Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:51, курсовая работа
Объективность оценки истории Спарты древними авторами невелика, т. к. на один из историков не был спартиатом. А в связи с противоборством Афин и Спарты - демократической и олигархической государственной системы - спартанские порядки или недооценивались, или идеализировались, как это сделал Ксенофонт. Хотя в трудах древних данные отрывочны и не всегда объективны, только по их свидетельствам можно составить представления о политическом устройстве и общественной жизни спартиатов.
Введение 2
1. Становление Спартанского государства
1.1 Географическое положение древней Спарты 6
1.2 Миграция дорийских племен и завоевание Пелопоннеса 9
1.3 Сложение социальных классов 14
2. Политический строй Спартанского государства
2.1 Царская власть 21
2.2 Герусия 27
2.3 Апелла 29
2.4 Эфорат 31
3. Общественный строй Спарты
3.1 Архаичные черты в общественной жизни спартиатов 34
3.2 Воспитание спартиатов 36
Заключение 39
Список литературы 41
Содержание
Введение 2
1. Становление Спартанского государства
1.1 Географическое положение древней Спарты 6
1.2 Миграция дорийских племен и завоевание Пелопоннеса 9
1.3 Сложение социальных классов 14
2. Политический строй Спартанского государства
2.1 Царская власть 21
2.2 Герусия 27
2.4 Эфорат 31
3. Общественный строй Спарты
3.1 Архаичные черты в общественной жизни спартиатов 34
3.2 Воспитание спартиатов 36
Заключение 39
Список
литературы 41
Введение
Общественный
и государственный строй
Как сложились такое общество? Что легло в основу институтов его власти? Под влиянием чего они из родоплеменных органов стали институтами рабовладельческого государства? Можно подымать еще множество различных вопросов об истории Спарты.
Все
же самый интересный вопрос - каким
образом сохранив во многом пережитки
родоплеменной организации в
управлении государством и архаичные
черты общественной жизни, в Спарте
сложилось сильное
Военная мощь и высокая организация спартанских войск не вызывали сомнения, а общественная жизнь Древней Спарты была нацелена на поддержание постоянной боевой готовности всего коллектива спартиатов.
В конце VI в. до н.э. Спарта представляла собою сильнейшее государство Эллады, контролирующее всю территорию Пелопоннеса за исключением, Аргоса и северных городов Аркадии.
Сложившееся как военный лагерь завоевателей, оформившее своё государственное устройство в условиях постоянной необходимости воевать (подавлять восстания илотов или завоевывать новые территории), создавшее уникальные отношения внутри общества граждан, такое сильное государство, сдерживающее долгое время имущественное расслоение, все же погибло, не выдержав сопротивления естественному ходу исторического развития. Спартанская знать, превратившаяся со временем в плутократическую верхушку, сконцентрировала в своих руках большие денежные средства и земельные владения, а основная масса граждан тем временем обеднела, потеряла свои клеры и являлась только формально гражданами полиса.
Выведение колоний не решило умножающихся проблем. Спартиаты беднели и были недовольны сложившимся порядком. Число спартиатов-граждан сильно сокращалось в результате обнищания и войн. К III в. до н.э., по данным Берга, приведенным в книге «Социальные движения в древней Спрате», в Спарте осталось около 600 граждан, остальные являлись ими формально. Процесс разложения классического спартанского строя ускорялся борьбой за власть, цари усиливали свою власть, в результате которой в полисе начались смуты, окончившиеся передачей его одним из первых в Греции под контроль Рима.
Все
своеобразие общественной и государственной
организации спартанского общества
отразилось в истории Спарты архаического
периода истории Древней
К сожалению, по истории древней Спарты очень мало источников. В Спарте литература была неразвита. Из-за военизированного строя государства, приветствующего во всем краткость и четкость, в Спарте отсутствовало искусство ораторства, политические трактаты и т.д. Только стихи на военно-патриотические темы, дошедшие в отрывках до нашего времени, получили популярность среди спартиатов. Археологические материалы по истории Древней Спарты тоже довольно скудные, т. к. материальная культура в Лаконике была бедна.
О начальном периоде сложения спартанского государства известно немногое. Вся ранняя история Спарты недостоверна, современных свидетельств того времени до нас не дошло (вероятно, их и не было), сохранились только легенды, смутно отражающие дорийские миграции и установление власти спартиатов.
В дошедшей до нас античной литературе спартанская община выступает почти сразу как «община равных», в то время как время сложения такой общины не может быть датировано ранее середины VII - VI вв. до н.э.
Главными источниками по истории спартанского государства являются сочинения древнегреческих историков - Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Аристотеля и Плутарха.
Геродот (484 - 425 гг. до н.э.) описал в «Истории в 9-ти книгах», главной темой которой были греко-персидские войны, политический и общественные строй Спарты уже со спартанскими институтами власти и «общины равных».
Фукидид (460 - 395 гг. до н.э.), автор «Истории», посвященной Пелопонесского войне, упоминает о завоевании полуострова дорийцами и приводит сведения о военной организации спартиатов.
Ксенофонт ( 430 - 355 гг. до н.э.) в «Лакедемонской политии» описал государственный аппарат Древней Спарты, реформы Ликурга, воспитание детей и военной дело спартиатов. Его труд наиболее ценен при изучении истории Древней Спарты.
