Основные концепции приватизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Проведенный анализ приватизации в Казахстане позволяет определить ее особенности. Во-первых, это продажа крупных и крупнейших казахстанских предприятий иностранным инвесторам. В условиях глубокого экономического кризиса иностранные инвестиции явились единственным реальным источником преодоления дальнейшего спада производства и стабилизации макроэкономических показателей в республике.
Во-вторых, тотальный характер и сверхвысокие темпы приватизации. Поставлена задача закончить приватизацию уже в первом полугодии 1998 г. Ускорение процесса приватизации наталкивается на трудности поиска покупателей, отсутствие или недостаток финансовых средств для инвестирования производства, низкую рентабельность большей части предприятий. Особенно скорость недопустима в отношении приватизации крупнейших предприятий страны.
В-третьих, продажа крупнейших стратегических предприятий республики проводится малоизвестным или даже неизвестным фирмам. В целом самые крупные предприятия республики переданы в управление или проданы иностранным фирмам, зарегистрированным в оффшорных зонах.

Оглавление

Введение
Основные концепции приватизации
Направления приватизации
Программа массовой приватизации
Приватизация: правовые аспекты
Преимущества и недостатки приватизации государственной собственности в РК
Этапы приватизации
Недостатки процесса приватизации
Особенности приватизации в РК
Последствия процесса приватизации
Перспективы приватизации
Заключение
Словарь терминов
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

приватизация измен.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Необходимо подчеркнуть, что со второго этапа была начата приватизация с участием иностранных юридических и физических лиц особо крупных и уникальных объектов и предприятий по индивидуальным проектам. Она осуществлялась путем: продажи  определенному  инвестору  на оговоренных условиях; реализации посредством   аукционов или конкурсов; открытой продажи акций; заключением контракта на управление. Позднее, с 12 мая 1995 года, контракт на управление стал применяться только в случаях, когда приватизация объекта считалась экономически нецелесообразной или преждевременной.

23 декабря 1995 г. был принят Указ Президента РК, имеющий силу закона, "О приватизации", измененный и дополненный Законом от 2 августа 1999 г. Указ о приватизации окончательно отказался от применявшихся ранее форм передачи приватизированного объекта в собственность трудового коллектива, от различных видов разгосударствления. Приватизация была определена только как продажа государственного имущества в собственность

Принципиальное отличие  казахстанских ПИКов от российских ваучеров состояло в том, что последние  имели нарицательную стоимость и их владельцы могли самостоятельно распоряжаться ими. Позднее А.Чубайс признал, что основной целью выдачи ваучеров было не столько создание класса собственников, сколько обучение россиян игре с ценными бумагами. С этой точки зрения в России быстрее, чем в других странах СНГ, заработал фондовый рынок. Негативной стороной такого процесса "обучения" стали финансовые махинации, когда посредством скупок ваучеров множество предприятий оказались в частной собственности отдельных юридических и физических лиц практически за бесценок.

Указ о приватизации предусмотрел предварительные стадии приватизации через акционирование государственных предприятий, передачу их в аренду либо доверительное управление с отбором арендаторов или  доверительных управляющих, а также с продажей акций через тендер.

В июле 1997 года были внесены  изменения в закон об иностранных  инвестициях от 27 декабря 1994 года, снявшие  ограничения для участия в  приватизации иностранных инвесторов. [2]

Программа приватизации на 1999-2002 годы разработана с учетом особенностей приватизации государственных пакетов акций "голубых фишек", крупных объектов приватизации, государственных пакетов акций предприятий "второго эшелона", объектов социальной сферы, государственных пакетов акций акционерных обществ и долей государства в хозяйственных товариществах, ранее переданных в доверительное управление.

Было подчеркнуто, что  действующее законодательство РК сыграло  свою положительную роль, но на новом  этапе экономических реформ возникла необходимость его совершенствования. Программой приватизации был предусмотрен постприватизационный контроль в связи с инвестиционными обязательствами.

На первом этапе приватизации в коллективную собственность граждан  перешли свыше 51% приватизированных  предприятий. При этом в случаях выкупа предприятий членами трудовых коллективов сумма предоставленных льгот составила почти 42% стоимости проданных объектов.

Программа второго этапа  приватизации, ориентируясь в целом  на ускоренное развитие экономики, предусматривала достижение ряда целей. Малая и массовая приватизация должна была резко увеличить класс собственников, естественно заинтересованных в  результатах своей работы, создать условия для развития малого и среднего предпринимательства. Приватизация по индивидуальным проектам должна была привлечь в экономику страны инвестиции, главным образом зарубежные.

За период 1992-1997 годы в  основном была завершена программа  малой приватизации. В течение 1994-1997 годов в рамках малой и массовой форм приватизировано свыше 17 тысяч предприятий, общая стоимость приватизированного имущества составила 35,6 млрд. тенге. За 1996-2000 годы приватизировано почти 18 тысяч предприятий, в том числе объектов социальной и прочих сфер - 15 347, предприятий массовой приватизации - 2 354, крупных предприятий, приватизированных по индивидуальным проектам - 91, госсельхозпредприятий - 156. Больше всего предприятий приватизировано в сфере торговли и общественного питания - 3 295, в бытовом обслуживании - 1 266, в промышленности - 1249 и т.д.

Общая сумма средств, полученных от приватизации, составила 213 383 млн. тенге. Максимум в объемах приватизации был достигнут в 1997 году. В этом году было приватизировано 6 777 предприятий, общая сумма средств от приватизации составила 56 459 млн. тенге. Однако наибольшее количество средств от приватизации было получено в связи с задержкой расчетов (рассроченные платежи) в 1998 году - 67 139 млн. тенге.

