Основные этапы и концепции развития менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
Дать определение понятию «менеджмент».
Раскрыть сущностное содержание понятия «менеджмент».
Рассмотреть основные этапы и концепции развития менеджмента.
Изучить особенности направлений развития менеджмента на современном этапе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………... ...3
Глава 1. Теоретические основы понятия «менеджмент»…………………..5
1.1 Сущность и содержание понятия «менеджмент» ………………………….5
1.2 Функции и виды менеджмента …………………………………………….. 8
Глава 2. Основные этапы и концепции развития менеджмента...............12
2.1. Развитие теории и практики менеджмента ……………………………….12
2.2. Особенности развития современного менеджмента………………….…..17
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников и литературы…………………………..26
Приложения……………………………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа . doc.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

При системном  подходе любая система (объект) рассматривается, как совокупность взаимосвязанных  элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратная связь, в системе «вход» перерабатывается в «выход» [2, 74]. Важнейшими принципами системного подхода по мнению исследователей являются следующие:

1. процесс принятия решения должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;

2. необходимое выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;

3. целей отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;

4. восхождение от абстрактного к конкретному;

5. единство анализа и синтеза логического и исторического;

6. проявление в объекте разнокачественных связей и взаимодействий [2,76-83].

Процессный  подход описывает функции управления как взаимосвязанные. В соответствии с данным подходом управление – это процесс, состоящий из взаимосвязанных действий – функций управления. Каждая функция в свою очередь представляет собой процесс, состоящий из взаимосвязанных действий [18, 17].

Ситуационный  подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией [2, 85]. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой фирме, так и во внешней среде не существует лучшего единого подхода управлять объектом. Самым эффективным методом, который соответствует данной ситуацией, максимально адаптирован к ней.

Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию  в данное конкретное время [2, 85]. Из-за того, что в центре внимания оказывается  ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Методологию ситуационного  подхода обосновывают как четырех шаговый процесс [2, 86-89]:

1. Руководитель  должен быть знаком со средствами  профессионального управления, которые  доказали свою эффективность  (понимание процесса управления, системного анализа, методов планирования  и т.д.).

2. Каждая из  управленческих концепций и методик имеет сильные и слабые стороны. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, как положительные, так и отрицательные.

3. Руководитель  должен уметь правильно интерпретировать  ситуацию. Необходимо правильно  определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменения одной или нескольких переменных.

4. Руководитель  должен уметь увязывать конкретные  приемы, которые вызывали бы наименьший  отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижения целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

Таким образом, ситуационный подход расширяет практическое применение теории систем, определив основные переменные, которые влияют на организацию. Ситуационный подход часто называют «ситуационным мышлением». С точки зрения ситуации «лучшего способа» управления не существует.

Указанные подходы  направлены на синтез и развитие разработанных ранее взглядов основных «школ управления», а также на разработку новых представлений об управлении. В связи с параллельным существованием ряда подходов общий спектр современных теоретических и прикладных разработок чрезвычайно широк и многообразен. Результатом этого является фактически исчерпывающий охват современными исследованиями всех основных проблем управления. Вместе с тем ситуация в данной области — именно в силу труднообозримого числа концепций, подходов, школ, трактовок — таит и определенные трудности. Это трудности обобщения, синтеза результатов.

Исследователи выделяют основные тенденции современного этапа развития теории управления. Первая связана с приданием большей, чем ранее, значимости материальной, технологической базе организаций  в плане управления ею [8, 112]. Огромную роль в этом плане сыграла «компьютерная революция», создавшая качественно новую по своим возможностям техническую базу управления, а также другие крупные достижения научно-технического прогресса.

Вторая, еще  более мощная тенденция состоит в дальнейшей демократизации управления [8, 114]. Сейчас уже не подлежит сомнению, что будущее менеджмента — за демократическими «партисипативными» (соучаствующими) формами управления. Привлечение персонала к выполнению управленческих функций есть главное условие для действия фундаментального социально-психологического феномена, обозначаемого понятием «размораживания потенциала группы». Проще говоря — это механизм полной реализации потенциала организации для управления ею, превращения ее из объекта управления в субъект самоуправления.

