Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:06, контрольная работа
Русская православная церковь, без сомнения, является самой крупной православной организацией в нашей стране. Но наряду с ней вне рамок Русской православной церкви в течение длительного времени в Российской империи, в СССР и в современной России действовали и продолжают действовать иные православные организации, исторически связанные с Русской православной церковью. Возникновение этих организаций, в свою очередь, связано с глубокими коллизиями, которые возникали в российском обществе и захватывали в свою орбиту и церковь. Наиболее значительные потрясения Русская православная церковь испытала в середине семнадцатого века, когда произошел раскол. В религиоведческой литературе под расколом подразумевают религиозно-общественное движение, приведшее к отделению от Русской православной церкви старообрядчества. Казалось, что более трехсот лет, прошедших со времени церковной смуты, разразившейся при царе Алексее Михайловиче, были достаточным сроком для изучения и выяснения причин трагедии раскола, который тяжело отразился на судьбах России. Но, к сожалению, корни старообрядчества и причин Русского церковного раскола еще не полностью раскрыты в исторической литературе и остаются далеко не ясными.
Введение;
Личность Никона;
Предпосылки церковной реформы;
Церковная реформа патриарха Никона;
Противники церковной реформы Никона;
Гонения на старообрядцев;
Церковный собор 1666- 1667 гг.;
Последствия церковной реформы;
Заключение;
Содержание
Введение
Русская
православная церковь, без сомнения,
является самой крупной православной
организацией в нашей стране. Но
наряду с ней вне рамок Русской
православной церкви в течение длительного
времени в Российской империи, в
СССР и в современной России действовали
и продолжают действовать иные православные
организации, исторически связанные
с Русской православной церковью.
Возникновение этих организаций, в
свою очередь, связано с глубокими
коллизиями, которые возникали в
российском обществе и захватывали
в свою орбиту и церковь. Наиболее
значительные потрясения Русская православная
церковь испытала в середине семнадцатого
века, когда произошел раскол. В
религиоведческой литературе под расколом
подразумевают религиозно-
Личность Никона.
Судьба Никона необычна и ни с чем несравнима.
Он стремительно вознесся с самого низа
социальной лестницы на ее вершину. Никита
Минов (так звали в миру будущего патриарха)
родился в 1605 г. в селе Вельдеманово неподалеку
от Нижнего Новгорода "от простых, но
благочестивых родителей, отца именем
Мины и матери Мариамы". Отец его был
крестьянином, по некоторым сведения -
мордвином по национальности.
Детство Никиты выдалось нелегким, родная
мать умерла, а мачеха была злой и жестокой.
Мальчик отличался способностями, быстро
усвоил грамоту, и это открыло ему путь
в духовное сословие. Он был рукоположен
в священники, женился, обзавелся детьми.
Казалось бы, жизнь бедного сельского
попа была навсегда предопределена и предначертана.
Но внезапно от болезни умирают трое его
детей, и эта трагедия вызвала такое душевное
потрясение у супругов, что они решили
решили расстаться и постричься в монастырь.
Жена Никиты ушла в Алексеевский женский
монастырь, а он сам отправился на Соловецкие
острова в Анзерский скит и был пострижен
в монахи под именем Никона. Он стал монахом
в расцвете сил. В его облике угадывалась
крепкая крестьянская закваска. Он был
высокого роста, могучего сложения, обладал
невероятной выносливостью. Характер
имел вспыльчивый, возражений не терпел.
Иноческого смирения в нем не было ни капли.
Через три года, рассорившись с основателем
скита и всей братией, Никон в бурю бежал
с острова на рыбацкой лодке. Никон отправился
в Новгородскую епархию, его приняли в
Кожеозерскую пустынь, взяв вместо вклада
переписанные им книги. Некоторое время
Никон провел в уединенной келье, но уже
через несколько лет братия выбрала его
своим игуменом. В 1646 г. по делам обители
отправился в Москву. Там настоятель захудалого
монастыря обратил на себя внимание царя
Алексея Михайловича. По своему характеру
Алексей Михайлович вообще был подвержен
постороннему влиянию, а в свои семнадцать
лет, царствуя меньше года, он нуждался
в духовном руководстве. Никон произвел
на молодого царя столь сильное впечатление,
что он сделал его архимандритом Новоспасского
монастыря, родовой усыпальницы Романовых.
