Общественный и государственный строй Древней Спарты

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 01:36, реферат

Краткое описание

Общественный и государственный строй древней Спарты сильно отличается от других полисов. С одной стороны “община равных”, внутри которой установились отношения, схожие с коммунизмом, с другой - эксплуатируемая масса порабощенного населения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………3
Становление Спартанского государства………………… … 3
Миграция дорийских племен и завоевание Пелопоннеса. …………5
Сложение социальных классов………………………........ 9
Царская власть……………………………......................................13
Архаичные черты в общественной жизни спартиатов………….19

Заключение………………………………………………………. 22 Список используемой литературы……………........23

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 45.42 Кб (Скачать)

К участку  прикреплялись илоты, местные жители - непосредственные сельхозпроизводители, которым, под контролем специально уполномоченных лиц, надлежало вести  хозяйство на клере. Так как спартиатам длительное пребывание на участке было запрещено - они находились постоянно  в состоянии боевой готовности в  Спарте -  илоты продолжали вести своё хозяйство, отдавая определенную часть продукции - апофору - государству, не считались частной собственностью спартиатов и не подвергались непосредственной эксплуатации. Сначала размер подати составлял половину урожая. После второй Мессенской войны была установлена определенная норма. Ежегодная подать в виде масла, вина, плодов и сыра указывает, что часть клера была занята культурами, которые требовались государству.

Кроме того, илоты выпасали скот и иногда участвовали в военных действиях: охраняли провиант, строили лагеря, выносили мертвых и раненых с  поля боя. В бою их выставляли в  качестве заслона впереди войска, подставляя по первый удар врага. Только государство обладало властью над  жизнью и смертью илотов.             Право собственности на землю и население было основано на завоевании. В целях подавления сопротивления илотов организовывались криптии - дни, в которые самые сильные из илотов умерщвлялись спаритатами.

Цель  тайных убийств - подавление возможного сопротивления илотов. Ежегодно каждому  из илотов полагалось определенное количество палочных ударов, даже если он не совершил ни какой провинности. Более того, когда они переходили норму физической силы, которая подобает рабу, их наказывали смертью и на их хозяев налагали штраф за то, что они не сумели задержать физическое развитие илотов. 
Хотя государство всеми силами старалось предотвратить восстания илотов, проводя ежегодные криптии, запрещая им ночью выходить из своей хижины и под угрозой наказания смертью приближаться к Спарте, сопротивление захватчикам продолжалось. Таким образом, в Спарте сложился отличный от других греческих полисов, использовавших труд привозных рабов, механизм эксплуатации зависимого населения, большое численное превосходство которого требовало наличия сильного аппарата принуждения и постоянной боевой готовности от всех членов полиса.             Другой вид зависимого населения - периэки - жители автономных общин торгово-ремесленного характера, расположенных на морском побережье и по западному склону Парнона, а также в области Скиритис - в северной части Лаконской долины. Земли периэков были ограничены от земель населенных илотами. Эфор пишет, что первоначально периэки были равноправны со спартиатами, но царь Агис лишил их политических прав и сделал данниками. 
Возможно, они были не сразу включены в состав Спартанского государства и находились до этого на положении союзников спартанской военной общины, которая позднее подчинила их себе. Периэки продолжали вести своё хозяйство и сохранили личную свободу, но, кроме уплаты податей, должны были выставлять военные отряды тяжело вооруженных гоплитов. Кроме домашнего хозяйства периэки занимались ремеслами. До второй Мессенской войны среди них было много ювелиров и золотых дел мастеров. Однако после VII в.до н. э., после запрета изготовления предметов, связанных с роскошью, ими изготавливались в основном орудия труда, несложные предметы быта и оружие, которое в виде подати, собираемой царями, периэки поставляли спартиатам, получая за это железные деньги, имевшие только внутреннее хождение. Прибрежные местности Лаконии, заселенные главным образом периэками, были экономически более развиты, чем внутренние долины. Многие центры периэков позднее имели ярко выраженный ремесленный характер.