Третья тенденция  — интернационализация менеджмента  и бизнеса и порожденные ею новые проблемы управления [8, 115]. Это, например, проблема кросс-культурного  переноса принципов и форм управления, проблема учета национальных менталитетов в сфере управления и др.

По мнению большинства  исследователей, все эти и другие тенденции привели к тому, что  сегодня сформировалась новая парадигма  управления. Она обозначается, как  «тихая управленческая революция», а  ее ключевыми чертами являются следующие [17, 187]:

1. Отказ от  управленческого рационализма классических  школ менеджмента, состоящего  в убеждении, что ключ к успеху  управления лежит в правильном  воздействии на внутренние факторы  организации. Вместо этого на  первый план выдвигается проблема гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Последняя диктует стратегию и тактику управления, определяет структуру организации и формы управления ею.

2. Использование  в управлении теории систем  позволило не только сформулировать новый взгляд на организацию как «органическое целое», имеющее свою логику и законы, но и выделить ряд универсальных переменных любой системы, контроль за которыми составляет основу эффективного управления.

3. Ситуационный  подход к управлению, составляющий  доминанту современной теории  и практики управления. Главный  его тезис — вся организация  внутри предприятия есть не  что иное, как ответ на различные  по своей природе воздействия  извне.

4. Признание  социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед индивидом, работающим в организациях. Важнейшей характеристикой менеджмента на современном этапе является ориентация на новую социальную группу в организациях — когнитариат. Он уже не может рассматриваться как только один из экономических факторов, а трактуется как ключевой ресурс, эффективное использование и наращивание которого становится самой основной задачей менеджмента. Эти и другие положения являются основными принципами современной теории управления.

Таким образом, процессы глобализации общественной жизни, отражающие постоянно растущую взаимозависимость  стран и регионов, становятся главным  фактором, определяющим развитие теории и практики управления в современном  мире [10, 138].

Влияние глобализации вызвало необходимость поиска новых подходов к управлению компаниями различного направления деятельности.

Так, с позиций  стратегического менеджмента для  компаний сегодня очень важно  научиться работать одновременно в  двух измерениях - в системе глобальной мировой экономики и политической разобщенности. Исследователи утверждают, что границы современного менеджмента больше не совпадают с государственными границами [11, 139]. Устранение торговых барьеров между государствами, создание новых рынков, растущая конкуренция привели к тому, что сегодня современные компании работают не на региональные или национальные рынки, а на глобальный, при этом принимаемые управленческие решения, как в коммерческой, так и в некоммерческой сферах, все в большей степени определяются интересами самих компаний, а не политическими интересами государства. В этой связи основным залогом роста и бесконфликтного сосуществования становится партнерство разных типов, а не прямое владение, принуждение и контроль.

По мнению большинства исследователей, в сфере производственного менеджмента постоянно растущая конкуренция со стороны иностранных производителей способствовала снижению уровня издержек и более гибкому взаимодействию со стремительно меняющейся внешней средой [10, 142]. В маркетинговых стратегиях приоритетным направлением стали разработка новых товаров и постоянные инновации, связанные с повышением уровня обслуживания потребителей. Сроки создания и вывода на рынок новинок при этом резко сократились.

