Образование Древнерусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 12:13, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: описать особенности возникновения древнерусского государства. Для этого в работе будут решаться следующие задачи:
1. Общее представление о наших предках, о предгосударственных формах восточных славян, на основе которых возникло древнерусское государство
2. Образование Древнерусского государства. Первые киевские князья.
3. Социально-экономическое развитие Киевской Руси;
4. Основные направлениях внутренней и внешней политики государства;
5. Религия
6. Основные направления культуры Киевской Руси

Файлы: 1 файл

кр История 2 вариант.docx

— 41.97 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской федерации

НОУ ВПО Уральский Финансово-Юридический Институт

Юридический факультет

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«История»

2 вариант

Тема: «Образование Древнерусского государства. Первые Киевские князья: внутренняя и внешняя политика.»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса

Группа Ю-0812

Никитин Илья Алексеевич

Проверил: к.ф.н. доцент

Мелешина Светлана Николаевна

 

Екатеринбург 2014 г.

                                                                                                                                                                             

 

Введение

 

 
 
 
Цель данной работы: описать особенности возникновения древнерусского государства. Для этого в работе будут решаться следующие задачи: 
 
1. Общее представление о наших предках, о предгосударственных формах восточных славян, на основе которых возникло древнерусское государство 
 
2. Образование Древнерусского государства. Первые киевские князья. 
 
3. Социально-экономическое развитие Киевской Руси; 
 
4. Основные направлениях внутренней и внешней политики государства; 
 
5. Религия

6. Основные направления  культуры Киевской Руси 
 
Завоевание и подчинение славянских, а также соседних с ними племён новому политическому центру, которым стал Киев, было отличительной чертой начального этапа Древнерусского государства. Так складывалась его территория. Наиболее ранние летописи начинали свое изложение, видимо, с изложения Кия – основателя Киевского княжества и города Киева. Легенда о возникновении Киева (о его построении Кием, Щеком, Хоривом) возникла до 9 в., т.к. она оказалась записанной в армянской хронике уже в 8 в. Другие летописцы началом государственности на Руси считали «призвание варягов» во второй половине 8 в. Они утверждали, что создателями русского государства были норманны. 
 
Христианство с его учением о божественности власти идеологически укрепило феодальный строй и авторитет государства. Укрепились позиции самого Владимира, незаконнорожденного сына Святослава. Благодаря принятию христианства Русь ближе познакомилась с византийской культурой, восприняла наследие античности. Повысился международный престиж киевского князя, что способствовало сближению Руси с другими государствами. 
 
 
 
 
 
 
                                       
1. Восточные славяне в древности 
Известно, что нашими предками являются славяне. 
 
 
 
Предыстория восточных славян уходит своими корнями в глубокую древность. Археологи прослеживают следы предков славян с 3 тыс. до н.э. Тогда эти племена жили ещё материнским родом, но уже знали мотыжное земледелие и скотоводство. 
 
Археологические находки свидетельствуют, что в Восточной Европе среди славянских земель особенно выделялось Среднее Преднепровье, будущее ядро Киевской Руси. Здесь развивалось плужное земледелие, скотоводство, ремесло. Развивалась торговля. Славяне торговали хлебом с римскими городами (найдено много кладов римских монет 2 – 4 вв., закрытых, вероятно, во время набегов враждебных племён). 
 
Во 2- 4 вв. у славян был достаточно высокий уровень развития общества. Может быть, в наиболее передовых районах даже складывались рабовладельческие отношения. Но в основной массе славяне находились на стадии родоплеменного быта. Основной ячейкой общества была родовая община, перерастающая в это время на юге в соседскую, территориальную. 
 
В 6 – 7 вв. завершился период праславянской истории. Произошло складывание современных славянских народов, образование общественных классов, возникли первые государственные образования: сначала у южных, а потом у западных славян и восточных славян. В середине 3 в. племен Восточной Европы, среди которых были и славяне, совершали походы в трех направления: по Дунаю; по западному берегу Черного моря (от Днестра до Эллады); через Крым и Керченский пролив на восточное побережье Черного моря (до Трапезунда). Среди славянских древностей 3 – 4 вв. в Киевской земле и на Оке встречаются дорогие золотые вещи, свидетельствующие о связях с Причерноморьем, и о богатстве славянских вождей. [1, с.15] 
 
 
 
 
                              
2. 
Образование древнерусского государства 
 
К 9 в. восточнославянские племена имели пашенное земледелие, частную собственность на орудия труда и земельные угодья, развитое ремесло и торговлю. У них возникли города, самым древним из которых был Киев (возник около 5 в.), позже возникли Новгород (упоминается в летописи под 859 г.), Смоленск (863 г.), Псков, Изборск, Полоцк, Чернигов, Муром и др. 
 
