Основные концепции менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение современных подходов и концепции менеджмента.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы содержания современных подходов и концепций менеджмента;
Провести анализ деятельности организации с точки зрения подходов и концепций менеджмента;

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы содержания современных подходов и концепций менеджмента
1.1 Предпосылки возникновения концепций современного менеджмента
1.2 Общая характеристика подходов в управлении
1.2.1 Понятие и методология ситуационного подхода
1.2.2 Процессный подход в менеджменте: общая характеристика
1.2.3 Системный подход к функционированию организации
1.3 Современные концепции менеджмента
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

менеджмент 3.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Уральский международный институт туризма

Кафедра менеджмента туризма и гостеприимства

 

УТВЕРЖДАЮ

Председатель методической комиссии ИМЭБ

____________В.И. Пачиков

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА»

На тему: Основные концепции менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса заочного отделения

Группа 203

Мухина Алена Алексеевна

Проверил:

Сипер Анатолий Семёнович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2015 год

 

Оглавление 
Введение  
Глава 1. Теоретические основы содержания современных подходов и концепций менеджмента  
1.1 Предпосылки возникновения концепций современного менеджмента  
1.2 Общая характеристика подходов в управлении  
1.2.1 Понятие и методология ситуационного подхода  
1.2.2 Процессный подход в менеджменте: общая характеристика  
1.2.3 Системный подход к функционированию организации  
1.3 Современные концепции менеджмента  
Заключение  
Список использованной литературы  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества: социальной, экономической, оборонительной. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления. В развитии теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов. Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении управления, вехой в накоплении людьми определенных знаний в этой области. 
           Вопрос о принципах справедливого и эффективного управления составлял предмет размышлений многих великих мыслителей античности. В частности, Платон рассматривал управление как науку об общем питании людей и доказывал, что деятельность по управлению является важным элементом системы жизнеобеспечения общества. В свою очередь Аристотель указывал на необходимость разработки “господской науки”, обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управления ими. При этом Аристотель замечал, что дело это довольно хлопотное, и поэтому у тех, кто имеет возможность избежать таких хлопот, управляющий берет на себя эту обязанность, сами же они занимаются политикой или философией.

Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1883 г. английский математик Ч. Бэббидж разработал проект “аналитической машины” – прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно. 
         История научной мысли показывает, что теоретическое осмысление управленческих процессов протекало неравномерно. Причем успехи в теории управления, всегда зависели от развития промышленности, успехов в других, связанных с управлением областях, таких как математика, инженерные науки, психология, социология, антропология. При этом следует помнить замечание Ф. Тейлора о том, что искусство научного управления – это эволюция, а не изобретение.

К настоящему времени известны четыре важнейших подхода к выделению научных направлений, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления:

 1. Подход с позиций выделения 4 различных школ. Здесь выделяют школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, науки управления или количественных методов. 
        2. Процессный подход. 
        3. Системный подход. 
       4. Ситуационный подход.

Приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Однако практика управления показала, что приемы, которые оказались успешными в одних ситуациях и в конкретное время, не всегда успешны в других. В то же время изучение эволюции управленческой мысли полезно тем, что позволяет увидеть и понять логику познания управленческих отношений.

Предмет работы – подходы и концепции менеджмента в правлении.

Цель курсовой работы – изучение современных подходов и концепции менеджмента. 
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть теоретические основы содержания современных подходов и концепций менеджмента;

Провести анализ деятельности организации с точки зрения подходов и концепций менеджмента;

Предложить рекомендации по совершенствованию применения представленных подходов ив управлении. 
Глава 1. Теоретические основы содержания современных подходов и концепций менеджмента 
1.1 Предпосылки возникновения концепций современного менеджмента

В своем развитии управление прошло ряд стадий, названных в ряде научных изданий революциями.

