Государственный строй Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 22:23, контрольная работа

Краткое описание

В Римской республике существовали три вида народных собраний - центуриатные, трибутные и куриатные.
Главную роль играпи центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб.
на приговоры к смертной казни.

Файлы: 1 файл

Государственный строй древнего Рима.doc

— 160.50 Кб (Скачать)


В  период   республики  организация

власти  была достаточно  проста и  некоторое время  отвечала усло-

виям, какие  были  в  Риме  ко времени  возникновения государства.

На  протяжении  последующих   пяти  веков   существования  респуб-

лики  размеры  государства значительно  увеличились. Но  это почти

не отразилось  на структуре  высших органов  государства, по-преж-

нему  находившихся  в   Риме  и   осуществлявших  централизованное

управление  громадными  территориями.  Естественно, что  такое по-

ложение  снижало  эффективность  управления  и  стало  со временем

одной из причин падения республиканского строя.                  

В отличие от  рабовладельческой демократии  в Афинах,  в Рим-

ской  республике   сочетались  аристократические   и  демократиче-

ские черты, при существенном преобладании первых, обеспечи-    

вавших привилегированное положение знатной богатой верхушки      

рабовладельцев.  Это  отразилось  в  полномочиях  и взаимоотноше-

ниях   высших  государственных   органов.  Ими   являлись  народные

собрания,  сенат  и  магистратуры.  Хотя  народные  собрания счита-

лись  органами  власти  римского   народа  и   были  олицетворением

свойственной  полису  демократии,  не  они  преимущественно  управ-

ляли  государством.  Это  делали  сенат и  магистраты -  органы ре-

альной власти нобилитета.                                           

В  Римской  республике  существовали  три  вида   народных  со-

браний - центуриатные, трибутные и куриатные.                       

Главную   роль   играпи  центуриатные   собрания,  обеспечивав-

шие  благодаря  своей  структуре  и  порядку принятие  решений пре-

обладающих  аристократических  и  богатых   кругов  рабовладельцев.

Правда, их структура с середины ||| в.  до н.э.  с расширением пре-

делов  государства  и  увеличениеж  числа  свободных  изменилась не

в  их  пользу:  каждый  из  пяти разрядов  имущих граждан  стал вы-

ставлять  равное  количество  центурий  -  по  70,  а  общее  число

центурий  было  доведено  до  373. Но  преобладание  аристократии и

богатства все  же сохранилось,  так как  в центуриях  высших разря-

дов  было  гораздо меньше  граждан, чем  в центуриях  низших разря-

дов,  а  неимущие  пролетарии, чья  численность,значительно возрос-

ла, по-прежнему составляли только одну центурию.                    

В   компетенцию   центуриатного   собрания   входило   принятие

законов,  избрание  высших   должностных  лиц   республики  (консу-

лов,  преторов,  цензоров), объявление  войны и  рассмотрение жалоб

на приговоры к смертной казни.                                      

Второй  вид  народных   собраний  представляли   трибутные  со-

брания,которые  в  зависимости  от  состава жителей  триб, участво-

вавших  в  них,  делились  на  плебейские   и  патрицианско-плебей-

ские.  Поначалу  их  компетенция  была  ограниченной.  Они избирали

низших  должностных лиц  (квесторов, эдилов  и др.)  и рассматрива-

ли  жалобы  на  приговорь~  о  взыскании штрафа,  Плебейские собра-

ния, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с 111 в. до н.э. они

получили  и право  принятия законов,  что привело  к росту  их зна-

чения  в  политической  жизни Рима.  Но вместе  с тем  в результате

увеличения  к этому  времени числа  сельских триб  до 31  (с сохра-

нившимися  4  городскими  трибами  всего  стало  35  триб)  жителям

отдаленных  триб  стало  затруднительно  являться  в  собрания, что

позволило  богатым  римлянам  усилить  свои  позиции в  этих собра-

 

Куриатные   собрания  после   реформ  Сервия   Туллия  потеряли

былое  значение.  Они  лишь  формально  вводили  в  должность  лиц,

избранных  другими  собраниями,  и  в  конце  концов  были заменены

собранием тридцати представителей курии - ликторов.                 