Здесь каждую пятницу служили заутреню
в присутствии Алексея Михайловича, а
после заутрени архимандрит вел долгие
нравоучительные беседы государем. Никон
был свидетелем "соляного бунта"
в Москве и участвовал в Земском соборе,
принявшем Соборное Уложение. Его подпись
стояла под этим сводом законов, но впоследствии
Никон называл Уложение "проклятою
книгою", выражая недовольство ограничениями
привилегий монастырей.
В марте 1649 г. Никон стал митрополитом
Новгородским и Великолуцким. Произошло
по настоянию царю, и Никон был рукоположен
в митрополиты еще при живом митрополите
Новгородском Авфонии. Никон проявил себя
энергичным владыкой. По царскому повелению
он вершил суд по уголовным делам на Софийском
дворе.
Никон
предложил перенести в
Новгородский митрополит был главным
претендентом на патриарший престол, но
у него имелись серьезные противники.
Бояр пугали властные замашки крестьянского
сына, который смирял знатнейших князей.
Непростыми были отношения Никона с его
прежними друзьями по кружку «ревнителей
благочестия». Они подали челобитную царю
и царице, предлагая в патриархи царского
духовника Стефана Вонифатьева. Тем не
менее благоволение царя решило дело.
22 июля 1652 г. церковный собор известил
царя, ожидавшего в Золотой палате, что
из двенадцати кандидатов был выбран один
"муж благоговейный и преподобный"
именем Никон.
Властному Никону было мало избрания на
патриарший престол. Никон спросил, будут
ли его в случае избрания чтить как отца
и архипастыря и дадут ли ему устроить
Церковь в соответствии с его желаниями.
Тогда царь, бояре и весь освященный Собор
произнесли пред Евангелием обет исполнять
все, что предлагал Никон. Так, в возрасте
сорока семи лет Никон стал седьмым патриархом
Московским и всея Руси.
Предпосылки церковной реформы
Социальный кризис середины XVII в., тяжелое экономическое положение страны в той или иной форме затрагивали отношения между государством и церковью - крупным землевладельцем, имевшим судебные и налоговые привилегии, обладавшим огромным политическим весом и идеологическим влиянием. Попытка власти ограничить права церкви (например, с помощью Монастырского приказа) встретила с ее стороны решительный отпор и даже усилила ее политические притязания.
Кризисные явления поразили и саму церковь. Низкий уровень профессиональной подготовки духовенства, его пороки (пьянство, стяжательство, разврат и т.д.), разночтения в священных книгах и различия в обрядах, искажения некоторых церковных служб подрывали авторитет церкви. Для восстановления ее влияния в обществе требовалось навести порядок, унифицировать обряды и священные книги согласно единому образцу.
В конце 1640-х гг. в Москве возник кружок ревнителей древнего благочестия, объединивший людей, обеспокоенных как положением дел в церкви, так и проникновением светских начал в духовную жизнь общества. Вскоре среди членов кружка начались расхождения по вопросу выбора образца. Одни - С. Вонифатьев, будущий патриарх Никон, Ф. Ртищев - считали, как и сам царь, что править русские церковные книги и обряды надо по греческим меркам. Другие - И. Неронов, протопоп Аввакум Петров - суть реформы видели в возвращении к неповрежденной русской старине, решениям Стоглавого собора и считали возможным исправлять церковные книги лишь по древним славянским рукописям.
Духовный кризис, переживавшийся русским обществом, обострял проблему соответствия церкви требованиям времени. Кризис выразился в обмирщении сознания, которое проявлялось в его рационализации и индивидуализации у части посадских людей и верхов общества. Так, именно в XVII в. у ремесленников появились личные клейма, до этого они ощущали себя соучастниками коллективного творения и не подписывали свою продукцию. Таким образом, все более осмысливалась связь между личными усилиями человека и результатами его труда, и даже - его социальным положением. Не случайно, что именно в эту эпоху появилась поговорка: На бога надейся, а сам не плошай.
