Основные этапы и концепции развития менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
Дать определение понятию «менеджмент».
Раскрыть сущностное содержание понятия «менеджмент».
Рассмотреть основные этапы и концепции развития менеджмента.
Изучить особенности направлений развития менеджмента на современном этапе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………... ...3
Глава 1. Теоретические основы понятия «менеджмент»…………………..5
1.1 Сущность и содержание понятия «менеджмент» ………………………….5
1.2 Функции и виды менеджмента …………………………………………….. 8
Глава 2. Основные этапы и концепции развития менеджмента...............12
2.1. Развитие теории и практики менеджмента ……………………………….12
2.2. Особенности развития современного менеджмента………………….…..17
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников и литературы…………………………..26
Приложения……………………………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа . doc.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение………………………………………………………………………... ...3

Глава 1. Теоретические основы понятия  «менеджмент»…………………..5

1.1 Сущность и содержание понятия «менеджмент» ………………………….5

1.2 Функции и виды менеджмента …………………………………………….. 8

Глава 2. Основные этапы и концепции развития менеджмента...............12

2.1. Развитие теории и практики менеджмента ……………………………….12

2.2. Особенности  развития современного менеджмента………………….…..17

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованных источников и литературы…………………………..26

Приложения……………………………………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  исследования. В настоящее время  профессия менеджера является одной  из самых востребованных на рынке  труда. Понятие «менеджмент» возникло в российской теории и практике управления относительно недавно – с начала 90-х годов прошлого века. Его появление обычно связывают с переходом России к рыночной экономике. До этого момента на протяжении многих лет функционирования командно-административной системы имела место недооценка теории и практики управления. Однако в начале XXI века в период активных социально-экономических преобразований менеджмент стал реальным фактором развития бизнеса в разных сферах экономической деятельности. К настоящему времени накоплен значительный практический опыт управления в области, торговли, промышленности, сельского хозяйства, кооперации и т.д. При этом наблюдается недостаточная теоретическая разработанность вопросов менеджмента. Хотя и теория менеджмента характеризуется большим количеством различных школ, теоретических и практических подходов, но они достаточно трудно поддаются классификации и периодизации, поэтому существуют различные точки зрения по этим вопросам. Кроме того, теория и практика управления не стоит на месте и помимо проработки базовых понятий менеджмента требуется детальное рассмотрение основных тенденций и направлений его развития в наши дни.

Таким образом, актуальность и степень разработанности  данной проблематики позволяют сформулировать цель настоящего исследования.

Цель исследования: рассмотреть особенности развития направлений менеджмента на современном этапе.

Объект исследования: теория и практика менеджмента.

Предмет исследования: направления развития современного менеджмента.

Реализация  заявленной цели возможна посредством решения ряда задач.

Задачи исследования:

  1. Дать определение понятию «менеджмент».
  2. Раскрыть сущностное содержание понятия «менеджмент».
  3. Рассмотреть основные этапы и концепции развития менеджмента.
  4. Изучить особенности направлений развития менеджмента на современном этапе.

 

В ходе исследования были использованы следующие методы:

- теоретический  анализ специальной литературы  по теме;

- исторический  анализ понятия;

- сравнение;

- синтез.

Специфика цели и предмета исследования обусловила структуру настоящей работы.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения (в котором обосновывается актуальность выбранной темы исследования, формулируются его цель и задачи); двух глав (глава первая посвящена раскрытию методологических основ теории и практики менеджмента, глава вторая посвящена изучению специфики и тенденций развития направлений менеджмента); заключения (в котором представлены выводы, сделанные в ходе исследования) и списка литературы (15 наименований)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы понятия «менеджмент»

    1. Сущность и содержание понятия «менеджмент»

Для того, чтобы  рассматривать то или иное явление  в ретроспективе и перспективе  его развития, необходимо для начала рассмотреть его сущность и содержание.