Народные  собрания  в  Риме   созывались  по   усмотрению  выс-

ших  должностных  лиц,  которые  могли и  прервать собрание,  и пе-

ренести его на другой  день. Они  же председательствовали  в собра-

нии  и  объявляли  вопросы,   подлежащие  решению.   Участники  со-

брания  не  могли  изменять  внесенные предложения.  Голосование по

ним  было  открытым  и  только  в  конце  республиканского  периода

было  введено  тайное  голосование  (участникам  собрания  раздава-

лись  специальные  таблицы  для  голосования).  Важную,  чаще  всего

определяющую  роль  играло  то  обстоятельство,  что   решения  цен-

туриатного  собрания  о  принятии  законов  и  избрании  должностных

лиц  в   первый  век   существования  республики   подлежали  утвер-

ждению сенатом, но и затем, когда в 111 в. до н.э. 'это правило было

отменено,   сенат   получил   право   предварительного  рассмотрения

вопросов,  выносимых  в  собрание,  что  позволяло   ему  фактически

направлять деятельность собрания.                                  

Важную  роль  в   государственном  механизме   Римской  респуб-

лики играл сенат.  Сенаторы (вначале  их было  300, по  числу патри-

цианских родов,  а в  1 в.  до н.э.  число сенаторов  было увеличено

сначала до 600,  а затем  до 900)  не избирались.  Специальные долж-

ностные  лица  -  цензоры,   распределявшие  граждан   по  центуриям

и тр~бам, раз  в пять  лет составляли  списки сенаторов  из предста-

вителей  знатных  и  богатых  семей,  уже  занимавших,  как правило,

высшие  государственные  должности.  Это  делало сенат  органом вер-

хушки   рабовладельцев,   фактически   независимым  от   воли  боль-

шинства свободных граждан.                                         

Формально сенат был совещательным органом, и его поста-       

новления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената       

была обширной. Он, как указывалось, контролировал законодатель-    

ную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний,     

утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассмат-       

ривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом кон-      

тролировалось иабрание народными собраниями должностных лиц        

(вначале утверждением избранных, а впоследствии - кандидатур).     

Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении се-      

ната находилась казна государства. Он устанавливал налоги и оп-    

ределял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената       

относились постановленйя по общественной безопасности, благоус-    

тройству и религиозному культу. Важное значение имели внешне-      

политические полномочия сената. Если войну объявляло центури- .    

атное  собрание,  то  мирный договор,  а также  договор о  союзе ут-

верждал  сенат.  Он  же  разрешал  набор   в  армию   и  распределял

легионы   между  командующими   армиями.  Наконец,   в  чрезвычайных

обстоятельствах  (опасная  война,  мощное  восстание  рабов  и т.п.)

сенат мог принять решение об установлении диктатуры.               

Магистратурами   в   Риме  именовались   государственные  долж-

ности.  Как  и  в  Древних  Афинах,  в  Риме  сложились определенные

принципы   замещения   магистратур.   Такими  принципами   были  вы-

борность,  срочность,  коллегиальность,  безвозмездность  и ответст-

венность.                                                          

Все  магистраты   (кроме  диктатора)   избирались  центуриатны-

ми  или  трибутными  собраниями  на  один год.  Это правило  не рас-

пространялось  на  диктаторов,  срок   полномочий  которых   не  мог

превышать  шести  месяцев.  Кроме  того,  полномочия   консула,  ко-

мандовавшего  армией,  в   случае  незакончившейся   военной  кампа-

нии  могли  быть  продлены сенатом.  Как и  в Афинах,  все магистра-

туры   были   коллегиальными   -   на   одну   должность  избералось

несколько  человек  (диктатор  назначался один).Но  специфика кол-    

легиальности  в  Риме  заключалась  в  том,  что  каждый магистрат    

имел  право  самостоятельно  принимать  решение. Это  решение мог-    

ло быть  отменено его  коллегой (право  интерцессии). Вознагражде-    

ния  магистраты не  получали, что,  естественно, закрывало  путь к    

магистратурам  (а затем  и в  сенат) малоимущим  и неимущим.  В то    

же  время  магистратуры,  особенно  в  конце  республиканского пе-    

риода,  стали  источником.  значительных  доходов.  Магистраты (за    

исключением  диктатора,  цензора  и плебейского  трибуна) по исте-    

чении  срока  их  полномочий могли  быть привлечены  к ответствен-    

ности народным собранием, избравшим их.                               

Необходимо  отметить  и еще  одно существенное  отличие рим-    

ской  магистратуры  -  иерархию  должностей   (право  вышестоящего    

магистрата отменить решение нижестоящего).                            

