Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:13, контрольная работа
Цель данной работы раскрыть Конфликтологические идеи Нового времени и эпохе Просвещения.
1. Новое время и эпоха Просвещения в конфликтологии 4
2. Историческое значение Нового времени и эпохи Просвещения в конфликтологии 8
3. Новое время и Эпоха Просвящения (Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Ж-Ж Руссо, Адам Смит) 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Список литературы 21
Новое время занимает особое место, которую она сыграла в истории европейской культуре в целом и в современной в частности. Те основные мировоззренческие идеалы и парадигмы, которые были основными ориентирами в жизненном мире новоевропейского человека того времени, остаются определяющими и в нашем постмодерническом мире. Общность этих жизненных ориентиров можно объяснить, пожалуй, общностью социальных и культурных контекстов, на фоне которых развиваются и существуют эти две культуры. [10, c. 374].
В настоящее время очень актуальна роль конфликтологии.
При анализе конфликтологических взглядов мыслителей Нового времени и эпохи Просвещения важно уяснить социально- культурные условия и общественный уклад того времени. Прежде всего, это была эпоха не только мощного экономического, но и исключительно культурного подъема европейских стран. Все это создавало предпосылки к системному подходу в познании явлений окружающего мира и, в том числе, в изучении конфликтов. Наиболее характерные для рассматриваемого периода взгляды на конфликт содержались в работах Фрэнсиса Бэкона (1561- 1626 гг.), Томаса Гоббса (1588-1679 гг.) Жан-Жака Руссо (1712-1626 гг.), Адама Смита (1723-1790 гг.) и другие. В частности, Бэкон один из первых применил системный подход в анализе причин социальных конфликтов. Интересна в этом смысле концепция Гоббса о естественном состоянии общества как «войне всех против всех». Тема борьбы добра со злом представлена в большинстве произведений культуры и искусства. Исследователями установлено, что и обыденное сознание также является мощным источником конфликтологических идей, отражением отношения людей к конфликтам разного уровня.
В Средние века и в Новое время были предприняты попытки осмыслить сущность этого явления. Мыслители-гуманисты высказывали свои представления о конфликтах, пагубности их роли в развитии человечества, об устранении войны из жизни общества и установлении вечного мира (Ф. Аквинский, Э. Роттердамский, Г. Гроций, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо, А. Смит, И. Кант, Г. Гегель, К. Клаузевиц, Ч. Дарвин и др.). Первые целостные концепции конфликта появились только на рубеже ХIХ-ХХ вв. Основные из них созданы в зарубежной психологии, социологии и политологии. В истории изучения конфликтов зарубежными психологами выделяются два этапа: начало ХХ в. – 50-е гг. и конец 50-х гг. – начало ХХI в. На первом этапе конфликт изучался в рамках психоаналитического (З. Фрейд, Э. Фромм), социотропного (У. Макдаугалл), этологического (К. Лоренц), теории групповой динамики (К. Левин), фрустрационно-агрессивного (Д. Доллард, Л. Берковиц), поведенческого (А. Басс, А. Бандура), социометрического (Д. Морено) и интеракционистского (Т. Шибутани) подходов. На втором этапе получили развитие новые направления исследования межличностных конфликтов: теоретико-игровой подход, теория организационных систем и теория переговорного процесса.
Эпохе Просвещения свойственно понимание мира и человека, которому неведом конфликт между знанием и бытием.
Противоположность конфликта — это согласие, сплоченность, единство, мир. Жить в мире и согласии легко, просто, удобно. Поэтому все мы ценим возможность такой жизни. «Худой мир лучше доб-ройссоры», — утверждает пословица. Несомненно, конфликты чаще всего ничего хорошего нам не приносят. Они вредят делу, мешая совместным согласованным действиям для его выполнения. [5, c. 17].
