Общественный и государственный строй древней Спарты

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Объективность оценки истории Спарты древними авторами невелика, т. к. на один из историков не был спартиатом. А в связи с противоборством Афин и Спарты - демократической и олигархической государственной системы - спартанские порядки или недооценивались, или идеализировались, как это сделал Ксенофонт. Хотя в трудах древних данные отрывочны и не всегда объективны, только по их свидетельствам можно составить представления о политическом устройстве и общественной жизни спартиатов.

Оглавление

Введение 2
1. Становление Спартанского государства
1.1 Географическое положение древней Спарты 6
1.2 Миграция дорийских племен и завоевание Пелопоннеса 9
1.3 Сложение социальных классов 14
2. Политический строй Спартанского государства
2.1 Царская власть 21
2.2 Герусия 27
2.3 Апелла 29
2.4 Эфорат 31
3. Общественный строй Спарты
3.1 Архаичные черты в общественной жизни спартиатов 34
3.2 Воспитание спартиатов 36
Заключение 39
Список литературы 41

Файлы: 1 файл

ИГПЗС ( сделано).doc

— 191.50 Кб (Скачать)

     Прибрежные  местности Лаконии, заселенные главным  образом периэками, были экономически более развиты, чем внутренние долины. Многие центры периэков позднее имели ярко выраженный ремесленный характер.5

     Состав  пеиэков был смешанным: ахейским и дорийским. Позже в их число  принимались племена, получившие право  жительства в Спарте.

     Илоты, получившие за какие-либо заслуги освобождение, также включались в состав периэков.6

     Поселения периэков располагались в пограничных  районах Спартанского государства, создавая естественную защиту на подступах к центральным районам, населенным илотами.

     Среди самих завоевателей шел процесс  имущественного расслоения.

     «Господствовало страшное неравенство, толпы неимущих и нуждающихся обременяли город, а все богатства перешли в  руки немногих»1 Ахейская знать, вошедшая в состав спартанского государства, владела большими богатствами, прежде всего золотом и серебром. Дорийская верхушка в процессе завоевания должна была тоже обогатиться, сосредоточив в своих руках большую часть военной добычи. Плутарх, рассказывая о реформах Ликурга, пишет: «... он вывел из употребления всю золотую и серебряную монету ...»2

     После реформ проведенных Ликургом: «зажиточные  граждане потеряли все

     свои  преимущества, поскольку богатству  был закрыт выход на люди...»3

     С того же времени гражданином Спарты считался только тот человек, который  происходил от родителей граждан, имел клер с илотами, прошел школу спартанского военного обучения, полностью подчинялся законам спартанского государства  и представителям государственной власти.4

     Наличие ремесла и обмена способствовало социальному расслоению внутри спартанской  общины. «... Ликург изгнал из Спарты бесполезные  и лишние ремесла...».5

     В этот период, по-видимому, чтобы ослабить социальную борьбу, выводится колония  на остров Феру. Геродот описывает  колонизацию довольно подробно, указывая как одну из основных её причин - вражду между минийцами, поселившимися на землях спартиатов после изгнания пеласгами со своих родных земель. «... лакедемоняне решили принять минийцев ... дали им земельные наделы и распределили по филам. После этого минийцы тотчас же взяли себе в жены [спартанок], а привезенных с собой с Лемноса дочерей и сестер выдали замуж за лакедемонян. Спустя немного времени минийцы стали держаться высокомерно, требовали себе долю в царской власти и совершали другие недостойные поступки».(IV, 146 - 147)6 Но кроме пришлых племен в колонизации участвовали и «... люди из разных спартанских фил...»7 Но колонизация не решила всех проблем.

     Примерно  в то время была проведена реформа, приписываемая также Ликургу, полумифическому  правителю и герою Спарты (по легенде, приведенной Плутархом, пифия в  Дельфах назвала его «боголюбезным, скорее богом, нежели человеком». (V)) 8.

     Ликург, как передает традиция, ввел нового деления на «обы». «Разделить народ  на филы и обы»7(VI) - гласил дельфийский оракул.

     Древнее родовое деление на три дорийских филы: диманов, памфилов и гиллеев, было заменено делением на «обы», в основе которого лежал территориальный принцип.

     Вся территория Лаконии разделилась  на большое количество «обов», представлявших собой небольшие административно - территориальные округа.

