Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 01:36, реферат
Общественный и государственный строй древней Спарты сильно отличается от других полисов. С одной стороны “община равных”, внутри которой установились отношения, схожие с коммунизмом, с другой - эксплуатируемая масса порабощенного населения.
Введение………………………………………………………………3
Становление Спартанского государства………………… … 3
Миграция дорийских племен и завоевание Пелопоннеса. …………5
Сложение социальных классов………………………........ 9
Царская власть……………………………......................................13
Архаичные черты в общественной жизни спартиатов………….19
Заключение………………………………………………………. 22 Список используемой литературы……………........23
Вторая
Мессенская война,
Важной
функцией эфоров стал
Система
спартанского воспитания
Особенно
важным были функции эфоров по контролю
за илотами и периэками. Именно они
устанавливали время начала криптий.
Над периэками они получали право
уголовного суда. Имея право немедленно
наказывать любого гражданина, преступившего
обычаи Спарты, сами эфоры не подлежали
суду и оставались бесконтрольными.
Таким образом, коллегия эфоров стала
постепенно самым влиятельным государственным
органом. В итоге, описав все органы управления
древней Спарты, представлявших как упоминалось
вначале главы, олигархический, монархический
и демократический политические режимы,
можно заключить, что реальная власть
была сосредоточена в руках эфоров. Так,
в управлении государством принимали
участие цари и герусия - два аристократических
института власти. Но по причине уравновешивания
друг друга, все три института власти создавали
особый, присущий Спарте, тип управления
- олигархическую республику.
Глава
5. Архаичные черты
в общественной жизни
спартиатов.
Архаичные
черты в общественной жизни спартиатов
Военный характер спартанского общества
способствовал сохранению в среде спартиатов
пережитков доклассовых отношений.
Таким пережитком была значительная обоществленность
быта спартиатов, связанная с их полным
устранением от хозяйственной деятельности
и со столь же полным превращением их в
военный господствующий класс. В быту
спартанцев сохранилось много обычаев,
восходящи к глубокой древности. Например,
архаическая система возрастных классов,
которая обнаруживается в недрах спартанского
государственного аппарата. В известном
смысле политический режим, существовавший
в Спарте в V - IV вв. до н.э., можно определить
как самую настоящую геронтократию. Важнейшими
атрибутами этого режима были такие обстоятельства,
как власть совета старейшин, распространявшаяся
на все государственные дела, политическая
и даже экономическая неправоспособность
младших граждан, воспитание подрастающего
поколения в духе беспрекословного повиновения
старшим по возрасту и т.д. Общие трапезы
- сисситии также можно считать архаичной
чертой быта, однако смешение возрастов
в этих коллективах, схожих с мужскими
домами родовой общины было по-видимому,
результатом коренной перестройки существовавшей
здесь древней системы возрастных классов.
Женщины
являлись полными хозяйками в
быту. “Их своеволие и могущество
- следствие частых походов, во
время которых мужья вынуждены
бывали оставлять их полными
хозяйками в доме, а потому
и оказывали им уважение ... и
даже называли “госпожами”.Такое положение
женщины явный пережиток матриархата.
Многие обычаи семейной жизни также восходили
к первобытнообщинному строю.
Ярким примером этого может служить обряд
заключения брака путем похищения девушки-невесты.
Семья в Спарте моногамная, но допускались
внебрачные отношения и для мужа, и для
жены - пережитки группового брака. Рождение
женщиной ребенка от доблестного воина
- друга её мужа приветствовалось и государством,
и обществом, т.к.
“... дети вырастают хорошими, коль скоро
происхождение их хорошо
Воспитание детей было подчинено одной задаче - подготовить крепкого и выносливого воина, в любую минуту готового выступить против илотов.
По этому
воспитание и обучение являлось одной
из главных государственных забот
и осуществлялось на общественных началах.
Родители были не в праве сами распоряжаться
воспитанием ребенка. Едва мальчики достигали
семилетнего возраста, их забирали у родителей
и распределяли по отрядам - агелам, где
они вместе жили, играли и трудились, причем
под словом “трудиться” подразумевалось
выполнение гимнастических упражнений.
“Агела” - значит стадо.
В этом названии пережиточно сохранились
следы скотоводческого хозяйства дорийцев
до их переселения в Лаконию. Таким образом,
система совместного воспитания, вероятно,
восходит еще ко времени до дорийского
вторжения в Лаконию.
Воспитывали
и обучали детей педономы - государственные
воспитатели, избранные из числа
наиболее достойных спартиатов. Начальниками
агел - агелархами - были мальчики старших
возрастных групп, отличавшиеся рассудительностью,
сообразительностью и храбростью в
драках. Дети должны были во всем равняться
на них, исполнять их приказы, молча
повиноваться и молча терпеть
наказания. Таким образом воспитывалась
привычка к строгой дисциплине, которая
считалась высшей добродетелью. “Следуйте
же за вашими предводителями, куда бы они
вас ни повели, соблюдая превыше
всего дисциплину и бдительность,
и всегда точно выполняйте приказы
военачальников.
Детей учили говорить немногословно и
метко (“лаконизм”), так, что в их словах
“едкая острота смешивалась с изяществом,
чтобы краткие речи вызывали пространные
размышления”.
Так же учили пению и музыке. По достижению 20-ти лет юноши получали полное вооружение воинов и вступали в члены одной из сисситий. Воспитание спартанца длилось и в зрелые годы. Непрерывные тренировки и лагерная жизнь, поддерживаемая в мирное время, продолжались до старости.
Государство
заботилось о воспитании не
только мальчиков, но и
Заключение.
В результате изучения доступных источников и учебной литературы можно сделать следующие выводы о государственном и общественном строе Спарты.
1. Процессу сложения спартанского государства предшествовал период завоевания территорий, которые к приходу дорийцев-спартиатов были довольно плотно заселены.
2. В связи с тем, что сложение спартанского государства происходило в условиях завоевательных походов, образовалась чрезвычайно военизированное государство, полностью подчиненное целям захвата новых земель и удержания в полном повиновении уже захваченных.
3. Расширение территорий спартанского государства за счет Мессении способствовало созданию стабильной системы землевладения, основанной на строгом соответствии между числом граждан и наделов - клеров. Такая система землевладения и эксплуатация порабощенного населения - илотов стали основой на которой сформировалась социально классовая структура спартанского общества.
4. Важную
социально - экономическую роль в истории
Спарты, сыграли реформы полумифического
царя Ликурга, в достоверности личности
которого сомневались уже древние авторы.
Основательные преобразования, приписываемые
ему, приведшие к торможению имущественного
расслоения, позволили оформиться “общине
равных”, силы каждого гражданина которой
были направлены на ведение военных действий
внутри и вне полиса.
Преобразования проведенные, по преданию
Ликургом, в государственном аппарате,
создали довольно сбалансированную систему,
не позволявшую установиться в Спарте
ни тирании ни демократии. Старые органы
управления, относящиеся к периоду военной
демократии, сохранили некоторые свои
функции, но круг вопросов, входящих в
их компетенцию сузился. Вся система спартанского
государств была направлена на подавление
сопротивления илотов.
Используемая литература:
Информация о работе Общественный и государственный строй Древней Спарты