Общественный и государственный строй древней Спарты

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Объективность оценки истории Спарты древними авторами невелика, т. к. на один из историков не был спартиатом. А в связи с противоборством Афин и Спарты - демократической и олигархической государственной системы - спартанские порядки или недооценивались, или идеализировались, как это сделал Ксенофонт. Хотя в трудах древних данные отрывочны и не всегда объективны, только по их свидетельствам можно составить представления о политическом устройстве и общественной жизни спартиатов.

Оглавление

Введение 2
1. Становление Спартанского государства
1.1 Географическое положение древней Спарты 6
1.2 Миграция дорийских племен и завоевание Пелопоннеса 9
1.3 Сложение социальных классов 14
2. Политический строй Спартанского государства
2.1 Царская власть 21
2.2 Герусия 27
2.3 Апелла 29
2.4 Эфорат 31
3. Общественный строй Спарты
3.1 Архаичные черты в общественной жизни спартиатов 34
3.2 Воспитание спартиатов 36
Заключение 39
Список литературы 41

Файлы: 1 файл

ИГПЗС ( сделано).doc

— 191.50 Кб (Скачать)

     Плутарх об этом говорит так: «Ликург решил, что дети принадлежат не родителям, а всему государству, и потому желал, чтобы граждане рождались не от кого попало, а от лучших отцов и материй.»4 
 
 
 
 
 
 

     3.2 Воспитание спартиатов

     Воспитание  детей было подчинено одной задаче - подготовить крепкого и выносливого воина, в любую минуту готового выступить против илотов.

     По  этому воспитание и обучение являлось одной из главных государственных  забот и осуществлялось на общественных началах. «Согласно законам Ликурга, все новорожденные подвергались специальному осмотру старейшин филы. Если они находили ребенка крепким и здоровым, то его отдавали родителям для выкармливания, тут же назначив ему один из наделов. Если же ребенок имел какой-либо недостаток, который мешал бы ему стать в дальнейшем полноценным воином, его убивали, бросая в апофеты, посчитав, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе»5

     Родители  были не в праве сами распоряжаться  воспитанием ребенка. Едва мальчики достигали семилетнего возраста, их забирали у родителей и распределяли по отрядам - агелам, где они вместе жили, играли и трудились, причем под  словом «трудиться» подразумевалось выполнение гимнастических упражнений. «Агела» - значит стадо. В этом названии пережиточно сохранились следы скотоводческого хозяйства дорийцев до их переселения в Лаконию. Таким образом, система совместного воспитания, вероятно, восходит еще ко времени до дорийского вторжения в Лаконию.1

     Воспитывали и обучали детей педономы - государственные  воспитатели, избранные из числа  наиболее достойных спартиатов. Начальниками агел - агелархами - были мальчики старших возрастных групп, отличавшиеся рассудительностью, сообразительностью и храбростью в драках. Дети должны были во всем равняться на них, исполнять их приказы, молча повиноваться и молча терпеть наказания. Таким образом воспитывалась привычка к строгой дисциплине, которая считалась высшей добродетелью. «Следуйте же за вашими предводителями, куда бы они вас ни повели, соблюдая превыше всего дисциплину и бдительность, и всегда точно выполняйте приказы военачальников. Нет ничего прекраснее и надежнее для большого войска, чем подчиняться единой воле и единому порядку».(II, 11)2

     «Самыми же величайшими пороками спартанцы  считали глупость, слабость и нерадение, а также самолюбование».(I,122) 3

     Таким образом, все воспитание сводилось  к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. «Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись».4

     Детей учили говорить немногословно и  метко («лаконизм»), так, что в их словах «едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространные размышления».5

     Так же учили пению и музыке. По достижению 20-ти лет юноши получали полное вооружение воинов и вступали в члены одной из сисситий. Воспитание спартанца длилось и в зрелые годы. Непрерывные тренировки и лагерная жизнь, поддерживаемая в мирное время, продолжались до старости. «Никому не разрешалось жить так как он хочет: точно в военном лагере, все в городе подчинялись строго установленным порядкам и делали то из полезных для государства дел, которое им было поручено».6

     Государство заботилось о воспитании не только мальчиков, но и девочек, так как спартанская община была заинтересована в том, что бы дети рождались здоровыми и сильными и могли стать в дальнейшем полноправыми воинами. Несмотря на то, что воспитывались девочки матерями, они также должны были выполнять те же упражнения, что и мальчики: бегать, бороться, бросать диск, метать копья, чтобы «.. зародыш в здоровом теле с самого начала развивался здоровым, и сами женщины рожая, просто и легко справлялись с муками»7

     Таким образом, вся жизнь спартанцев была подчинена интересам военизированного государства, что способствовало сохранению архаичных черт в быту. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В результате изучения доступных источников и учебной литературы можно сделать следующие выводы о государственном и общественном строе Спарты.

  1. Процессу сложения спартанского государства предшествовал период завоевания территорий, которые к приходу дорийцев-спартиатов были довольно плотно заселены.
  2. В связи с тем, что сложение спартанского государства происходило в условиях завоевательных походов, образовалась чрезвычайно военизированное государство, полностью подчиненное целям захвата новых земель и удержания в полном повиновении уже захваченных.
  3. Расширение территорий спартанского государства за счет Мессении способствовало созданию стабильной системы землевладения, основанной на строгом соответствии между числом граждан и наделов - клеров. Такая система землевладения и эксплуатация порабощенного населения - илотов стали основой на которой сформировалась социально классовая структура спартанского общества.
  4. Важную социально - экономическую роль в истории Спарты, сыграли реформы полумифического царя Ликурга, в достоверности личности которого сомневались уже древние авторы. Основательные преобразования, приписываемые ему, приведшие к торможению имущественного расслоения, позволили оформиться «общине равных», силы каждого гражданина которой были направлены на ведение военных действий внутри и вне полиса. Преобразования проведенные, по преданию Ликургом, в государственном аппарате, создали довольно сбалансированную систему, не позволявшую установиться в Спарте ни тирании ни демократии. Старые органы управления, относящиеся к периоду военной демократии, сохранили некоторые свои функции, но круг вопросов, входящих в их компетенцию сузился. Вся система спартанского государств была направлена на подавление сопротивления илотов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список литературы:

  1. Геродот История в 9-ти книгах. - Лененград: Наука, 1972. - 599 с.
  2. Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3 т. - Москва: АН СССР, 1963- Т.2. - 546 с.
  3. Фукидид История. - Ленинград: Наука, 1981. - 530 с.
  4. Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Каллистова Д.П. - М: Мысль, 1964. - 694 с.
  5. Андреев Ю.В. Спартанские «всадники» // ВДИ. - 1969. - № 4
  6. Бергер А. Социальные движения с Древней Спарте. - Москва: Правда, 1936. - 108 с.
  7. Древняя Греция / Под ред. Струве В.В. - Москва, Наука, 1964. - 503 с.
  8. Колобова К.М. Древняя Спарта в X - IV вв. до н.э. - Ленинград, Наука, 1957. - 440 с.

Информация о работе Общественный и государственный строй древней Спарты