     Такая система была связана с новым, пятичленным делением самих спартиатов, Спарта состояла из пяти поселков («комай»). Которые так и не образовали единого  целого.

     Замкнутость родовых группировок, в связи  с медленным развитием производительных сил, почти не разрушилась, что препятствовало оформлению Спарты как рабовладельческого полиса.

     Над усложненным родовым строем надстраивалась примитивная государственная организация.1

     Таким образом, на классобразование в Спарте сильное влияние оказало завоевание территорий. Процесс разложения родовой  общины у спартиатов замедлился, сдерживаемый походной жизнью. Основной же причиной замедления этого процесса явилась необходимость держать в повиновении илотов.

     Для этой цели старым родоплеменным органом  управления нужно было приспособиться к сложившимся условиям.

     Реформы Ликурга, приспособив многие стороны жизни спартиатов к постоянной боевой готовности, помогли решить основную задачу - сохранить приблизительное равенство в коллективе завоевателей (во избежание раскола внутри него) и удержать в повиновении покоренные массы. Изменения в экономике Спарты: изъятие золотой и серебряной монеты, запрет ремёсел, упразднение внутренней торговли, позволили сформироваться «Общине равных» схожих по материальному положению граждан.

     Государство заботилось об обеспечении сограждан  всем необходимым, но в тоже время  контролировало размер взимаемой с илотов продукции, не давая возможности разбогатеть кому-либо из спартиатов, лишив их права продажи земли, илотов и осуществляя время от времени передел клеров.

     Деление земли после II - ой Мессенской войны  на клеры, приписываемое тому же царю остановило рост имущественного расслоения и отодвинуло период выделения обезземеленных граждан - гипомейонов.

     Таким образом, в результате завоевания в  спартанском обществе классического  периода (VII - V вв до н.э.) сложилось три  основные класса.

     Класс порабощенного населения - илотов, положение  которых отличалось от положения  рабов в других полисах с точки  зрения экономической, но в политическом отношении соответствовало.

     Периэки представляли зависимое население - схожее с классом мелких землепользователей и ремесленников соседних полисов.

     Аристократическая «община равных», не участвовавшая  в производстве материальных ценностей, представляла класс эксплуататоров, пользовавшихся продуктами труда илотов и периэков. Основная цель «равных» - завоевание новых земель и удержание в повиновении уже завоеванных масс населения.

     В итоге можно сказать, что Спарта обрела свои характерные черты в  политической и общественной жизни  в процессе завоевания земель и ожесточенной непрекращающейся борьбы между илотами и гражданами.

    2. Политический строй государства Спарта

    2.1 Царская власть

     В период завоевания дорийцы представляли собой военно-племенные объединения, возглавляемые патриархальной знатью и находившиеся еще в условиях родоплеменного строя. Институты власти, сложившиеся при военной демократии и не соответствующие нуждам оформлявшегося рабовладельческого полиса, приспособились к новым требованиям и сохранились в Спарте как в «музее исторических окаменелостей» , по выражению К.М. Колобовой.

     Государственными институтами Спарты являлись:

  • апелла - собрание граждан полиса.
  • герусия - совет старейшин.
  • эфорат - коллегия 5-ти выборных лиц.
  • два архагета - царя.

     В Спарте классического периода (VII - V вв до н.э.) сложилась своеобразная система  управления государством.

     Архит Тарентский в сочинении «О законе и справедливости» считает, что  спартанская государственная организация  гармонически сочетает в себе элементы трех политических режимов: монархии, олигархии и демократии.1

     Монархический элемент - царская власть. Ведущей  роли в управлении государством она  не играла. Оба царя, архагета, как  вожди времен военной демократии являлись «верховными главнокомандующими»  армией и исполняли жреческие функции: «... в походе царь не имеет других обязанностей, кроме обязанностей жреца и военачальника...»2

     Царей чтили как героев. В общественной жизни они пользовались привилегиями и почетом.

