Государственный строй Римской республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 10:25, контрольная работа

Краткое описание

Государственный строй Римской республики – форма государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим), система органов государственной власти и государственных должностей (название, порядок формирования, структура, компетенция, принцип взаимодействия с другими органами и должностями). Причины перехода к монархии I в. до н.э.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

1. Задания для контрольной  работы:

Государственный строй Римской республики – форма  государства (форма правления, форма  государственного устройства, политический режим), система органов государственной  власти и государственных должностей (название, порядок формирования, структура, компетенция, принцип взаимодействия с другими органами и должностями). Причины перехода к монархии I в. до н.э.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Государственный строй Римской  республики – форма  государства (форма  правления, форма  государственного устройства, политический режим), система органов государственной власти и государственных должностей (название, порядок формирования, структура, компетенция, принцип взаимодействия с другими органами и должностями). Причины перехода к монархии I в. до н.э.

   Процесс возникновения государства в Риме определялся внутренним состоянием римского общества, но он осложнился внешним фактором. В начале VI в.до н.э. этруски захватили власть в Риме, основали свою династию и аппарат управления. Этруски организовали монархическое управление во главе с царем. Восстание местного населения Рима в конце IV (около 510 г. до н.э.) ликвидировало царскую власть; было установлено, что общиной впредь будут управлять избираемые каждый год старейшины – магистраты. В Риме утвердилась республиканская форма правления (V – I  в.в. до н.э.) – (от лат. res publica – «государственные, общественные дела»).. Республика – это форма правления, при которой глава государства является  выборным и сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей или представительного органа. Признаками Римской республики являются: выборность власти;  срочность (ограниченность по времени); зависимость от воли избирателей.

     В Римской республике, формой государственного устройства являлся полис (греч. polis - город) - элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, его административно-территориальную организацию, т.е. способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его  составных частей, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами. Полис составляли полноправные граждане, каждый из которых имел право на земельную собственность и участие в политической жизни, а также обязанности перед полисом (воинская служба, при необходимости - денежная и другая помощь). Часть населения города в полис не входила и не имела прав граждан (метеки, периэки, вольноотпущенники, рабы).

     Государственной организацией полиса - государственный режим, важнейшая часть политического режима, существующего в обществе Римской республики, являлась аристократия. Аристократическая форма правления – форма господства меньшинства, состоящего из знатных представителей общества. Слова «аристократия» и «аристократический» происходят от греческого слова áristoV, означающего «лучшие», т.е. должности, как правило, занимали правители богатых аристократических фамилий.  Ранняя история Рима отмечена господством родовой аристократии, патрициев, кроме которых никто не мог заседать в Сенате. Им подчинялись плебеи, являвшиеся, возможно, потомками побежденного народа. Власть избранного царя ограничивалась Сенатом и собранием кланов, которая даровала царю после избрания верховную власть. Плебеям не дозволялось носить оружие, их браки не признавались законными – эти меры были рассчитаны на то, чтобы оставить их без защиты, без поддержки семьи и родовой организации. Так как Рим был самым северным форпостом латинских племен, соседствующим с этрусской цивилизацией, римское аристократическое образование напоминало спартанское особым вниманием к патриотизму, дисциплине, смелости и военному мастерству.

     В период республики организация власти была достаточно проста, и некоторое  время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по- прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.

В отличие  от рабовладельческой демократии в  Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управляли государством. Это делали сенат и магистраты - органы реальной власти нобилитета.

     Высшим  государственным органом считалось  народное собрание. Оно принимало  или отменяло законы, объявляло войну  и заключало мир, было верховной  судебной инстанцией, разбиравшей апелляции  протесты на решения судебных органов. Народное собрание избирало всех высших должностных лиц, в руках которых наделялась исполнительская власть.

      В Риме собирались три вида народных собраний – комиций (от латинского слова comitia - сходка); до реформ Сервия Туллия в середине VI в до н.э. народные собрания собирались только по куриям и назывались куриатными комициями. Куриатные комиции потеряли свое значение ещё к началу Республики. За ними сохранилось разрешение некоторых вопросов семейного права – усыновление и утверждение завещаний, а также наделение высшей властью магистратов. Последнее было ни чем иным, как формальным обрядом.

