Основные концепции определения бедности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 20:56, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы контрольной работы определяется необходимостью осмысления бедности как сложного и разнообразного социального явления, выступающего непременным «спутником» цивилизованного развития. Любое общество, на какой бы стадии своего развития оно ни находилось, имеет среди всех его явлений и то, что называется «бедностью». В современных условиях постиндустриального информационного общества феномен бедности приобретает новые качественные составляющие. Бедность проявляется все больше не только как материальная, но и как духовная составляющая жизненного мира человека, его бытия. Субстанциональная природа бедности, обнаруживающаяся в системе ценностей и доминирующих интересов и целей, выступает как индивидуальная, меж индивидуальная и надындивидуальная. Исследование этих уровней бедности как социального явления позволяет найти ответ на целый ряд вопросов о критериях бедности; о бедности как экономическом, культурологическом, нравственном и духовном явлении; о том, что именно нужно осознать и сделать на уровне индивидуальной деятельности человека, а также его семьи, этноса, государства, человечества в целом, чтобы способствовать решению проблемы ликвидации поляризации общества по принципу «бедный-богатый»; о том, что следует сделать, чтобы снять противоречие между бедностью и богатством, добиться появления общества, в котором будет преобладать «средний класс», положение которого характеризуется достойным, комфортным образом жизни.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 43.35 Кб (Скачать)

Введение

Актуальность темы контрольной  работы определяется необходимостью осмысления бедности как сложного и разнообразного социального явления, выступающего непременным «спутником» цивилизованного  развития. Любое общество, на какой  бы стадии своего развития оно ни находилось, имеет среди всех его явлений  и то, что называется «бедностью». В современных условиях постиндустриального  информационного общества феномен  бедности приобретает новые качественные составляющие. Бедность проявляется  все больше не только как материальная, но и как духовная составляющая жизненного мира человека, его бытия. Субстанциональная  природа бедности, обнаруживающаяся в системе ценностей и доминирующих интересов и целей, выступает  как индивидуальная, меж индивидуальная и надындивидуальная. Исследование этих уровней бедности как социального явления позволяет найти ответ на целый ряд вопросов о критериях бедности; о бедности как экономическом, культурологическом, нравственном и духовном явлении; о том, что именно нужно осознать и сделать на уровне индивидуальной деятельности человека, а также его семьи, этноса, государства, человечества в целом, чтобы способствовать решению проблемы ликвидации поляризации общества по принципу «бедный-богатый»; о том, что следует сделать, чтобы снять противоречие между бедностью и богатством, добиться появления общества, в котором будет преобладать «средний класс», положение которого характеризуется достойным, комфортным образом жизни.

1.Основные концепции определения бедности

Понятие и сущность бедности Что есть бедность? Словарь Ожегова объясняет это слово как «скудость, недостаточность средств существования, нужда, убожество, неприглядность».

«Российская социальная энциклопедия»  более академична: бедность - это  категория, выражающая абсолютное или  относительное отставание от достигнутого в обществе стандарта потребления.

Интересно, что вплоть до середины ХVIII века самого понятия «бедность» не существовало. Общество состояло либо из очень богатых, либо из беспросветно нищих - уравновешивающей середины практически  не было. В эпоху Просвещения, когда  европейское общество принялось  создавать некие социальные стандарты жизни, выяснилось, что есть люди, неспособные этим стандартам соответствовать.

Как состояние бедность существовала испокон веков, но считалась вполне обычным явлением, присущим подавляющему большинству населения. В азиатских, античных и феодальных обществах  деление на богатых и бедных мало зависело от личных способностей человека: уровень потребностей и возможности  их удовлетворять зависели от сословно-юридического статуса индивидуума. У разных социальных групп был разный образ жизни, поэтому невозможность для низких сословий следовать престижному  образу жизни высших слоев воспринималась как привычная норма жизни. В  капиталистическом же обществе впервые  возник контраст между юридическим  равенством всех граждан и фактическим  сильным экономическим неравенством. Поэтому невозможность для одних  жить так, как живут другие, воспринимается как социальная несправедливость.

Первым на проблему бедности обратил  внимание «изобретатель рынка» Адам Смит. Он, правда, считал бедность «социальной  ржавчиной» и полагал, что бедняком является не тот, кто мало имеет, а  тот, кто мало имеет и при этом много хочет. К тому же протестантская этика, определяющая нравственный климат общества, считала их «неправильными»  гражданами. Поэтому изучать бедность как явление не только экономическое, но и социальное стали сравнительно недавно.

В 1917 году, русский социолог Стопани  впервые исследовал семейные бюджеты  российских рабочих и ввёл в оборот понятие «черта бедности». Сегодня  признано, что бедность является одним  из важнейших индикаторов жизни  общества. Если в обществе много  бедных, значит, оно экономически неблагополучное. Правда, до сих пор социологи всего  мира по-разному толкуют само понятие, кого следует считать бедным.

