Оценка современного состояния вооруженных сил Германии, выявление причин их реформирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:49, дипломная работа

Краткое описание

Военно-политическая деятельность руководства Германии ориентирована на укрепление лидирующих позиций страны в Европе, усиление ее влияния на мировую политику, а также повышение роли в решении ключевых проблем международной безопасности. Германия настойчиво добивается предоставления ей статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН, принимает широкое участие в урегулировании кризисных ситуаций в различных регионах мира, в том числе с применением военной силы.

Оглавление

ГЛАВА 1. Оценка современного состояния вооруженных сил Германии,
выявление причин их реформирования

1.1 Краткая характеристика вооруженных сил Германии
1.2 Организация высшего военного руководства
1.2.1 Комплектование вооруженных сил
1.3 Сухопутные войска
1.3.1 Организационная структура сухопутных войск
1.3.2 Организация соединений и частей сухопутных войск ФРГ
1.4 Военно-воздушные силы ФРГ
1.5 Военно-морские силы ФРГ
1.6 Влияние содержания ВС на экономику

ГЛАВА 2. Направления реформирования вооруженных сил Германии и их состояние в результате проведения реформы

2.1 Реформирование высшего военного управления
2.2 Реформирование сухопутных войск
2.3 Реформирование военно-воздушных сил
2.4 План структурных реформ

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 174.32 Кб (Скачать)

В связи с данными обстоятельствами входящая в правительство коалиция «Союз-90/ Зеленые», руководство военно-промышленного  комплекса, ряд представителей кабинета министров и депутаты бундестага от фракции СДПГ инициировали в СМИ  дискуссию по вопросу перехода бундесвера на профессиональный принцип комплектования. Однако их инициативы вызвали жесткую критику со стороны сторонников всеобщей воинской обязанности (министр обороны, командование бундесвера, лидеры ХДС/ХСС во главе с бывшим министром обороны страны Ф. Рюэ), которые обосновывают свое мнение в заявлениях для германских и зарубежных СМИ необходимостью сохранения основы мобилизационного развертывания НАТО на передовых рубежах зоны ответственности альянса.

Руководство министерства обороны  считает, что профессионалами достаточно укомплектовывать лишь наиболее боеготовые формирования бундесвера. По мнению министра обороны, профессионализация армии  неизбежно приведет к значительному  увеличению военных расходов страны на длительную перспективу. В своих  публичных выступлениях он подчеркивает поддержку большинством населения  Германии (около 60 проц. граждан ФРГ) сохранения всеобщей воинской обязанности, которая позволяет воспитывать  молодых людей в духе «национальных  традиций и патриотизма».

Сторонники профессионализации ВС, напротив, обосновывают свою позицию  отсутствием реальной угрозы широкомасштабных глобальных конфликтов в современных  условиях. По их мнению, бундесвер способен реагировать на кризисные ситуации гораздо меньшими по численности, но более подготовленными в профессиональном отношении формированиями. Это связано прежде всего с тем, что ФРГ прикрыта с Востока новыми членами НАТО - Польшей, Чехией и Венгрией. Кроме того, создаются предпосылки для расширения «буферной зоны» за счет подготовки к вступлению в блок других стран. Современное геостратегическое положение, по оценке «Германского общества по вопросам политики безопасности», обеспечивает для ФРГ выигрыш во времени на подготовку необходимых мобилизационных ресурсов для доукомплектования чисто профессиональных ВС.

По мнению члена фракции  СДПГ Р. Шмидта, такая обстановка станет решающим условием сокращения возможных  потерь и основой успешного участия  германских военнослужащих в операциях  многонациональных сил.

Такую же позицию занимают «Зеленые», провозгласившие отказ  от всеобщей воинской обязанности одним  из пунктов своей программы предвыборной борьбы. По данным исследований, проведенных  экспертами данной коалиции, лишь каждый пятый из военнообязанных Германии востребован вооруженными силами, и это соотношение с каждым годом будет увеличиваться, в результате чего само понятие «всеобщая воинская обязанность» со временем потеряет смысл. Кроме того, сторонники профессионализации ВС заявляют, что добровольное прохождение службы больше соответствует идеалам демократии, чем всеобщая воинская обязанность.