        Курии были замкнутыми объединениями  патрициев с сильными пережитками  родового управления и не включали  плебеев. Сервий Туллий, роль которого  в оформлении Римского государства особенно велика, допустил плебеев к военной службе и создал так называемое центуриатное устройство. В связи с тем, что в V – IV в.в. до н.э. важнейшие проблемы общественной жизни порождались многочисленными войнами, борьбой патрициев и плебеев, значение куриатных комиций сильно упало и решающее значение в государственной жизни приобрели собрания римских граждан по центуриям, в которые входили как патриции, так и плебеи.

      Центуриатные  комиции собирались высшими должностными лицами – консулами – за городской чертой Рима, на Марсовом поле. Все римские граждане выставляли 193 центурии, из них самые богатые  - I класс – 98 центурий. Голосование проходило по центуриям, каждая имела один голос. Голоса подавались по строго заведенному порядку: сначала центурии I – го класса, затем II – го класса, III-го класса и т.д. При подобном порядке голосования все вопросы решались 98 центуриями  I – го класса, т.е. самой большой частью римского гражданства. Во второй половине III в.в.до н.э. была проведена демократическая реформа центуритных комиций. Ранее каждый класс выставлял разное  число центурий, и, следовательно, имел неодинаковое количество голосов, теперь каждый из 5 классов выставлял равное количество центурий – 70, а всего в Риме насчитывалось 373 центурии (5 классов по 70 центурий, 18 центурий- всадников, 5 центурий ремесленников и пролетариев). Основными функциями центуриатных комиций являлось законодательство, объявление войны, избрание должностных лиц, предоставление гражданства, решение вопросов о помиловании приговоренных к смерти римских граждан (право, закрепленное за народным собранием еще в V-м веке до н.э.)

      А процессе борьбы плебеев с патрициями приобретали важное государственное  значение собрания плебеев по территориальным  округам – трибам (римская территория делилась на 35 территориальных округов- триб, 4 городские и 31 сельскую). Трибунтые комиции, связанные по своему происхождению со сходками плебейских масс, с самого начала отличались демократическим характером. Все 35 триб имели независимо от состава один голос и пользовались одинаковыми правами. Трибутные комиции рассматривали вопросы, связанные с избранием низших должностных лиц, рассматривали жалобы на действия должностных лиц. Трибуны имели большую судебную власть. Они могли вызвать к себе любого гражданина, любое должностное  лицо, даже консула.  Они могли подвергнуть аресту  и денежному штрафу всех, кто им противодействовал. Наряду с этим  трибуны  имели право прекращать следствие и освобождать из тюрьмы должников. Несмотря на известную демократизацию римских народных собраний их широкую компетенцию, орудием в руках аристократии оказывались даже самые демократические трибутные комиции. Народное собрание обсуждало только вопросы, внесенные магистрами и предварительно обсужденные в сенате, т.е. у него не было права законодательной инициативы. В Риме было несколько видов народных собраний: куриатные, центриатные, трибуатные комиции. Их функции не были разграничены достаточно четко, чем и пользовалась в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом и магистрами.

      В государственной жизни Рима сенат играл очень важную роль. Сенаторов назначала избранная народным собранием коллегия цензоров. Фактически сенаторы отправляли свою должность пожизненно, т.к. цензоры крайне редко пересматривали состав сената. Закон запрещал сенаторам заниматься торговлей и ростовщичеством. Сначала в сенате было 300 сенаторов, а позднее его численность достигла 600 знатных людей за счет лиц, занимавших в прошлом высшие должности в государстве. С IV в. до н.э. состав сената стал пополняться из отслуживших свой срок магистратов, которые после сложения своих полномочий включались в сенатский список. Сначала в списке стояли имена бывших цензоров, далее консулы, потом престоры и т.д. Принятое решение сенатом называлось сенатус консультом или декретом. Сенат был оплотом римской олигархии.

Ни один законопроект не поступал на рассмотрение народного собрания, если его предварительно не обсудил сенат. Сенат контролировал  и руководил деятельностью народного  собрания в нужном для него направлении. Формально сенат являлся совещательным учреждением при магистрах, практически  он же и превратился в высшее учреждение Республики. Он ведал вопросами религии и культа, государственными финансами, вопросами внутренней безопасности, предварительное рассмотрение законопроектов, вносимых в народное собрание, распределение армии, назначение диктатора.  В его руках находилась внешняя политика.