Состав  пеиэков был смешанным: ахейским и дорийским. Позже в их число  принимались племена, получившие право  жительства в Спарте. Илоты, получившие за какие-либо заслуги освобождение, также включались в состав периэков.Поселения периэков располагались в пограничных районах Спартанского государства, создавая естественную защиту на подступах к центральным районам, населенным илотами. Среди   самих   завоевателей   шел   процесс   имущественного расслоения. 
 
  Вся территория Лаконии разделилась на большое количество “обов”, представлявших собой небольшие административно - территориальные округа. Такая система была связана с новым, пятичленным делением самих спартиатов, Спарта состояла из пяти поселков (“комай”). Которые так и не образовали единого целого.

Замкнутость родовых группировок, в связи  с медленным развитием производительных сил, почти не разрушилась, что препятствовало оформлению  Спарты как рабовладельческого полиса. Над усложненным родовым строем надстраивалась примитивная государственная организация.Таким образом, на классобразование в Спарте сильное влияние оказало завоевание территорий. Процесс разложения родовой общины у спартиатов замедлился, сдерживаемый походной жизнью. Основной же причиной замедления этого процесса явилась необходимость держать в повиновении илотов. 
 
Для этой цели старым родоплеменным органом управления нужно было приспособиться к сложившимся условиям. Реформы Ликурга, приспособив многие стороны жизни спартиатов к постоянной боевой готовности, помогли решить основную задачу - сохранить приблизительное равенство в коллективе завоевателей (во избежание раскола внутри него) и удержать в повиновении покоренные массы. Изменения в экономике Спарты: изъятие золотой и серебряной монеты, запрет ремёсел, упразднение внутренней торговли, позволили сформироваться “Общине равных” схожих по материальному положению граждан. Государство заботилось об обеспечении сограждан всем необходимым, но в тоже время контролировало размер взимаемой с илотов продукции, не давая возможности разбогатеть кому-либо из спартиатов, лишив их права продажи земли, илотов и осуществляя время от времени передел клеров. Деление земли после II - ой Мессенской войны на клеры, приписываемое тому же царю остановило рост имущественного расслоения и отодвинуло период выделения обезземеленных граждан - гипомейонов. 
Таким образом, в результате завоевания в спартанском обществе классического периода (VII - V вв до н.э.) сложилось три основные класса. Класс порабощенного населения - илотов, положение которых отличалось от положения рабов в других полисах с точки зрения экономической, но в политическом отношении соответствовало. Периэки представляли зависимое население - схожее с классом мелких землепользователей и ремесленников соседних полисов. 
Аристократическая “община равных”, не участвовавшая в производстве материальных ценностей, представляла класс эксплуататоров, пользовавшихся продуктами труда илотов и периэков. Основная цель “равных” - завоевание новых земель и удержание в повиновении уже завоеванных масс населения. В итоге можно сказать, что Спарта обрела свои характерные черты в политической и общественной жизни в процессе завоевания земель и ожесточенной непрекращающейся борьбы между илотами и гражданами.  
 

Глава 4. Царская власть.