Тенденция к отказу от всеобщей воинской обязанности постепенно нарастает. Свидетельством тому являются следующие  факты: сокращение доли военнослужащих-призывников  и продолжительности срочной  службы; снижение объемов финансирования бундесвера с одновременным повышением уровня денежного содержания военнослужащих-профессионалов; дальнейшее падение престижа военной  службы; осложнение процесса призыва  в ВС, обусловленное ухудшением демографической  ситуации в стране.

Однако военно-политическое руководство ФРГ надеется в сложных  финансово-экономических и социально-демографических  условиях реализовать начатую военную  реформу и сохранить за бундесвером  лидирующие позиции среди вооруженных  сил западноевропейских государств.

На совещании дипломатических  представителей ФРГ в конце сентября 2000 г. Федеральный канцлер Г. Шредер совершенно ясно высказал претензию ФРГ получить место постоянного члена Совета Безопасности ООН. Такая претензия со стороны Германии звучала отнюдь не впервые, так как еще в сентябре 1992 г. министр иностранных дел ФРГ К. Кинкель официально заявил о желании Германии «получить место в Совете Безопасности»28.

Затрагивая сферу безопасности, министр иностранных дел Германии Й. Фишер высказался за отказ от натовской концепции превентивного ядерного удара. В программные документы военного руководства ФРГ в конце 1990-х гг. также впервые были включены слова «разоружение, в том числе и в области ядерных вооружений»29. Ранее лидеры страны говорили лишь о «контроле над вооружениями». Позиция германского правительства вполне понятна — в свете того, что обретение Германией ядерного оружия было евозможно, то через процесс ядерного разоружения и лишения других ядерных держав стратегического преимущества по отношению к Германии, она получила бы возможность укрепить свои позиции на мировой арене. А поскольку Германия к началу XXI в. по ряду традиционно важных критериев для определения роли и места государства в мире имела весьма прочные показатели, то Г. Шредер счел возможным ставить вопрос о соответствующем повышении ее международного статуса. В этом же русле развивались и практические шаги ФРГ в области политики безопасности. Германия направляла свои воинские формирования в Сомали, Боснию, Сербию, участвовала во многих других миссиях под эгидой ООН, ОБСЕ, а также и НАТО.

Особую активность она  проявила в косовском конфликте. Позиция ФРГ, наряду с США, определила решение НАТО на военное вмешательство в данные события30. Об активном участии ФРГ в конфликте вокруг Косово говорит и назначение командующим силами НАТО в Центральной Европе немецкого генерала К. Рейнхардта. К моменту событий 11 сентября 2001 г. в США, Германия уже не раз подкрепила свою новую роль в международных отношениях, в том числе, участием в миротворческих операциях в уже упомянутом Косово, а также Македонии и Афганистане, в которых было задействовано около 10000 солдат бундесвера. Выступая в Бундестаге сразу после 11 сентября, Г.Шредер констатировал, что теперь ФРГ не может ограничиваться оказанием союзникам «второстепенной помощи» гуманитарного или финансового характера. Этот этап германской политики, по его мнению, был «безвозвратно пройден»31. Эти слова можно было воспринимать и как своеобразную жалобу на недооценку ФРГ со стороны союзников (в первую очередь, со стороны США), и как проявление

амбициозности. Вскоре после событий 11 сентября 2001 г., Г. Шредер стал активно выступать за реформирование не только союзнических отношений между ФРГ и США в пользу большей «свободы рук» для Германии, но и за перемены в трансатлантическом сотрудничестве в целом. Й. Фишер считал, что трансатлантические отношения должны обновляться, но не в ущерб сотрудничеству ФРГ с США. Если Г. Шредер делал акцент на державных интересах Германии, то Й. Фишер подчеркивал, что приоритетом для Германии должно быть дальнейшее развитие европейской интеграции, и в то же время — поддержание нормальных отношений с США. По мнению Й. Фишера, Германия должна вести себя как «суверенная цивилизованная держава», которой нет нужды специально доказывать другим странам свой независимый статус.

