Общественный и государственный строй Древней Спарты

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 01:36, реферат

Краткое описание

Общественный и государственный строй древней Спарты сильно отличается от других полисов. С одной стороны “община равных”, внутри которой установились отношения, схожие с коммунизмом, с другой - эксплуатируемая масса порабощенного населения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………3
Становление Спартанского государства………………… … 3
Миграция дорийских племен и завоевание Пелопоннеса. …………5
Сложение социальных классов………………………........ 9
Царская власть……………………………......................................13
Архаичные черты в общественной жизни спартиатов………….19

Заключение………………………………………………………. 22 Список используемой литературы……………........23

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 45.42 Кб (Скачать)

 Вторая  Мессенская война, сопровождающаяся  порабощением всего свободного  населения долин, привело к  усилению эфората.       

 Важной  функцией эфоров стал полицейский  надзор за охраной установленной  конституции, в связи с чем  и гражданский суд был передан  из герусии эфорам.            Во время войны два члена коллегии эфоров участвовали в походах для постоянного наблюдения за деятельностью царей. Во время войны они не имели право вмешиваться в распоряжения царей, но после войны могли судить царей. “По возвращению (из Аргоса) [царя] Клеомена привлекли к суду эфоров”          

 Система  спартанского воспитания подлежала  теперь контролю эфоров. Эфоры  же имели право удалять из  Спарты иноземцев. В их руки  перешло и право контроля за  распределением военной добычи, установление налогов и проведение военного набора.

Особенно  важным были функции эфоров по контролю за илотами и периэками. Именно они  устанавливали время начала криптий. Над периэками они получали право  уголовного суда.             Имея право немедленно наказывать любого гражданина, преступившего обычаи Спарты, сами эфоры не подлежали суду и оставались бесконтрольными. 
Таким образом, коллегия эфоров стала постепенно самым влиятельным государственным органом.             В итоге, описав все органы управления древней Спарты, представлявших как упоминалось вначале главы, олигархический, монархический и демократический политические режимы, можно заключить, что реальная власть была сосредоточена в руках эфоров.             Так, в управлении государством принимали участие цари и герусия - два аристократических института власти. Но по причине уравновешивания друг друга, все три института власти создавали особый, присущий Спарте, тип управления - олигархическую республику.            
 
 
 

Глава 5. Архаичные черты  в общественной жизни  спартиатов. 

Архаичные черты в общественной жизни спартиатов             Военный характер спартанского общества способствовал сохранению в среде спартиатов пережитков доклассовых отношений. 
Таким пережитком была значительная обоществленность быта спартиатов, связанная с их полным устранением от хозяйственной деятельности и со столь же полным превращением их в военный господствующий класс.             В быту спартанцев сохранилось много обычаев, восходящи к глубокой древности. Например, архаическая система возрастных классов, которая обнаруживается в недрах спартанского государственного аппарата. В известном смысле политический режим, существовавший в Спарте в V - IV вв. до н.э., можно определить как самую настоящую геронтократию. Важнейшими атрибутами этого режима были такие обстоятельства, как власть совета старейшин, распространявшаяся на все государственные дела, политическая и даже экономическая неправоспособность младших граждан, воспитание подрастающего поколения в духе беспрекословного повиновения старшим по возрасту и т.д. Общие трапезы - сисситии также можно считать архаичной чертой быта, однако смешение возрастов в этих коллективах, схожих с мужскими домами родовой общины было по-видимому, результатом коренной перестройки существовавшей здесь древней системы возрастных классов.    

 Женщины  являлись полными хозяйками в  быту. “Их своеволие и могущество - следствие частых походов, во  время которых мужья вынуждены  бывали оставлять их полными  хозяйками в доме, а потому  и оказывали им уважение ... и  даже называли  “госпожами”.Такое положение женщины явный пережиток матриархата.             Многие обычаи семейной жизни также восходили к первобытнообщинному строю. 
Ярким примером этого может служить обряд заключения брака путем похищения девушки-невесты. Семья в Спарте моногамная, но допускались внебрачные отношения и для мужа, и для жены - пережитки группового брака. Рождение женщиной ребенка от доблестного воина - друга её мужа приветствовалось и государством, и обществом, т.к. 
“... дети вырастают хорошими, коль скоро происхождение их хорошо

Воспитание  детей было подчинено одной задаче - подготовить крепкого и выносливого  воина, в любую минуту готового выступить против илотов.   