Одной из наиболее сильных тенденций развития современного менеджмента является усиление процесса наделения властью сотрудников, их вовлечение в процедуру принятия решений [10, 146]. Традиционная модель, когда менеджер контролирует работников, в условиях высокотурбулентной внешней среды перестала быть эффективной. Под наделением властью имеется в виду не столько передача властных полномочий, сколько оценка потенциала работников и его раскрытие. У сотрудников растет потребность в доверии, общении, в связи с чем возрастает значение личных контактов персонала, позволяющее понять, чего ждать друг от друга. Особую важность в условиях информационной революции и введения системы трудовых отношений, при которой сотрудники трудятся совместно, но не вместе, приобретает адекватное информирование каждого работника, в особенности о переменах. Самым ценным активом любой компании XXI века становятся работники умственного труда и их производительность. Самой большой и быстрорастущей группой персонала в категории работников умственного труда становятся «новые служащие», которые занимаются не только интеллектуальным трудом, но и физическим, гармонично сочетая их.

Следует отметить, что Россия отстает от развитых стран  по качеству подготовки менеджеров, поскольку  программы подготовки несколько  устарели и качество подготовки недостаточное. Обучение менеджменту в РФ также отстает от мирового уровня. В России только около 55 программ МВА и около 100 факультетов менеджмента. Ежегодно получают дипломы примерно 5000 магистров МВА и примерно 15000 дипломированных менеджеров. А потребность экономики РФ составляет около 100000 менеджеров. Следовательно, пока покрывается только 20% потребности. Однако учёные утверждают, что указанные проблемы при высоких темпах развития экономики вполне разрешимы.

 

 

Заключение.

Целью настоящего исследования было рассмотрение особенностей современного менеджмента.

Теоретический анализ по теме исследования позволяет  нам сделать следующие выводы:

Понятие менеджмента  на современном этапе может рассматриваться  с четырёх различных точек зрения:

  • как способ, манера общения с людьми;
  • как власть и искусство управлять кадрами;
  • как особые умения и административные навыки;
  • как орган управления, административная единица.

Основные функции  менеджмента были разработаны в  начале XX века французским учёны Анри Файолем. Созданная им классификация актуальна и в наши дни. Среди функций менеджмента ведущую роль играют следующие:

  • прогнозирование и планирование;
  • организация;
  • руководство;
  • координация;
  • контроль.

Виды менеджмента представляют собой специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

В наши дни в  связи с высокими темпами развития рыночных отношений появилась насущная необходимость рассмотрения новой  концепции менеджмента как интегрированного, современного подхода к стратегическому, инновационному и конкурентному управлению на основе эффективного использования потенциала современного менеджера и новых управленческих технологий.

Современная ситуация в теории и практике мирового менеджмента  характеризуется сосуществованием и взаимодействием трех основных подходов: системного, процессного и ситуационного, при явном доминировании последнего.

Таким образом, процессы глобализации общественной жизни, отражающие постоянно растущую взаимозависимость  стран и регионов, становятся главным фактором, определяющим развитие теории и практики управления в современном мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников и  литературы

  1. Бавыкин В.В. Новый менеджмент. – М., 2007.
  2. Белоусов В.М. История развития концепций менеджмента. – М., 2005.
  3. Вайсман А., Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. - М., 2005.
  4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М., 2006.
  5. .Виханский О.С., Наумов А.И. Размышления о менеджменте. «Другой» менеджмент: время перемен // Российский журнал менеджмента. — 2004. — № 3.— С. 105-126.
  6. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. – М., 2005. 
  7. Д рукер П. Энциклопедия менеджмента.: Пер. с англ. – М., 2004.
  8. .Ильенкова С.Д., Кузнецов В.И. Менеджмент. – М., 2007.
  9. Комаров А.Г. и др. Современный менеджмент: теория и практика. — СПб., 2007.
  10. Комарова Н.В. Теоретические основы менеджмента: Курс лекций. – М., 2005.
  11. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2006.
  12. Максимцов М.М., Игнатьева А.В., Комаров М.А. и др. Менеджмент: учебник. — М., 2006.
  13. Мескон М., Хелоури Ф. Основы менеджмента. – М., 2008.
  14. Орлов А.И. Менеджмент. – М., 2007.
  15. Семёнов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – М., 2008.

Информация о работе Основные этапы и концепции развития менеджмент