Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:46, курсовая работа
Проведенный анализ приватизации в Казахстане позволяет определить ее особенности. Во-первых, это продажа крупных и крупнейших казахстанских предприятий иностранным инвесторам. В условиях глубокого экономического кризиса иностранные инвестиции явились единственным реальным источником преодоления дальнейшего спада производства и стабилизации макроэкономических показателей в республике.
Во-вторых, тотальный характер и сверхвысокие темпы приватизации. Поставлена задача закончить приватизацию уже в первом полугодии 1998 г. Ускорение процесса приватизации наталкивается на трудности поиска покупателей, отсутствие или недостаток финансовых средств для инвестирования производства, низкую рентабельность большей части предприятий. Особенно скорость недопустима в отношении приватизации крупнейших предприятий страны.
В-третьих, продажа крупнейших стратегических предприятий республики проводится малоизвестным или даже неизвестным фирмам. В целом самые крупные предприятия республики переданы в управление или проданы иностранным фирмам, зарегистрированным в оффшорных зонах.
Введение
Основные концепции приватизации
Направления приватизации
Программа массовой приватизации
Приватизация: правовые аспекты
Преимущества и недостатки приватизации государственной собственности в РК
Этапы приватизации
Недостатки процесса приватизации
Особенности приватизации в РК
Последствия процесса приватизации
Перспективы приватизации
Заключение
Словарь терминов
Список использованной литературы
Содержание
Введение |
3 | |
1 |
Основные концепции приватизации |
6 |
1.1 |
Направления приватизации |
6 |
1.2 |
Программа массовой приватизации |
10 |
1.3 |
Приватизация: правовые аспекты |
11 |
2 |
Преимущества и недостатки приватизации государственной собственности в РК |
12 |
2.1 |
Этапы приватизации |
12 |
2.2 |
Недостатки процесса приватизации |
18 |
2.3 |
Особенности приватизации в РК |
20 |
2.4 |
Последствия процесса приватизации |
22 |
2.5 |
Перспективы приватизации |
26 |
Заключение |
30 | |
Словарь терминов |
31 | |
|
Список использованной литературы |
Введение
Реформы отношений собственности являются важнейшим элементом перехода к рыночной экономике. Однако подходы к проведению этих реформ, их темпам и масштабам, а также альтернативы форм реорганизации государственного сектора экономики могут существенно различаться. Не во всем благоприятный первоначальный опыт реформы собственности, когда ставилась задача предельно быстрого разгосударствления и приватизации большинства предприятий, заставил частично пересмотреть не только роль государства, но и место государственного сектора в переходной экономике.
В первые годы рыночных реформ
точка зрения на быструю приватизацию
и накопление “критической массы”
частной собственности
В переходной экономике государственный контроль отличается от государственного управления в плановой экономике. Государственные предприятия должны быть выведены на режим функционирования, соответствующий основным требованиям рыночной среды. Эти требования в основном сводятся к следующему: жесткий бюджет, конкуренция, реструктуризация производства и финансов, организация корпоративного управления.
Актуальность и степень изученности проблемы. Смена политических систем, сопровождаемая соответственно изменением экономического базиса (переходом от командно-административной системы к рыночным отношениям) на первый план выдвигает проблему основ существования любой экономической формации - вопрос собственности. Эта проблема особенно остро встала в постсоциалистиченских странах. Проблема изменения коренных отношении собственности, а в данной группе стран это преимущественно общенародная (государственная) и колхозно-кооперативная формы собственности, явилась самой острой и самой важной при реформировании системы экономических отношении. Решалась данная проблема приватизацией государственной собственности.
Однако процессы приватизации характерны не только для постсоциалистических государств. Они имеют место и в достаточно развитых странах мира, и в развивающихся странах, не имевших даже элементов социалистической экономики. Поэтому исследование феномена приватизации в различных государствах мира является актуальной научной проблемой экономической науки.
Приватизация, как сложный, длительный и динамичный процесс нуждается в постоянном систематическом анализе. Необходимо исследование сложившейся ситуации, факторов, сдерживающих или стимулирующих данный процесс, и постоянный мониторинг с выдачей теоретических и практических рекомендации по корректировке приватизационных процессов в стране.
Обострение конкуренции,
удорожание ресурсов существенно модифицировали
условия воспроизводства в
Анализ экономической политики различных государств, различающихся по уровню и типу социально-экономического развития, позволяет обобщить и систематизировать этот опыт и использовать его в интересах реформирования экономики Казахстана. Многообразие социально-экономических условий, стратегических целей, средств и форм приватизации определяют необходимость группировки стран по экономически значимым, существенным признакам.
