Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:58, контрольная работа
1. Древнейшее и древнее население на территории современной Белоруссии.
2. Этнические общности раннего средневековья.
3. Формирование Руси. Как возникла Белоруссия?
4. Основные концепции происхождения белорусского этноса.
смоленских, преобладали славянские черты. Язык их был славянским.
Славянским является и основной тип украшений полоцко-смоленских кривичей - браслетообразные височные кольца с завязанными концами. К славянским элементам культуры относятся также большинство видов перстней (проволочные, гладкие, витые, пластинчатые, рубчатые, щитковые). Отчетливо славянские
черты имеет
керамика круглых кривичских
курганов. Основную ее часть
составляют горшки с коническим
туловом, округлыми, слабо
выраженными плечиками и слегка отогнутым
венчиком. Цвет их желто-серый
и красновато- желтый. Большинство
горшков не орнаментировано.
8
Славянские элементы прослеживаются и в погребальном обряде кривичей. Для значительно части погребении характерна славянская ориентировка умерших (головой к западу).
Вместе с тем в культуре
полоцко-смоленских кривичей
застежки с коническими, многогранными, завернутыми концами. Балтские элементы зафиксированы и в погребальном обряде кривичей. Балтской традицией является наличие в погребении ритуальных кострищ, встречающаяся в некоторых погребениях ориентировка умерших головой к востоку.
Смешанное славяно-балтское происхождение кривичей, возможно, отражено в названии данной этнической общности. Ряд исследователей указывает на близость этого наименования к балтской лексике и считает, что оно происходит от балтских терминов.
Так, по мнению советского археолога П. Н. Третьякова, название
«кривичи» имеет балтское происхождение (происходит от слова «Криве», которое якобы обозначает имя одного из персонажей литовской языческой мифологии).
Историк Б. А. Рыбаков также полагает, что в названии кривичей
сохранилось имя литовского бога Криве-Кривейте. Как и П. Н. Третьяков, он утверждает, что кривичи образовались в результате смешения славян с балтами, ассимиляции последних, и называет кривичей «полулитовцами». Такие ученые, как Г. Миллер, Н. Карамзин, Т. Нарбут, А. Киркор вели происхождение названия кривичи от имени верховного жреца балтов Криве-Кривете.
Белорусский археолог Г. В. Штыхов считает, что название «кривичи», возможно, произошло от имени старейшины рода Криве. Он не исключает также этимологию термина «кривичи» от слов, обозначающих близких по крови.
Известный историк С. М. Соловьев утверждал, что название «кривичи» связано с характером местности, которую они занимали, и вел наименование кривичей от балтского (литовского) слова kirba (топь, трясина).
Стремясь обнаружить связь
9
Не находит
обоснования фактическим
Не подтверждается
Реальная историческая личность, священник по имени Криве, влияние которого распространилось на земли Пруссии, Литвы, жил в 14 веке, когда кривичей как этнической общности уже не было.
Нельзя признавать верно также гипотезу о происхождении кривичей от имени старейшины рода Криве. Во-первых, о нем нет свидетельств в письменных источниках. Его можно рассматривать как плод воображения тех, кто писал об этом. Во-вторых, ошибочно вести происхождение этнической общности от одного человека, а ее название от имени одного человека. Это взгляд можно рассматривать как некритическое отношение к широко распространенной в прошлом библейской традиции, нашедшей отражение во взглядах летописцев,
историков того времени.
Весьма сомнительно также выводить название «кривичи» от слов, обозначающих кровное родство. Кровнородственные отношения характерны для сравнительно небольших групп людей, назваемых родами. Их чаще всего называли именами животных или птиц. Невозможно, чтобы представления о кровном родстве распространились на такую большую общность, как кривичи, территория которых в широтном направлении простиралась почти на тысячу километров.
Заслуживает пристального
Значительно большая часть их этнической территории представляла собою холмистую местность. Холмистой была этническая территория кривичей на Минщине, Смоленщине. Во-вторых, маловероятно происхождение термина «кривичи» от балтского слова kirba. С лингвистической точки зрения такое объяснение представляется искусственным, необоснованным.
10
Г.А.Хабургаев высказал предположение, что название кривичей отражает характер границы, идущей по кривой линии. Он указывает, что на территории будущей Псковщины славянские колонисты должны были столкнуться со своеобразным населением балто-финского пограничья (с кривой?), откуда произошли летописные кривичи. Вероятнее всего, название “кривичи” действительно отражает своеобразие той значительной части их территории на Минщине и Смоленщине, где много холмов, а местность как бы кривая:
воз вышенные места чередуются с более низкими. Такой характер местности особенно типичен для юга и востока их этнической территории.
