Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:06, контрольная работа
Русская православная церковь, без сомнения, является самой крупной православной организацией в нашей стране. Но наряду с ней вне рамок Русской православной церкви в течение длительного времени в Российской империи, в СССР и в современной России действовали и продолжают действовать иные православные организации, исторически связанные с Русской православной церковью. Возникновение этих организаций, в свою очередь, связано с глубокими коллизиями, которые возникали в российском обществе и захватывали в свою орбиту и церковь. Наиболее значительные потрясения Русская православная церковь испытала в середине семнадцатого века, когда произошел раскол. В религиоведческой литературе под расколом подразумевают религиозно-общественное движение, приведшее к отделению от Русской православной церкви старообрядчества. Казалось, что более трехсот лет, прошедших со времени церковной смуты, разразившейся при царе Алексее Михайловиче, были достаточным сроком для изучения и выяснения причин трагедии раскола, который тяжело отразился на судьбах России. Но, к сожалению, корни старообрядчества и причин Русского церковного раскола еще не полностью раскрыты в исторической литературе и остаются далеко не ясными.
Введение;
Личность Никона;
Предпосылки церковной реформы;
Церковная реформа патриарха Никона;
Противники церковной реформы Никона;
Гонения на старообрядцев;
Церковный собор 1666- 1667 гг.;
Последствия церковной реформы;
Заключение;
Первоначально всех осуждённых собором ссылали в тяжелейшую ссылку. Но
некоторые – Иван Неронов, Феоклист – покаялись и были прощены. Преданного анафеме и лишенного сана протопопа Аввакума отправили Пустозерский острог в низовьях реки Печоры. Туда же был сослан дьякон Фёдор, который вначале покаялся, но затем вернулся к староверию, за что подвергся отрезанию языка и также оказался в заточении. Пустозерский острог стал средоточением старообрядческой мысли. Несмотря на тяжелейшие условия жизни, отсюда велась напряжённая полемика с официальной церковью, вырабатывались догмы отделившегося общества. Послания Аввакума служили опорой страдальцам за старую веру – боярыне Феодосии Морозовой и княгине Евдокии Урусовой.
Глава поборников древнего благочестия, убеждённый в своей правоте, Аввакум так обосновал свои взгляды: «Церковь - православна, а догматы церкви от Никона-еретика искажены новоизданными книгами, которые первым книгам во всём противны, и во всей божественной службе не согласуются. А государь наш царя и великий князь Алексей Михайлович православен, но только простою своею душою принял от Никона книги вредные, думая что они православные». И даже из Пустозерского подземелья, где он отсидел 15 лет, Аввакум писал царю: «Чем
больше ты нас мучишь, тем больше мы тебя любим»
Но в Соловецком монастыре уже задумывались над вопросом: а стоит ли молиться за такого царя? В народе стал подниматься ропот, начались антиправительственные толки. Ни царь, ни церковь не могли оставить их без
внимания. Власть ответила недовольным указами о розыске староверов и о
сожжении нераскаявшихся в срубах, если после троекратного повторения вопроса у места казни они не отрекутся от своих взглядов. На Соловках начался открытый бунт староверов. Правительственные войска осаждали монастырь, и лишь перебежчик открыл ход в неприступную твердыню. Восстание было подавлено.
Чем беспощаднее и суровее были начавшиеся казни, тем большее упорство они вызывали. На смерть за старую веру стали смотреть как на мученический подвиг.
И даже искали его. Высоко подняв руку с двуперстным крестным знамением,
осуждённые истово говорили окружившему расправы народу: «За сие благочестие стражду, за древнецерковное православие умираю и вас, благочестивые, молю крепко стоять в древлем благочестии» И стояли сами крепко. Именно «за великие на царский дом хулы» был сожжён в деревянном срубе со своими соузниками и протопоп Аввакум.
Жесточайшие 12 статей государственного указа 1685 г., предписывающие жечь староверов в срубах, казнить смертью перекрещивающих в старую веру, бить кнутом и ссылать тайных сторонников древних обрядов, а также их укрывателей, окончательно показали отношения государства к староверам. Подчиниться они не могли, выход был один – уйти.