Власть  магистратов  подразделялась  на высшую  (~гпрепыт) и    

общую  (ро1ея1ая). В  ~трепыт включались  высшая военная  власть и    

право  заключать  перемирие,  право  созывать  сенат   и  народные    

собрания и председательствовать  в них,  право издавать  приказы и    

принуждать  к их  испоЬнению, право  суда и  назначения наказания.    

Эта  власть  принадлежала  диктатору,  консулам  и  преторам. Дик-    

татор   имел  "высочайший   империум"  (яыттпыт   )трепыт),  вклю-    

чавший  право  приговаривать  к  смертной  казни,   не  подлежащее    

обжалованию.   Консулу   принадлежал   большой   империум  (тпа]ыя    

~трегШт)  -   право  выносить   смертный  приговор,   который  мог    

быть  обжалован  в центуриатном  собрании, если  он был  вынесен в    

городе  Риме,  и  не  подлежал  обжалованию,  если был  вынесен за    

пределами  города.  У  претора  был  ограниченный  империум (ипре-    

пцтп пипця) - без права приговаривать к смертной казни.               

Власть  ро1ез1ая  принадлежала  всем магистратам  и включала    

в  себя  правр  отдавать  распоряжения  и  налагать  штрафы  за их    

невыполнение.                                                         

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстра-         

ординарные, (чрезвычаййые). К ординарным магистратурам отно-          

сились должности консулов,  преторов, цензоров,  квесторов, эдилов    

И Д~.                                                                 

Консулы  (в Риме  избирались два  консула) были  высшими ма-    

гистратами  и  возглавляли всю  систему магистратур.  Особенно су-    

щественными  были  военные  полномочия  консулов:  набор  в  армию    

и  командование  ею,  назначение  военачальников,  право заключать    

перемирие  и  распоряжаться  военной  добычей.  Преторы  появились    

в середине 1Ч в. до н.э.  в качестве  помощников консулов.  В силу    

того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме,    

к  преторам  перешло  управление  городом  и, что  особенно важно,    

руководство  судопроизводством,  позволявшее  в   силу  имевшегося    

у  них  империума  издавать  общеобязательные постановления  и тем   

самым  создавать новые  нормы права.  Вначале избирался  один пре-    

тор, затем два, один  из которых  рассматривал дела  римских граж-    

дан (городской  претор), а  другой -  дела с  участием иностранцев

(претор  перегринов). Постепенно  число преторов  увеличилось до

восьми.                                                         

Два цензора избирались раз в пять лет для составления спи-

сков римских граждан, распределения  их по  трибам и  разрядам и

для составления списка сенаторов. Кроме  того, к  их компетенции

относилось  наблюдение за  нравственностью и  издание соответст-

вующих  эдиктов.  Квесторы,  бывшие  сначала  помощниками консу-

лов без специальной компетенции, со  временем стали  ведать (под

контролем  сената)  финансовыми  расходами и  расследованием не-

которых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу

республики достигло двадцати. Эдилы (их  было два)  наблюдали за

общественным порядком  в городе,  торговлей на  рынке, организо-

вывали празднества и зрелища.                                   

Коллегии "двадцати шести мужей" состояли из двадцати шести

человек, входивших в пять коллегий,  ведавших надзором  за тюрь-

мами,  чеканкой  монеты, очисткой  дорог и  некоторыми судебными

делами.                                                         

Особое место среди магйстров занимали  плебейские трибуны.

Их право  че1о играло  большую роль  в период  завершения борьбы

плебеев за равноправие. Затем, по  мере увеличения  роли сената,

активность  плебейских трибунов  пошла на  убыль, а  попытка Гая

Гракха во 11 в. до н.э. усилить ее окончилась крахом.           

Экстраординарные магистратуры  создавались только  в чрез-

вычайных,  грозящих особой  опасностью Римскому  государству об-

стоятельствах - тяжелая война, большое восстание  рабов, серьез-

ные  внутренние беспорядки.  Диктатор назначался  по предложению

сената  одним  из консулов.  Он обладал  неограниченной властью,

которой подчинялись все магистраты. Право че1о  плебейского три-

буна на него не действовало, распоряжения диктатора  не подлежа-

ли обжалованию, и за  свои действия  он не  нес ответственности.

Правда, в  первые века  существования республики  диктатуры вво-

Информация о работе Государственный строй Древнего Рима