Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:51, курсовая работа
Объективность оценки истории Спарты древними авторами невелика, т. к. на один из историков не был спартиатом. А в связи с противоборством Афин и Спарты - демократической и олигархической государственной системы - спартанские порядки или недооценивались, или идеализировались, как это сделал Ксенофонт. Хотя в трудах древних данные отрывочны и не всегда объективны, только по их свидетельствам можно составить представления о политическом устройстве и общественной жизни спартиатов.
Введение 2
1. Становление Спартанского государства
1.1 Географическое положение древней Спарты 6
1.2 Миграция дорийских племен и завоевание Пелопоннеса 9
1.3 Сложение социальных классов 14
2. Политический строй Спартанского государства
2.1 Царская власть 21
2.2 Герусия 27
2.3 Апелла 29
2.4 Эфорат 31
3. Общественный строй Спарты
3.1 Архаичные черты в общественной жизни спартиатов 34
3.2 Воспитание спартиатов 36
Заключение 39
Список литературы 41
Одновременное правление двух царей, происходивших из рода Агиадов и Эврипонтидов, можно объяснить тем, что знать ахейского общества, поднявшегося до завоевания на более высокий уровень развития культуры, вошла в общину завоевателей.
Происхождение власти 2-х царей обычно объясняется результатом синойкизма дорийской и ахейской общин. Плутарх в биографии Ликурга ведет род Эврипонтидов от царя Соя, завоевывавшего земли аркадцев. (II, 54)7 Возможно именно этот род являлся дорийским. Следовательно, Агаиды были ахейским родом.
Царская власть переходила по наследству, от отца к сыну. Но одновременное правление двух царей было обязательным.
Таким образом, цари пользовались экономическими привилегиями и их почитали как героев, но основной функцией царей были военные полномочия. Во время походов цари пользовались неограниченной властью, имея право жизни и смерти любого воина. В походе никто из должностных лиц не имел право вмешиваться в распоряжения царей или не подчиняться им. Все решения выносились царями совместно и лишь в этом случае были обязательны.
Геродот описывает попытку царя Клеомена арестовать жителей Эгины, обвиненных афинянами в сотрудничестве с персами. Некоторые эгинцы оказали ему сопротивление «... заявив, что Клеомен ... действует без разрешения спартанских властей ... иначе бы он прибыл вместе в другим царем». (VI, 50)1
После
окончания войны власть царей
ограничивалась жреческими функциями
и еще несколькими
Слабость царской власти, контроль над ней со стороны эфората и соправление царей доказывают, что институт царской власти в Спарте унаследовал много архаичных черт, относящихся ко времени военной демократии.
Во избежание установления тирании царей в Спарте, одной из задач эфората и геронтов было поддержание постоянной вражды между царями, в то время как наиболее важные решения были действительны только при одобрении их обоими царями.
Так, за царями сохранилась власть военного вождя, но политические права были сильно урезаны. Это обстоятельство позволило приспособить институт царской власти к нуждам крупного рабовладельческого государства, основанного на эксплуатации завоеванного населения, а следовательно, нуждающегося в наличии сплоченной армии, с одной стороны, а с другой - заинтересованного в сохранении равенства среди граждан, что невозможно при полной монархии.
В
связи с этим герусии и эфорату
передавалась часть тех политических
прав, которых были лишены цари.
Герусия - совет старейшин. Традиция приписывает создание этого органа управления реформатору Ликургу. Якобы «... первых старейшие Ликург назначил из числа тех, кто принимал участие в его замысле. Затем он поставил взамен умерших всякий раз выбирать из граждан, достигших 60 лет, того, кто будет признан самым доблестным ...»2(XXVI)
Ведущую роль в оформлении герусии вряд ли можно признать только за Ликургом. Подобный орган управления существовал у дорийских племен со времен военной демократии, ликургова ретра только узаконила определенной количество геронтов, оставив принцип их избрания мало измененным.
В герусии, кроме двух председательствующих царей, входили «...28 старейшин... постоянно поддерживающих царей, оказывавших сопротивлении демократии, но в тоже время помогавших народу хранить отечество от тирании».3 (V, 57)
Геронты выбирались пожизненно на народном собрании. Причем учет голосов велся весьма условно «...спартанцы выносят решение, голосуя криком, а не камешками..»(I, 87)4
При том, что силу крика, а значит и победу претендента, оценивали особые выборные, находившиеся в момент голосования в закрытом помещении, итоги голосования были неточны и субъективны.
Первоначально герусия была верховным судом общины и хранителем устного права, одновременно она же являлась и верховным советом государства. Её решения касались и внешней и внутренней политики Спарты. Позже государственный суд по уголовным делам и государственным преступлениям.1
Таким
образом, разделив полномочия с эфоратом,
древний родоплеменной орган - совет
старейшин приспособился к
Апелла - народное собрание полноправных граждан-спартиатов. Первоначально функции апеллы были широки. Ей принадлежало право принимать и отвергать законы, решать вопросы войны и мира, а также решать наиболее важные дела внутри самой общины. Но после ограничения власти апеллы второй ретрой наиболее важной функцией апеллы был выбор должностных лиц. Прежние широкие полномочия апеллы были сильно ограничены. Члены апеллы не имели права по своей инициативе предлагать рассмотрению народного собрания какие-либо вопросы, а должны были только выражать свое отношение к вопросам, предложенными им герусией и архагетами. Многие это обычно выражали криком или, в спорных случаях, расступались по сторонам, и большинство определялось геронтами на глаз. Этот способ голосования указывает на большую древность существования апеллы; он восходит, вероятно, еще к племенным собраниям дорийцев.
