заслуга Просвещения. Оно смогло дать людям возможность получать знания, лучше обустроить общество. Просвещение - яркая страница в истории мировой художественной культуры.  
 
 

Литература.

 
  1. Культура  эпохи Просвещения. М., 1993.
  2. Радугин А. А. Культорология, М., 1998.
  3. Радугин А. А. Хрестоматия по культорьлогии, М., 1999.

Информация о работе Культура эпохи Просвещения