Общественный и государственный строй Древней Спарты

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 01:36, реферат

Краткое описание

Общественный и государственный строй древней Спарты сильно отличается от других полисов. С одной стороны “община равных”, внутри которой установились отношения, схожие с коммунизмом, с другой - эксплуатируемая масса порабощенного населения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………3
Становление Спартанского государства………………… … 3
Миграция дорийских племен и завоевание Пелопоннеса. …………5
Сложение социальных классов………………………........ 9
Царская власть……………………………......................................13
Архаичные черты в общественной жизни спартиатов………….19

Заключение………………………………………………………. 22 Список используемой литературы……………........23

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 45.42 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Кафедра «Теория государства и права» 

КУРСОВАЯ

По дисциплине: «История государства и права  зарубежных стран»

Тема: «Общественный и государственный строй Древней Спарты» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание. 
     

    Введение………………………………………………………………3

  1. Становление Спартанского государства………………… …    3              
  2. Миграция дорийских племен и завоевание Пелопоннеса. …………5
  3. Сложение социальных классов………………………........ 9                       
  4. Царская власть……………………………......................................13           
  5. Архаичные черты в общественной жизни спартиатов………….19

            Заключение……………………………………………………….  22                     Список используемой литературы……………........23                                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

   Общественный и государственный строй древней Спарты сильно отличается от других полисов. С одной стороны “община равных”, внутри которой установились отношения, схожие с коммунизмом,  с другой - эксплуатируемая масса порабощенного населения.  

 Как  сложились такое общество? Что  легло в основу институтов  его власти? Под влиянием чего  они из родоплеменных органов  стали институтами рабовладельческого  государства? Можно подымать еще  множество различных вопросов  об истории Спарты.             Все же самый интересный вопрос - каким образом сохранив во многом пережитки родоплеменной организации в управлении государством и архаичные черты общественной жизни, в Спарте сложилось сильное рабовладельческое государство, занимавшее значительную территорию и державшее в подчинении население, во много раз превосходившее по своей численности “общину равных”. 

Глава 1. Становление Спартанского государства.

В VI в. до н.э. Спарта завоевала соседнюю плодородную  страну Мессению, а остальные территории Южной Греции постепенно были вынуждены  ей подчиниться и вошли в Пелопоннесский союз, ставший самым сильным военным  союзом в Греции. Спарта, гегемон  в Пелопоннесском союзе, проводила  реакционную политику, поддерживая  все антидемократические движения в Древней Греции. 

 Военная  мощь и высокая организация  спартанских войск не вызывали  сомнения, а общественная жизнь  Древней Спарты была нацелена  на поддержание постоянной боевой  готовности всего коллектива  спартиатов.   

В конце VI в. до н.э. Спарта представляла собою сильнейшее государство  Эллады, контролирующее всю территорию Пелопоннеса за исключением, Аргоса и северных городов Аркадии.             Сложившееся как военный лагерь завоевателей, оформившее своё государственное устройство в условиях постоянной необходимости воевать (подавлять восстания илотов или завоевывать новые территории), создавшее уникальные отношения внутри общества граждан, такое сильное государство, сдерживающее долгое время имущественное расслоение, все же погибло, не выдержав сопротивления естественному ходу исторического развития. Спартанская знать, превратившаяся со временем в плутократическую верхушку, сконцентрировала в своих руках большие денежные средства и земельные владения, а основная масса граждан тем временем обеднела, потеряла свои клеры и являлась только формально гражданами полиса.             Выведение колоний не решило умножающихся проблем. Спартиаты беднели и были недовольны сложившимся порядком.

Число спартиатов-граждан  сильно сокращалось в результате обнищания и войн. К III в. до н.э., по данным Берга, приведенным в книге “Социальные движения в древней Спрате”,  в Спарте осталось около 600 граждан, остальные являлись ими формально. 
 
Процесс разложения классического спартанского строя ускорялся борьбой за власть, цари усиливали свою власть, в результате которой в полисе начались смуты, окончившиеся передачей его одним из первых в Греции под контроль Рима.             Все своеобразие общественной и государственной организации спартанского общества отразилось в истории Спарты архаического периода истории Древней Греции. Начиная с IV в. до н.э., когда процесс имущественного расслоения набирает силу, Спарта постепенно теряет присущие “общине равных” черты.             К сожалению, по истории древней Спарты очень мало источников. В Спарте литература была неразвита. Из-за военизированного строя государства, приветствующего во всем краткость и четкость, в Спарте отсутствовало искусство ораторства, политические трактаты и т.д.