 Царская  власть. В период завоевания дорийцы представляли собой военно-племенные объединения, возглавляемые патриархальной знатью и находившиеся еще в условиях родоплеменного строя. Институты власти, сложившиеся при военной демократии и не соответствующие нуждам оформлявшегося рабовладельческого полиса, приспособились к новым требованиям и сохранились в Спарте как в “музее исторических окаменелостей” , по выражению К.М. Колобовой.        Государственными институтами Спарты являлись: ·      апелла - собрание граждан полиса    герусия - совет старейшин. ·      эфорат - коллегия 5-ти выборных лиц. 
·      два архагета - царя.             В Спарте классического периода (VII - V вв до н.э.) сложилась своеобразная система управления государством.             Архит Тарентский в сочинении “О законе и справедливости” считает, что спартанская государственная организация гармонически сочетает в себе элементы трех политических режимов: монархии, олигархии и демократии. 
Монархический элемент - царская власть. Ведущей роли в управлении государством она не играла. Оба царя, архагета, как  вожди времен военной демократии являлись “верховными главнокомандующими” армией и исполняли жреческие функции: Царей чтили как героев. 
В общественной жизни они пользовались привилегиями и почетом.             В мирное время царям полагались особые преимущества. Во время жертвоприношений от имени царь восседал на 1-ом месте на жертвенном пиршестве; по сравнению с остальными участниками им первым подносят угощения и в двойном количестве. При возлиянии царям полагался первый кубок и шкура жертвенного животного. В 1-ый и 7-ой дни начала месяца община доставляет отборное животное, а затем лаконский медимн ячменной муки и лаконскую четверть вина. 
На всех состязаниях царям принадлежат особые почетные места. Им поручают назначить проксенами любого из граждан и выбирать по 2 пифия (послов в Дельфы, которые обедают вмете с царями на общий счет). Если цари не являлись на пиршество, то им посылают на дом 2 хеника ячменной муки и по котиле вина каждому. А когда они приходят  [на пир], то им подают все кушания в 2-ном количестве. Такой же почет оказывают им и частный гражданин, приглашая к обеду. 

 Посмертные  же почести царей вот какие.  О кончине царя всадники сообщали  во все концы Лаконии, а женщины  ходят вокруг города и бьют  в котлы. Лишь только раздаются  эти звуки, в каждом доме 2-е  свободных людей - мужчина и женщина - должны облечься в траур. Тех, кто не подчинялся этому приказу, ожидало суровая кара... Всякий раз, когда умирал царь лакедемонян, на погребении обязано присутствовать, кроме спартиатов, так же определенное число периэков.

Много тысяч периэков, илотов и спартиатов вместе с женами собирались [на погребение] они яростно били себя в лоб, поднимали  громкие вопли и при этом причитали, что покойный царь был самым лучшим из царей. Если же смерть постигла царя на поле боя, то в его доме устанавливали  изображение покойного на устланное [цветами] ложе, выносили [для погребения]. После погребения царя на 10 дней закрыт суд и рынок, а так же не бывают собрания по выборам должностных  лиц, но в эти дни все лакедемоняне в трауре.             После кончины царя его наследник, вступая на престол, прощает спартиатам все долги  царю или обещания. (VI, 51-60) Ксенофонт в “Лакедемонской политии” описывает примерно ткие же  взаимоотношения между царями и общиной граждан, добавляя некоторые подробности о отношениях сложившихся между царями и эфорами.    
Помимо земельных участков, выделенных им на землях периэков, они владели плодородными участками, выделенными из государственных земель.Кроме того, им полагались описанные выше приношения “от народа”: жертвенные животные, вино, ячменная мука, т.е. содержание царского дома во многом основывалось на натуральных поставках спартанской общины. Как военачальникам  им полагалась часть военной добычи, в то время как остальная добыча становилась собственностью всей общины. 
Одновременное правление двух царей, происходивших из рода Агиадов и Эврипонтидов, можно объяснить тем, что знать ахейского общества, поднявшегося до завоевания на более высокий уровень развития культуры, вошла в общину завоевателей. Происхождение власти 2-х царей обычно объясняется результатом синойкизма дорийской и ахейской общин. Плутарх в биографии Ликурга ведет род Эврипонтидов от царя Соя, завоевывавшего земли аркадцев. (II, 54) Возможно именно этот род являлся дорийским. Следовательно, Агаиды были ахейским родом. 
Царская власть переходила по наследству, от отца к сыну. Но одновременное правление двух царей было обязательным. Таким образом, цари пользовались экономическими привилегиями и их почитали как героев, но основной функцией царей были военные полномочия. Во время походов цари пользовались неограниченной властью, имея право жизни и смерти любого воина. В походе никто из должностных лиц не имел  право вмешиваться в распоряжения царей или не подчиняться им. 
Все решения выносились царями совместно и лишь в этом случае были обязательны. Геродот описывает попытку царя Клеомена арестовать жителей Эгины, обвиненных афинянами в сотрудничестве с персами. Некоторые эгинцы оказали ему сопротивление “... заявив, что Клеомен ... действует без разрешения спартанских властей ... 
иначе бы он прибыл вместе в другим царем”. (VI, 50)[ После окончания войны власть царей ограничивалась жреческими функциями и еще несколькими обязанностями. Слабость царской власти, контроль над ней со стороны эфората и соправление царей доказывают, что институт царской власти в Спарте унаследовал много архаичных черт, относящихся ко времени военной демократии. Во избежание установления тирании царей в Спарте, одной из задач эфората и геронтов было поддержание постоянной вражды между царями, в то время как наиболее важные решения были действительны только при одобрении их обоими царями. Так, за царями сохранилась власть военного вождя, но политические права были сильно урезаны. 
   Ведущую роль в оформлении герусии вряд ли можно признать только за Ликургом. Подобный орган управления существовал у дорийских племен со времен военной демократии, ликургова ретра только узаконила определенной количество геронтов, оставив принцип их избрания мало измененным.        