Главным убежищем ревнителей древнего благочестия стали северные районы России, тогда ещё совершенно безлюдные. Здесь, в дебрях олонецких лесов, в архангельских ледяных пустынях, появились первые раскольничьи скиты, устроенные выходцами из Москвы и соловецкими беглецами, спасшимися после взятия монастыря царскими войсками. В1694 г. на реке Выг обосновалась поморская община, где видную роль играли братья Денисовы – Андрей и Семён, известные во всём старообрядческом мире. Позднее в этих местах на реке Лексне, появилась женская обитель. Так сложился знаменитый центр древнего благочестия – Выголексинское общежительство.
Другим местом укрытия старообрядцев стала Новгородо- Северская земля. Ещё в 70-е годы XVII в бежали в эти места из Москвы, спасая свою старую веру, поп Кузьма и его 20 последователей. Здесь, под Стародубом, основали они небольшой скит. Но не прошло и двух десятков лет, как из этого скита выросло 17 слобод.
Когда
волны государственных
беглецов, то многие из них ушли за польскую границу и поселились на острове Ветка, образуемом рукавом реки Сожи. Поселение стало быстро возвышаться и разрастаться: вокруг него также появилось более 14 многолюдных слобод.
Знаменитым местом старообрядчества конца XVII столетия был и Керженец,
названный по одноимённой речке. Множество скитов было построено в
чернораменских лесах. Здесь велась полемика по догматическим вопросам, к
которой присушивался весь старообрядческий мир. Донские и Уральские казаки тоже оказались последовательными сторонниками древнего благочестия.
К концу XVII в. наметились основные направления в старообрядчестве.
Впоследствии каждое из них будет иметь свои традиции и богатую историю.
Старообрядчество явилось
одним из наиболее сложных и противоречивых
последствий реформы, раскола общества
и церкви. По некоторым данным больше трети
православного населения осталось в старой
вере.
Церковный собор 1666-1667 гг.
Церковный
собор 1666-1667 гг. осудил и низложил Никона,
главного инициатора церковных реформ,
но одновременно с этим одобрил сами
реформы. Между тем до собора конфликт
царя и патриарха вселил определенные
надежды в противников
Церковный собор предал анафеме и проклятию
как еретиков и непокорных всех не принявших
реформы. Таким образом было официально
провозглашено, что церковные реформы
были не личной прихотью Никона, а делом
церкви.
Последствия реформы.
1. Реформа укрепила церковную иерархию и централизацию церкви.
2. Победа реформаторов создала духовную атмосферу в обществе, способствующую критическому отношению к традиции, восприятию новаций, что стало психологической предпосылкой глобальных преобразований Петра I.
3. Реформа, суд над Никоном стали прологом ликвидации патриаршества и полного подчинения церкви государству.
4. Одним
из духовных последствий реформы и раскола
стала деформация идеи Москва - третий
Рим. Долгое время символ Третьего Рима
был двойственен и содержал в себе образ
Иерусалима - центра святости и языческого
Рима - политической и культурной столицы
мира. В ХVI в. Москва одновременно притязала
как на особую святость, так и на политическое
могущество. В результате раскола идея
Нового Иерусалима, являвшаяся одним из
стержней русской истории и культуры,
ушла в подсознание общества. Вторую часть
идеи подхватил Петр I, созидавший Великую
Россию с новым политическим центром -
Санкт-Петербургом, возводимом по образу
имперского Рима.
Заключение
Таким
образом, церковь, укрепившая свои позиции
после Смуты, попыталась занять господствующее
положение в политической системе страны.
Однако в условиях усиления самодержавия
это привело к резкому конфликту церковной
и светской власти. Поражение церкви в
этом столкновении подготовило почву
для ее превращения в один из элементов
самодержавия. Как и преобразования
в других сферах жизни, церковная реформа
XVII в. отличалась непоследовательностью,
непродуманностью и привела к неожиданным
и противоречивым результатам.
Список
использованной литературы.