Понятие «менеджмент» произошло от английского «manage», что буквально означает руководить, управлять, заведовать, стоять во главе [6,12].

Зачастую понятие  «менеджмент» отождествляют с понятием «управление». Однако это неверно, так  как понятие «управление» гораздо  шире: управлять можно заводом, ракетой, автомобилем. Специфика же менеджмента заключается в том, что это всегда управление людьми, причём осуществляемое также человеком [15, 8].

Содержание  понятия «менеджмент» в современной  теории рассматривается с нескольких точек зрения (см. схему 1):

Менеджмент как процесс управления представляет собой интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты -менеджеры формируют организации и управляют ими путём постановки целей и разработки способов их достижения [11, 10]. Процесс менеджмента рассматривается обычно по стадиям, основным сферам деятельности и функциям управления.

Процесс менеджмента  предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных  структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ [9, 21]. Для реализации той или иной функции применяют различные методы. Например, прогнозировать можно с помощью статистических и/или экспертных методов. При этом могут быть использованы соответствующие технические средства – компьютеры, программные продукты, Интернет, средства связи и др. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятельности в единое целое.

Менеджмент  как наука и искусство управления представляет собой самостоятельную область знаний с начала прошлого столетия.

Объектом менеджмента  как науки является любая сложная  социально-техническая система (предприятие, фирма, организация) независимо от сферы  деятельности и формы собственности [11, 18].

Предмет изучения научного менеджмента – наиболее значимые закономерности, свойства, стороны и процессы, связанные с организацией совместной деятельности людей и управлением ею [11, 18]. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из экономических наук. Проводятся научно-исследовательские работы, выпускаются журналы и книги, защищаются диссертации по менеджменту. Менеджмент как научная дисциплина опирается на практику управления.

Менеджмент  как аппарат управления представляет собой специфический орган управления современной организацией [11, 21]. Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией, регионом, страной. Существование и эффективное функционирование организации как целостного образования без него невозможно. В аппарат управления входят руководители, специалисты и служащие (технические исполнители).

Главная задача аппарата управления заключается в  координации и рационализации использования  ресурсов организации для достижения её целей.

Менеджмент как категория  людей представляет собой социальный слой людей осуществляющих управление [11, 26].

Менеджер – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделённый полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях [11, 27].

В зависимости от уровня управления принято различать топ - менеджеров – руководителей высшего звена, менеджеров среднего звена и низших менеджеров, в зависимости от характера деятельности – линейных и функциональных менеджеров.

Руководители высшего  звена – президент фирмы, вице-президент, генеральный директор, директор, управляющий и т. п. – отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом и несут всю полноту ответственности за общие результаты деятельности. Данный уровень, хотя и в лице одного директора на самых маленьких предприятиях, имеется во всех организациях, поэтому он получил второе название – институциональный [13,34].

Руководителей высшего звена  иначе называют генеральными менеджерами, топ-менеджерами или дженералистами, что подчеркивает их ведущую роль на предприятии, в фирме.

Руководителей среднего звена  иногда называют младшими начальниками. Они представлены заведующими отделов (финансового, маркетинга, производственного и др.), начальниками служб (качества, информатизации, сбыта, и др.), руководителями подразделений (начальниками цехов, производителями работ и пр.). Руководители среднего звена готовят информацию для принятия решений на высшем уровне управления, а затем принятые там решения доводят до нижестоящих менеджеров в форме конкретных заданий и спецификаций. Основную часть своего времени они тратят на взаимодействие по вертикали управления – с вышестоящими руководителями и подчиненными, являясь своего рода буфером между ними. Отсюда второе название данного уровня – управленческий [13, 36].