Цель данной работы раскрыть Конфликтологические идеи Нового времени и эпохе Просвещения. Задачи: 1. Изучить новое время и эпоху Просвещения; 2. Историческое значение этой эпохи; 3. Конфликтологические идеи в изучении Ф. Бекона, Т. Гоббса, Ж-Ж Руссо, Адама Смита.
Древние философы считали, что сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы, людей и даже Богов. Правда, сам термин «конфликт» они еще не употребляли, но уже видели, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни, а представляет собой лишь ее часть.
Подлинно творческое
освещение истории философии ко
Однако достижение будущего
счастливого состояния
Томас Гоббс размышлял над социальной действительностью Англии, наблюдая жизнь некоторых стран Европейского континента (прежде всего Франции и Италии). Общение с континуальной наукой и философией весьма способствовало становлению системы его философских воззрений. [1, с.6].
Эпоха Нового времени охватывает три века: XVII, XVIII, XIX. Несмотря на единый базис этой культуры, вместе с тем каждый век исторически и культурно своеобразен: XVII – эпоха зарождения, становления рационализма; XVIII – век Просвещения; XIX – век классики, когда основные тенденции предшествующих столетий проявили себя всесторонне полно.
Период Нового времени охватывает два этапа:
1. Почти весь 17 век – господство
абсолютизма во Франции,
2. Завершение стадии
В статье «Идея всеобщей истории
во всемирно-гражданском плане» (1784)
Кант выдвинул девять положений, формулирующих
основные проблемы и трудности, которые
предстоит разрешить
Среди этих проблем важнейшие: сочетание максимальной свободы гражданина с принуждением, «установление законосообразных внешних отношений между государствами, развитие и совершенствование всех задатков, вложенных в человечество». Рационалистические и космополитические построения Канта, его телеологическая конструкция смысла истории оказались не вполне корректными в соотношении с практическим опытом мировой истории.
В реальных исторических
условиях идея космоса-механизма
Задача заключалась также и в выработке методов такого познания, нахождении предельных гносеологических оснований для познавательных процедур, успехи которых и должны были рассеять традиционное невежество и обскурантизм (враждебное отношение к науке) и тем самым ликвидировать социальную несправедливость, тиранию, нищету. Девиз "знание - сила" объединял в этот период буржуазных философов разных направлений; разногласия заключались лишь в представлении о путях реализации этой задачи. Таков внутренний пафос взглядов Бэкона и Декарта, Спинозы и Локка, Лейбница и Юма.
До второй половины 17 в. Западная Европа потеряла религиозную целостность. Вследствие Реформации и периода длительных религиозных войн в части европейских стран широко христианской конфессией стал протестантизм, тогда как в других государствах католицизм сохранил доминирующее положение. Между государствами с различными религиями установился модус вивенди, что означало толерантное отношение к религиозным разногласиям хотя бы в пределах всей Европы, если не отдельных стран. Религиозная борьба продолжалась в виде полемик и дискуссий, а это способствовало расширению диапазона высказываемых мнений. [1, c. 152].
Европа стала разнообразной также в плане политических режимов. Если во Франции, Австрийской империи или Испании этот период соответствовал расцвета (абсолютизма), то Англия уже прошла этот этап своего развития и после славной революции 1688 года Англия стала конституционной монархией, в которой власть короля была ограничена " Биллем о правах 1689 ". Нидерланды радовались демократическим правлением, Германия и Италия были раздроблены на ряд малых государств, в некоторых странах, таких как Россия и Австрийская империя еще крепко сохранялось крепостничество. При широком спектре политических устройств неизбежно возникали сравнения, в свою очередь приводили к дискуссиям относительно идеального устройства общества.
