Основные концепции формирования белорусского этноса

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:58, контрольная работа

Краткое описание

1. Древнейшее и древнее население на территории современной Белоруссии.
2. Этнические общности раннего средневековья.
3. Формирование Руси. Как возникла Белоруссия?
4. Основные концепции происхождения белорусского этноса.

Файлы: 1 файл

история.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ 
 

Тема 2.     Основные концепции  формирования белорусского этноса.      

1.   Древнейшее  и древнее население на территории  современной Белоруссии.

2.   Этнические  общности раннего средневековья.            

3.   Формирование  Руси. Как возникла Белоруссия?

4.   Основные  концепции происхождения белорусского  этноса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2

СОДЕРЖАНИЕ: 

План.

      Введение.

1.   Древнейшее  и древнее население на территории  современной Белоруссии.

2.   Этнические  общности раннего средневековья.            

3.   Формирование  Руси. Как возникла Белоруссия?

4.   Основные  концепции происхождения белорусского  этноса.

      Заключение.

      Список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3

ВВЕДЕНИЕ 
 

     В современном мире существует около 2 тыс. различных наук, функций которых является выработка и теоретическая систематизация объективной действительности. Свое, особое место в системе наук принадлежит истории. Важно разобраться в том, что предметом изучения истории как науки является, прежде всего деятельность людей, вся совокупность отношений в обществе. В отличие от других социально-гуманитарных наук, изучающих какую-нибудь одну из сторон общественной жизни, история имеет дело со всей совокупностью жизни общества на протяжении всего исторического процесса.

Изучение истории  Беларуси и мировой цивилизации  несет в себе ряд важных социальных функций:

- первая из  них является описательной, или  функция социальной памяти;

- второй, более  значимой функцией является познавательная, или интеллектуально-развивающая. Она призвана на основе причинно-следственных связей выявлять объективные закономерности в развитии как всего человеческого общества, так и общества, конкретного континента, региона, страны. Все содержание истории Беларуси и мировой цивилизации как науки обязывает к приобретению фундаментальных знаний в этой области и гражданской ответственности за применение этих знаний в интересах общества;

- третья функция  – прогностическая, или прикладная. Она призвана на основе теоретического осмысления изучаемого выявлять не только закономерности, но и тенденции развития общественных отношений. При этом она позволяет исследовать не только один путь развития, но и другие альтернативные, и выбирать из них оптимальные;

- четвертая функция  – воспитательная, которая заключается  в воздействии результатов исторического  исследования на гражданскую  позицию изучающих курс, на привитие  любви к своей земле, своему  народу. Знание истории своей  родины, «своих корней» позволяет соотнести индивидуальные и национальные интересы с общечеловеческими, с идеей о Земле как общем доме всех людей.

Таким образом, изучение истории Беларуси обусловлено  необходимостью широкой гуманитарной подготовки будущих специалистов и  имеет цель сформировать у студентов историческое сознание, целостное представление о закономерностях и особенностях эволюции человеческого общества, понять место отечественной истории в мировом историческом процессе, а, значит, и вклад бело-русского народа в мировую цивилизацию. 
 
 
 
 
 

4

Человеческое  общество на территории Беларуси прошло ряд этапов своего развития.

1 Древнее общество. Его хронологические рамки –  40 тыс.лет до н.э. - V в. н.э.

2 Средневековое  - конец V-XV вв. Период более известный  как развитие феодализма.  

3 Новое время  – XVI-XX вв. Охватывает период кризиса  феодализма, становление и упадок  буржуазного общества.

4 Новейшее время  – с 1918 года.

В современной  классификации (и это справедливо) выделяют период с момента становления  современного государства – Республика Беларусь.

Для глубокого  изучения курса существуют разнообразные  исторические источники – материальные объекты, которые имеют социальную природу происхождения, отражают историческое прошлое общества и служат средством  исторического познания. Весь комплекс источников ученые классифицируют на определенные типы и виды. Наиболее развернутым является деление исторических источников на семь типов: письменные, вещественные, этнографические, языковые, фольклорные, кинофотодокументы, (а теперь и фотодокументы).

Разобраться в  историографии истории Беларуси помогут научные труды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5

1.   Древнейшее и древнее  население на территории  современной Белоруссии. 

      Первобытное общество на территории  современной Беларуси, как и на  территории других стран, прошло в своем развитии каменный, бронзовый и железный века. Каменный век делится на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Палеолит, в свою очередь, подразделяется на ранний, средний и поздний. Каменный век по времени соответствует существованию первобытного общинного стада и расцвету родового общества.

     Первые  люди на территории Беларуси  появились 100 - 40 тыс. лет тому  назад, т.е. в среднем палеолите.  Вещественные подтверждения этому найдены близ Светиловичей на Гомельщине, деревень Клеевичи Костюковичского и Обидовичи Быховского районов Могилевской области.

     На  территории Беларуси (около деревень  Бердыж Чечерского района и  Юровичи Калинковичского района) открыты позднепалеолитические стоянки человека, возраст которых 26-24 тыс. лет. Здесь найдены кремневый инвентарь, кости мамонта, дикой лошади, быка, шерстяного носорога, бурого медведя, северного оленя. Люди жили материнско-родовой общиной. Они совместно занимались охотой, рыболовством, собирательством.

     В  эпоху мезолита, которая для нашей  территории датируется IX - V тысячелетиями  до н.э., с юга, главным образом  по бассейнам рек, происходило  дальнейшее заселение нынешней  территории Беларуси. С конца  V - начала IV тысячелетия до н.э. началась неолитическая эпоха, которая продолжалась более 2 тысяч лет. В Беларуси известно свыше 600 неолитических стоянок, обнаруженных в бассейнах Припяти, Сожа, Немана. Небольшие поселения состояли из наземных и полуземляных жилищ. Совершенствовались орудия труда. Появились шлифовка, сверление, топоры, долота. Изготавливалась глиняная посуда.

