Общественно-политическая деятельность М.К.Ганди

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:00, контрольная работа

Краткое описание

С того дня прошло более шести десятилетий, но интерес к личности Ганди не ослабевает. Более того, в наши дни, когда, как всегда во время крупных исторических поворотов, "мысль невольно обращается к вопросу о смысле истории", этот интерес заметно возрос. Для нас сегодня особенно важны судьбы тех людей, учение и деятельность которых, ознаменовав переломные этапы общественного развития и высокую степень их осмысления, пережили свое время и создали непреходящие общечеловеческие ценности. К ним относится и Махатма Ганди.

Оглавление

Введение.
I. Основные вехи становления М.К.Ганди как общественного и политического деятеля.
II. Общественные и философские воззрения Ганди.
III.Гандизм.
IV.Формы и методы борьбы.
V. Ганди и ИНК.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Содержание2.docx

— 1.25 Мб (Скачать)

Увы, кампания гражданского неповиновения  закончилась, даже не успев начаться. Еще до истечения срока ультиматума  Ганди узнал о трагедии, случившейся в небольшом местечке Чаура Чаури. Местные жители в ходе кампании несотрудничества сжигали на площади английские ткани и одежды, купленные ими ранее на свои деньги. Отряд полиции начал их разгонять, жестоко избивая участников. На помощь избитым бросились соседи, и полицейские поспешили укрыться от разъяренной толпы в участок. Но это не помогло не контролируя себя, толпа подожгла здание полиции, и 21 человек заживо сгорели.

Соратники Ганди понимают, что он тяжело переживает случившееся убийство, и спешат успокоить его совесть. Их аргументы легко предсказуемы “лес рубят - щепки летят", без крови не достичь свободы, отдельный акт насилия - еще не причина для остановки борьбы, да к тому же движение уже просто нельзя остановить…

И  все же Ганди поступает  так, как поступил в самом начале, три года назад. Он останавливает  сатьяграху.

Мотив предельно ясен. Массы не готовы к ненасильственным действиям. Начать кампанию гражданского неповиновения  сейчас значит спровоцировать тысячи актов насилия, открыть путь слепой всеразрушающей ненависти. Страну зальют кровью.

Да, но ведь освобождение Индии так  близко, возражают ему, другой такой  ситуации не будет долгие годы, страдание  неизбежно, оно очищает, а как  только народ освободится, он устроит  новую прекрасную чистую жизнь, основанную на принципе ахимсы.

Ничего подобного, отвечает Ганди. Народ не знает, как построить  новую жизнь, у него нет никакой  позитивной программы на этот счет. Прогнать англичан еще не значит обрести  свободу. Не умея управлять, освободители ввергнут страну в .хаос. Пока нет конструктивной программы, пока нет представления о том, в какой последовательности какие шаги должен предпринять каждый участник борьбы, поддерживать революционные устремления масс означает вести страну к грандиозным беспорядкам.

Ганди заявлял позже неоднократно, что достижение политической независимости  Индии не является целью сатьяграхи. Антибританское движение лишь средство, помогающее построить новую Индию.

И 16 февраля 1922 года в газете "Young India" вместо призыва начать намеченную акцию гражданского неповиновения появилось известие об остановке сатьяграхи и публичное покаяние Ганди. В знак раскаяния за то, что он призвал незрелых людей к активным политическим действиям, Ганди объявил голодовку (пост).