Внешнеполитические интересы страны также требовали реформы. Россия пыталась объединить под своей эгидой все православные церкви и народы. Русский царь мечтал стать наследником византийских императоров как в делах веры, так и в их территориальных владениях. Он надеялся также достичь мощи и великолепия имперской государственной власти. Здесь сказалось влияние теории Третьего Рима.
Для осуществления
внешнеполитических целей необходимо
было приведение обрядов в единство
с греческими образцами, принятыми
в украинской, а также сербской
и других православных церквях на
территориях, которые планировалось
присоединить к России, или взять
под ее контроль.
Церковная реформа патриарха Никона
Церковная реформа патриарха Никона — предпринятый в 1650-х— 1660-х годах
комплекс богослужебно- канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение
существовавшей тогда в Москве (северо-восточной
части Русской Церкви) обрядовой традиции
в целях её унификации с современной греческой.
Вызвала раскол Русской Церкви и повлекла
возникновение многочисленных старообрядчески
Реформы Никона начались не на пустом месте. Во времена эпохи феодальной раздробленности политическое единство русских земель было утрачено, в то время как церковь осталась последней общерусской организацией, и стремилась смягчить анархию внутри распадающегося государства. Политическая раздробленность привела к распаду единой церковной организации, и в различных землях развитие религиозной мысли и обрядов пошло собственным путем.
Разногласия между церковной и светской властью, которых не было при двух великих государях — царе Михаиле и его отце — патриархе Филарете, разгорелись в правление их сына и внука — царя Алексея Михайловича.
К
середине XVII в. выяснилось, что в
русских богослужебных книгах, которые
переписывались из столетия в столетие,
накопилось много описок, искажений,
изменений. Переписчики, используя
тексты ветхих рукописей, не все могли
прочитать в испорченных
Историк В. О. Ключевский писал: «церковные обряды, завещанные местной стариной, получили значение неприкосновеннейшей и неизменной святыни». Жители Московского государства, привыкнув к известному богослужебному порядку и знакомым книгам, только в них и видели православие, а привлечение научного знания к вопросам веры было неприемлимо для русского общества.
То же
происходило в церковных
Особенно горячие споры
Обычай креститься двумя перстами, шедший от отцов и дедов, согласно утверждению многих прихожан, тоже был ошибочным, греховным: нужно-де класть крест тремя перстами.
В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах:
Противники церковной реформы Никона
Проведение реформы началось, и Никон вложил в это свои недюжинные способности, железную волю, фанатизм, нетерпимость к инакомыслящим. Но столкнулся с противником, равным себе. Против него выступили бывшие соратники и друзья по кружку ревнителей «древнего благочестия». Возглавил их протопоп Аввакум- поборник старой веры, вождь старообрядчества, во всем похожий на Никона, — человек страстный и горячий, фанатичный и нетерпимый.
Аввакум, глава ревнителей, яростно спорит с Никоном, обличает во весь голос его сторонников — никониан. С юных лет посвятив себя церкви, Аввакум был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Некоторое время он входил в число членов «Кружка ревнителей благочестия», познакомился с поддерживавшим их царем Алексеем Михайловичем. Реформы Никона Аввакум воспринял резко отрицательно, считая, что если и обращаться к первооснове веры, то только в русских источниках. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, арестован и заключен в монастырь, а позже сослан в Сибирь. Однако везде он вел активную пропаганду старообрядческих идей. В 1664 г. Аввакум вернулся в Москву, где царь и симпатизировавшие ему люди тщетно убеждали раскольника смириться с церковной реформой. За отказ от смирения Аввакум был предан церковному проклятию на Соборе 1666— 1667 гг. и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в земляную тюрьму. Там он написал свое знаменитое «Житие» и десятки других работ. За непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен к казни Церковным собором 1681—1682 годов. 11 апреля 1682 г. «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены.
Сторону
ревнителей принимали многие знатные
и богатые бояре, церковные иерархи,
крестьяне и посадские люди. Первые
опасались крайнего усиления власти
царя и патриарха, ущемления своих
прав и привилегий. Вторые видели в
ревнителях людей, протестующих против
власти имущих, от которых шло угнетение
простого народа, социальных низов; под
«религиозной оболочкой» здесь, как это
нередко бывало, скрывался антифеодальный
протест, выражались оппозиционные настроения.
Гонения на старообрядцев