Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:46, курсовая работа
Проведенный анализ приватизации в Казахстане позволяет определить ее особенности. Во-первых, это продажа крупных и крупнейших казахстанских предприятий иностранным инвесторам. В условиях глубокого экономического кризиса иностранные инвестиции явились единственным реальным источником преодоления дальнейшего спада производства и стабилизации макроэкономических показателей в республике.
Во-вторых, тотальный характер и сверхвысокие темпы приватизации. Поставлена задача закончить приватизацию уже в первом полугодии 1998 г. Ускорение процесса приватизации наталкивается на трудности поиска покупателей, отсутствие или недостаток финансовых средств для инвестирования производства, низкую рентабельность большей части предприятий. Особенно скорость недопустима в отношении приватизации крупнейших предприятий страны.
В-третьих, продажа крупнейших стратегических предприятий республики проводится малоизвестным или даже неизвестным фирмам. В целом самые крупные предприятия республики переданы в управление или проданы иностранным фирмам, зарегистрированным в оффшорных зонах.
Введение
Основные концепции приватизации
Направления приватизации
Программа массовой приватизации
Приватизация: правовые аспекты
Преимущества и недостатки приватизации государственной собственности в РК
Этапы приватизации
Недостатки процесса приватизации
Особенности приватизации в РК
Последствия процесса приватизации
Перспективы приватизации
Заключение
Словарь терминов
Список использованной литературы
Необходимо подчеркнуть, что со второго этапа была начата приватизация с участием иностранных юридических и физических лиц особо крупных и уникальных объектов и предприятий по индивидуальным проектам. Она осуществлялась путем: продажи определенному инвестору на оговоренных условиях; реализации посредством аукционов или конкурсов; открытой продажи акций; заключением контракта на управление. Позднее, с 12 мая 1995 года, контракт на управление стал применяться только в случаях, когда приватизация объекта считалась экономически нецелесообразной или преждевременной.
23 декабря 1995 г. был принят Указ Президента РК, имеющий силу закона, "О приватизации", измененный и дополненный Законом от 2 августа 1999 г. Указ о приватизации окончательно отказался от применявшихся ранее форм передачи приватизированного объекта в собственность трудового коллектива, от различных видов разгосударствления. Приватизация была определена только как продажа государственного имущества в собственность
Принципиальное отличие казахстанских ПИКов от российских ваучеров состояло в том, что последние имели нарицательную стоимость и их владельцы могли самостоятельно распоряжаться ими. Позднее А.Чубайс признал, что основной целью выдачи ваучеров было не столько создание класса собственников, сколько обучение россиян игре с ценными бумагами. С этой точки зрения в России быстрее, чем в других странах СНГ, заработал фондовый рынок. Негативной стороной такого процесса "обучения" стали финансовые махинации, когда посредством скупок ваучеров множество предприятий оказались в частной собственности отдельных юридических и физических лиц практически за бесценок.
Указ о приватизации предусмотрел предварительные стадии приватизации через акционирование государственных предприятий, передачу их в аренду либо доверительное управление с отбором арендаторов или доверительных управляющих, а также с продажей акций через тендер.
В июле 1997 года были внесены изменения в закон об иностранных инвестициях от 27 декабря 1994 года, снявшие ограничения для участия в приватизации иностранных инвесторов. [2]
Программа приватизации на 1999-2002 годы разработана с учетом особенностей приватизации государственных пакетов акций "голубых фишек", крупных объектов приватизации, государственных пакетов акций предприятий "второго эшелона", объектов социальной сферы, государственных пакетов акций акционерных обществ и долей государства в хозяйственных товариществах, ранее переданных в доверительное управление.
Было подчеркнуто, что действующее законодательство РК сыграло свою положительную роль, но на новом этапе экономических реформ возникла необходимость его совершенствования. Программой приватизации был предусмотрен постприватизационный контроль в связи с инвестиционными обязательствами.
На первом этапе приватизации в коллективную собственность граждан перешли свыше 51% приватизированных предприятий. При этом в случаях выкупа предприятий членами трудовых коллективов сумма предоставленных льгот составила почти 42% стоимости проданных объектов.
Программа второго этапа приватизации, ориентируясь в целом на ускоренное развитие экономики, предусматривала достижение ряда целей. Малая и массовая приватизация должна была резко увеличить класс собственников, естественно заинтересованных в результатах своей работы, создать условия для развития малого и среднего предпринимательства. Приватизация по индивидуальным проектам должна была привлечь в экономику страны инвестиции, главным образом зарубежные.
