Оценка современного состояния вооруженных сил Германии, выявление причин их реформирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:49, дипломная работа

Краткое описание

Военно-политическая деятельность руководства Германии ориентирована на укрепление лидирующих позиций страны в Европе, усиление ее влияния на мировую политику, а также повышение роли в решении ключевых проблем международной безопасности. Германия настойчиво добивается предоставления ей статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН, принимает широкое участие в урегулировании кризисных ситуаций в различных регионах мира, в том числе с применением военной силы.

Оглавление

ГЛАВА 1. Оценка современного состояния вооруженных сил Германии,
выявление причин их реформирования

1.1 Краткая характеристика вооруженных сил Германии
1.2 Организация высшего военного руководства
1.2.1 Комплектование вооруженных сил
1.3 Сухопутные войска
1.3.1 Организационная структура сухопутных войск
1.3.2 Организация соединений и частей сухопутных войск ФРГ
1.4 Военно-воздушные силы ФРГ
1.5 Военно-морские силы ФРГ
1.6 Влияние содержания ВС на экономику

ГЛАВА 2. Направления реформирования вооруженных сил Германии и их состояние в результате проведения реформы

2.1 Реформирование высшего военного управления
2.2 Реформирование сухопутных войск
2.3 Реформирование военно-воздушных сил
2.4 План структурных реформ

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 174.32 Кб (Скачать)

 

Die Welt: Бундесвер будет малочисленным, но более эффективным

 

 В Германии практически  не обсуждается вопрос о том,  как реформа бундесвера отразится  на обороноспособности страны, указывает  газета Die Welt.

 Если бы в Германии  сразу же по приходе к власти  коалиционного правительства в  составе блока ХДС/ХСС и Свободной  демократической партии кто-либо  высказал предположение, что не  пройдет и года, как новый министр  обороны отменит всеобщую воинскую  повинность, то его бы просто  засмеяли.

Спокойствие, с которым  ХДС/ХСС решает отказаться от более чем 50-летней традиции, свидетельствует о политической ловкости министра обороны. Но это свидетельствует также и о том, что всеобщая воинская повинность как инструмент обеспечения безопасности изжила себя. Тем более что она сопряжена со значительным ограничением свобод всего мужского населения страны.

Во время холодной войны  ввиду превосходства Варшавского  договора в области обычных вооружений принудительный призыв солдат в армию  имел смысл. Теперь же, после краха  Советского Союза, выбор между ограничением свобод и необходимостью обеспечивать безопасность страны перестает быть однозначным.

К тому же, после исчезновения угрозы исчезла и необходимость  содержать многочисленную армию. Сегодня  бундесверу не приходится опасаться  кровопролитных наземных боев на северогерманской равнине, сопряженных с огромными людскими потерями. Поэтому ежегодно приходилось сокращать число призывников, что также усугубляло несправедливость.

Отказ от всеобщей воинской повинности - это шаг в направлении  профессионализации бундесвера. Тем  не менее тревогу вызывает тот факт, что блок ХДС/ХСС уже сейчас решил отменить всеобщую воинскую повинность, хотя нет никаких конкретных планов реструктурирования и сокращения бундесвера.

А ведь именно такие планы  должен был в первую очередь разработать  министр обороны. Тем более что, как обещал министр, бундесвер благодаря  своей малочисленности станет эффективнее, а его содержание будет обходиться гораздо дешевле.

Теперь же многие партнеры по НАТО с беспокойством наблюдают  за реформой немецкой армии. Решение  об отмене всеобщей воинской повинности принято, но при этом никто не обсуждал вопросы безопасности страны, сопряженные  с реформой армии.

В последние недели гораздо  больше споров велось о том, кто будет  выполнять работу, которую сегодня  выполняют молодые люди, отказавшиеся от срочной службы в армии. И никаких  дебатов о том, как реформа  бундесвера отразится на обороноспособности Германии. Все это красноречиво свидетельствует  об уровне дискуссий по вопросам безопасности в этой стране.