 

2.2. Реформирование сухопутных войск 

Наступающий 2011 год станет годом кардинальных изменений в  немецких силовых ведомствах. 22 ноября министр обороны Карл-Теодор цу Гуттенберг официально объявил, что воинский призыв будет приостановлен с 1 июля 2011 года. Одновременно министерство внутренних дел затеяло реформу полиции и секретных служб, необходимость которой стала особенно явной в связи с угрозой терактов в Германии. При ближайшем рассмотрении все эти изменения тесно взаимосвязаны. Можно говорить о своего рода цепной реформе, которая, начавшись с бундесвера, затронет другие силовые, а также гражданские структуры и приведет к их масштабной реорганизации.

Сначала о бундесвере. О  намерениях молодого министра обороны  Карла-Теодора цу Гуттенберга провести реформу бундесвера, его командных и административных структур, было известно еще с прошлого года. Первоначальный план предусматривал сокращение численности вооруженных сил с 250 тысяч до 165 тысяч человек и приостановку воинского призыва, который, правда, должен был остаться закрепленным в конституции, чтобы в случае возникновения угроз национальной безопасности его можно было бы вновь активизировать. Инициатива вызвала весьма неоднозначную реакцию не только со стороны оппозиции, но и среди соратников цу Гуттенберга из ХДС и ХСС.

Тем не менее, министр смог настоять на своем. На прошедших осенью партийных съездах ХСС и ХДС  цу Гуттенбергу удалось заручиться поддержкой правящих в Германии консерваторов, склонив на свою сторону Ангелу Меркель и Хорста Зеехофера. Реформе был дан зеленый свет. В это же время специальная комиссия по реформированию бундесвера и министерства обороны во главе с руководителем федерального ведомства по трудоустройству Франком-Юргеном Вайзе (Frank-Juergen Weise) представила обширный доклад, обратив внимание на крайнюю забюрократизированность и малую эффективность армейских и министерских структур. Было предложено сократить штат министерства ровно наполовину: с 3300 до 1600 человек.

Окончательные точки над i расставила конференция командного состава бундесвера, состоявшаяся в  Дрездене 22 ноября. На ней Карл-Теодор цу Гуттнеберг назвал точную дату приостановки призыва - 1 июля 2011 года. Кроме того, министр уточнил данные по сокращению численности вооруженных сил. Первоначальный план был отчасти смягчен: на службе оставят не 165 тысяч, как предлагалось ранее, а 180-185 тысяч военнослужащих, включая сюда 15 тысяч добровольцев, которые будут служить от года до двух лет. Штат министерства обороны будет также сокращен, и опять чуть меньше, чем предлагала комиссия Вайзе: до 2000 человек.

Чрезвычайно важные изменения  коснутся командных структур. Так, генерал-инспектор  бундесвера (высшее воинское звание в  немецкой армии), который ранее выполнял функции советника при министре обороны по вопросам разработки и  реализации общей оборонной стратегии, являясь "генералом без командования", станет командующим вооруженными силами. Ему будут подчинены инспектора (командующие) родов войск (ВВС, ВМС  и Сухопутные войска), медико-санитарной службы и службы и сил обеспечения.

 

Сотрудник военной полиции Германии.

Какие именно подразделения  будут сокращены, пока неизвестно. По некоторым данным, наибольшие сокращения коснутся Сухопутных войск (на 40 тысяч  человек, до 54 тысяч). Ранее также  сообщалось о возможном расформировании 33-й авиаэскадры, в задачу которой входит доставка американских ядерных бомб B61 с базы ВВС Бюхель в район их возможного применения. Тем самым ФРГ якобы намерена, не прибегая к политическому решению, чисто техническими средствами окончательно избавиться от ядерного оружия на своей территории. Официального подтверждения эта информация не получила. Министерство обороны намерено обнародовать детали планируемой реформы в ближайшие месяцы.