Поскольку первоначально на
изменилось, сохранив прежнюю основу, к которой было добавлено славянское – «ичи». Так появилось наименование новой этнической общности «кривичи».
Следует отметить, что в балтских языках после этого по-прежнему
сохранилась несколько измененная балтская форма наименования славянских соседей на востоке krievs, krievai. Она до настоящего времени сохранилась в латышском языке для обозначения русских (krievs – русский, Krievija – Россия).
Таким образом, анализ названия «кривичи» дает основание утверждать, что, вероятнее всего оно обозначало обширную группу людей, занимавших первоначально холмистую местность. Названия многих этнических общностей раннего средневековья по особенностям местности, на которой они проживали, - одна из закономерностей в формировании этнонимов того времени. Кроме наименования «кривичи», «дреговичи» к этой группе относятся названия
«древляне», «поляне», обозначавшие этнические общности, расположенные к югу и юго-востоку от дреговичей. Таковы также названия основных балтских этнических общностей («аукштайты» – верхние и «жемайты» – нижние). Это просматривается и в названиях этнических общностей данного периода, расположенных в западноевропейском регионе.
Для характеристики кривичей важное значение имеет определение типа этой этнической общности. Он обусловлен уровнем их развития.
11
У них была сравнительно высоко развита экономика. Основное
хозяйственное занятие данных этнических общностей – земледелие. Им уже известно полевое пашенное земледелие. В земледельческом хозяйстве начали использовать более совершенные орудия труда, в частности с железным наконечником. На территории кривичей железные части пахотного орудия датируются временем не позднее 10 века.
Два железных наконечника, а также железное чересло для подрезания верхнего слоя земли во время пахоты найдены на селище у д. Хотомель (Столинский район). Широкие лопасти наральников, их плечики содействовали разрушению подрезаемого лопастью дерна и в некоторой степени оборачиванию самого пласта. Подошвенное рало с череслом вертикально отрезало пласт земли от невспаханного поля. Такое усовершенствованное рало можно считать предшественником плуга. Железные части пахотного орудия обнаружены на Минщине у д. Городище. Один из наконечников сохранился полностью. Он имеет
широкий рабочий край, к концу закруглен. Подобной формы наконечники найдены также далеко на севере, в районе Старой Ладоги. Их прикрепляли к нижней деревянной части пахотного орудия или в горизонтальном положении к поверхности земли, или под небольшим уклоном. Возможно пахотное орудие с таким наконечником было непосредственным предшественником получившей впоследствии широкое распространение в лесной зоне сохи.
Значительно усовершенствованы были и орудия для уборки зерновых. В 8 – 9 вв. в лесной зоне появляются серпы нового типа, которые происходят от аналогичных римских орудий. Клинок серпа близок по форме к параболе или части эллиптической кривой. Черенок его отогнут наружу. Его вбивали в короткую деревянную ручку. Нос серпа слегка загибали внутрь. Эти новые орудия заменили прежние слабоизогнутые серпы с клинком, непосредственно переходящим в черенок, а также серповидные ножи.
В 8 – 9 веках для переработки
зерна на муку вместо
Важным прогрессивным явлением
в земледельческом хозяйстве было
выращивание новой зерновой культуры
- озимой ржи. Среди зерновых
культур того времени (мягкой пшеницы,
ячменя, овса и др.) она наименее прихотливая,
хорошо противостоит сорнякам, а главное
– наиболее морозоустойчива. Озимая
рожь была лучше других зерновых культур
приспособлена к местным условиям,
давала устойчивые урожаи.
12
Начало выращивания озимой ржи на территории Белоруссии относится к 9 веку. Эта зерновая культура была известна кривичам. Многочисленные хорошо сохранившиеся зерна ее были обнаружены на городище у д. Свила на Витебщине. Эта важная находка датирована 9 веком.
Одним из условий
В период формирования кривичей и на ранних стадиях их развития появляются полуземлянки с расположенными в них глиняными шахтными сыродутными печами. Улучшение этих печей особенно заметно в 9 – 10 вв. Значительно увеличивается их диаметр, его протяженность достигает 1м, становится большим их объем, он составляет 0,3 – 0,45 м3. Сыродутные печи – прочные стационарные сооружения, рассчитанные на длительное использование.
Их конструкция позволяла производить мощное искусственное дутье. Значительное усовершенствование этих печей вызвано постоянно возраставшими потребностями в металле, необходимом для изготовления земледельческих орудий.
Информация о работе Основные концепции формирования белорусского этноса