Анализируя труды философов  и ученых разных исторических эпох и направлений, а также представителей экономической, политической, эстетической и религиозной мысли дадим  различные толкования бедности как  социального явления. Так, Платон, размышляя  над расслоением людей на бедных и богатых, видел государство  состоящим из двух частей: одну составляют бедные, другую – богатые, и все  они живут вместе, строя друг другу  козни. В работе «Государство» показывается, что бедные и богатые – это  слои, группы внутри сословия земледельцев и ремесленников, среди стражей  и правителей таковых нет.

Аристотель также рассматривал вопрос о социальном неравенстве  и утверждал, что во всех государствах есть три элемента: один класс очень  богат, другой – очень беден, а  третий является средним. Согласно его  позиции, государству необходимо думать о бедных, т.к. при исключении множества  бедняков из управления они неизбежно  будут становиться его врагами. Бедность порождает бунт и преступления, и государство, имеющее много  бедных, обречено на гибель.

В размышлениях Гоббса встречается  точка зрения о том, что в обществе недопустимо существование привилегированных  классов, так как они обусловливают  хаос. Ж.-Ж. Руссо видел в бедности, равно как и в невежестве, условие  нравственного нездоровья. И.Кант считал, что в обществе всегда будут бедные и в их числе инвалиды и больные, на содержание которых необходимы государственные  средства (в богадельнях и больницах). Философ допускал и другие формы  государственной поддержки бедных. Например, выдачу им пособий. Эти идеи И.Канта, как известно, широко практикуются социально-ориентированными государствами. В свою очередь, .В.Ф.Гегель давал разные характеристики бедности и богатству. Он выдвигает понятия «обедневшая масса», «нуждающиеся», «бедный класс», «случайность нужды», «бедность» как противоположность «богатства», «нищета». Он рассматривает бедность как социальное явление, т.е. такое, которое выступает определенным специфическим состоянием индивида, социальной группы и общества. Им выделяются две стороны бедности: объективная, связанная с обстоятельствами, и субъективная как область моральности субъекта. Философа волновал вопрос: «как устранить бедность?». Гегель не считал благотворительность тем средством, с помощью которого может быть решена проблема бедности. Он писал о «среднем классе» как господствующем в гражданском обществе.

Значительное влияние на формирование различных концепций бедности оказала  философия позитивизма. Так, в концепции  Г.Спенсера утверждалась позитивно-санитарная роль бедности, выполняющая функцию  естественного отбора. Г.Спенсер  связал возникновение бедности с  ростом общественного производства, и, так как остановить производство невозможно, невозможно ликвидировать  бедность. По Спенсеру бедность – это  не столько социальное явление, сколько  личная проблема, некий «индивидуальный  выбор» и «индивидуальная судьба». В концепциях эгалитаристов (Э.Реклю, Э.Беллами, Ч.Холл, П.Колкахан, В.Голдвин  и др.) бедность рассматривалась  как социальное зло, мешающее гармоничному развитию общества. В качестве путей  решения проблемы они предлагали революционные перевороты и другие кардинальные меры в отношении существующего  порядка (например, в системе распределения  ресурсов). Либерально-реформистские  концепции, близкие по своей сути к эгалитаризму, усматривали в  бедности корни социальной болезни, которую можно и нужно искоренить путем реформ. Отсюда предлагались относительно лояльные к существующей социально-политической и экономической  системе способы решения проблемы.

Представители социал-дарвинизма видят  в бедности неизбежное следствие  индустриального развития и роста  численности населения. Бедность рассматривается  ими как закономерное явление  иерархически организованного общества. Так, Т.Мальтус попытался объяснить  явление бедности естественными  законами природы. Он утверждал, что  государство, помогая бедным, поощряет их размножение. Дж.Бентам занимал более  радикальную позицию в отношении бедных. По его мнению, бедные виновны в собственной бедности, и общество не должно нести никакой ответственности за них. Отсюда делался вывод о необходимости отменить различного рода пособия бедным. Более того, всех бедных он предлагал поместить в места с тюремным режимом. П.Прудон видел основную причину бедности в противоречии безграничности потребления и ограниченности производства. Он считал, что человек в состоянии цивилизации получает посредством труда то, что требуется для поддержания его тела и развития души – ни больше, ни меньше. Это «строгое взаимоограничение производства и потребления и есть бедность», а «нищета быстро наказывает неумеренность и леность». Отсюда решение проблемы бедности Прудон видел во всеобщей экономии и труде.

Проведенный краткий анализ феномена бедности, осуществленный в философской  и научной мысли, позволяет дать следующие определения бедности:

Бедность – это такое состояние  социальности, в которой отсутствуют  одна или несколько составляющих: экономических, социальных, нравственных, правовых, духовных, эстетических, выражающих потребности и ценности личности, группы, общества, цивилизации, что  делает это состояние деструктивным.