Сожжение в Чаура Чаури поставило точку на первой в Индии сатьяграхе. Если в разгар движения власти боялись арестовывать Ганди, опасаясь народных волнений, то арест его вскоре после покаяния не вызвал никакого резонанса. 10 марта 1922 года Ганди был заключен под стражу. Суд над ним замышлялся как шоу, призванное продемонстрировать миру образец судебной объективности. Газеты окрестили готовящийся спектакль (в котором планировалось соблюсти все процедурные нюансы) "Великим судебным процессом”. Естественно, что “Великий судебный процесс” проходил под пристальным вниманием прессы. Покаяние Ганди, видимо, вызвало у британцев ложное впечатление, что он морально раздавлен, и пресса, по их мысли, могла бы показать миру самоуничижение лжепророка, восставшего против закона и справедливости. Все, однако, получилось по-другому. Неудачная попытка реализовать идеи сатьяграхи на практике ничуть не поколебала веры Ганди в их истинность. На “Великом судебном процессе" он получил возможность еще раз высказать свой взгляд на теорию и практику ненасилия, и пресса вместо фиксации несостоятельности его взглядов засвидетельствовала их своеобразный триумф.

Ганди вынуждает судей дать ему  максимальный в данном случае срок: шесть лет тюрьмы, хотя такой приговор явно не устраивает англичан. “Преступление” Ганди тянет скорее на несколько месяцев заключения, и строгость приговора опять создаст вокруг Махатмы ореол мученика и привлечет к нему массы. Но им ничего не остается, как следовать навязанной Махатмой логике сатьяграхи не признавать же несправедливыми собственные законы. Доказать, что философия сатьяграхи ложна, порочна, британцам так и не удалось, так что на уровне борьбы идей этот раунд остался за Ганди. Это было его самое длительное заключение. Просидев почти два года, в феврале 1924 года Ганди по состоянию здоровья (в тюрьме у него начался гнойный аппендицит, едва не стоивший ему жизни) был досрочно освобожден. На несколько лет после первой в Индии сатьяграхи он почти отошел от политической борьбы. Третью, последнюю попытку реализовать идеи ненасилия в массовом движении он сделал только спустя восемь лет. Началась эта кампания со ставшего знаменитым, чуть ли не хрестоматийным, Соляного похода.

Как всегда, Ганди сначала пробует  договориться с властями. 30 января 1930 года в "Young India" появляется обращение к вице-королю Индии (им в это время был лорд Ирвинг). Ганди предупреждает о готовящейся сатьяграхе, но предлагает компромисс если вице-король согласится  выполнить требования, состоящие из 11 пунктов (в том числе ликвидировать английскую монополию на соль, освободить всех политзаключенных, уменьшить расходы на военную и гражданскую администрацию, сократить земельный налог и др.), то Ганди отменит сатьяграху. Обращение не услышано.

Снова самый острый вопрос - с чего начать? Слишком велика роль первого  хода. Будет он удачным сатьяграха обретет массовую поддержку, нет -  останется протестом единиц, который легко подавить. Как найти такую форму ненасильственных действий, которая была бы понятна и приемлема для любого неграмотного бедняка? Акция должна быть простой по смыслу и исполнению, чтобы каждый мог принять в ней участие, и в то же время эффективной, чтобы первый заряд энергии участников не пропал впустую.

Наконец, к нему приходит идея. Это  что-то вроде озарения: он видит, чувствует, к чему приведет его замысел, он не сомневается, что нашел правильное решение. Сатьяграха начнется с кампании гражданского неповиновения, которое  выразится в нарушении закона о соляной монополии. Как будет  нарушен закон? Сатьяграхи совершат марш от ашрама на реке Сабармати до берега Индийского океана, где будут выпаривать соль из морской воды. Просто? Чрезвычайно. Любой может прийти на берег океана, набрать в котелок воды, развести огонь л получить соль, нарушив тем самым британскую монополию и присоединившись к кампании гражданского неповиновения. Но насколько это эффективно?

Английских политиков замысел  Ганди просто рассмешил. Лорд Ирвинг назвал это детскими забавами. Выпаривание соли внешне смахивало на алхимическую процедуру получения “философского камня", с помощью которого можно изменить мир. О Ганди так и писали, что он собирается заняться магическими упражнениями вместо реальной работы.