     В Риме не было постоянного чиновнического аппарата, вся исполнительная власть принадлежала выборным должностным  лицам – магистрам. Магистратами Рима являются: высшие магистраты (консулы, претор, великий цензор, великий  понтифик), низшие магистраты (курульные эдилы, квесторы, проконсулы, пропреторы, легаты, триумвир, трибун (военный, плебейский). Список магистратов не является исчерпывающим и может быть дополнен сенатом путем принятия соответствующего закона. Магистраты избирались народным собранием на год и могли действовать только коллегиально. В случае несогласия магистрата с решениями своего коллеги магистрату представлялось право протеста, после чего решения считались незаконными. Личность магистрата была неприкосновенна, пока не истек срок его полномочий, он не мог быть привлечен к ответственности. Только народ имел право предложить ему сложить полномочия.

   Магистратуры разделяли на экстраординарные (чрезвычайные ) и на ординарные (обычные, постоянные).Экстраординарные магистраты (диктаторы, триумвиры, децимвиры) избирались когда государству угрожала какая – либо опасность. Только сенат мог вынести решение о назначении диктатора. Иногда центуриатные комиции имели право непосредственно назначить диктатора. Диктатор обладал в течении 6 месяцев военной и гражданской властью, не мог быть привлечен к суду. Во время учреждения диктатуры магистраты обладали своими правами.

        Высшими ординарными магистратурами  были 2 консула, избирались ежегодно  на центуриатных комициях.  Им  принадлежала военная и гражданская власть. Обладая гражданской властью, консулы могли созывать сенат, народное собрание, исполняли их решения, руководили выборами должностных лиц. Преторы ведали судопроизводством, управляли провинциями, заменяли консула в случае его отсутствия и командовали по поручению сената легионами. Два цензора избирались центуриатными комициями на 18 месяцев один раз в 5 лет. Они производили каждые 5 лет ценз: переписывали всех граждан, определяли имущественный разряд и зачисляли в трибу. Цензоры сдавали с торгов на 5 лет право сбора дохода с государственных имуществ и право сбора таможенной пошлины. Эдилы, считавшиеся низшими магистратами, наблюдали за порядком в городе, руководили городской стражей, следили за благоустройством, отвечали за бесперебойное снабжение продовольствием, организовывали народные зрелища. Кве6сторы, также относились к низшим магистратам, и выполняли обязанности казначеев, охраняли государственный архив, знамена, заведовали воинской казной. Каждый магистрат имел в своем распоряжении многочисленный штат писцов, ликторов и прочих служителей из вольноотпущенников и государственных рабов.

        Магистраты и сенат пользовались  фактически свей полнотой государственной  власти в Римской республике, которая получила ярко выраженный  аристократический характер.

     С конца II в. до н. э. Римская республика вступила в исторический период общественно-политических кризисов и военных конфликтов. Борьба за землю, которую постоянно –  то легальными способами, то путем восстаний  – вели беднейшие слои римской  общины, приняла крайние формы открытого конфликта плебейских магистратур с патрицианским Сенатом. Благодаря агрессивной военной политике, делавшей из римского полиса средиземноморскую державу-империю, в Италии резко возросло количество рабов, занятых в частных хозяйствах и на общественных работах. Это привело к почти постоянным восстаниям рабов, крупнейшие из которых – Первое и Второе сицилийские восстания, восстание Спартака – едва не сокрушили военную и государственную машину Рима. Массовые восстания показали, что республика не способна эффективно и быстро решать сложные внутренние задачи. В начале I в. до н. э. между Римом и прежде союзными жителями большинства областей Италии разразился конфликт в виде многолетней Союзнической войны (91-88 гг.), одним из результатов которой стало предоставление италикам прав римского гражданства, хотя с сохранением политического доминирования римлян. Наконец, итогом постоянно нараставших в своих проявлениях социальных противоречий внутри римского полиса стало размежевание на своего рода политические движения – партии оптиматов (выражавших интересы богатых и аристократически-республиканских слоев) и популяров (объединивших недовольных из новых легионеров, офицерства и люмпенизирующегося плебса). Противоречия и борьба между этими партиями были настолько сильны, что привели к почти постоянным, сменявшим одна другую гражданским войнам в Риме, которыми, в свою очередь, не замедляли всякий раз воспользоваться в личных интересах удачливые полководцы, военные вожди либо политики, использовавшие ситуацию для утверждения личной власти.

Информация о работе Государственный строй Римской республики