Вопрос о возникновении русского государства интересовал историков-летописцев 11 – 12 вв. Наиболее ранние летописи начинали своё изложение, видимо, с княжения Кия – основателя киевского княжества и города Киева. Легенда о возникновении Киева (о его построении Кием, Щеком и Хоривом), возникла до 11 в., т.к. она оказалась записанной в армянской хронике уже в 8 в. 
 
Другие летописцы началом государственности на Руси считали «призвание варягов» во второй половине 9 в. Немецкие учёные Байер, Миллер и Шлецер, работавшие в России в 18 в., создали теорию о несамостоятельном развитии русской государственности. Они утверждали, что создателями Русского государства были норманны. Славяне, согласно этой теории, в 9 – 10 вв. были ещё совершенно дикими людьми, не знавшими ни земледелия, ни ремесла, ни осёдлых поселений, ни военного дела, ни правовых норм. Всю культуру киевской Руси они приписывали варягам и даже само название государства связано с варягами. 
 
Первым против этой теории, получившей название норманнской, выступил М. В. Ломоносов, начав двухвековую полемику о возникновении Русского государства. Историки России (от Карамзина до Соловьёва) приняли норманнскую концепцию, т.к. её поддерживала царствующая династия Романовых. В 20 веке противники этой теории нашли немало доказательств её несостоятельности.  
 
Наиболее известный исследователь Киевской Руси Б. А. Рыбаков считает, что норманнская теория – это не только не теория, но её нельзя назвать и гипотезой, т.к. в ней «нет ни научности, ни аргументации, ни анализа источников, ни обзора всех известных фактов». 
 
Так как же возникло Русское государство? Согласно историкам антинорманнистам, оно сложилось из 15 крупных населённых восточными славянами областей. 
 
 
 
Около 6 в. возник Русский союз, включавший Полян, Северян, Русь и Уличей.

Позже появились такие племена, как Древляне, Дреговичи, Вятичи, Ильменские славяне, Кривичи, Радимичи, Тиверцы.

 Он был устойчивым  и длительным, т.к. на его пространстве  сложилась сходная культура и  начала формироваться русская  народность. Формирование древнерусской  народности шло параллельно со  складыванием государства. 
 
В состав древнерусской народности, жившей на территории от Ладожского озера до Чёрного моря и от Закарпатья до средней Волги, постепенно вливались мелкие иноязычные (неславянские) племена попавшие под воздействие русской культуры: меря, весь, чудь, остатки скифо-сарматского населения на юге, некоторые тюркоязычные племена.  
 
 
 
Таким образом, древнерусское государство сложилось независимо от варягов, в результате закономерного развития общества. 
 
А было ли в нашей истории влияние норманнов? Был ли Рюрик ? 
 
Да, Рюрик – лицо реальное, историческое. Он – отец киевского князя Игоря. Но был ли он варягом – неизвестно. В скандинавских и немецких письменных источниках его имени нет. Есть мнение, что он мог быть и славянином. Но норманны (варяги) в нашей истории были, и этого отрицать нельзя. В 9 в. они раскатывали по всей Европе, держали в страхе Англию, Францию, Италию и другие страны.  
 
Русские земли их привлекали своим богатством, связями с Византией и Востоком. Варяжские князья захватывали власть и на Руси. Но на Руси варяги быстро ославянились. В северных сагах сохранились сведения о богатствах Киева и Руси, которую там называли «страной городов». Антинорманнисты считают, что серьёзного влияния на развитие исторических процессов и на русскую культуру варяги оказать не могли, поскольку ни в языке, ни в культуре это влияние не прослеживается. 
 
При всех спорах и неясностях достоверно одно – в 9 в. государственность у восточных славян уже существовала. Объединение земель вокруг Киева было уже государством. 