Нищета – преобладающее отсутствие у социального субъекта всей системы  ценностей, крайняя степень бедности.

Обездоленность – состояние  социального субъекта, характеризуемое  отсутствием возможности самореализации, обретения самодостаточности в  социальном времени и пространстве.

 

 

2. Причины и виды бедности

Причины бедности можно условно  разделить на три основные группы:1.Причины, исходящие из форм организации общественной жизни: экономические (безработица, низкий уровень зарплат, пенсий, отсутствие сбережений);юридические (слабая правовая защита населения);культурные (древний обычай сводить народное призрение к раздаче милостыни, малограмотность масс);административные (неэффективная система государства);социальные (слабое развитие социальных связей, расслоение общества, проблемы социализации и само актуализации индивида).Внешние причины, стихийно-природные (пожары, неурожаи и т.д.)Внутренние причины, индивидуально-личностные (болезнь, умственные и физические дефекты, социально-психологический склад личности и ее духовность).Есть следующие подходы к объяснению причин возникновения и воспроизводства бедности как социального явления.

1. Культурные объяснения. Одно из  ключевых понятий в рамках  этого подхода — культура бедности. Сторонники этого подхода доказывают, что для среды бедняков характерна  особая культура, в основе которой  лежат смирение, неумение строить  свое будущее и фатализм. В  процессе первичной социализации  эти ценности передаются от  одного поколения к другому,  приводя к «наследованию» бедности.

Другое культурологическое объяснение бедности использует понятие культуры зависимости. Если в теориях культуры бедности сами бедняки рассматриваются  в качестве источника своих бед, то в концепциях культуры зависимости  таким источником выступает государство  с его программами социального  обеспечения. Как полагают многие либеральные  ученые, именно эти программы приводят к тому, что бедные перестают полагаться на свои собственные силы и паразитируют за счет общества.

Приверженцы культурного объяснения феномена бедности выступают за развитие в людях таких качеств как  упорство, бережливость и честолюбие. По их мнению, один из вариантов решения проблемы бедности — ликвидация государственной помощи либо ее существенное видоизменение (например, переход от безвозмездных пособий к таким пособиям, которые человек должен был бы отработать на общественных работах).

2. Структурные объяснения. Теории  этого направления связывают  наличие бедности со структурными  особенностями общества, основанными  на социальной стратификации,  экономическом неравенстве и  т.д.

Сторонники концепции бедности как результата особой ситуации утверждают, что в жизни людей и общества в целом случаются периоды, когда  вероятность возникновения бедности очень высока. Например, это происходит, когда в обществе наблюдается  общий спад экономики. Причем отдельные  индивиды не несут ответственности  за возникновение такой ситуации. При этом, бедность становится результатом  неравенства людей в обществе и неравного распределения материальных благ между индивидами. Чтобы предотвратить  такую ситуацию, необходимо создавать  систему социального страхования.

В рамках другой концепции бедность рассматривается как последствие  развития международной экономики  и изменений в структуре мирового рынка рабочей силы. Международные  корпорации ищут страны и регионы  с дешевой рабочей силой, это  приводит к тому, что в стремлении привлечь эти инвестиции многие страны искусственно сдерживают рост заработной платы, что приводит к общему обнищанию  населения.

Независимо от того, каковы первичные  причины бедности, раз возникнув, она начинает самовоспроизводиться. Чем больший процент населения  страны находится за чертой или около  черты бедности, тем больше у этой страны шансов попасть в «порочный  круг нищеты». Ведь если значительная часть населения бедная, она не может приобретать товары, в результате не хватает не хватает производственных инвестиций, что ведет к невозможности  развивать экономику и повышать заработную плату трудящихся. При  этом стране, в которой значительная часть населения живет в бедности, труднее вырваться из нищеты.

Если можно говорить об искоренении  абсолютной бедности в ряде развитых стран, то относительная бедность будет  постоянной проблемой любой страны в обозримом будущем.

Причиной бедности индивида может  быть даже определенный склад его  характера. Так, отсутствие силы воли, трусость, боязнь риска, а также пассивность, лень, склонность к бродяжничеству зачастую приводит к бедности. Нередко  такие черты проявляются в  случае отсутствия или потери высших ценностей и смысла жизни индивидом, что влечет за собою состояние  экзистенциального вакуума, без духовности. В свою очередь, и бедность влияет на личность человека. Бедным людям свойственны невысокая самооценка, заниженные потребности. В условиях безысходности они зачастую полагаются на стечение благоприятных внешних обстоятельств, удачу, нежели на собственные усилия по воздействию на то, как складывается их жизнь. С этим связана и повышенная агрессивность бедных по отношению к обществу, его законам и людям, властным структурам всех уровней.

Информация о работе Основные концепции определения бедности