Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:45, контрольная работа
В летописи тех времен отмечают, что с тех пор, как московский князь получил от хана великокняжеское звание, Северная Русь начала отдыхать от постоянных татарских погромов, какие она терпела. Повествуя о возвращении Калиты от хана в 1328 г. с пожалованием, летописец прибавляет: "...бысть оттоле тишина велика по всей Русской земле на сорок лет и престаша татарове воевати землю Русскую". Это, очевидно, заметка наблюдателя, жившего во второй половине XIV в.
Введение………………………………………………………………………....
1) Предпосылки образования русского централизованного государства…….
2) Основные этапы процесса объединения и централизации…………………
3) Государственный механизм…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованной литературы………………………………………….
В конце XV - начале XVI вв. завершился процесс складывания единого
Российского государства. Начавшись как средство борьбы с ордынской зависимостью, этот процесс постепенно приобрел самостоятельное значение, выйдя за рамки национально-освободительного движения. Московское государство сформировалось на весьма шатком экономическом основании, в условиях отсутствия серьезных внутренних стимулов к объединению. В известной степени объединение было преждевременным. Поэтому государству фактически пришлось взять на себя, помимо традиционных функций управления, и выполнение задачи создания необходимых для этого предпосылок.
3. Государственный механизм.
С падением власти удельных князей великий князь стал подлинным властелином всей территории государства. Таким образом, централизация государства явилась внутренним источником усиления великокняжеской власти. Центральную власть в стране осуществляли великий князь, Боярская дума, дворцовые учреждения и дьяческий аппарат. В компетенцию великого князя входило издание распоряжений законодательного характера, право назначения на высшие государственные должности, ведение великокняжеского суда - высшей судебной инстанции. Великим князем возглавлялись наиболее значительные военные походы. И все же великого князя всея Руси конца XV-начала XVI в., нет оснований представлять- как это зачастую делается в современной исторической литературе, государем - абсолютистом или, более того, образчиком восточного деспота. Даже Василий III выглядел в главах современников "всея Руси земля государем государь". Великие князья не столько возвышались над удельными и прочими князьями, сколько были первыми среди равных. Кроме того, пишет А.А.Зимин, "власть великого князя ограничивалась прочными традициями, коренившимися в патриархальности представлений о характере власти, которые имели к тому же религиозную санкцию. Новое - пробивалось с трудом и прикрывалось стремлением жить, как отцы и деды".
Традиции
настолько довлели над ними, что,
не имея возможности
К концу княжения Ивана III в пределах самого Московского княжества оставался лишь один удел. Но великий князь в завещании "одаривает" уделами не только Василия, но и четырех младших братьев. Правда, ставший великим князем Василий получает, значительно большую часть территории, чем его братья - удельные князья вместе взятые (66 городов, а братья всего 30). Только он наследует выморочные (без наследников) уделы и только его детям может принадлежать великое княжение, от которого заранее отказались братья. К концу княжения Василия III уделов осталось всего лишь два: Дмитриевский, где княжил Юрий Иванович, и Старицкий, принадлежавший Андрею Ивановичу. И все же опасность выступлений удельных князей сохранялась.
Что же касается личности
твердостью
и последовательностью в
Во всех государственных делах великий князь координировал свои предложения с мнением Боярской думы – совещательным органом, ставшим теперь постоянным. В конце XV в. дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих. Численный состав был небольшим.Боярство было представлено людьми из старых московских боярских фамилий. В среде этих бояр в XV в. сложились местнические отношения, которые регламентировались не родовитостью (это определить было невозможно), а службами предков. С присоединением земель в состав бояр стали входить князья прежде независимых княжеств ("княжата"), что означало снижение их социального статуса. Окольничьи стояли несколько ниже бояр, но также принадлежали к ближайшему окружению великого князя, будучи советниками и судьями. При Василии III в думу входят уже "великие" или "введеные" дьяки (позже они стали называться "думными дьяками"), а также представители московского дворянства - "думные дворяне".