Глава МИД ФРГ Гидо Вестервелле выступает за отмену воинской повинности уже в течение нынешнего срока созыва бундестага. Министр обороны цу Гуттенберг настроен весьма сдержанно.

 Министр иностранных  дел ФРГ Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle) призывает к отмене воинской повинности в Германии уже в течение нынешнего срока созыва бундестага. Независимо от участия в будущих международных операциях, бундесвер должен быть преобразован в профессиональную армию, заявил он в интервью газете Hamburger Abendblatt, опубликованном в среду, 14 июля.

Вестервелле подчеркнул, что его волнуют не вопросы экономии, а справедливость. Просто неприемлемо, что в армию ежегодно идут лишь 16 процентов призывников, тогда как многие другие в это же самое время делают себе карьеру, пояснил он. По мнению министра, "это нарушает закрепленный в конституции принцип равноправия".

Председатель либеральной  СвДП Гидо Вестервелле с удовлетворением отметил, что министр обороны ФРГ - христианский социалист Карл-Теодор цу Гуттенберг (Karl-Theodor zu Guttenberg) "абсолютно непредвзято" рассматривает вопрос о преобразовании бундесвера в профессиональную армию. Вестервелле назвал "прогрессом" тот факт, что с 1 июля срок службы в немецкой армии был сокращен с 9 до 6 месяцев.

 Между тем сам цу Гуттенберг вновь сдержанно высказался по поводу отмены воинской повинности в Германии. Если Федеральный конституционный суд за одну ночь отменит воинскую повинность, то и у бундесвера, и у альтернативной гражданской службы возникнут "гигантские проблемы", цитирует слова министра агентство AFP.

Цу Гуттенберг также подчеркнул, что надеяться на крупную экономию средств, как следствие отмены воинской повинности, неоправданно. AFP напоминает, что в соответствии с планами федерального правительства министерство обороны ФРГ должно сэкономить к 2014 году свыше 8 млрд евро.

 

 

 

 

2.5 Динамика военных  затрат в связи с проведением  военной реформы

 

Знаменитую, по своим высоким  боевым качествам, армию Германии реформируют. Это крупнейшая за полвека военная  реформа германских вооружённых  сил. Решено остановить призыв, свернуть всеобщую воинскую повинность, создать  профессиональную армию, компактную и  мобильную. При этом значительно  сократив численность армии.

 

Содержание реформы

 

В середине декабря 2010 года правительство одобрило план Карла-Теодора  цу Гуттенберга по радикальному реформированию вооруженных сил Германии. Базовых пунктов в реформе два:

1) с 1 июля 2011 года в  ФРГ будет приостановлено действие  всеобщей воинской повинности, при  этом положение о всеобщем  призыве, по-видимому, будет сохранено  в Конституции ФРГ, юношей призывного  возраста будут ставить на  учёт, но без медосмотра;

2) численность бундесвера  будет довольно серьёзно сокращена,  с 250 до 180 тысяч человек, из  них 170 тысяч будут на контракте,  а 10 тысяч добровольцами.

Цель реформы – приспособление вооруженных сил к изменениям в сфере безопасности в мире.

О необходимости радикальных  реформ в силах безопасности страны, в предшествующий период, неоднократно выступал министр обороны и канцлер  Германии А. Меркель. По её мнению бундесвер  должен быть готов к усилению борьбы с международным терроризмом, распаду  государств, т. е. выполнению миссий за пределами Германии. По словам Ангелы Меркель, уже свыше 300 тысяч военных участвовали в военных конфликтах не в Германии и на этом примере видно, как необходимо серьёзное, структурное преобразование вооружённых сил.

Так, в настоящую минуту армия ФРГ может послать одновременно не более 7 тысяч «штыков». После  реформы, контингент для участия  в международных операциях должен вырасти до 15 тысяч человек.

