Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 07:49, контрольная работа
Актуальность тематики – очевидна. История древнего Рима есть последний этап в развитии древнего мира. Это очень важный рубеж мировой оси истории, ознаменовавший собой кризис языческого периода развития и наступления христианской эры.
Введение
Глава 1. Республиканский период Рима: исторический аспект
Глава 2. Государственный строй Римской республики
Глава 3. Причины перехода от республики к монархии
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Республиканский период Рима: исторический аспект
Глава 2. Государственный строй Римской республики
Глава 3. Причины перехода от республики к монархии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Тема исследовательской работы называется «Государственный строй Римской республики»
Актуальность тематики – очевидна. История древнего Рима есть последний этап в развитии древнего мира. Это очень важный рубеж мировой оси истории, ознаменовавший собой кризис языческого периода развития и наступления христианской эры.
Актуальность исследования состоит во все более возрастающем интересе как к изучению истории Древнего Рима, и главным образом государственно-политических аспектов его развития. Изучение истории римского общества - прослеживание основных закономерностей его экономического, социального, политического и культурного развития и выявление специфических, присущих только древнему Риму черт - имеет особый интерес.
Научно-практическое новаторство и оригинальность исследования состоят в том, что, на взгляд авторов, ведущие проблемы курса древней истории получили наиболее четкое оформление и завершенность в римское время. Так, мы считаем, что если ранней республике были свойственны первоначальные формы рабства, то для периода поздней республики, историческим содержанием которых был переход от системы античного демократического полиса к тоталитарному инвелирующему режиму, характерно значительное увеличении численности рабов, проникновение рабского труда в различные сферы экономической жизни государства.
В ходе работы нами были поставлены перед собой следующие цели и задачи исследования.
1.Каков исторический аспект развития Древнего Рима в республиканский период?
2.Каковы особенности государственного строя Римской республики?
3.В чем состояли
причины перехода от
Рассмотрим теоретическое отображения вышеперечисленных аспектов.
Глава 1. Республиканский период Рима: исторический аспект
В древнейший период Рим представлял собой родовую общину. Население Рима состояло из 300 патриархальных родов, каждые 10 родов объединялись в курию; 10 курий образовывали трибу – племя. Три племени – рамны, тиции и луцеры – составляли «римский народ», верховным органом которого являлось по куриям народное собрание мужчин, способных носить оружие. Вторым органом был сенат – совет старейшин родов. Избиравшийся народным собранием «царь» являлся военноначальником, верховным жрецом и судьей.
Римская история сохранила имена семи царей: Ромула, Нумы Помпилия, Тулла Гостилия, Анка Марция, Тарквирия Древнего, Сервия Тулия и Тарквирия Гордого. Этот период римской истории называют периодом семи царей. Лишь некоторые предания о них содержат историческое зерно, в частности предание о Правлении Тарквириев, отразившее завоевание Рима этрусками, создавшими федерацию городов, которая подчиняла в VII – VI вв. до н.э. земли до реки По, области Лицеи, Лациум и значительную часть Кампании.1
Включение Рима в сферу
этрусского политического влияния
сыграло большую роль в его
экономическом и культурном развитии. В
этот «царский период» (VII – VI вв. до н.э.)
в римском обществе начали формироваться
патриархально-
К этому периоду относиться складывание двух групп населения – патрициев и плебеев – и распространение отношений патроната и клиентелы. Патриции вели свое происхождение от радов, составлявших первоначально римскую общину, и являлись ее полноправными членами.