По этому  воспитание и обучение являлось одной  из главных государственных забот  и осуществлялось на общественных началах. 
Родители были не в праве сами распоряжаться воспитанием ребенка. Едва мальчики достигали семилетнего возраста, их забирали у родителей и распределяли по отрядам - агелам, где они вместе жили, играли и трудились, причем под словом “трудиться” подразумевалось выполнение гимнастических упражнений. “Агела” - значит стадо. 
В этом названии пережиточно сохранились следы скотоводческого хозяйства дорийцев до их переселения в Лаконию. Таким образом, система совместного воспитания, вероятно, восходит еще ко времени до дорийского вторжения в Лаконию.

Воспитывали и обучали детей педономы - государственные  воспитатели, избранные из числа  наиболее достойных спартиатов. Начальниками агел - агелархами - были мальчики старших  возрастных групп, отличавшиеся рассудительностью, сообразительностью и храбростью в  драках. Дети должны были во всем равняться  на них, исполнять их приказы, молча  повиноваться и молча терпеть  наказания. Таким образом воспитывалась  привычка к строгой дисциплине, которая  считалась высшей добродетелью. “Следуйте  же за вашими предводителями, куда бы они  вас ни повели, соблюдая превыше  всего дисциплину и бдительность, и всегда точно выполняйте приказы военачальников. 
Детей учили говорить немногословно и метко (“лаконизм”), так, что в их словах “едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространные размышления”.

Так же учили пению и музыке. По достижению 20-ти лет юноши получали полное вооружение воинов и вступали в члены одной  из сисситий. Воспитание спартанца  длилось и в зрелые годы. Непрерывные  тренировки и лагерная жизнь, поддерживаемая в мирное время, продолжались до старости.  

 Государство  заботилось о воспитании не  только мальчиков, но и девочек,  так как спартанская община  была заинтересована в том,  что бы дети рождались здоровыми  и сильными и могли стать  в дальнейшем полноправыми воинами.  Несмотря на то, что воспитывались  девочки матерями, они также должны  были выполнять те же упражнения, что и мальчики: бегать, бороться, бросать диск, метать копья.Таким образом, вся жизнь спартанцев была подчинена интересам военизированного государства, что способствовало сохранению архаичных черт в быту. Заключение              

Заключение. 

В результате изучения доступных источников и  учебной литературы можно сделать  следующие выводы о государственном  и общественном строе Спарты.

1.   Процессу сложения спартанского государства предшествовал период завоевания территорий, которые к приходу дорийцев-спартиатов были довольно плотно заселены.

2.   В связи с тем, что сложение спартанского государства происходило в условиях завоевательных походов, образовалась чрезвычайно военизированное государство, полностью подчиненное целям захвата новых земель и удержания в полном повиновении уже захваченных.

3.   Расширение территорий спартанского государства за счет Мессении  способствовало созданию стабильной системы землевладения, основанной на строгом соответствии между числом граждан и наделов - клеров. Такая система землевладения и эксплуатация порабощенного населения - илотов стали основой на которой сформировалась социально классовая структура спартанского общества.

4.   Важную социально - экономическую роль в истории Спарты, сыграли реформы полумифического царя Ликурга, в достоверности личности которого сомневались уже древние авторы. Основательные преобразования, приписываемые ему, приведшие к торможению имущественного расслоения, позволили оформиться “общине равных”, силы каждого гражданина которой были направлены на ведение военных действий внутри и вне полиса. 
 
Преобразования проведенные, по преданию Ликургом, в государственном аппарате, создали довольно сбалансированную систему, не позволявшую установиться в Спарте ни тирании ни демократии. Старые органы управления, относящиеся к периоду военной демократии, сохранили некоторые свои функции, но круг вопросов, входящих в их компетенцию сузился. Вся система спартанского государств была направлена на подавление сопротивления илотов. 
 

Используемая  литература:

  1. Андреев Ю.В. Спартанские “всадники” // ВДИ. - 1969. - № 4
  2. Бергер А. Социальные движения с Древней Спарте. - Москва: Правда, 1936. - 108
  3. Геродот История в 9-ти книгах. - Лененград: Наука, 1972. - 599 с.с
  4. Древняя Греция / Под ред. Струве В.В. - Москва, Наука, 1964. - 503 с.
  5. Каллистова Д.П. - М: Мысль, 1964. - 694 с. Учебная литература
  6. Колобова К.М. Древняя Спарта в X - IV вв. до н.э. - Ленинград, Наука, 1957. - 440 с.
  7. Плутарх Сравнительные жизнеописания: В 3 т. - Москва: АН СССР, 1963- Т.2. - 546 с.  
  8. Фукидид История. - Ленинград: Наука, 1981. - 530 с. 4.  
  9. Хрестоматия по истории Древней Греции

Информация о работе Общественный и государственный строй Древней Спарты