Первая революция 4-5 вв. до н. э. - государства Древнего Востока (Шумер, Египет и т. д.). В этот период человеческой истории только начинала формироваться система государственного управления. Роль субъекта управления взяли на себя жрецы. Они обосновали, что жертвы богам не обязательно приносить людьми, жертвовать можно деньгами или другими материальными ценностями. Роль посредников, которым предоставлено право собирать пожертвования для последующей передачи богам, они, естественно, оставили себе. Побочным следствием этого процесса стало появление письменности, которая выступила инструментом учёта собираемой дани.

Вторая революция связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.). Заслуга этого правителя, который оставил очень заметный след в истории, заключается в том, что он создал эффективную систему государственного управления, существенно отличавшуюся от предыдущих систем следующими качествами: 
- она носила не религиозный, а светский характер; 
- была основана не на субъективном мнении правителя, а на верховенстве права (свод законов Хаммурапи содержал 285 законов); 
- сам правитель проповедовал новый стиль лидерского поведения, основанный не на подавлении своих подданных, а на стремлении опекать их и заботиться о них.

Третья управленческая революция также произошла в Вавилоне и связана с деятельностью царя Навуходоносора II (605-562 гг. до н. э.). Этот царь вошёл в историю как выдающийся строитель и организатор производства. Он был автором проекта знаменитой Вавилонской башни, построил храм богу Мардуку, ряд известных башен, ввёл множество прогрессивных новшеств на текстильных фабриках. Всё это даёт основания охарактеризовать данный этап как производственно-строительный.

Четвёртая революция связана с индустриальной революцией 17—19 вв., она и породила собственно менеджмент. Начало данного этапа было закономерно обусловлено всем ходом исторического развития. Известно, что до середины прошлого тысячелетия в экономике господствовало натуральное хозяйство, т. е. люди стремились все необходимые для жизни материальные блага производить самостоятельно. На внешний рынок они выходили редко, только в тех случаях, если возникала потребность приобрести то, чего не могли произвести сами.

Ситуация изменилась около пятисот лет назад. Великие географические открытия в совокупности с изменениями социально-политических условий жизни ряда европейских стран привели на смену натуральному хозяйству рынок со всеми присущими ему характерными чертами. На первый план вышел обмен товарами и услугами. Субъектами производства товаров и услуг стали предприятия, массово возникавшие в период так называемой промышленной революции. Однако они требовали управления, которое принципиально отличалось как от управления домашними хозяйствами, так и мастерскими ремесленников. Главное отличие заключалось в масштабах и сложности осуществления этого процесса.

Во-первых, собственники предприятий, расширяя границы своей деятельности, вынуждены были привлекать на производство всё новых и новых работников, большинство из которых не имели опыта работы и нуждались в постоянном контроле. Во-вторых, сами капиталисты уже не могли в одиночку управлять предприятиями и постепенно начинали привлекать себе в помощь сотрудников, которым поручалось профессионально заниматься управлением. В итоге сформировалась новая, ранее не известная и, следовательно, научно не осмысленная сфера деятельности — управление предприятиями в условиях рыночной экономики.

Таким образом, можно утверждать, что непосредственной предпосылкой возникновения менеджмента как науки об управлении организациями явилось утверждение рыночных отношений в экономике и принципиальное изменение роли предприятий. Если ранее, в условиях господства натурального хозяйства, они не оказывали существенного влияния на жизнь общества, то теперь вышли на первый план:

Во-первых, они стали насыщать рынок необходимыми то варами.

Во-вторых, выплачивая своим работникам заработную плату, они давали им возможность приобретать все необходимые для жизни товары.

В-третьих, уплачивая налоги, они формировали доходную часть государственных и муниципальных бюджетов и создавали тем самым финансовую базу для выполнения государством своих функций.

Второй предпосылкой возникновения менеджмента явилась вся научная база, сформированная управленческой наукой с момента возникновения цивилизации до второй половины ХIХ в. Именно на эту базу и опирались исследователи, которых сегодня принято относить к числу родоначальников менеджмента.

