Государственный строй Римской республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 07:49, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность тематики – очевидна. История древнего Рима есть последний этап в развитии древнего мира. Это очень важный рубеж мировой оси истории, ознаменовавший собой кризис языческого периода развития и наступления христианской эры.

Оглавление

Введение

Глава 1. Республиканский период Рима: исторический аспект

Глава 2. Государственный строй Римской республики

Глава 3. Причины перехода от республики к монархии

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Государственный строй Римской республики.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

Необходимо отметить и еще одно существенное отличие римской магистратуры — иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего).

Власть магистратов  подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas). В imperium включались высшая военная  власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Диктатор имел "высочайший империум" (summum imperium), включавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию.

Консулу принадлежал  большой империум (majus imperium) — право  выносить смертный приговор, который  мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум (imperium minus) — без права приговаривать к смертной казни.10

Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные, (чрезвычайные). К ординарным магистратурам  относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.

Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими магистратами и возглавляли всю систему  магистратур. Особенно существенными  были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право  заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов.11

Два цензора избирались раз в пять лет для составления  списков римских граждан, распределения  их по трибам и разрядам и для  составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответствующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.

Коллегии "двадцати шести мужей" состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

Особое место среди  магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н.э. усилить ее окончилась крахом.

Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах — тяжелая война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежали обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности.

Правда, в первые века существования республики диктатуры  вводились не только в чрезвычайных обстоятельствах, а для решения конкретных задач и полномочия диктатора ограничивались рамками этой задачи. За ее пределами действовали ординарные магистратуры. В период расцвета республики к диктатуре почти не прибегали.

Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура Суллы "для издания законов и устройства государства").

К экстраординарным магистратурам  могут быть отнесены и комиссии децемвиров, образованные в период одного из подъемов борьбы плебеев за свои права для подготовки Законов XII таблиц, созданных в 450—451 гг. до н.э.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Причины  перехода от республики к монархии

 

 

Крайнее обострение политической ситуации в Риме, вызванное восстаниями рабов, недовольством мелких землевладельцев, чьи хозяйства приходили в упадок, не выдерживая конкуренции с крупными латифундиями в результате участия хозяев в бесконечных военных походах, союзнических и гражданских войнах, потребовали усиления центральной государственной власти. Все более очевидной становится неспособность старых политических учреждений справиться с осложнившейся ситуацией.13

Предпринимаются попытки  приспособить их к новым историческим условиям. Наиболее важная из них была предпринята в период диктатуры Суллы (82—79 гг. до н.э.). Опираясь на верные ему легионы, Сулла заставил сенат назначить его диктатором на неопределенное время. Он приказал составить проскрипции — списки своих противников, которые подлежали смерти, а их имущество — конфискации. Увеличив число сенаторов, упразднив должность цензора, он пополнил сенат своими сторонниками и расширил его компетенцию. Ограничена была власть трибуна — его предложения должны предварительно обсуждаться сенатом, — а также и компетенция народного собрания — из нее были изъяты судебные полномочия и контроль за финансами, возвращенный сенату.

Установление пожизненной  диктатуры выявило стремление нобилей  и верхушки всадников выйти из кризисной ситуации путем установления сильной единоличной власти. Оно же показало, что попытки приспособить старую государственную форму к новым историческим условиям обречены на неудачу (реформы Суллы были отменены Помпеем и Крассом).14

Успешные завоевательные войны превратили Рим из небольшого государства-города в столицу огромного государства, к управлению которым старая государственная форма полиса была совершенно неприспособлена.

Установление пожизненной  диктатуры и гражданские войны  показали, что профессиональная наемная армия превращается в важный политический фактор. Заинтересованная в успехах полководца, она становится в его руках орудием достижения честолюбивых политических целей, способствует установлению диктатуры.

Необходимость выйти  из острого политического кризиса, неприспособленность старой государственной формы к новым историческим условиям и переход к наемной армии были основными причинами падения полисно-республиканского строя в Риме и установления военно-диктаторского режима.

Через короткий промежуток времени после диктатуры Суллы власть захватывает первый триумвират (Помпей, Красе, Цезарь). После него устанавливается диктатура Цезаря, получившего в 45 году до н.э. титул императора (до этого дававшийся иногда как награда полководцу). Затем образуется второй триумвират (Антоний, Лепид, Октавиан) с неограниченными полномочиями "для устроения государства". После распада триумвирата и победы над Антонием Октавиан получает звание императора и пожизненные права народного трибуна, а в 27 году до н.э. — полномочия на управление государством и почетное наименование Август, ранее употреблявшееся как обращение к богам. Эта дата и считается началом нового периода истории Римского государства — периода империи.

