Новое время и Эпоха Просвещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:13, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы раскрыть Конфликтологические идеи Нового времени и эпохе Просвещения.

Оглавление

1. Новое время и эпоха Просвещения в конфликтологии 4
2. Историческое значение Нового времени и эпохи Просвещения в конфликтологии 8
3. Новое время и Эпоха Просвящения (Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Ж-Ж Руссо, Адам Смит) 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Новое время и Эпоха Просвящения.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

Очень большую роль играла связь  законов и Просвещение. Все просвещенные народы, как то видим мы из истории целого света и всех столетий, по тех пор, покуда они непросвещенны, живут под правлением деспотическим! Причина сему следующая: непросвещенный человек обыкновенно мало думает! Его желания, мысли и самые нужды определены; сие доказывает кафр, живущий на краю Африки, который столь мало предвидит, столь мало думает, что часто из добродушия или по какой другой причине отдает свою пищу другому, не представляя, что ему ничего не остается к обеду в поддень, свою постелю, хижину, забыв, что вечеру ему должно ночевать под открытым небом. В таком или подобном народе кому думать о справедливости законов, кому писать или говорить о выгодах и невыгодах правления. [9, с. 493].

Для эпохи Просвещения свойственно  новое общественное явление - возникновение сферы общественной жизни, т.е. институтов, где проходили дебаты по важным для общества проблем. К таким институтам относились вновь академии и научные общества, кружки, салоны, кафе, масонские ложи и т.п..

В Европе и Америке сформировалось международное "виртуальное" общество, которое получило название "Республика писем" (Respublica literaria). Члены этого общества обменивались мнениями через границы государств, переписываясь друг с другом.

Литературные салоны зародились во Франции в эпоху правления Людовика XIV. Обычно хозяйка салона приглашала к себе какую-то знаменитость, писателя или философа, который начинал дискуссию на интересующую гостей филофську, общественную или политическую тему. Хозяевами салонов были и мужчины. Самый известный из них салон барона Гольбаха, в котором собирались Дидро, д'Аламбер, Гельвеций, Мармонтель, Реналь, аббат Гальяни и другие.

Обычно считается, что  эпоха Просвещения началась во второй половине XVII века и продолжалась до Великой французской революции. Ей предшествовала научная революция первой половины XVII века. Галилей заложил основы научного метода в изучении явлений природы, изобретения телескопа и микроскопа способствовали установлению гелиоцентризма и первому наблюдению микроорганизмов. Быстрое развитие физики и математики увенчался публикацией в 1687 "Математических начал натуральной философии" Исаака Ньютона - фундаментального труда, заложившей основы классической механики и математического анализа. Научные открытия способствовали раскрепощению мышления в других областях.

Великая французская  революция ознаменовала конец надеждам на переустройство общества на разумных началах, однако идеи эпохи Просвещения  повлияли на формулировки важных документов эпохи: Декларации прав человека и гражданина, Декларации независимости, Конституции США, польской Конституции 3 мая 1791.

Нет сомнения, что вообще все, что еще не совершилось на земле, совершится в будущем; ибо  неувядаемы права человека и силы, заложенные в него богом, неистребимы. Мы удивляемся, как много успели сделать в своей жизненной сфере за несколько столетий греки и римляне, ибо, хоть цель их деятельности не всегда была безупречной, все же они доказали, что могут ее достигнуть. Их прообраз сияет в истории и побуждает подобных им, при равном или еще большем покровительстве судьбы, стремиться к сходным и еще лучшим результатам. Вся история народов становится с этой точки зрения школой соревнования за прекраснейший венок гуманности и человеческого достоинства. [3, с. 269-273].

С эмпиризма, в частности  в Локка, философия просвещения  взяла то, что необходимым условием разума является опора на факты, чувственные  данные. Исходя из этого просветители клеймили рационализм как метафизику, философию, не сприраеться на сведения о реальном мире. За образец научного подхода бралась Ньютоновская механика. Кондильяк считал пустыми, даже вредными, абстрактные понятия вроде бытия, субстанция, сущность, атрибут, причина, свобода. Для эпохи Просвещения свойственно новое общественное явление - возникновение сферы общественной жизни, т.е. институтов, где проходили дебаты по важным для общества проблем. К таким институтам относились вновь академии и научные общества, кружки, салоны, кафе, масонские ложи и т.п.