Только  стихи на военно-патриотические темы, дошедшие в отрывках до нашего времени, получили популярность среди спартиатов. Археологические материалы по истории  Древней Спарты тоже довольно скудные, т. к. материальная культура в Лаконике была бедна. О начальном периоде сложения спартанского государства известно немногое. 
Вся ранняя история Спарты недостоверна, современных свидетельств того времени до нас не дошло (вероятно, их и не было), сохранились только легенды, смутно отражающие дорийские миграции и установление власти спартиатов.             В дошедшей до нас античной литературе спартанская община выступает почти сразу как “община равных”, в то время как время сложения такой общины не может быть датировано ранее середины VII - VI вв. до н.э.            

Главными  источниками по истории спартанского государства являются сочинения  древнегреческих историков - Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Аристотеля и Плутарха.  

 О  Спарте слагал стихи на военно-патриатическую  тему поэт Тиртей. По ним хорошо  видно, что высше всего в  Лакедемоне ценили военную доблесть  и храбрость.             Объективность оценки истории Спарты древними авторами невелика, т. к. на один из историков не был спартиатом. 
А в связи с противоборством Афин и Спарты - демократической и олигархической государственной системы - спартанские порядки или недооценивались, или идеализировались, как это сделал Ксенофонт. Хотя в трудах древних данные отрывочны и не всегда объективны, только по их свидетельствам можно составить представления о политическом устройстве и общественной жизни спартиатов.
 
 

Глава 2. Миграция дорийских племен и завоевание Пелопоннеса.

Миграция  дорийских племен и завоевание Пелопоннес.  О захвате дорийцами Лаконики и первоначальном этапе формирования и развития Спартанского государства сохранились лишь фрагментарные, не всегда убедительные свидетельства древних историков, которые к тому же базируются на более древних источниках.

В XIII - XII вв.до н. э. на  Балканском полуострове и в Малой Азии происходят крупные передвижения племен, в ходе которых подверглись разгрому Микенское и Критское царства, была разрушена Троя и произошли глубокие социально - экономические и культурные изменения в странах бассейна Эгейского моря.             Толчком к перемещению племен в бассейне Эгейского моря, принявшему во второй половине II тысячелетия до н. э. 
значительные размеры, послужило переселение дорийских племен, обитавших первоначально на северной периферии эгейского мира и двинувшихся отсюда на юг, тесня ахейцев и критян. Причиной этого миграционного движения был рост производительных сил, вызвавший крупное общественное  разделение труда, социальное расслоение, появление частной собственности и стремление к захвату земли,  скота и другого имущества.               Таким образом, массовое передвижение дорийских племен происходило в обстановке разложения в их среде первобытно-общинного строя, когда захватнические войны стали неизбежными.

Современные исследователи полагают, что передовые  отряды дорийских переселенцев продвигались, возможно, морским путем на юг, чему способствовало изобилующее островами  Эгейское море. Выделяют два примерных  направления расселения дорийских  племен: из Южной Македонии по морю на острова Крит и Родос и сухопутным путем в Фессалию и Эпир. Пройдя Фермопильское ущелье, они заняли Дриопиду, переименованную позднее  в Дориду, откуда направились на Пелопоннес.             Античная традиция объясняет эти массовые переселения борьбой могущественных героев, предъявляющих свои наследственные права на принад лежавшие им когда-то земли. В частности, предания о нашествии дорийцев на Пелопоннес тесно переплелись с рассказами о возвращении Гераклидов, продолживших борьбу своего родоначальника, Геракла, за обладание Пелопоннесом.

Потомки полубога встали во главе греческих  племен - дорийцев. Причем источники  отделяют дорийцев от Гераклидов.             Согласно аркадским преданиям, первая попытка завоевателей пробиться на полуостров сухим путем через Истм была неудачной. Во второй раз, благодаря измене союзников ахейцев - локров, дорийцы переправились через Крисейский (Коринфский) залив из Навпакта к мысу Рий и двинулись вглубь полуострова. Прошли, не останавливаясь, Ахайю и Аркадию и заняли наиболее плодородные и густонаселенные части Пелопоннеса: Арголиду, Лаконию, Мессению, а также Истмский перешеек. 
Около 1100 г. до н. э., после вторжения дорийцев в Арголиду и разрушения дворца в Микенах, часть дорийских племен вторглась в долину Эврота. Это были лаконские или спартанские дорийцы, представлявшие позднюю волну переселенцев на Пелопоннес, поэтому им пришлось занять территорию почти отрезанную от моря и расположенную внутри полуострова. 
Захват Лаконики сопровождался долгой борьбой, занявшей не менее 150 - 200 лет Северная часть долины Эврота была захвачена после победы над населением города Терапны, разрешенного до основания. По соседству с ней, на том же левом берегу реки, примерно в IX в до н. э. из-за удобного стратегического расположения начал формироваться полис Спарта, состоявший из 5-ти близко расположенных друг к другу поселков “комай”.[7]             После покорения северной долины Эврота продвижение дорийцев на юг было приостановлено сопротивлением Амикл, которое, по преданию, длилось до середины VIII в. 
 