Так как в апелле не происходило обсуждения вопросов и от граждан, а такой
требовалось только высказать свое мнение путем голосования, а такой архаический способ голосования допускал злоупотребления, то герусия, конечно, могла проводить любые решения. Если большинство спартиатов высказывало против предложенного герусией постановления, то герусия имела право, во второй ретре, распустить собрание. Таким образом, после ограничения роли народного собрания второй ретрой, апелла перестала играть активную роль в жизни спартанского государства и превратилась лишь в совещательный орган при герусии.2
Подобное
положение апеллы позволило ей просуществовать
в условиях рабовладельческого государства
долгое время, хотя в сущности она
являлась архаизмом. Сохранение столь
древнего органа, создавало видимость
демократии и позволяло сплотить спартиатов.
2.4Эфорат
Эфорат - должностная коллегия эфоров, состоявшая из 5 человек, ежегодно переизбираемая из состава всей общины спартиатов. «Магистратура эта [эфория] ведёт важнейшие отрасли управления в Лакедемоне, пополняется же коллегия эфоров из среды всего гражданского населения, так что в состав правительства попадают зачастую люди очень бедные ...» (II,6)3
Первоначально эфорат был учрежден для ограничения власти царей и их влияния на государственные дела. «... Ликург придал государственному управлению смешенный характер, но приемники его, видя. Что олигархия все еще чересчур сильна ... набрасывает на нее, словно узду, власть эфоров - блюстителей - приблизительно 130 лет спустя после Ликурга, при царе Пеопомпе».4
Об этом же свидетельствует приведенная ранее взаимная клятва царей и эфоров.
Согласно преданию, раз в 8 лет эфоры проводили ночь вне дома, наблюдая за небом. Если в эту ночь они не видели звезду, падающую в определенном направлении, это значило, что один из царей подлежит смещению, как не соблюдающий данной им клятвы.
Вторая Мессенская война, сопровождающаяся порабощением всего свободного населения долин, привело к усилению эфората.
«Так власть эфоров чрезвычайно велика и подобна власти тиранов...»1
Важной функцией эфоров стал полицейский надзор за охраной установленной конституции, в связи с чем и гражданский суд был передан из герусии эфорам.2 «В руках эфоров, ... находится власть постановлять свои решения по важным судебным процессам...»3
Во время войны два члена коллегии эфоров участвовали в походах для постоянного наблюдения за деятельностью царей. Во время войны они не имели право вмешиваться в распоряжения царей, но после войны могли судить царей. «По возвращению (из Аргоса) [царя] Клеомена привлекли к суду эфоров» (IV, 82)4
Эфорат контролировал «... все магистратуры государства. Но... сам способ, которым должен осуществляться указанный контроль эфоров над геронтами...не исправлен».5
Система спартанского воспитания подлежала теперь контролю эфоров. Эфоры же имели право удалять из Спарты иноземцев. В их руки перешло и право контроля за распределением военной добычи, установление налогов и проведение военного набора.
Особенно важным были функции эфоров по контролю за илотами и периэками. Именно они устанавливали время начала криптий. Над периэками они получали право уголовного суда.
Имея право немедленно наказывать любого гражданина, преступившего обычаи Спарты, сами эфоры не подлежали суду и оставались бесконтрольными «... казалось, эфорат был учрежден в интересах народа, на самом же деле он послужил к усилению влияния знати».6
Таким образом, коллегия эфоров стала постепенно самым влиятельным государственным органом.
В
итоге, описав все органы управления
древней Спарты, представлявших как
упоминалось вначале главы, олигархический,
монархический и
Так,
в управлении государством принимали
участие цари и герусия - два аристократических
института власти. Но по причине
уравновешивания друг друга, все
три института власти создавали
особый, присущий Спарте, тип управления
- олигархическую республику.
3. Общественный строй Спарты
3.1
Архаичные черты в общественной
жизни спартиатов
Военный характер спартанского общества способствовал сохранению в среде спартиатов пережитков доклассовых отношений. Таким пережитком была значительная обоществленность быта спартиатов, связанная с их полным устранением от хозяйственной деятельности и со столь же полным превращением их в военный господствующий класс.
В быту спартанцев сохранилось много обычаев, восходящи к глубокой древности. Например, архаическая система возрастных классов, которая обнаруживается в недрах спартанского государственного аппарата. В известном смысле политический режим, существовавший в Спарте в V - IV вв. до н.э., можно определить как самую настоящую геронтократию. Важнейшими атрибутами этого режима были такие обстоятельства, как власть совета старейшин, распространявшаяся на все государственные дела, политическая и даже экономическая неправоспособность младших граждан, воспитание подрастающего поколения в духе беспрекословного повиновения старшим по возрасту и т.д.1
Общие трапезы - сисситии также можно считать архаичной чертой быта, однако смешение возрастов в этих коллективах, схожих с мужскими домами родовой общины было по-видимому, результатом коренной перестройки существовавшей здесь древней системы возрастных классов.
Женщины являлись полными хозяйками в быту. «Их своеволие и могущество - следствие частых походов, во время которых мужья вынуждены бывали оставлять их полными хозяйками в доме, а потому и оказывали им уважение ... и даже называли «госпожами».2 Такое положение женщины явный пережиток матриархата.
Многие обычаи семейной жизни также восходили к первобытнообщинному строю. Ярким примером этого может служить обряд заключения брака путем похищения девушки-невесты. «Невест брали украдом, но не слишком юных, недостигших брачного возраста, а цветущих и созревших.»3
Семья в Спарте моногамная, но допускались внебрачные отношения и для мужа, и для жены - пережитки группового брака. Рождение женщиной ребенка от доблестного воина - друга её мужа приветствовалось и государством, и обществом, т.к. «... дети вырастают хорошими, коль скоро происхождение их хорошо.»
Информация о работе Общественный и государственный строй древней Спарты