Плутарх
(46 - 126 гг. н.э.) в «Сравнительных жизнеописаниях»
знаменитых греков и римлян приводит
биографию полумифического
О Спарте слагал стихи на военно-патриатическую тему поэт Тиртей. По ним хорошо видно, что высше всего в Лакедемоне ценили военную доблесть и храбрость.
Объективность
оценки истории Спарты древними авторами
невелика, т. к. на один из историков не
был спартиатом. А в связи с противоборством
Афин и Спарты - демократической и олигархической
государственной системы - спартанские
порядки или недооценивались, или идеализировались,
как это сделал Ксенофонт. Хотя в трудах
древних данные отрывочны и не всегда
объективны, только по их свидетельствам
можно составить представления о политическом
устройстве и общественной жизни спартиатов.
1. Становление Спартанского государства.
1.1. Географическое положение древней Спарты.
В формировании и развитии любого древнего государства важную роль играло географическое положение и климат на его территории. Спарта не была исключением, поэтому ее изучение начинают с описания занимаемых земель.
Спарта, или Лакедемон, занимала южную часть Пелопонесского полуострова, являющегося южной оконечностью Балканского полуострова. Со средней Грецией и всей остальной частью Балкан Пелопонес соединен узким перешейком в несколько десятков километров шириной.
Горные районы центральной части полуострова, его северное побережье, отчасти восточный берег, представляет систему замкнутых трудно доступных горных долин, образованных пересечением высоких горных хребтов.
Береговая линия почти на всем протяжении не образует удобных гаваней, что сильно затрудняло развитие мореплавания. Лишь восточное побережье (по берегам Аргосского залива) было издавна включено в систему морских сношений. Здесь находились Микены и Тиринф, крупнейшие центры крито-микенской культуры. Этот район получил в древности название Арголиды, по названию главного центра этой территории - Аргоса.
К морским берегам Арголиды прилегает холмистая местность, легко доступная с моря и вполне пригодная для земледелия.
На западе Арголида примыкает к центральному горному району Пелопонеса, где высокие горные цепи отделяются друг от друга глубокими ущельями, образуя во многих местах замкнутые горные районы. Эта территория носила название Аркадии.
На
севере, где высокие нагорья
На северозападе центральные нагорья Пелопонеса спускались к широким и холмистым пространствам, доходившим до моря и занимавшим весь северозападный угол полуострова. Эта местность называлась Элидой.
Самый юг Пелопонеса - две долины - Лаконская и Мессенская, разделяющиеся горным хребтом Тайгета, идущим с севера на юг. Лаконская долина, орошенная рекой Эвротом, которая летом сильно мелела, была основной территорией древней Спарты.
Северный конец Лаконской долины замыкается высоким хребтом - водоразделом между Эвротом и Алфеем. Долина здесь трудно доступна, а местность суровая и дикая.
Далее к югу долина постепенно расширяется и образует большую котловину. Здесь и был расположен центр Спарты. В этом месте Тайгет обрывается со стороны Эврота отвесными стенами в 500 метров высотой. У подножия суровых отвесов располагаются высоко поднятые над самой долиной террасы, покрытые лесами с массой дикорастущих фруктовых деревьев, многочисленными речками и ручьями. Ближе к реке, по дну котловины, тянутся плодородные и хорошо орошаемые пространства, удобные для земледелия, а в восточной части этой котловины, преобладают известковые почвы, бедные водами и мало пригодные для земледелия.
С юга котловина замыкается цепями холмов, образующих плодородные и хорошо орошенные земли.
Таким образом, основная черта этой, весьма ограниченной в естественных ресурсах долины - ее замкнутость: на севере - высокие и недоступные хребты отрогов Тайгета и нагорий Аркадии, с запада - сам Тайгет, с востока - хребет Парнона, на юге - заболоченные берега Лаконского залива, а за заливом - на десятки километров лишенное островов морское пространство.
По
другую сторону Тайгета, на запад, до
самых морских берегов
Наличие
таких природных условий
1.2 Миграция дорийских племен и завоевание Пелопоннеса.
О захвате дорийцами Лаконики и первоначальном этапе формирования и развития Спартанского государства сохранились лишь фрагментарные, не всегда убедительные свидетельства древних историков, которые к тому же базируются на более древних источниках. Сведения чаще всего даны в форме мифов и легенд о героях.
О том, откуда пришли дорийские племена и как маршрутом двигались они к Пелопоннесу существуют разные мнения: Фукидид в «Истории», описывая вторжение фокидян в Дориду, пишет: «... и фокидяне совершили вторжение в Дориду, древнюю родину Лакедемонян."2 (I,107 (2)), а Геродот в сочинении «История в 9-ти книгах» упоминает длительную миграцию дорийских племен: «... дорийское же, (племя) очень долго странствовало. Ибо во времена царя Девкалиона оно обитало в земле Фтиотида, а затем у подножия Оссы и Олимпа в области по названием Гистиеотида. После изгнания из Гистиеотиды кадмейцами дорийцы поселились у Пинда и назывались теперь македнами. Отсюда это племя переселилось в Дриопиду, а затем в Пелопоннес, где приняло имя дорийцев»3
Информация о работе Общественный и государственный строй древней Спарты