 Первоначально  герусия была верховным судом  общины и хранителем устного  права, одновременно она же  являлась и верховным советом  государства. Её решения касались  и внешней и внутренней политики  Спарты. Позже государственный суд  по уголовным делам и государственным преступлениям. Таким образом, разделив полномочия с эфоратом, древний родоплеменной орган - совет старейшин приспособился к новым условиям рабовладельческого государства. 
Апелла - народное собрание полноправных граждан-спартиатов. Первоначально функции апеллы были широки. Ей  принадлежало право принимать и отвергать законы, решать вопросы войны и мира, а также решать наиболее важные дела внутри самой общины. Но после ограничения власти апеллы второй ретрой наиболее важной функцией апеллы был выбор должностных лиц. Прежние широкие полномочия апеллы были сильно ограничены. 
Члены апеллы не имели права по своей инициативе предлагать рассмотрению народного собрания какие-либо вопросы, а должны были только выражать свое отношение к вопросам, предложенными им герусией и архагетами. Многие это обычно выражали криком или, в спорных случаях, расступались  по сторонам, и большинство определялось геронтами на глаз. Этот способ голосования указывает на большую древность существования апеллы; он восходит, вероятно, еще к племенным собраниям дорийцев.            Так как в апелле не происходило обсуждения вопросов и от граждан, а такой требовалось только высказать свое мнение путем голосования, а такой архаический способ голосования допускал злоупотребления, то герусия, конечно, могла проводить любые решения. Если большинство спартиатов высказывало против предложенного герусией постановления, то герусия имела право, во второй ретре, распустить собрание. 
Таким образом, после ограничения роли народного собрания второй ретрой, апелла перестала играть активную роль в жизни спартанского государства и превратилась лишь в совещательный орган при герусии.Подобное положение апеллы позволило  ей просуществовать в условиях рабовладельческого государства долгое время, хотя в сущности она  являлась архаизмом. Сохранение столь древнего органа, создавало видимость демократии и позволяло сплотить спартиатов.

Эфорат - должностная коллегия эфоров, состоявшая из 5 человек, ежегодно переизбираемая из состава всей общины спартиатов.

Первоначально эфорат был учрежден для ограничения  власти царей и их влияния на государственные  дела. “... Ликург придал государственному управлению смешенный характер, но приемники его, видя. 
Что олигархия все еще чересчур сильна ... набрасывает на нее, словно узду, власть эфоров - блюстителей - приблизительно 130 лет спустя после Ликурга, при царе Пеопомпе”.Об этом же свидетельствует приведенная ранее взаимная клятва царей и эфоров.             Согласно преданию, раз в 8 лет эфоры проводили ночь вне дома, наблюдая за небом. Если в эту ночь они не видели звезду, падающую в определенном направлении, это значило, что один из царей подлежит смещению, как не соблюдающий данной им клятвы. 

Информация о работе Общественный и государственный строй Древней Спарты