Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2011 в 15:45, реферат
Признаки эпохи просвещения:
• Идея равенства всех людей перед законом, перед другими людьми, обществом.
• Победа разума. Избавление от всех социальных бед просветители видели в распространении знаний. Своей задачей они считали распространение знаний, учить простых людей.
• Исторический оптимизм. Представители этой эпохи верили в возможность изменить человека к лучшему, создания справедливого общества.
Однако “век разума” знал и весьма существенные перепады эмоций, обращение к мистике и суевериям. Реалистической ясности и трезвости в определенном смысле противостояла тяга ко всему фантастическому, необычному, связанная в первую очередь с кризисом ортодоксальной религии. Это стремление было в равной степени развито и в высших сословиях, и в среде простых людей. Широчайшее распространение получило масонство, соединявшее в себе конкретно-политические цели с глубоким философско-религиозным подтекстом и элементами маскарада и театрализованных церемоний “посвящений”. Для эпохи Просвещения характерна тяга к авантюрам, приключениям, путешествиям, стремление проникнуть в иное “культурное” пространство. Она находила свое проявление в волшебных операх со множеством необычайных превращений, в трагикомедиях, сказках и т. д. Понятие “театр”, “театральность” ассоциируется еще и с понятием “публичности”. В эпоху Просвещения в Европе устраиваются первые публичные выставки — салоны, представлявшие собой новый вид связи искусства и общества. Во Франции салоны играют необычайно важную роль не только в жизни интеллектуальной элиты, художников и зрителей, ценителей произведений искусства, но становятся местом для диспутов по серьезнейшим вопросам государственного устройства. Дени Дидро — выдающийся мыслитель XVIII века — практически вводит новый жанр литературы — критические обзоры салонов. В них он не только описывает те или иные произведения искусства, стили и направления, но и высказывая собственное мнение, приходит к интересным эстетическим и философским открытиям. Такой талантливый, бескомпромиссный критик, выполняющий роль “активного зрителя”, посредника между художником и обществом, подчас даже диктующий искусству некий “социальный заказ”, является порождением времени и отражением самой сути просветительских идей.
Важное место в иерархии духовных ценностей в XVIII столетии занимает музыка. Если изобразительное искусство рококо стремится прежде всего украшать жизнь, театр — обличать и развлекать, то музыка эпохи Просвещения поражает человека масштабностью и глубиной анализа самых затаенных уголков человеческой души. Меняется и отношение к музыке, которая еще в XVII веке была всего лишь прикладным инструментом воздействия как в светской, так и в религиозной сферах культуры. Во Франции и в Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светский вид музыки — опера. В Германии, Австрии развивались наиболее “серьезные” формы музыкальных произведений — оратория и месса (в церковной культуре) и концерт (в светской культуре). Вершиной музыкальной культуры эпохи Просвещения, бесспорно, является творчество Баха и Моцарта.
Синтез зрелищности и публичности театра и глубины трактовки человеческих чувств обнаруживает себя в оперном искусстве. Одним из ярких примеров “слияния” просветительских идей и новой музыкальной формы является опера Моцарта “Волшебная флейта”. Отражая веру в торжество разума, культ света, представление о человеке как о венце Вселенной, опера в такой же мере несет в себе и основные идеи утопий XVIII века. Главный герой Тамино, попадая в совершенное общество, не сразу завоевывает себе право быть “равным среди равных” в царстве Зарастро. Эта сюжетная линия отражает стремление героя к личному совершенству, понимаемого не просто как процесс самоутверждения человека, его поисков своего места, но прежде всего, как путь к достижению столь желанного общественного идеала, гармонии личности и общества.
Так было везде, кроме Германии, где просвещение
превратилось в оружие для объединения
всего государства. Тогда Германия была
раздробленным и бедным государством,
в отличие от Англии, где уже
давно произошла буржуазная революция,
и Франции – централизованного европейского
государства, она еще оставалась средневековой
страной с феодальными порядками. Германия
была разделена на множество мелких княжеств,
враждовавших между собой, у немцев не
было чувства национального единства.
Поэтому главной задачей германских просветителей
была задача объединения, сплочения нации.