Укладывается замысел  реформы и в программу масштабной экономии и сокращения государственных  расходов, в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Реформа вооруженных сил  должна к 2014 году сэкономить свыше 8 млрд. евро.

Планируется увеличить возможности  доступа женщин в армию и повышения  образования после службы. Будет  создана возможность «пробного» прохождения службы (от 12 до 23 месяцев), увеличено денежное содержание военнослужащих.

 

Основные причины реформы

 

- После распада СССР  и Варшавского военно-политического  блока у ФРГ исчезла необходимость  содержать многочисленную армию,  предназначенную для масштабных  сражений на суше. У Германии  вблизи её границ пропал потенциальный  противник. Исторически противниками  Германии были Франция, Англия, но в настоящее время они  вместе с ФРГ, члены Европейского  Союза и НАТО. С Российской  Федерацией у ФРГ также полное  взаимопонимание.

- У элиты ФРГ постепенно  стирается «комплекс вины», который  немцам привили после Второй  Мировой войны, когда немцев  объявили разжигателями войны.  Всё чаще в Германии раздаются  голоса о защите немецких интересов  за пределами государства, в  том числе и с помощью вооруженных  сил. Так, министр обороны цу Гуттенберг выразил мнение, что бундесвер должен защищать торговые пути, зоны добычи ресурсов необходимых для существования Германии. А для этого нужна более компактная, мобильная, профессиональная армия, способная решать задачи за пределами ФРГ.

- Всё более широкое  участие ФРГ в операциях НАТО  и миротворческих миссиях ООН  требует увеличения заграничного  контингента бундесвера.

- Финансово-экономические  трудности, которые испытывает  Евросоюз, заставляет его членов  сокращать вооружённые силы, программы  военного характера. Сокращение  военного бюджета, военных программ, численности войск и техники  проводит, или планирует провести  не только ФРГ, но и Великобритания, Испания, Греция, Франция и т.  д.

- В сущности армии из  призывников и так уже нет,  если 20 лет назад призывалось  свыше 200 тысяч человек, то в  2010 году только 32 тысячи (из 250 тыс.  армии), и то из них примерно 40% предпочли альтернативную службу. Поэтому реформа утверждает сложившееся  положение вещей лишь юридически. К тому же в основном законе  ФРГ сохраняется пункт о всеобщей  воинской повинности, мало ли, как  изменится геополитическая обстановка  лет через 20-ть.

 

Доводы «против»

 

Некоторые эксперты считают, что а сможет ли бундесвер набрать достаточно специалистов, если отменить воинскую повинность. Большинство нынешних контрактников приняли решение о военной карьере в ходе обычной воинской службы.

Пропадет и альтернативная служба, кто из молодых людей пойдет в больницы, дома престарелых и  т. п. учреждения добровольно. Эти учреждения столкнуться с проблемой персонала  и необходимостью больших расходов.

Сокращение вооруженных  сил, военных частей вызовет серьезные  финансово-экономические трудности  в ряде муниципалитетов, где бундесвер  основа экономического благосостояния.

Реформа вооружённых сил  ФРГ в целом направлена на повышение  роли Германии в НАТО и мировой  политике. Понятно также, что бундесвер  планирует стать основой единых европейских сил безопасности в  будущем.

Германия вынуждена прекратить призыв в армию и уволить 100 тысяч  военных. Дефицит бюджета заставил немецкое правительство пойти на беспрецедентные меры.

Бундесвер сократиться с 250 тысяч человек до 150 тысяч. Германия принимает экстренные меры, направленные на сокращение дефицита бюджета. По сокращение бюджетного финансирования попадут в первую очередь вооруженные силы Германии – Бундесвер. Экономическая ситуация в настоящий момент просто не позволяет немецкому правительству содержать армию в ее нынешнем виде, в связи с чем было принято решение о сокращении личного состава на 100 тысяч человек. Помимо этого также будет приостановлен призыв в Бундесвер.