Но не смотря на это 11 марта Ганди и 70 его сторонников вышли из ашрама по направлению к океану. Они останавливались в каждой деревне и устраивали там митинги, призывая население поддержать кампанию гражданского неповиновения. Марш сразу приобрел необычайную популярность. "Небывалой популярности похода Ганди способствовали сами колонизаторы, их пресса, падкая до сенсаций. Изо дня в день страницы газет как в Индии, так и в Англии заполнялись репортажами и фотографиями участников столь необычного марша. Население с энтузиазмом восприняло столь доступный способ выразить свое отношение к правлению британцев. Чем ближе демонстранты подходили к океану, тем яснее англичане понимали, что сатьяграха выльется во что-то большее, чем просто курьез. 6 апреля, в тот самый день, когда в 1919 году началась первая сатьяграха, на берегу океана состоялась символическая процедура выпаривания соли. Этот день был объявлен днем национальной недели. Повсеместно начались акции не сотрудничества и гражданского неповиновения. В крупных городах проходили многотысячные демонстрации за независимую Индию. Тысячи служащих увольнялись с занимаемых постов, не желая сотрудничать с британской администрацией. “Добровольцы Конгресса” специально подготовленные отряды активистов сатьяграхи, которых не без иронии власти называли “лейтенантами ненасилия”, следили за тем, чтобы во время проведения крупных акций не происходило спонтанных вспышек насилия, беспорядков и провокаций.

Реакция властей не отличалась разнообразием. Снова аресты. Только в апреле-мае  арестовано около 60 тысяч членов Конгресса. Высшее проявление насилия расстрелы  мирных демонстраций в Калькутте  и Пешаваре. В Пешаваре несколько  сот человек убиты и ранены. Однако два взвода из полка гархвалийских стрелков отказались стрелять по безоружным, более того, стали брататься с демонстрантами, отдавать им свое оружие. Конгресс расценивает такой поступок как свидетельство проникновения идей ненасилия в массы.

Между тем волнения усиливаются. О  серьезности момента говорит  хотя бы тот факт, что в Бомбей прибывает глава британской тайной полиции. Пытаясь остановить сатьяграху, полиция в ночь на 5 мая (не прошло и месяца с начала “магической  процедуры” выпаривания соли) арестовывает Ганди. Ответом на арест был всеиндийский хартал.

Эта сатьяграха существенно отличалась от предыдущей. Нельзя сказать, что она проходила абсолютна без насилия и все же в целом можно сказать, что индийцы вели борьбу ненасильственно, причем воздерживались от насилия не из страха перед ответными мерами, а по убеждению (чаще под влиянием личности Махатмы), в результате добровольного выбора.

 

 

 

 


 

 

Махатма Ганди  и Джавахарлал Неру - первые лидеры независимой Индии

 

 

V. Ганди и ИНК.

 

Индийский национальный конгресс(ИНК) -  крупнейшая политическая партия Индии. Основана в декабре 1885. В конце 19 в. ИНК не выходил за рамки лояльной оппозиции колониальному режиму; выражал главным образом интересы верхних слоев индийской буржуазии, националистически настроенных князей, помещиков и наиболее зажиточных слоев местной интеллигенции; руководители — Д. Наороджи, Г. К. Гокхале, М. Г. Ранаде и др. В начале 20 в. внутри ИНК сформировалось мелкобуржуазное демократическое направление так называемых крайних (экстремистов) во главе с Б. Тилаком. В 1907 произошёл раскол между «крайними» и «умеренными». «Крайние», вышедшие из ИНК, считали, что целью Конгресса должно быть достижение «свараджа» («самоуправления»), а средством — организация национально-освободительного движения народных масс. «Умеренные» утверждали, что самоуправление может быть достигнуто лишь постепенно, в сотрудничестве с английскими властями. В 1916 «крайние», не сумевшие создать своей сплочённой организации, вернулись в ИНК.        

 Подъём национально-освободительного  движения в Индии в 1918-1922 гг. ознаменовал начало нового этапа в деятельности ИНК, который стал превращаться в массовую партию.