«Патриции были привилегированным, господствующим классом-сословием раннего Рима. Они «…клиенты – несостоятельные и политически бесправные люди. Клиентами могли быть или отпущенные на волю рабы, или переселившиеся в Рим иноплеменники…»2 Плебеи – «Один из основных классов-сословий древнего Рима … Значительную часть плебеев составляла пришлая масса людей, порвавших все связи со своей прежней родиной и вставших вне родовой организации Рима». Рабы – «В рабов обращали военнопленных, рабами становились кабальные должники».3
Плебеи не входили в общину полноправных граждан и составляли свободный, но лишенный политических прав слой населения, обвешенный различными повинностями. Основой экономики древнейшего Рима было сельское хозяйство: преобладали зерновые культуры, большое место, особенно в хозяйствах патрициев, анимало скотоводство, стада паслись на общественной земле. Плебеи, страдавшие от малоземелья, занимались более интенсивной отраслью сельского хозяйства – хлебопашеством.
Усиление роли плебеев в экономике при их численном превосходстве привело к борьбе между плебеями и патрициями, первый этап этой борьбы завершился реформами общественного строя, предписываемыми царю Сервию Тулию. Наряду с прежним делением населения по родам, вводилось новое деление населения по имущественному и территориальному признакам.
Все свободные были разделены на 5 разрядов в зависимости от имущественного ценза, тем самым плебеи были включены в общину, но политические права получили лишь самые богатые из них.
Каждый разряд населения
выставлял определенное количество
восковых единиц – центурий (буквально
– сотня). По центуриям стало теперь
проводиться голосование в
Глава 2. Государственный строй Римской республики
Государственная организация отличается от родовой тремя особенностями: наличием особого аппарата насилия и принуждения( армия, суды , тюрьмы, чиновники), делением населения не по кровному родству, а также налогами, собираемыми для содержания армии, должностных лиц и т.д.
В Риме утверждена республиканская форма правления (V-1 вв до н.э.) после восстания местного населения Рима (в конце V1в.) которое ликвидировало монархию, было установлено, что общиной впредь будут управлять избираемые каждый год старейшины - магистраты.
В ходе борьбы плебеев с патрициями в условиях покорения Римом Италии менялся социальный строй Рима.
Важное государственное значение собрания плебеев по территориальным округам - трибам (римская территория делилась на 35 территориальных округов- триб, 4 городские и 31 сельскую).
Плебс делился на городской, занятый в ремесле и торговле, и сельский, представляющий собой римское крестьянство. В совокупности эти две прослойки составляли римское гражданство, т.е. коллектив римского полиса. В правовом отношении гражданство не было единым. Оно делилось на сословия. Высшим было сенаторское сословие, верхушка которого считалась наиболее знатной, а потому именовалось нобилитетом. Вторая группа рабо- и землевладельцев, активно участвовавшая в финансовых и торговых операциях, но уступавшая в знатности первой, образовала сословие всадников. Третьим сословием был плебес. В отличие от высших сословий плебеи обладали только активным избирательным правом.4
На основе происходившей
в эпоху ранней Республики борьбы
и перегруппировки социальных сил
сложилась римская
Государственный строй. В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.
В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры.5
В Римской республике существовали три вида народных собраний — центуриатные, трибутные и куриатные.
Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в. до н.э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий — по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось, так как в центуриях высших разрядов было гораздо меньше граждан, чем в центуриях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья численность значительно возросла, по-прежнему составляли только одну центурию.6
В компетенцию центуриатного
Второй вид народных собраний представляли трибутные собрания, которые в зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.7
Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов.
Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования).
Важную, чаще всего определяющую роль играло то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность собрания.8
Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в 1 в. до н.э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица — цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Это делал сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных граждан.
Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной, Он, как указывалось, контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии — кандидатур). Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении сената находилась казна государства. Он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу.9
Магистратурами в Риме именовались государственные должности. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность.
Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Это правило не распространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, командовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампании могли быть продлены сенатом. Как и в Афинах, все магистратуры были коллегиальными — на одну должность избиралось несколько человек (диктатор назначался один). Но специфика коллегиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение могло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознаграждения магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского периода, стали источником значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по истечении срока их полномочий могли быть привлечены к ответственности народным собранием, избравшим их.
Информация о работе Государственный строй Римской республики