В настоящий момент в армии  Германии служит 250 тысяч человек. Согласно принятому немецким правительством решению, уже в ближайшее время  численность личного состава  Бундесвера будет сокращена до 150 тысяч. Сообщается, что в первую очередь  сокращения коснуться служащих небольших  и удаленных казарм. Помимо этого, в Германии также будет приостановлен  призыв в армию как для солдатов срочной службы, так и для контрактников.

В целом, отмена призыва позволит экономить порядка 400 миллионов евро в год, а в общей сложности  принятые в отношении армии решения  позволят уменьшить военные расходы  на 9 миллиардов евро, в то время как  сейчас они составляют около 31 миллиарда. Стоит отметить, что армия –  не единственная пострадавшая от недостатка финансирования отрасль в Германии. Так, в ближайших планах правительства введение налога на АЭС и увеличение сборов с такси, продажи табака, авиабилетов и даже собачьего корма. Кроме того, уже в ближайшее время планируется повысить налог для гостиниц, а также поднять плату за пользование автострадами.

Министерство обороны  Германии в 2012 году выберет беспилотный  летательный аппарат, который будет  поставлен на снабжение вооруженных  сил страны, сообщает Reuters со ссылкой на источник в военном ведомстве. При этом военное ведомство продолжит арендовать у израильской компании IAI беспилотники Heron вплоть до 2014 года. В числе возможных вариантов - БПЛА Talarion, созданием которого в настоящее время занимается европейский концерн EADS.

Ранее EADS объявил, что Германия может избежать санкций за планируемое  сокращение заказа на истребители Eurofighter Typhoon на 37 самолетов, если заключит с концерном контракт на поставку беспилотников Talarion, техническое обслуживание или модернизацию истребителей или иные продукцию и услуги. При этом в переговорном процессе основной упор был сделан именно на финансирование проекта Talarion. Как отмечает агентство, приняв решение выбрать беспилотник в 2012 году, Германия фактически отказалась поддаться давлению со стороны EADS.

Европейский концерн ведет  разработку беспилотника Talarion с 2009 года за собственный счет. EADS создает беспилотник, полагая, что он необходим ВВС Германии, Франции и Испании. Министерства обороны этих государств уже ознакомились с проектом, однако решения о закупке беспилотных аппаратов пока не приняли. Положение EADS осложняется тем, что некоторые европейские государства в настоящее время ведут разработку собственных беспилотных аппаратов, например, британского BAE Mantis и французского nEUROn.

         Кроме того, после временного сокращения Германией расходов на оборону в период с 1990 по 2003 гг. (примерно с 32 млрд. евро до 23 млрд.), в настоящий момент имеются данные, свидетельствующие о постоянном росте расходов на оборону. Такая тенденция наблюдается в Германии с 2006 г., а в 2008 г. расходы на военные нужды вновь возросли и достигли рекордного уровня — 35,3 миллиарда евро (это примерно 46 млрд. долл. США). От ВВП страны это составляет порядка 1,4%36. Значительная часть оборонного бюджета тратится на закупки новых вооружений — 5,3 миллиарда евро37. Отметим, что в списке стран с наиболее крупными расходами на оборону за США следуют Китай, Россия, Индия, Великобритания, Саудовская Аравия, Франция, Япония, ФРГ, и Италия38. С приходом к власти нового канцлера А. Меркель в 2005 г., позиция ФРГ по вопросам внешней политики претерпела некоторые формальные изменения, сохранив в целом концептуальную направленность. Дискуссия в отношении НАТО и совокупных союзнических обязательств стала более «приятной на слух» для Вашингтона, а тезисы относительно «германского пути» или «немецкого подхода» практически полностью исчезли из политического лексикона высшего

Информация о работе Оценка современного состояния вооруженных сил Германии, выявление причин их реформирования