В Европе и Америке  сформировалось международное "виртуальное" общество, которое получило название "Республика писем" (Respublica literaria). Члены этого общества обменивались мнениями через границы государств, переписываясь друг с другом.

Эпоха Просвещения возникла впервые в Англии. Эпоха Просвещения в Англии характеризовалась развитием и распространением естественных наук, преобладанием материалистических тенденций в философии, умеренной критикой религии и церкви. В отличии от Франции, где Просвещение предшествовало политической революции, здесь все было наоборот: вначале произошла революция, а затем наступила эпоха Просвещения. Она представлена такими персоналиями и школами, как Джон Локк, деизм, спиритуализм Дж.Беркли, скептицизм Д.Юма, философия шотландской школы.

В истории нового времени  «просвещению» принадлежит очень  важное значение. Просвещение является естественным продолжением гуманизма XIV—XV веков как чисто светского  культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха просвещения отделена от эпохи гуманизма эпохой религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. [7, c. 143].

Просвещение выразилось в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях: в стремлении к свободе, благосостоянию и счастью людей, к миру и ненасилию, веротерпимости и вольнодумству, в критическом отношении к авторитетам и неприятии догм. В центре внимания идеологов Просвещения находился разум как инструмент познания естественного порядка, развития человека в соответствии с его природой и создания общества, построенного на разумных основаниях. Наивысшей формой деятельности разума просветители считали научное познание.

Под знаменем Просвещения  шла Война за независимость в  Северной Америке 1775-1783 гг.; ведущими его  деятелями стали Б. Франклин, Т. Джефферсон, Т. Пейн. Идеи народного суверенитета получили правовое оформление в Декларации независимости (1776).

В конце 18 в. наметился кризис просветительской идеологии. Появились сомнения в возможностях разума и прогресса, мировоззрение и эстетические идеалы Просвещения подверглись критике. В 1-й пол. 19 в. господствующим стало новое идейное и художественное течение — романтизм. С идеями Просвещения был генетически связан утопический социализм.  [8, с. 74].

 

3. Новое время и Эпоха Просвящения (Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Ж-Ж Руссо, Адам Смит)

В истории мысли важно  выделить классическое рациональное знание, социальные и мыслительные предпосылки которого складывались в недрах европейского средневекового общества.

На качественно более  высокую ступень в своем развитии политическая мысль поднялась в  эпоху Просвещения. Это закономерно. Это время в истории человечества не случайно называют эпохой Просвещения. Научные знания, являвшиеся раньше достоянием узкого круга ученых, теперь распространились в светские салоны, вышли за пределы лабораторий, университетов. Политическая мысль эпохи Просвещения пронизана оптимизмом, верой в разум человека, убежденностью в решающей роли просвещения.

Представители классического  рационального знания XVII-XIX вв. - Рене Декарт (1596-1650), Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677), Готфрид Вильгельм Лейбниц (1640-1716), а также философы эмпирико-сенсуалистического направления: Джон Локк (1632-1704), Давид Юм (1711-1776), философы эпохи Просвещения и мыслители, принадлежащие немецкой классической философии.

Классическое рациональное знание на столетия определило своеобразие  типов философии раннебуржуазного европейского общества. Общим местом сегодня звучит тезис о зависимости процесса становления классического рационального знания XVII-XIX вв. от процессов и запросов европейского общества. Тезис неоспорим, но сложность заключается в том, что становление классической рациональности не было поспешным ответом на "социальный заказ". Оно было не только порождением, но и автономным действенным элементом социокультурного и экономического развития тогдашней Европы. Первый удар вере ученых в силы человеческого разума и обязательность общественного прогресса нанесла французская революция 1879 года. Общество, которое считалось основанным на «принципах разума», провозгласившее разум божеством, положившее в основу своей политики учение «гениев человечества», на поверку оказалось неразумным и нечеловечным. Западная цивилизация вступила на полосу кризиса, охватившего и духовную сферу. Возникла необходимость переоценки ценностей, в том числе и ценностей классической философии. [2, c. 59].

Томас Гоббс (1588—1679) обосновал в «Левиафане» концепцию «войны всех против всех» как естественного состояния. Он считал главной причиной конфликта стремление к равенству, которое приводит к возникновению у людей одинаковых надежд, желание завладеть теми же объектами, необходимыми для самосохранения или получения удовольствия, а это превращает людей во врагов, порождает соперничество, недоверие и честолюбие. [6, c. 67].