     «Особые же почести и права спартиаты  передоставляли своим царям вот  какие: обе жреческие должности - Зевса Лакедемонского и Зевса  Урания (бога неба) и даже право вести  войну с любой страной. Ни один спартиат не смеет им противодействовать, в противном случае подлежит проклятию. Сотня отборных воинов служит им в походе телохранителями. Жертвенных животных цари могут брать с собой в поход сколько угодно: от каждой жертвы они получают шкуру и спинную часть мяса. Таковы были особые преимущества царей во время войны.(VI, 58)3

     В мирное время царям полагались особые преимущества. Во время жертвоприношений от имени царь восседал на 1-ом месте  на жертвенном пиршестве; по сравнению с остальными участниками им первым подносят угощения и в двойном количестве. При возлиянии царям полагался первый кубок и шкура жертвенного животного. В 1-ый и 7-ой дни начала месяца община доставляет отборное животное, а затем лаконский медимн ячменной муки и лаконскую четверть вина. На всех состязаниях царям принадлежат особые почетные места. Им поручают назначить проксенами любого из граждан и выбирать по 2 пифия (послов в Дельфы, которые обедают вмете с царями на общий счет). Если цари не являлись на пиршество, то им посылают на дом 2 хеника ячменной муки и по котиле вина каждому. А когда они приходят [на пир], то им подают все кушания в 2-ном количестве. Такой же почет оказывают им и частный гражданин, приглашая к обеду.

     Посмертные  же почести царей вот какие. О кончине царя всадники сообщали во все концы Лаконии, а женщины ходят вокруг города и бьют в котлы. Лишь только раздаются эти звуки, в каждом доме 2-е свободных людей - мужчина и женщина - должны облечься в траур. Тех, кто не подчинялся этому приказу, ожидало суровая кара... Всякий раз, когда умирал царь лакедемонян, на погребении обязано присутствовать, кроме спартиатов, так же определенное число периэков. Много тысяч периэков, илотов и спартиатов вместе с женами собирались [на погребение] они яростно били себя в лоб, поднимали громкие вопли и при этом причитали, что покойный царь был самым лучшим из царей. Если же смерть постигла царя на поле боя, то в его доме устанавливали изображение покойного на устланное [цветами] ложе, выносили [для погребения]. После погребения царя на 10 дней закрыт суд и рынок, а так же не бывают собрания по выборам должностных лиц, но в эти дни все лакедемоняне в трауре.

     После кончины царя его наследник, вступая  на престол, прощает спартиатам все  долги царю или обещания. (VI, 51-60)1

     Ксенофонт в «Лакедемонской политии» описывает  примерно ткие же взаимоотношения между  царями и общиной граждан, добавляя некоторые подробности о отношениях сложившихся между царями и эфорами. «При появлении царя встают все, кроме эфоров, которые продолжают сидеть на своих стульях. Эфоры же и царь ежемесячно обмениваются клятвами: эфоры присягают от лица полиса, царь - от своего имени .. клянется править сообразуясь с законами, установленными в государстве, а полис обязуется сохранять царскую власть неприкосновенной, пока царь верен своей клятве. Таковы почести, воздаваемые царю в Спарте... Они лишь немного отличаются от почестей, оказываемых частным лицам. Действительно, Ликург не желал ни внушать царям стремление к тирании, ни возбудить зависть сограждан к их могуществу. Что касается почестей, воздаваемых царю после смерти, то из законов Ликурга видно. Что лакедемонских царей чтили не как простых людей, но как героев.»2

     В обязанности только царей входили  решения по некоторым вопросам. «Только  одним царям было дано право выносить решения по следующим делам: о  выборе мужа для дочери-наследницы и общинных дорогах (охрана безопасности)... если кто пожелает усыновить ребенка, то должен это делать в присутствии царей. Цари также заседали в совете 28 геронтов... каждый имел 2 голоса».3

     Однако  Фукидид считает неправильным представление  о том, что лакедемонские цари при голосовании имели 2 голоса каждый, по его мнению давался на самом  деле 1 голос. (I, 20)

     В герусии цари председательствовали. «Высшая власть в совещаниях должна принадлежать богоподобным царям... после них - старцами - геронтам...»4

     Цари  Спарты были крупными землевладельцами. Помимо земельных участков, выделенных им на землях периэков, они владели плодородными участками, выделенными из государственных земель.5 Кроме того, им полагались описанные выше приношения «от народа»: жертвенные животные, вино, ячменная мука, т.е. содержание царского дома во многом основывалось на натуральных поставках спартанской общины. Как военачальникам им полагалась часть военной добычи, в то время как остальная добыча становилась собственностью всей общины.6

Информация о работе Общественный и государственный строй древней Спарты