Кроме того, немецкие СМИ  сообщили, что в рамках реформирования бундесвера будет расформирована немецкая военная контрразведка (MAD). По данным издания FOCUS, еще в конце октября комитет по бюджету бундестага предложил ликвидировать MAD, содержание которой обходится бюджету в 70 миллионов евро ежегодно. 23 ноября ответственный секретарь фракции СвДП Кристиан Арендт (Christian Ahrendt) сообщил, что договоренность о расформировании MAD была достигнута представителями правящих партий ХДС и СвДП на закрытом заседании президиума бундестага. А это уже означает, что планируемая реформа бундесвера неизбежно повлечет за собой перестройку всех других силовых структур.

Военная контрразведка считается  одним из основных элементов трехчастной  структуры немецких секретных служб. Двумя другими элементами являются федеральная разведывательная служба (BND) и ведомство по охране конституции (BfV) - спецслужба, которая занимается отслеживанием деятельности экстремистских организаций на территории ФРГ. По словам того же Кристиана Арендта, эта трехчастная структура безнадежно устарела, при том что MAD отчасти дублирует функции BND и BfV. В этой связи предлагается разделить военную контрразведку, насчитывающую около 1300 сотрудников, между BND и BfV, то есть между Ведомством федерального канцлера и министерством внутренних дел.

С этим согласны далеко не все. Так, пресс-секретарь по вопросам оборонной  политики фракции ХДС/ХСС в бундестаге Эрнст-Райнхарт Бек (Ernst-Reinhard Beck) заявил, что вопрос о роспуске MAD вообще не должен подниматься. "Я не слышал еще ни одного убедительного аргумента в пользу этого", - добавил он. Да и сам министр обороны Карл-Теодор цу Гуттенберг высказался весьма осторожно по этому вопросу, отметив, что не может подтвердить предстоящий роспуск MAD. По его словам, необходимо выработать единую концепцию реформирования спецслужб, чтобы в результате появилась "разумная конструкция". Вместе с тем, очевидно, что другие силовые структуры, в частности министерство внутренних дел, постараются извлечь для себя пользу из реформирования вооруженных сил.

Представители Федерального союза сотрудников уголовной  полиции (BDK) уже призвали правительство  направить в помощь полицейским  для защиты граждан внутри страны военнослужащих бундесвера, прежде всего, сотрудников военной полиции (фельдъегерская служба). Председатель BDK Клаус Янсен (Klaus Jansen) отметил, что режим повышенных мер безопасности, введенный в Германии в связи с планами "Аль-Каеды" устроить в конце ноября теракты на территории ФРГ, может быть продлен не только до конца этого года, но и дальше. Сотрудники полиции, которые и так находятся на пределе своих возможностей, могут не справиться с такой нагрузкой. Таким образом, помощь фельдъегерей, которые уже имеют соответствующею полицейскую подготовку, была бы кстати.

Более того, сокращение численности  бундесвера может, по мнению представителей BDK, оказаться на руку полиции. В связи  с угрозой терактов встал вопрос об увеличении численности сотрудников  правопорядка. Власти ФРГ заявили  о том, что в федеральной полиции, федеральной уголовной полиции  и на таможне будут в ближайшее  время дополнительно созданы 600 новых  рабочих мест. Однако, как считают  в BDK, новобранцам потребуется не меньше года для прохождения курса обучения, после которого они могут быть использованы для выполнения заданий. С другой стороны, если привлечь на службу в полицию тех, кто попадет под сокращение в вооруженных силах, то на их подготовку потребуется гораздо меньше времени - или вообще не потребуется, если речь идет о представителях военной полиции.

Разумеется, речь пока идет только о предложениях или предположениях, однако исключать, что в результате реформы бундесвера часть бывших военнослужащих перейдет в министерство внутренних дел, будь то ведомство по охране конституции или полиция, нельзя. Людскими ресурсами в ФРГ  вряд ли будут разбрасываться. Вообще симптоматично, что после того, как  реформа бундесвера была одобрена и  обрела конкретные очертания, сразу  же появились сообщения о не менее  масштабной реформе, касающейся на сей раз силовых структур, подчиненных министерству внутренних дел. Ожидается, что план по реструктуризации МВД будет представлен главой министерства Томасом де Мезьером уже в декабре этого года. Тем не менее, некоторые из положений реформы уже просочились в прессу.

Информация о работе Оценка современного состояния вооруженных сил Германии, выявление причин их реформирования