И с этой задачей справился Иоганн Вольфганг
Гете, немецкий поэт, государственный деятель,
мыслитель и естествоиспытатель. Он написал
небольшую книгу «Страдания юного Вертера»,
всколыхнувшую всю Германию. Героем произведения
был Вертер, молодой человек, не вынесший
жизненных мучений и покончивший жизнь
самоубийством. Именно такой слабый беззащитный
персонаж, а не немецкий рыцарь Гей фон
Берлихеген или античный Прометей, смог
стать общим для огромной страны. Но не
смотря на экономический упадок, отсталый
уклад жизни (в ряде земель сохранялось
крепостное право), к этому времени относится
творчество выдающихся деятелей науки
и культуры таких, как философ Эммануил
Кант, (немецкий философ, родоначальник немецкой
классической философии,
стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма)
Иначе выглядит Просвещение Англии.
Не один из европейских стилей
не существовал в искусстве
этой страны в чистом виде,
поскольку все они пришли на
английскую почву гораздо позже, чем
в другие страны. Поэтому черты барокко
(стиль в европейском искусстве конца
16 - середины 18вв.) и классицизма могли
оригинально переплетаться в творчестве
одного зодчего или художника. Для английского
искусства характерно большое внимание
к эмоциональной жизни человека, постоянный
поиск средств, которые могли бы выразить
сложный и изменчивый мир чувств и ощущений.
Все это нашло блестящее воплощение в
портретной живописи. Другая, не менее
важная черта английской художественной
культуры – обостренное внимание к проблемам
этики и морали. Английское Просвещение,
сложившееся на рубеже 17-18 в.в., буквально
пронизано идеями нравственного воспитания
личности. Одним из ведущих в живописи
стал бытовой жанр, приобретший яркую
сатирическую окраску. Очень важным для
английских просветителей было ощущение
самобытности национальной культуры:
оно вызвало желание идти во всем своим
путем, и опыт европейской живописи часто
воспринимался критически. До 18 в. В Англии
не было мастеров, которых можно поставить
в один ряд с ведущими живописцами Европы.
Однако в 16-18 в.в. здесь работали два выдающихся
художника - немец Ханс Хольбейн Младший
и фламандец Антонис Ван Дейк. Их влияние
во многом определило неповторимый путь
английской живописи и английского искусства
в 18 столетии. Прежде всего, это проявилось
в особом внимании к жанру портрета: он
занял главное место, потеснив пейзаж
и исторический жанр. Одним из самых известных
портретистов в Англии был Сэр Джошуа Рейнольдс —
английский исторический и портретный живописец, представитель английской
школы портретной живописи XVIII века, теоретик
искусства первый президент Королевской
академии художеств,
член лондонского
королевского общества.
Он получил блестящее художественное
образование, превосходно знал основные
направления современного искусства,
В его творчестве сочетались различные
стили и средства: классицизм, для изображения
его героев в виде античных или исторических
персонажей, традиции баталистов или просто
пейзаж, употребляемый для фона картины.
Рейнольдс изображал на своих полотнах
знаменитых людей. Благодаря его произведениям
мы можем через множество лет видеть его
известных персонажей. Картины художника
дают нам четкое понятие о характерах
и особенностях его героев. Еще одно значение
этого английского художника для мировой
культуры - развитие жанра портрета, живописец
был ступенькой от старых мастеров к новым.
Но Родиной Просвещения является Франция где для мыслителей эпохи Просвещения был характерен универсализм творческих и жизненных интересов. Они сочетали зрелую философичность мысли с юношеской влюбленностью в поэзию, увлеченность естественнонаучными и математическими исследованиями — с постоянным участием в общественно-политической жизни своих стран. Ярчайшим памятником эпохи Просвещения является созданная во Франции “Энциклопедия искусств, наук и ремесел” (1751-1780), грандиозный труд, включавший в себя 28 томов. “Энциклопедия” стала не просто сводом информации во всех сферах культуры на уровне самых передовых знаний XVIII века, но и грандиозным гимном силе разума и прогресса, декларировавшим новые этические и эстетические нормы, общественно-политические идеалы и нравственные ценности. В ее издании участвовали все выдающиеся деятели Просвещения из Франции, Германии, Голландии, Англии и других стран. Душой этого поистине эпохального мероприятия был Дени Дидро, прославившийся не только как критик и общественный деятель, но и как талантливейший литератор и теоретик искусства.
Острая литературная борьба в XVIII веке велась прежде всего вокруг возникшей в это время совершенно новой эстетической позиции, сформулированной прежде всего французскими просветителями, основным требованием которой было активное вмешательство художника в общественную жизнь. В рамках этого подхода среди многообразия литературных школ и направлений наиболее ярко вырисовываются три основных, возглавляемых Вольтером, Руссо и Дидро. Вольтер был в основном продолжателем французского классицизма, Руссо явился родоначальником школы революционного романтизма, а Дидро был как основателем и главой школы французского материализма в философии, так и создателем школы реализма в литературе и искусстве.