В 882году, по летописной хронологии, князь Олег- родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода  на юг, по пути захватив Смоленск и Любеч,  установив там свою власть и поставив на княжение своих людей. Далее Олег с новгородским войском и наёмной варяжской дружиной захватил Киев, убил правивших там Аскольда и Дира  и объявил Киев столицей своего государства («И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: „Да будет Киев матерью городов русских.»);  господствующей религией было язычество, хотя в Киеве уже существовала и христианская община.

Олег военным путём распространил свою власть на земли древлян  и северян, а радимичи приняли условия Олега без борьбы.

В результате походов на Византию  были заключены первые письменные договоры в 907  и 911 гг , предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов.

Согласно летописной версии, Олег  правил более 30 лет. Умер в 912 году, как известно, «от коня своего»

 

Престол занял князь Игорь – сын Рюрика.Игорь совершил два похода на Византию. Первый, в 941году завершился неудачно. Ему предшествовала также неудачная военная кампания против Хазарского Каганата в ходе которой Русь, действуя по просьбе Византии, атаковала хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но была разбита хазарским полководцем Песахом и повернула оружие против Византии. Второй поход на Византию произошёл в 944 году . Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю. В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян.

После убийства Игоря, реальная власть, в силу малолетства сына Святослава, оказалась в руках его вдовы Ольги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство. Произошло это в 957 году в Византии.

В 946 году Ольга подавила восстание Древлян, по полной отомстила им за убийство Игоря, в следствие чего Древляне возобновили выплату дани.В этом же году она провела налоговую реформу, установив размер дани (уроки) и создала крепости на пути полюдья (погосты). . Реформа содействовала централизации великокняжеской власти и ослаблению власти племенных князей.

В 962 году возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым мероприятием стало подчинение Вятичей, которые последними из всех восточнославянских племён продолжали платить дань хазарам. В 965году Святослав совершил поход на Хазарский каганат и взял штурмом столицу г Итиль .  Возможно, с этим походом связано и утверждение Руси в Тмутаракани. Также Святослав осуществил два похода в Болгарию, где намеревался создать собственное государство со столицей в придунайской области. За его пристрастие к завоеваниям его прозвали «Александр Македонсий Восточной Европы» Он был убит в бою с Печенегами по возвращении в Киев из неудачного похода на Византию в 972 году.

После смерти Святослава между его сыновьями разгорелась междоусобица за право на престол. Старший сын Ярополк стал великим киевским князем,Олег  получил древлянские земли, а Владимир — Новгород. В 977 году Ярополк разбил дружину Олега, а сам Олег погиб. Владимир бежал «за море», но вернулся через два года с варяжской дружиной. В ходе междоусобицы Владимир Святославич отстоял свои права на престол. При нём завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены Червенские города и Карпатская Русь.

При князе Владимире в 988 году официальной религией Руси становится христианство. Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей, гарнизоны которых набирал из «лучших мужей» северных племен. Именно во времена Владимира происходит действие многих русских былин , повествующих о подвигах богатырей

Владимир получил прозвище «красное солнышко»

После смерти Владимира на Руси произошла новая междоусобица. Святополк Окаянный в  убил своих братьев Бориса и Глеба. Сам Святополк дважды потерпел поражение и умер в изгнании.Борис и Глеб  в  были причислены к лику святых.

Правление Ярослава Мудрого (1019-1054) стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Разворачивается интенсивное каменное строительство. Ярослав перебрался из Новгорода в Киев и нанёс в 1036 году поражение печенегам, после чего их набеги на Русь прекратились

 

 
 
           
3.Социально-экономическое развитие  Киевской Руси 
 
 
Основу хозяйства Руси составляло пашенное земледелие. Техника была достаточно совершенной для того времени: на юге пахали оралом и плугом с парной упряжкой волов, на севере и в лесистых районах – сухой, в которую запрягали одну лошадь. Земледелие играло огромную роль, это видно из названий: засеянные нивы назывались «жизнью», а основной злак для каждой местности «житом» (от глагола жить). Об этом свидетельствуют и древние языческие обряды, и годовой цикл языческих праздников: всё было связано с земледелием. В 9 – 10 вв. стала применяться переложная система. На Руси было в этот период известно двух- и трёхполье с яровым и озимыми посевами. В лесных районах сохранялось подсечное земледелие. Крестьяне занимались также рыбной ловлей, охотой бортничеством. 
 