В настоящее время предпринимаются многочисленные попытки спроецировать на современный менеджмент результаты исследований в области теории управления, синергетики, теории систем, которые тем или иным образом опираются на синергетический подход и теорию самоорганизации. 
1.2 Общая характеристика подходов в управлении

Эффективность и качество управленческого труда определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т. е. подходов принципов, методов без хорошей теории практика слепа. Однако к настоящему времени к менеджменту применяют только некоторые подходы и принципы, хотя в настоящее время известны более 13-ти научных подходов. Рассмотрим, самые основные подходы управления. 

1.2.1 Понятие и методология  ситуационного подхода

Ситуационный подход разработан в конце 1960-х годов и внес большой вклад в развитие теории управления. Центральным моментом в нем является ситуация, включающая конкретный набор внутренних и внешних по отношению к организации ситуационных факторов, которые существенно влияют на результативность ее деятельности в рассматриваемый момент времени. Ситуационный подход не содержит предписываемых руководств для эффективного управления организацией. Это способ мышления о проблемах организации и их решениях.

Ситуация – это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в конкретное время. Любая ситуация имеет идейную или экономическую основу, исследование которой позволяет понять ретроспективу и определить перспективу.

Суть ситуационного подхода заключается в том, что в каждом случае принятия решения управление должно концентрироваться на ситуационных различиях между организациями и внутри их самих, определяя и выделяя значимые для данной ситуации конкретные ситуационные факторы (внутренние и внешние), определяющие эффективность деятельности конкретной организации.

Методология ситуационного подхода может быть описана в виде четырехзвенного алгоритма мышления руководителя:

Понимание процесса управления, группового и индивидуального поведения, задач и содержания системного анализа, методов планирования и контроля, включая количественные методы принятия решений. Понимание должно быть сформировано в процессе ознакомления (обучения) со средствами профессионального управления, которые показали свою эффективность.

Умение предвидеть вероятные последствия (положительные и отрицательные) при использовании конкретной методики или концепции в конкретной ситуации, базирующееся на четкой оценке сильных и слабых сторон известных и применяемых управленческих концепций и методик.

Правильная интерпретация и анализ конкретной ситуации, направленные на определение наиболее важных в данной ситуации факторов и оценку вероятного эффекта, который может повлечь за собой изменение одной или нескольких ситуационных переменных.

Умение увязать конкретные приемы (концепции, методы) принятия решения, которые вызвали бы наименьшие отрицательные последствия, с рассматриваемой ситуацией для достижения целей самым эффективным (рациональным) путем.

Ключевым элементом ситуационного подхода и алгоритма действия руководителя является правильная интерпретация конкретной ситуации, определение соответствующих ситуационных факторов и их влияния на успех или неудачу организации.

Ситуационный подход представляет собой наиболее удовлетворительную систему, разработанную до настоящего времени, Для эффективного управления организацией. В то же время невозможно определить все переменные, которые влияют на деятельность организации. Для практических целей менеджеры рассматривают только наиболее значимые для организации факторы, которые могут повлиять на ее успех. Существует ограниченное число таких факторов, которые можно разделить на внутренние переменные и внешние факторы.

Однако рассмотрение ситуации не является чем-либо новым в управленческой теории. Так, М. Фоллет еще в 20-е годы XX в. говорила о «законе ситуации». Она отмечала, что «различные ситуации требуют различных типов знаний» и что человек, обладающий знаниями применительно только к одной ситуации, может быть в хорошо управляемых деловых организациях, при прочих равных условиях, калифом на час. Позже в 1948 г. Р. Стогдилл (Университет штата Огайо) провел тщательное и скрупулезное исследование характерных качеств лидеров и также пришел к выводу, что именно ситуация по большей части определяет, какие черты и навыки нужны лидеру.

Информация о работе Основные концепции менеджмента