Во второй половине XV в. начинает
складываться исполнительная
Еще одним источником
В конце XV-начале XVI вв. в государственном управлении значительную роль начинают играть неродовитые, но грамотные чиновники - дьяки. Они стали реальными исполнителями предначертаний великокняжеской власти, образовав первоначально аппарат Боярской думы. Казны и дворца, а затем и приказов. Специализируясь на выполнении определенных поручений (финансовых, дипломатических, военных), дьяки подготовили создание органов управления с новым функциональным, а не территориальным распределением дел. Однако значение первых ростков приказной системы нельзя преувеличивать, тем более, что первоначально число составляло всего 50 человек, а при Иване III не более 200 человек.
Объединение русских земель не означало их полного слияния ни в политическом, ни в экономическом отношении, хотя параллельно с формированием центральных органов власти в Москве происходили изменения и в органах власти на местах. С присоединением к Москве удельных княжеств-земель, одни удельные князья, сохраняя суверенитет, вынуждены были повиноваться, другие перешли на положение великокняжеских слуг и становились наместниками и воеводами. Такие князья назывались служебными князьями.
Во владениях
удельных князей сохранялась
система управления, сложившаяся
в XIV-XV вв. Средоточием управления
был княжеский дворец, состоявший из хозяйственно-административных
ведомств. Крупнейшими из них были ведомства
дворского, казначея, конюшего и оружейного.
Общее название этих управителей - "введенные
бояре". Из них же состояла и "княжеская
дума", не являвшаяся постоянным органом
и созывавшаяся князьями по мере надобности.
В ведении удельных князей был суд по "земельным"
и "разбойным" делам, а их даньщики
собирали в удельную казну пошлины и поборы.
Таким образом, удельным князьям предоставлялась
довольно большая свобода действий во
внутренних делах, чего не скажешь о внешнеполитической
сфере, в которой устанавливалось полное
их подчинение московскому князю. Что
касается территории, управляемой служебными
князьями, то они становилась административно-
Московские великие князья, посылая наместников, иногда давали им особые уставные грамоты, в которых фиксировались пределы прав кормленщиков, их обязанности по отношению к населению. Так, еще в 1397г. Василий Дмитриевич дал такую грамоту всему населению Двинской земли - от "бояр двинских" до "всех своих черных людей". Она гарантировала право обращения к великокняжескому суду любого человека в случае злоупотребления чиновников.
Еще более
широко регламентировала
Двинская и Белозерская
стороны, а с другой - признание центром большой значимости в местном управлении общинных организаций. Ю.Г.Алексеев отмечает: "Хотя уставная грамота непосредственно обращена к населению только одного уезда, перед нами документ принципиального значения. Грамоту можно рассматривать как типовую... Видимо, предполагалось подобные грамоты дать и другим уездам Русского государства". Некоторые нормы и положения грамот вошли в первый общерусский свод законов Московской Руси - Судебник 1497 г.
На рубеже XV-XVI вв. в городах создается
институт городовых
С конца XIV в. начинается острое
политическое противостояние
Вторая половина XIV-XVI вв. - время острых религиозных споров.
Заключение.
XIVв. - начало XVI в. - важный период истории Русского государства и права. В это время закладывается фундамент государства, которое станет в ряд ведущих мировых держав. Побеждает наиболее типичная форма правления – монархия, поглощающая феодальные республики. Образованию централизованного государства соответствуют заметные сдвиги в развитии права. Появляются новые крупные законодательные акты.
Создание единого государства создавало благоприятные условия для экономического, социального и культурного развития русского народа.
Благодаря ликвидации раздробленности Россия расширила свою территорию, добилась независимости и стала проводить самостоятельную внешнюю политику, превратившись в субъект международных отношений.
Освобождение от ига и создание независимого государства оказало огромное влияние на развитие национального самосознания.
Однако исторические
особенности развития российской цивилизации
привели к складыванию
Список использованной литературы
1. История государства и права России. Учебник/Под. Ред. Ю. П. Титова. – М.: ООО «ТК Вельби», 2003.
2. История государства
и права СССР Ч.1. Под. Ред.
О. И. Чистякова, И. Д.
3. История государства и права России: Учебник для вузов/Г75. Под. Ред. С. А. Чибиряева – 1998.
4. Зимин А. А. Россия на рубеже XV – XVI столетий – М., 1982.
5. Исаев И. А. История
государства и права России/
Информация о работе Образование и укрепление единого российского государства ( 15-16 вв.)