           1921 год является апогеем влияния  Ганди. Он располагает огромной  моральной властью; и, хотя  он этого не ищет, ему дают  в руки почти неограниченную  политическую власть. Народ считает  его святым, его изображают на картинах в виде Шри-Кришны.13 В декабре 1921 г. Всеиндийский Национальный Конгресс облекает его всеми полномочиями, передает ему свои права, предоставляя право избрания своего преемника. Он - бесспорный повелитель индийского народа. От него зависит начать политическую революцию, или даже, если бы он захотел, провести религиозную реформу.

         Став руководителем и идеологом Конгресса   Ганди. начал проводить массовые кампании «ненасильственного несотрудничества» с англо-индийскими властями и кампании «гражданского неповиновения» Устав ИНК, принятый в 1920, провозгласил целью ИНК «достижение свараджа мирными и законными средствами».

            В эти годы, характеризовавшиеся некоторым спадом национально-освободительного движения, Ганди решил не мешать реформистам из свараджистской партии испытать свои силы. С согласия Ганди свараджисты в ходе избирательной кампании в законодательные органы страны выступали от имени ИНК. Образовался, таким образом, политический блок из конгрессистов и свараджистов. На сессии Конгресса в г.Канпуре, состоявшейся в 1925 году, деятельность свараджистов была даже признана основной формой конгрессистской работы. Однако, как и предполагал Ганди, свараджистским путем, законодательной деятельностью, не удалось вырвать хотя бы одну существенную уступку у английской колониальной администрации. Неудачи свараджистов подорвали их влияние в буржуазно-помещичьих кругах, на которые они опирались, и на выборах 1926 года свараджисты потерпели поражение.

В течение пяти лет Ганди, как считается, самоустранился от непосредственной политической деятельности, он кропотливо налаживал связи с различными слоями населения.

Внутриполитическое положение  в Индии развивалось не изолировано  от общей международной обстановки. Это хорошо понимали лидеры индийского освободительного движения и прежде всего, разумеется, Махатма Ганди. В 1925 году не без его участия на сессии ИНК в Канпуре была принята специальная резолюция о создании под началом Всеиндийского комитета Конгресса «иностранного департамента», призванного защищать интересы индийцев за рубежом, разъяснять позицию ИНК в отношении британского господства в Индии.

В этот период Ганди пристально наблюдал и за деятельностью Неру, и ему не все нравилось из того, что тот предлагал. Вождь расходился с ним в постановке очередности  задач, в терминологии, которая, как  казалось ему, у Неру слишком европеизирована  и академична. Однако открыто, на заседаниях ИНК, Ганди не выступил с критикой Неру ни по одному из предложений. По содержанию большинство из них не вызывало принципиальных возражений у Махатмы, если не считать  предложения Дж. Неру о присоединении ИНК к Антиимпериалистической лиге. Это предложение не нашло поддержки ни со стороны Ганди, ни со стороны умеренных конгрессистов и не было принято. Вместе с тем Махатма Ганди горячо одобрял резолюции, отражавшие внешнеполитическую линию ИНК. Одна из них содержала протест против использования Англией индийских войск в Китае, Месопотамии и Персии. Мадрасская сессия ИНК приняла специальную резолюцию, разоблачавшую захватнические планы Англии. Конгресс потребовал от Англии положить конец своим военным приготовлениям.

Дж. Неру был готов торжествовать  победу: мадрасская сессия приняла предложенную им резолюцию о предоставлении Индии полной независимости. Делегаты сессии, поддавшись энергичному напору Неру, проголосовали за нее почти единогласно. Наконец-то у ИНК была ясная программа деятельности. Однако вскоре автор резолюции и его сторонники из левого крыла ИНК с огорчением обнаружили, что победа была мнимой: большинство умеренных понимали эту резолюцию и толковали термин «полная независимость» как требование предоставления Индии самоуправления в рамках Британской империи. Таким образом, резолюция о независимости хотя и не отменялась, но фактически сводилась на нет.

Информация о работе Общественно-политическая деятельность М.К.Ганди