Новый тип конфликта был рожден в эпоху Просвещения, но он мало чем отличался от предыдущего. Сформированный классицизмом «идеальный» человек попытался перенести этот «идеальный комплекс», идеальную модель поведения на необразованную толпу. Человек, достигший гармонии чувства и разума должен видеть жизненную цель в служении общему благу, а не своей корысти. Драматический поэт - считал Лессинг - если он нисходит до простого народа, то лишь затем, чтобы исправить его, т.к. у народа - неблагородный образ мысли. Эстетика Просвещения основана на безграничной вере в разум, вере в гармонизацию общества, через просвещение, попытку развить в человеке творческое начало. В целом, искусство носит более демократичный характер, чем Классицизм. Большое место в искусстве занимают учения о красоте. Просветители были убеждены в том, что объективно красота открывается лишь тому, кто стремится к ней интеллектом и эмоциями. Категория гармонии становится не только показателем упорядоченности и целостности природы, но и характеристикой равновесия рационального и эмоционального начала в человеке.
Эта эпоха характеризовалась мощным экономическим и культурным подъемом европейских стран. Такой подъем создал предпосылки для перехода к системному подходу в познании явлений окружающего мира, в том числе и в исследовании конфликтов. Наиболее яркие конфликтологические идеи того времени содержались в работах Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), Томаса Гоббса (1588-1679), Жан-Жака Руссо (1712-1778)Ю Адама Смита (1723-1790). Например, Ф. Бэкон применил системный подход к анализу причин социальных конфликтов внутри страны. Т. Гоббс разработал теорию естественного состояния общества, как «войне всех против всех». [9, c. 143].
Просвещение по-разному развивалось в странах Европы, тем не менее, оно имело общие задачи. Это - борьба третьего сословия с феодализмом и его пережитками. Французские просветители постоянно подчеркивали социальную обусловленность эстетического вкуса и, что «буржуа» можно подчинить «гражданину». На службу этой идеи были поставлены все научные достижения. Наука и разум стали основным оружием Просвещения против старого общества. «Знание - сила» - вот девиз этой эпохи. Театральное искусство той эпохи было отмечено пафосом сатиры. Более всего это можно наблюдать во французском театре - выражавшем настроение третьего класса, который был движущей силой приближающейся революции.
Просветители принадлежали к различным слоям общества, разным сословиям: среди них были аристократы, дворяне, духовенство, служащие, представители торгово-промышленных кругов. Этих очень разных людей объединяли общие цели и идеалы: свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость. Просветителей можно назвать «вольнодумцами», так как их отличало критическое отношение к авторитетам и учениям всякого рода. Мыслители эпохи Просвещения пользовались известностью как писатели, публицисты, политические деятели, университетские преподаватели. Разнообразны были условия, в которых они жили, и это приводило к некоторым различиям в их взглядах. Но именно в спорах между ними рождались учения, которыми мы пользуемся и сегодня: о правах человека и гражданина, о гражданском обществе и демократии, о разделении властей и правовом государстве.
Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных. [6, c. 45].
До второй половины 17 в. Западная Европа потеряла религиозную целостность. Вследствие Реформации и периода длительных религиозных войн в части европейских стран широко христианской конфессией стал протестантизм, тогда как в других государствах католицизм сохранил доминирующее положение. Между государствами с различными религиями установился модус вивенди, что означало толерантное отношение к религиозным разногласиям хотя бы в пределах всей Европы, если не отдельных стран. Религиозная борьба продолжалась в виде полемик и дискуссий, а это способствовало расширению диапазона высказываемых мнений.
Европа стала разнообразной также в плане политических режимов. Если во Франции, Австрийской империи или Испании этот период соответствовал расцвета (абсолютизма), то Англия уже прошла этот этап своего развития и после славной революции 1688 года Англия стала конституционной монархией, в которой власть короля была ограничена " Биллем о правах 1689 ". Нидерланды радовались демократическим правлением, Германия и Италия были раздроблены на ряд малых государств, в некоторых странах, таких как Россия и Австрийская империя еще крепко сохранялось крепостничество. При широком спектре политических устройств неизбежно возникали сравнения, в свою очередь приводили к дискуссиям относительно идеального устройства общества.
Основным стремлением