За период 1992-1997 годы в основном была завершена программа малой приватизации. В течение 1994-1997 годов в рамках малой и массовой форм приватизировано свыше 17 тысяч предприятий, общая стоимость приватизированного имущества составила 35,6 млрд. тенге. За 1996-2000 годы приватизировано почти 18 тысяч предприятий, в том числе объектов социальной и прочих сфер - 15 347, предприятий массовой приватизации - 2 354, крупных предприятий, приватизированных по индивидуальным проектам - 91, госсельхозпредприятий - 156. Больше всего предприятий приватизировано в сфере торговли и общественного питания - 3 295, в бытовом обслуживании - 1 266, в промышленности - 1249 и т.д.
Общая сумма средств, полученных от приватизации, составила 213 383 млн. тенге. Максимум в объемах приватизации был достигнут в 1997 году. В этом году было приватизировано 6 777 предприятий, общая сумма средств от приватизации составила 56 459 млн. тенге. Однако наибольшее количество средств от приватизации было получено в связи с задержкой расчетов (рассроченные платежи) в 1998 году - 67 139 млн. тенге.
Купонная приватизация,
сроки окончания которой
В ходе массовой приватизации в частные руки перешло около 60% уставных фондов приватизированных предприятий (без учета малой приватизации). Одна треть приватизированного капитала была продана за приватизационные инвестиционные купоны, одна треть - за деньги и столько же находится в руках работников приватизированных предприятий. На 40% приватизированных предприятий в частные руки перешло свыше 50% голосующих акций, в том числе на 29% предприятий - 80 и более процентов акций.
Начиная с 1994 года, в промышленности приватизированы 1 501 предприятие, в строительстве - 439 предприятий, в сельском хозяйстве - 1608, на транспорте - 930, в торговле и общественном питании -6 015, в бытовом обслуживании и коммунальном хозяйстве - 2 159, в прочих отраслях - 11 314.
Заключение
Отсутствие резервов времени на реформирование экономики приводило, к сожалению, и к непроработанным решениям. Не доведена до конца приватизация через приватизационные инвестиционные купоны, в основе которой лежали идеи социальной справедливости. Почти треть населения не использовала свои купоны. Денежная приватизация не в полной мере была ориентирована на реанимирование реального сектора экономики. В результате развитие получили отрасли экономики, нацеленные на экспорт сырья, эффективность деятельности которых весьма чувствительна к конъюнктуре мировых товарных рынков. Но, в любом случае, приватизация создала базу для рыночной экономики.
В результате процесса приватизации в республике создан институт частной собственности на средства производства, что можно рассматривать как основу для формирования здоровой конкурентной среды. В этой связи в результате проведенных этапов малой и массовой приватизации в стране произошло формирование основ рыночной экономики, наметились первые признаки укрепления негосударственного сектора экономики, появился новый социальный слой - частные собственники, акционеры, пайщики, которые станут основой формирующегося среднего класса.
Словарь терминов
1. Акционерное общество
– крупное предприятие,
2. Акция – ценная бумага, дающая ее владельцу право получать определенную долю дохода акционерного общества и участвовать в управлении ее делами.
3. Аренда – предоставление
средств производства их
4. Арендная плата – плата за пользование средствами производства, взятыми в аренду.
5. Аукцион – продажа
в заранее установленное время
каких-либо товаров или
6. Банк – финансовое предприятие, сосредоточивающее временно свободные денежные средства с целью их предоставления в долг за плату (под проценты).
7. Бизнес –
8. Вексель – бесспорный денежный долговой документ.
9. Государственный бюджет
– основной централизованный
фонд денежных средств
10. Заработная плата
– денежная оплата труда
11. Инвестиция – долгосрочное вложение денег в какое-либо перспективное предприятие.
12. Инвестиционные банки занимаются эмиссионно-учредительными операциями по ценным бумагам (выпускают ценные бумаги), производят их куплю-продажу на фондовой бирже, а также выдают целевые долгосрочные ссуды.
13. Индексация доходов
– механизм периодической
14. Инфляция – обесценивание
бумажных денег вследствие их
чрезмерного выпуска по
15. Курс акции – ее цена на фондовой бирже, которая прямо пропорциональна уровню дивиденда и обратно пропорциональна уровню ссудного процента (т.е. дохода, получаемого вкладчиком банка).
16. Прибыль – превышение выручки от продажи товаров над издержками производства.
17. Приватизация –
переход части
18. Разгосударствление
– предоставление реального
19. Рынок – такая
организация общественного
20. Собственность –
форма присвоения участниками
производства условий и
21. Финансы – экономические
отношения, регулирующие
22. Фондовая биржа – учреждение, где продаются и покупаются ценные бумаги.
23. Цена – денежное выражение стоимости товара.
24. Экономика –народное
хозяйство страны, т.е. система
отраслей производства, продукт
которых обеспечивает
25. Эмиссия – выпуск в обращение денег и ценных бумаг.