Новое время. В данный период были популярны идеи Жан-Жака Руссо (1712—1778) об этапности всемирно-исторического процесса. Вначале существует «естественное состояние», когда люди свободны и равны, затем развитие цивилизации приводит к утрате состояния равенства, свободы и счастья и, наконец, заключив «общественный договор», люди вновь обретут утраченную гармонию общественных отношений, «вечный мир» и согласие. По мнению Ж.-Ж. Руссо, общественный договор возможен под жестким контролем народа, так как войны министрам нужны и добрую волю они не проявят. Поэтому «дело уже не в увещевании, а в принуждении». [2, с. 198].

Заслуживают внимания также  социально-философские учения эпохи, теории договорного происхождения  государства Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо.

Противоборство между  классами А. Смит рассматривал как и  источник поступательного развития общества, а социальный конфликт, следовательно, как определенное благо человечества.

Немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804) считал, что "состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние ... последнее, наоборот, есть состояние войны, т.е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено."

Здесь просматривается  связь с идеями Ж.-Ж. Руссо об «общественном  договоре». Первой среди социальных наук выделилась экономика. Хотя термин «экономика» употреблялся еще в 1790 г., предмет этой науки именовался политической экономией до конца ХIХ в. Основателем классической экономики стал шотландский экономист и философ Адам Смит (1723—1790). В своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов» он рассмотрел теорию стоимости и распределения доходов, капитал и его накопление, экономическую историю Западной Европы, взгляды на экономическую политику, финансы государства. А. Смит подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. [8, c. 178].

Выдающимся мыслителем эпохи Просвещения явился французский  философ Жан-Жак Руссо (1712—1778). Он выступил с резкой критикой феодальных отношений, основанных на социальном неравенстве  и эксплуатации народа. Этим отношениям

Руссо противопоставил  «естественное состояние» — «золотой век», где все люди равны.

В своих трудах «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» и  «Об общественном договоре, или Принципы политического права» Ж. Ж. Руссо рассматривал естественное состояние как состояние равенства и свободы. Причиной социального неравенства, по его мнению, явилось появление частной собственности, а также ошибки в деятельности людей. К появлению частной собственности привела «способность к совершенствованию», которой люди обладали с самого начала. Эта способность обусловила совершенствование орудий труда. Это, в свою очередь, привело к возникновению частной собственности. Государство возникло вследствие общественного договора. При появлении государства большинство людей поступилось естественными правами и свободами.

Новое время сменяет  эпоху Возрождения как переходный период от феодализма к капитализму. Становление капиталистического способа  производства еще подпитывает иллюзии Свободы, Равенства и Братства. Но ставка на разум и научно-технический прогресс привела к тому, что гуманистический антропоцентризм Ренессанса уступает место философскому антропоцентризму сциентистского характера. В новом качестве антропоцентризм обосновал необходимость индустриальных методов освоения природы. Эксплуатация природы обернулась эксплуатацией человека, его отчуждением от всего, от всех и от самого себя. [7, 181-182].

Поворот произошел только в ХУII—ХУIII столетиях, когда в  Европе появилась плеяда выдающихся философов: француз Рене Декарт (1596—1650), англичане Френсис Бэкон (1561—1626), Томас Гоббс (1588—1679) и Джон Локк (1632—1704), немец Иммануил Кант (1724—1804). Они, а также французские просветители Шарль Луи Монтескье (1689—1755) и Жан Жак Руссо (1712—1778) изучали функции правительства (политическая наука), природу общества (социология). Английские философы Дэвид Юм (1711—1776) и Джорж Беркли (1685—тт1753), а также Кант и Локк, пытались выяснить законы действия разума (психология), а Адам Смит создал первый великий трактат по экономике «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Эпоху, в которую они трудились, называют Просвещением. Оно иначе взглянуло на человека и человеческое общество, освободив наши представления от религиозных пут. Просвещение поставило традиционный вопрос иначе: не как Бог создал человека, а как люди создают богов, общество, институты. Над этими вопросами философы продолжали думать вплоть до ХIХ в.

Гоббс продолжает линию  бэконовской философии, развивает ее сенсуализм и эмпиризм. Опора на сенсуализм и эмпиризм являются характерными для английской философии не только 17 века, но и современной. Однако в отличие от Бэкона Гоббс уделяет большое внимание системности своей философии. В качестве идеала он, как и Спиноза, принимает математику, и пытается построить философию так же логично, как строится математическая дисциплина.

Информация о работе Новое время и Эпоха Просвещения