     К  концу III тыс. до н.э. на севере  Беларуси появляются племена  угро-финов, которые начали заниматься  земледелием и животноводством.  К концу II тыс. н.э. на территорию Беларуси стали проникать индоевропейцы - многочисленные племена скотоводов-кочевников, которые жили первоначально в Малой Азии. Во время расселения на территории Европы, в результате смешения индоевропейцев с местными племенами возникли три народа - германцы, славяне и балты. Балтские племена начали постепенно осваивать на рубеже III и II тысячелетия до н.э. территорию Беларуси. На юге и юго-востоке балты граничили со скифами, сарматами, на севере и северо-востоке их соседями были фино-угрские племена, на западе - славяне и германцы.

     В  начале II тысячелетия до н.э. наступил  бронзовый век, который продолжался  полтора тысячелетия. Новая эпоха  принесла изменения в развитие  хозяйства. Земледелие и скотоводство  становятся ведущими занятиями людей. 
 

6

 Более распространенными  стали прядение и ткачество.  С появлением и становлением  производящих видов хозяйства,  родовая община трансформируется. В семье и обществе мужчина  занял доминирующее положение,  женщина переходит в род мужа, счет родства ведется по мужской линии, распространяется парный брак. Выделяется родоплеменная знать (совет мужчин - воинов, военных вождей), нарушается прежнее равноправие, возникает частная собственность.

     В  VII веке до н.э. на территории  Беларуси начался железный век. Это был переворот в истории человечества. Происходят существенные изменения в хозяйственной деятельности, этническом составе населения, общественных отношениях и мировоззрении людей. В железном веке территорию Беларуси заселяли племена, которые ученые относят к разным археологическим культурам и выделяют по особенностям возведения жилищ, погребального обряда, по форме и орнаментации посуды, украшениям, месторасположению поселений и т.д. Юго-восток Беларуси и прилегающую часть современной Украины занимала милоградская культура (VII - III вв. до н.э. от названия деревни Милограды Речицкого района Гомельской области). Памятники представлены неукрепленными (селища) и укрепленными (городища) поселениями. У них хорошо была развита обработка железа и бронзы. Умерших хоронили в курганах или грунтовых могилах по обряду трупосожжения. Этническая принадлежность «милоградцев» остается спорной: либо славяне, либо балты, есть версии и о их близости к скифскому населению. В III - II вв. до н.э. в регионе, занимаемом «милоградцами», распространяются памятники зарубенецкой культуры. Центральную и северо-западную часть Беларуси в раннем железном веке занимали племена штриховой керамики (VII - VI вв. до н.э. - IV - V вв. н.э.). Население жило на городищах, в больших наземных жилищах. На восток от культуры штриховой керамики выделяются группы памятников под названием днепро-двинской культуры (VIII в. до н.э. - IV -V вв. н.э.).

      В V - II вв. до н.э. на территории  Беларуси сложились племенные  объединения ятвягов и дайнова (на западе Беларуси), литва (на севере), голядь и летыгола (на востоке). С запада на территорию Брестской области переселились позднелужицкие племена восточно-поморской культуры. Некоторые исследователи считают их первыми славянами на Беларуси. В ряде случаев население различных культур смешивалось.

     Таким  образом, балтский период истории  Беларуси - это время распространения  на белорусских землях индоевропейцев  с их основными занятиями - земледелием и скотоводством,  время ассимиляции неолитического населения. Местное население постепенно трансформируется в индоевропейцев-балтов, одновременно оказывая определенное влияние на их язык и культуру. 
 
 
 
 

7

  1. Этнические общности раннего средневековья.
 
 

           Население Беларуси, как известно, сформировалось в итоге этнического развития и сближения нескольких восточнославянских племен  и  более  древних жителей этой земли  - балтов. Именно их  соединение  выявило  характернейшие особенности  нашего  народа  –  в  языке,  культуре,  характере, -  которые отличают  белорусов  от  соседей,  делают   его   самобытным,   неповторимым этносом.

           В 8-9 веках славяне в Восточной  Европе делились на  13-15  этнических сообществ. На территории  Беларуси  находилось  несколько  таких  этнических объединений восточных славян. Это были довольно  устойчивые  этнографические объединения  –  кривичей,  дреговичей,  радимичей,  которые   были   созданы стихийно.

         Западная граница кривичей на территории  Белоруссии  проходила  вдоль Освейского озера, затем опускалась на юг,  пересекала  Западную  Двину  близ устья Дриссы. Отсюда она шла  к  бассейну  Десны  (левому  притоку  Западной Двины). Самым западным кривичским поселением в этом районе был  Браслав.  На севере  и  востоке  граница  кривичей  проходила  за  пределами   территории Беларуси,  но  соседние  районы  Подвинья   и   Поднепровья   (Псковщину   и  Смоленщину). В «Повести временных лет» указывается, что «кривичи иже  седять на верх Волги, и на верх Двины, и на верх Днепра».

            Археологическими    памятниками    кривичей    являются    круглые

    (полусферические)  курганы. Культура кривичей имела региональные различия.  Их  подразделяют  на две большие группы: полоцко-смоленскую и псковскую. На  территории  Беларуси (а также на Смоленщине) проживала полоцко-смоленская группа. Она  отличалась

    от псковской  своеобразными украшениями: браслетообразные височные  кольца  с завязанными концами. У псковской группы кривичей таких украшений не было.

           В этническом облике  кривичей,  в  том  числе,  конечно,  и  полоцко-

Информация о работе Основные концепции формирования белорусского этноса