Купонная приватизация, сроки окончания которой несколько  раз сдвигались, завершилась в  феврале 1996 года. На 22 аукционах приняли участие 170 инвестфондов. Было приватизировано почти 2000 средних и крупных предприятий. В результате проведения купонной приватизации инвестфонды стали обладателями 10% государственной собственности. При этом было погашено 66-68% купонов населения, т.е. примерно одна треть жителей государства не реализовала свои купоны.

В ходе массовой приватизации в частные руки перешло около 60% уставных фондов приватизированных  предприятий (без учета малой  приватизации). Одна треть приватизированного капитала была продана за приватизационные инвестиционные купоны, одна треть - за деньги и столько же находится в руках работников приватизированных предприятий. На 40% приватизированных предприятий в частные руки перешло свыше 50% голосующих акций, в том числе на 29% предприятий - 80 и более процентов акций.

Начиная с 1994 года, в промышленности приватизированы 1 501 предприятие, в  строительстве - 439 предприятий, в сельском хозяйстве - 1608, на транспорте - 930, в  торговле и общественном питании -6 015, в бытовом обслуживании и коммунальном хозяйстве - 2 159, в прочих отраслях - 11 314.

 

 

Заключение

 

Отсутствие резервов времени на реформирование экономики  приводило, к сожалению, и к непроработанным  решениям. Не доведена до конца приватизация через приватизационные инвестиционные купоны, в основе которой лежали идеи социальной справедливости. Почти треть населения не использовала свои купоны. Денежная приватизация не в полной мере была ориентирована на реанимирование реального сектора экономики. В результате развитие получили отрасли экономики, нацеленные на экспорт сырья, эффективность деятельности которых весьма чувствительна к конъюнктуре мировых товарных рынков. Но, в любом случае, приватизация создала базу для рыночной экономики.

В результате процесса приватизации в республике создан институт частной собственности на средства производства, что можно рассматривать как основу для формирования здоровой конкурентной среды. В этой связи в результате проведенных этапов малой и массовой приватизации в стране произошло формирование основ рыночной экономики, наметились первые признаки укрепления негосударственного сектора экономики, появился новый социальный слой - частные собственники, акционеры, пайщики, которые станут основой формирующегося среднего класса.

 

 

Словарь терминов

 

1. Акционерное общество  – крупное предприятие, возникающее  в результате объединения денежных  средств (индивидуальных капиталов,  государственных средств, личных  сбережений) путем реализации акций.

2. Акция – ценная  бумага, дающая ее владельцу право получать определенную долю дохода акционерного общества и участвовать в управлении ее делами.

3. Аренда – предоставление  средств производства их собственником  во временное пользование другому  пользователю за плату.

4. Арендная плата –  плата за пользование средствами производства, взятыми в аренду.

5. Аукцион – продажа  в заранее установленное время  каких-либо товаров или имущества  с публичных торгов по максимальной  из предложенных покупателями  цен.

6. Банк – финансовое  предприятие, сосредоточивающее временно свободные денежные средства с целью их предоставления в долг за плату (под проценты).

7. Бизнес – частнопредпринимательская  деятельность с целью получения  дохода средствами, не противоречащими  закону.

8. Вексель – бесспорный  денежный долговой документ.

9. Государственный бюджет  – основной централизованный  фонд денежных средств государства,  обеспечивающий оптимальную структуру  народного хозяйства, гарантированный  уровень жизни всех членов  общества, обороноспособность страны, государственное управление.

10. Заработная плата  – денежная оплата труда наемного  работника, эквивалентная в рыночной  экономике стоимости его рабочей  силы.

11. Инвестиция – долгосрочное  вложение денег в какое-либо  перспективное предприятие.

12. Инвестиционные банки  занимаются эмиссионно-учредительными операциями по ценным бумагам (выпускают ценные бумаги), производят их куплю-продажу на фондовой бирже, а также выдают целевые долгосрочные ссуды.

13. Индексация доходов  – механизм периодической компенсации  населению роста цен с помощью надбавок к заработной плате.

14. Инфляция – обесценивание  бумажных денег вследствие их  чрезмерного выпуска по сравнению  с потребностью.

15. Курс акции –  ее цена на фондовой бирже,  которая прямо пропорциональна  уровню дивиденда и обратно  пропорциональна уровню ссудного процента (т.е. дохода, получаемого вкладчиком банка).

16. Прибыль – превышение  выручки от продажи товаров  над издержками производства.

17. Приватизация –  переход части государственного  имущества в собственность трудовых  коллективов либо частных лиц.

18. Разгосударствление  – предоставление реального права  самоуправления трудовым коллективам  и регионам.

19. Рынок – такая  организация общественного производства, при которой производители товаров  сами решают: 1) когда, в каком  количестве и какие товары производить, 2) как эти товары произвести, 3) для какого потребителя производятся товары. В узком смысле рынок – это сфера обращения товаров, купля-продажа.

20. Собственность –  форма присвоения участниками  производства условий и результатов  общественного производства.

21. Финансы – экономические  отношения, регулирующие образование,  распределение и использование  специальных фондов денежных  средств, которые предназначены  для удовлетворения общих народнохозяйственных  потребностей.

22. Фондовая биржа – учреждение, где продаются и покупаются ценные бумаги.

23. Цена – денежное  выражение стоимости товара.

24. Экономика –народное  хозяйство страны, т.е. система  отраслей производства, продукт  которых обеспечивает потребности  общества.

25. Эмиссия – выпуск  в обращение денег и ценных бумаг.

 

 


 



Информация о работе Основные концепции приватизации