Руководители низшего  звена отвечают за выполнение производственных заданий, предоставление информации о ходе производства на средний уровень управления и рациональное использование ресурсов. Типичные должности низового уровня – мастер, специалист по нормированию труда в цехе, мастер по качеству. Они непосредственно взаимодействуют с рабочими, производящими продукцию и оказывающими услуги клиентам предприятия, то есть с неуправленческим уровнем, на который опирается управленческая пирамида. Поэтому низовое звено иначе называют техническим уровнем управления [13, 37].

Итак, сущность и содержание понятия «менеджмент» может быть раскрыто с помощь нескольких определений, учитывающих различные аспекты данного явления. Таким образом, менеджмент – это: способ, манера общения с людьми;

  • власть и искусство управлять кадрами;
  • особые умения и административные навыки;
  • орган управления, административная единица.

 

1.2.Функции и виды менеджмента

 

Основные функции  менеджмента были разработаны в  начале XX века французским учёны  Анри Файолем. Созданная им классификация  актуальна и в наши дни (см. схему 2):

Рассмотрим  подробнее сущность каждой из функций.

Прогнозирование и планирование.

Прогнозирование - это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений. Планирование же - это разработка последовательности действий, позволяющей достигнуть желаемого [15, 43]. В работе менеджера они тесно связаны.

Исследователи традиционно выделяют несколько этапов в процессе планирования: целеполагание (формулировка целей);

  • подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей;
  • составление перечня необходимых действий;
  • составление программы работ (плана мероприятий);
  • анализ ресурсов;
  • анализ разработанного варианта плана;
  • подготовка детального плана действий;
  • контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости.

Результаты  планирования обычно оформляют в  виде специального документа, называемого бизнес-планом.

Создание организационных структур (организация) как функция менеджмента заключается в том, что каждый сотрудник фирмы должен знать, что ему надо делать в той или иной ситуации. Лишь в очень маленькой организации ее руководитель может сам рассказать каждому об его обязанностях. Возможности психики любого человека ограничены, психологи установили, что число непосредственных подчиненных у начальника, который ежедневно с ними работает, должно быть не более семи (если больше - деловой контакт оказывается поверхностным). Поэтому создают иерархические системы управления - рядовой работник действует под началом руководителя группы, тот имеет дело с руководителем отдела. Руководитель отдела подчиняется одному из директоров, а те - генеральному директору. Обычно у Первого лица предприятия (топ-менеджера, генерального директора) - четыре непосредственных помощника - по производству (технический директор или главный инженер), по финансам (финансовый директор, иногда главный бухгалтер), по маркетингу (директор по маркетингу, иногда начальник отдела сбыта), по персоналу (начальник управления кадров, директор по кадрам). Каждому из них подчиняются свои службы, состоящие из отделов, цехов и иных структур.

Руководство менеджер осуществляет с помощью распоряжений, приказов, которые с помощью своей команды доводит до всех подчиненных и добивается их выполнения. Приказы и распоряжения могут быть письменные и устные, а также доведенные до адресатов с помощью компьютерных сетей и электронной почты. Они должны однозначно восприниматься исполнителями, быть ясными, четкими и по возможности короткими [15, 57].

Одним из основных условий успешной деятельности организации  является согласованность действий менеджеров этой организации. Они не только не должны противоречить друг другу, напротив, необходимо, чтобы они дополняли друг друга и вели к одной цели - цели фирмы, выраженной в долгосрочных и оперативных планах. В этом заключается важность функции координации.

Однако стоит  помнить о том, сколь бы хорошо ни были разработаны планы, они, как правило, не могут быть выполнены так, как были задуманы. Будущее нельзя абсолютно точно предсказать. Неблагоприятные погодные условия, аварии на производстве и на транспорте, болезни и увольнения сотрудников и многие другие причины, которые обсуждались в начале настоящей главы, нарушают наши планы. Эти нарушения, прежде всего, призвана обнаружить система контроля.

Большое внимание в настоящее время уделяется конроллингу, который обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки (в том числе компьютерной) «основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений» [15, 61].

Информация о работе Основные этапы и концепции развития менеджмент