Эстетические взгляды Дени Дидро неслучайно считались своеобразным манифестом просветительских представлений о предмете, роли и задачах искусства. Их теоретическим обоснованием были философские воззрения автора, состоящие в признании объективного существования природы, частью которой является и сам человек. Поэтому первоисточником, базой искусства является для Дидро сама природа, являющаяся его “первой моделью”. “Каков бы ни был уголок природы, в который вы заглянете — первобытный или культурный, бедный или богатый, пустынный или населенный — вы всегда найдете в нем два прекрасных качества: истину и гармонию” (Цит. по: Гачев Д. Эстетические взгляды, Дидро. М., 1961. С. 61). Только жизненная правда может и должна сделаться объектом искусства. Чем ближе художник к действительности, тем лучше и значительнее, по мнению Дидро, его творчество, тем более высокой оценки оно заслуживает. Дидро обращался к деятелям искусства со страстным призывом изучать жизнь, проникать в глубинные тайны бытия, идти вглубь народной жизни, где лихорадочно бьется ее истинный пульс. Если художник учится у жизни, то, в конце концов, своими правдивыми и страстными произведениями он сам начнет “учить жизнь”, влиять на человеческие чувства и разум.
Но самой главной задачей искусства для Дидро было служение передовым идеям эпохи, требованию времени. “Всякое произведение должно быть выражением одной большой идеи, оно должно быть поучительно: без этого оно будет немым” (Там же. С. 70). Отождествляя этические и эстетические принципы, иными словами, утверждая, что совершенным может считаться только произведение, пропитанное определенной моральной идеей, Дидро провозглашает принцип идейности нового искусства, исповедующего реализм.
В полной мере эти философские и эстетические принципы Дидро воплотил в своих литературных произведениях. Он использует новые выразительные средства, отказывается от традиционного развития сюжета, являясь основоположником совершенно новых литературных жанров — философской повести и философского романа, которые как нельзя лучше помогали отразить “правду жизни” и глубину ее осмысления. Вершиной литературного творчества Дидро является философская повесть “Племянник Рамо”, в которой широкая панорама общественных нравов и социальных пороков тесно переплетается с глубиной аналитического исследования души главного героя.
Универсальный гений Вольтера — философа, естествоиспытателя, поэта и прозаика — в полной мере отразил в себе приметы времени, всю его сложность и противоречивость. Ему не было равных в обличении пороков государства, лицемерия официальной церкви и ее слуг, в разрушении и ниспровержении всяческого рода предрассудков и расхожих мнений. Вольтер оставил после себя колоссальное как по объему (более 70 томов сочинений), так и по широте стилистической и жанровой палитры творческое наследие. В нем есть и строгие естественнонаучные трактаты, героические трагедии, философские повести, галантные письма, комедии, полные юмора. Вольтер считал, что необходимо использовать любое оружие, которое в данный момент может оказать наибольшее воздействие на граждан, поднимая их на борьбу с пороками и несправедливостями жизни. Несмотря на то, что в своем творчестве Вольтер придерживается основных принципов классицизма, он видит всю ограниченность слепого подражания прежним образцам, насыщая старые традиционные формы классической трагедии, комедии, поэмы новым просветительским содержанием.
Одно из самых глубоких и остросатирических произведений Вольтера “Кандид, или Оптимист” в полной мере отразило как общие тенденции развития просветительской литературы, так и оригинальные идеи и новизну подхода к их выражению самого автора. Судьба главного героя Кандида складывается непросто, годы жестоких разочарований потребовались ему для того, чтобы прийти к собственному мировосприятию. Неудержимые искания истины приводят Кандида сначала к прекраснодушному оптимизму (“все к лучшему в этом лучшем из миров”), основные положения которого Вольтер вложил в уста ученого-всезнайки Панглосса, а затем к унынию и отчаянию пессимистических философствований Мартена. Но даже “традиционный” счастливый конец Вольтер наполняет более глубоким смыслом: потраченные на долгие поиски истины годы не проходят напрасно как для самого Кандида, так и для его любимой Кунигунды, успевшей за это время превратиться из юной прекрасной девушки в безобразную старуху.