С увеличение рабства, недовольство в среде народов населявших римскую империю росло, и I в. до н.э. произошедшие войны неполноправных италиков против Рима и восстания рабов, наиболее известное восстание рабов под предводительством Спартака (74 – 71 гг. до н.э.), потрясли всю Италию. «Все завершилось установлением в Риме в 30 г. до н.э. единоличной власти императора, опиравшегося на вооруженную силу.»15

Эпоха римской истории  с середины III в. до н.э. до конца I в. до н.э. – время глубоких преобразований предшествующих структур, которые привели  к созданию нового облика и сущности римского общества.

В свою очередь, победоносные войны Римско-италийского союза  в Средиземноморье привели к  захвату масс рабов и огромных средств, которые вкладывались и  в хозяйство и способствовали бурному развитию экономики, общественных отношений и культуры народов Италии.

Римско-италийское общество в начале I в. до н.э. вступило в полосу кровопролитных гражданских войн, глубокого  общего кризиса, прежде всего политической и государственной организации  римской республики.

Сложные взаимоотношения между Италией  и  провинциями, между гражданами и не гражданами настоятельно требовали новой системы управления. Нельзя было управлять мировой державой методами и аппаратом,  пригодным для маленькой общины на Тибре, но малоэффективным для мощной державы.

Старые классы,   интересы   которых  отражала  римская республика, к концу I в. до н.э. исчезли или деградировали. Появились  новые богачи,  люмпен-пролетариат,  военные колонисты.

Традиционный полисно-общинный (республиканский) социально-политический строй  сменила Римская империя.

«С 30-х годов до н.э. начинается новая историческая эпоха  в истории Римского государства  и древнего мира вообще – эпоха  Римской империи, пришедшей на смену  Римской республике."16

Она принесла с собою  относительный гражданский  мир  и определенное  ослабление  внешней  агрессии. Эксплуатация провинций принимает более  организованный  и  менее  хищнический характер.

Для империи первых двух столетий можно отметить рост техники,  развития ремесел, подъем экономической  жизни, рост местной торговли. Провинциальные города получают самоуправление. Появляется множество новых городских центров.

 

Заключение

 

 

Подведем итог вышесказанному.

Считаем, что в развитии Рима следует выделить определенные период. В VIII - III вв н.э. происходил процесс становления раннего римского рабовладельческого общества; в III в до н.э. - II в н.э. имеет место его дальнейшее развитие из маленькой общины на Тибре в сильнейшую италийскую и затем средиземноморскую державу. Для III в н.э. характерно наступление экономического, социального, политического кризиса Римского государства, который в IV-V вв н.э. сменился периодом продолжительного упадка.

Установлено, что расцвет  классических рабовладельческих отношений  продолжался в начале ранней Римской  империи. В последние века ее существования наблюдалось разложение рабовладельческого строя. Рабство стало тормозом дальнейшего развития.

Выявлено, что к концу III в до н.э. после образования  сильнейшей Римской средиземноморской  рабовладельческой державы, сложилось  римское общество, отличавшееся большим многообразием и многозначностью классово-сословной структуры. Основные общественные классы не были едины и монолитны.

В напряженной классовой  и социальной борьбе, охватившей Римскую  республику во II-I вв. до н.э. наблюдалось две раздельно существующие, неперекрещивающие линии борьбы: плебейско-крестьянская и рабская.

Из-за роста нестабильности в начале нашей эры произошел  естественный, обусловленный социально  и политически, переход от республики к монархии.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Кузищин В.И. История  Древнего Рима. – М.: Наука, 1982. –  386 с. 

2.Крушило Ю.С.   Хрестоматия  по истории древнего мира. –  М.: Знание, 1980. – 560 с. 

3.Струве В.В. Хрестоматия  по истории древнего мира. –  М.: Наука, 1975. – 684 с.

4.Тиббон Э. История  упадка и крушения Римской  империи. – М.: Наука, 1994. – 365 с. 

5.Утченко С.Л. Политические  учения древнего. – М.: Высшая  школа, 1977. – 431с.

6.История древнего  мира. / Под редакцией Дьякова  И.М. – Москва: Высшая школа, 1989. – 473 с.

7.История древнего  Рима. / Под редакцией Кузищина  В.И. – М.: Высшая школа, 1993. –  543 с.

8.Хрестоматия по истории  Древнего Рима. М.: Высшая школа, 1987. – 734 с. 

1 Кузищин В.И. История Древнего Рима. – М.: Наука, 1982. – С. 233-254.

2 Тиббон Э. История упадка и крушения Римской империи. – М.: Наука, 1994. – С. 86-95.

3 Там же. С. 100-104.

4 Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима. – М.: Высшая школа, 1977. – С. 154-161.

5 Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управляли государством. Это делали сенат и магистраты — органы реальной власти нобилитета.

6 История древнего Рима. / Под редакцией Кузищина В.И. – М.: Высшая школа, 1993. – С. 287-296.

7 Но вместе с тем в результате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4 городскими трибами всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях.

8 Подр. см.: Струве В.В. Хрестоматия по истории древнего мира. – М.: Наука, 1975. – С. 129-135.

9 Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената. Если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Информация о работе Государственный строй Римской республики