1 Основные концепции приватизации
Экономическая реформа в Казахстане проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.
Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами.
Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием казахстанских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.
В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода Казахстана к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.
Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствление».
Разгосударствление – преобразование государственных предприятий с передачей функций хозяйственного управления и соответствующих полномочий непосредственно хозяйствующим субъектам.
Приватизация - приобретение у государства гражданами и юридическими лицами объектов государственной собственности или акций государственных акционерных обществ.
Особенно остры дискуссии
о месте приватизации в экономической
реформе; об очередности или
В соответствии с разработанной программой в республике осуществляется приватизация государственных предприятий и организаций с преобразованием их в частные или смешанные государственно-частные акционерные компании и товарищества.
Приватизацию осуществляет Государственный комитет Республики Казахстан по государственному имуществу и его территориальные органы с участием министерств, ведомств и местных администраций.
Реформа собственности в Казахстане прошла уже два этапа. Первый этап охватил период с 1991 по 1992 года и концентрировался, в основном, на продаже объектов торговли и сферы услуг, а также на передаче государственной собственности трудовым коллективам предприятий. В это время более 2500 крупных и около 4000 малых перешли в негосударственный сектор экономики.
При этом полностью частным стало лишь каждое пятое предприятие, прошедшее через разгосударствление, преимущественно в сфере сельского хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Второй этап реформы проходил с 1993 по начало 1996 года. Все предприятия республики в зависимости от численности персонала и отраслевой принадлежности были поделены на четыре группы, для каждой из которых предусматривались различные способы приватизации.
Направления приватизации включает продажу мелких предприятий через местные аукционы; массовая приватизация средних и крупных предприятий; приватизация очень крупных предприятий по инди-видуальным проектам; приватизация в области сельского хозяйства и сектора переработки с/х продукции.
Малая приватизация. Эта программа предполагает приватизацию предприятий, с численностью работающих до 200 человек. Продажа происходит через местные аукционы, где граждане могут купить основные средства предприятия либо за наличные, либо за неиспользованные жилищные купоны. Программа была изначально сконцентрирована на предприятиях оптовой и розничной торговли и сферы услуг.
В рамках малой приватизации было продано 11 тыс. Объектов, что составляет около 2/3 всех объектов, подлежащих малой приватизации, и одновременно наиболее важными для удовлетворения потребностей населения - в торговле, общественном питании и сфере услуг - приватизировано 84% предприятий.
Малая приватизация закончилась в середине 1997, и было приватизировано около. 14 000 предприятий.
Массовая приватизация. Программа массовой приватизации, была предусмотрена на втором этапе приватизации и начала осуществляться в 1993 году. Она основывается на распределении приватизационных купонов среди населения. Граждане имели право вкладывать купоны в специальные инвестиционные фонды, которые затем использовали эти купоны для приобретения акций государственных предприятий. Программа массовой приватизации рассчитана, главным образом, на средние и крупные предприятия (от 200 до 5000 работающих).
Приватизация по индивидуальным проектам. Крупные предприятия, с численностью более 5000 работающих и предприятия особого государственного значения, такие как предприятия добывающей промышленности, или природные монополии должны быть приватизированы на основе Программы приватизации по индивидуальным проектам. В целом, под эту категорию подпадают около 170 предприятий.
Целью
такого подхода является
Приватизация в области сельского хозяйства и сектора переработки с/х продукции.
Существует около 4000 государственных сельскохозяйственных предприятий и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Государственные предприятия коллективизируются и земля распределяется между отдельными членами коллектива.
Государственные предприятия
сектора переработки
Все граждане Казахстана (включая детей) получили купонные книжки, при этом жителям городов начислялось по 100 купонов, а сельским жителям по 120 с целью частичной компенсации разницы в материальном положении. Распределение купонных книжек закончилось в конце 1993 года через сеть Национального Банка. В целом было выдано более 15,5 млн. купонных книжек, т.е. охвачено около 90 % всего населения.
Схема разработана таким образом, что инвестиционные купоны регистрировались за их индивидуальными владельцами и не подлежали передаче или продаже, как в схеме ваучерной приватизации, использованной в Чешской Республике.
Купоны могли быть
только вложены в частные
Предприятия, которые были включены в Программу массовой приватизации, сначала преобразовывались в акционерные общества, в которых 100% акций принадлежало государству. Затем, до 10% акций бесплатно передавалось сотрудникам компании в виде привилегированных акций. После этого 51% или более акций выставлялось на продажи через купонные аукционы для ИПФ, государству должно было остаться максимум 39 %.