до н.э. Современные же ученые считают, что борьба дорийцев с Амиклами в Лаконике закончилась примерно в IX в. до н. э. 
Завоевание происходило постепенно. Сухопутное нападение поддерживалось кораблями, крейсировавшими в Эгейском море. Так, при захвате Аргоса опорным пунктом дорийцев был морской город Темений, шаг за шагом была освоена и Арголида, мирным путем присоединены Флиунт, Трезен и Сикион. Жители этих городов смешались впоследствии с пришельцами.             Окончательное завоевание Пелопоннеса дорийцами датировано у древних историков по-разному. 
Фукидид в “Истории” указывает 1104 г. до н. э.: “На 80-том году после падения Трои дорийцы вместе с Гераклидами, захватили Пелопоннес.” “Даже и после Троянской войны в Элладе все ещё происходили перемещения жителей, так что страна не знала покоя и потому не преуспевала”[9] (I, 12.1). 
Исократ дает другую дату - 1069 г. до н. э.[10]             В западной части Пелопоннеса была заселена Мессения, достоверных сведений о чем почти не сохранилось. Возможно, что утверждение дорийцев там произошло только после завоевания Мессении спартиатами в XI в.до н. э.             

 Так  на начальном этапе складывалась  территория Спарты. Завоевание Мессении  завершило этот процесс.             Павсаний  указывает, что война с Мессенией шла в VIII в.до н. э. при царях Феопомпе и Полидоре (3,47)     Греческие писатели III в. до н. э. Риан и Лирон изображают Мессению государством, в котором правит династия Эпитидов в лице царя Эвфая. Война идет сначала с успехом для мессенцев, через 14 лет борьбы они все же покорены, часть их эмигрирует, а оставшиеся порабощаются спартиатами.             Вторая Мессенская война, по сведениям Тертея, носила уже общепелопоннесский характер, в ней участвовали маленькие племена: аркадцы, пилийцы, пизаты. Самая же крупная сила Пелопоннеса - Аргос - из-за обострения внутренней классовой борьбы не смогла вмешаться.             Упорное сопротивление мессенцев после победы спартиатов приняло форму  партизанской войны, в дальнейшем тоже подавленной Спартой. 
 
            Земли Мессении были поделены спартиатами на участки, а население превращено в илотов.             В ходе территориальных изменений Спарта заняла юг Пелопоннеса, а большая часть полуострова находилась в руках родоплеменных союзов: Ахайя, Элида, Аркадия, Арголида. Их политическая организация не создавала опасности Спарте, а природная защищенность не позволяла завоевать.             Итак, полис Спарта изначально складывался как военный лагерь завоевателей, которым необходимо было удержать в повиновении покоренное население, численно превышавшее их во много раз. К.М. Колобова в книге “Древняя Спарта в Х-VI вв до н.э.” приводит данные Аристотеля, по которым число спартиатов - мужчин первоначально достигало 10 000 человек, а по данным ученых, после завоевания Мессении под их властью оказалось не менее 200 000 рабов - илотов и 32 000 периэков.   Для управления такой массой подневольного населения требовался сильный аппарат власти и боеспособная армия. В Спарте вся жизнь гражданина была направлена на поддержание сложившейся системы землевладения и приобретение новых территорий. 
 

Глава3. Сложение социальных классов.

Сложение  социальных классов в Спарте Социальные классы в спартанском обществе формировались  в ходе территориальных захватов. Завоёванное население становилось  рабами - илотами или же, сохраняя личную свободу, облагалось налогом  и другими повинностями, становясь  периэками. В Спарте, тем временем, формировалась “община равных”.             Илоты были, скорее всего додорийским  населением, которое в результате завоевания утратило основное средство производства - землю - ставшую собственностью спартиатов. На этом основывалось порабощение. 
 
Вся земля после завоевания Мессении была разделена на примерно равные наделы и каждая семья спартиатов получила свой положенный по жребию земельный участок - “клер” - размером около 25 - 30 га. До периода разложения спартанского строя (конец IV-III вв до н.э.) клеры только наследовались, продавать или дарить их запрещалось. Существование стабильной системы землевладения, основанной на строгом соответствии между числом полноправных граждан и числом наделов, способствовало оформлению “общины равных”, существование которой стало одной из характерных отличительных черт спартанского государства. Изменение такой системы землепользования (в IV в до н.э. эфор Эпитадей узаконил свободную передачу клеров, хотя только по завещанию и только среди спартиатов) привело к обогащению одних спартанских родов и обнищанию других, что послужило выделению деклассированного элемента и разложению спартанского строя.

Информация о работе Общественный и государственный строй Древней Спарты