Крестьянская соседская община (мир или вервь) могла состоять как из одного большого села, так и из ряда разбросанных сёл и деревень. Члены общины были связаны с круговой порукой: взаимной ответственностью за уплату дани за преступления. 
 
Феодальная собственность на землю возникла в процессе роста имущественного неравенства в связи с переходом части пахотной земли, которая была общинной собственностью, в индивидуальное владение отдельных крестьянских хозяйств. Развитие производительных сил и рост частной собственности на землю привели к образованию двух классов – феодалов и зависимых крестьян. Росту феодальной собственности способствовали прямые захваты феодалами крестьянских земель. 
 
Феодальная вотчина состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от неё крестьянских «миров». Усадьба была укреплена и называлась иногда «градом», т.е. крепостью. В усадьбе находились двор и хоромы господина, дома его управляющих и дворовых слуг, мастерские ремесленников, обслуживающих барское хозяйство. 
 
Военные слуги феодала составляли его войско, а старосты, тиуны, ключники – его административный аппарат и полицию. Во главе вотчины стоял огнищанин – управляющий всем хозяйством. 
 
Крестьян называли смердами. Часть смердов не была в личной зависимости и эксплуатировалась феодальным государством. Часть пошла в кабалу к феодалам и работала на их земле. Все работавшие на феодала люди (рабы-холопы, задолжавшие крестьяне, люди, искавшие покровительства) назывались челядью. Временно зависимых крестьян называли закуп (это был смерд, обратившийся за помощью к феодалу и получивший от него участок земли и «купу» - ссуду деньгами или инвентарём, семенами, тягловой силой). Попытка закупа убежать от господина превращала его в холопа. Источниками холопства были также плен, женитьба на рабе, вступление в должность тиуна без специального договора с господином. 
 
Среди зависимых людей известны рядовичи – заключившие с феодалом какой-то договор, «ряд» и выполнявшие работы в вотчине. Существовали также другие категории зависимого населения: изгои – люди, прервавшие связь с общиной, пущенники или прощенники, отпущенные на волю рабы и др. 
 
После принятия христианства особым видом феодальной собственности стало церковное и монастырское землевладение. 
 
Важно значение имели города. В летописях 13 в. упомянуто 224 города. Горожане сохраняли связь с сельским хозяйством – они занимались земледелием и скотоводством. 
 
Внутренняя торговля была развита слабо, т.к. её не стимулировало натуральное хозяйство. Зато внешняя торговля процветала. Русские купцы ходили вооружёнными караванами и торговали с Византией, Закавказьем, Средней Азией.   
 
 
   4. 
Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси 
 
Древнерусское государство было раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял киевский князь, при котором был совет из других из других князей и дружинников – Боярская дума. У князя была дружина, которая делилась на старшую и младшую. 
 
Боярство формировалось из местной племенной знати, которая уже владела землёй при вступлении в старшую дружину князя. 
 
Княжеские дружинники осуществляли суд, сбор дани, укрепляли власть князя над населением, расширяли территорию государства. Дружинники получали от князя право на доходы (в виде дани) с населения целых территорий, входивших в состав государства. Большая часть дружинников становилась земельными собственниками и вела хозяйство путём эксплуатации закабаляемых крестьян. Младшая дружина составляла низший слой феодалов, близкий к позднейшему дворянству. 
 
Военные силы князя киевского состояли из войск вассальных князей и бояр и из собственной дружины. В особых случаях собиралось народное ополчение. 
 
 До 11 в. внутренняя политика Древнерусского государства известна недостаточно. Основными задачами внутренней политики были: укрепление внутреннего единства государства и сбор дани. После объединения восточнославянских племён всё население было обложено данью. Из источников известно, что в княжение Ольга (879 - 912) были объединены земли киевских полян, новгородских словен, кривичей, северян и радимичей. При Игоре (912 - 945) были подчинены древляне, уличи и тиверцы. При сыне Игоря Святославе (962 - 972) были присоединены вятичи. При Владимире Святославиче (980 - 1015) в состав Киевского государства были включены «червенские» города на западе и Карпатская Русь. 
 
Киевские князья и их дружинники собирали с населения дань. Ежегодно в ноябре князья отправлялись в объезд по славянским землям, кормясь там в течении зимы. В апреле, когда вскрывался Днепр, они возвращались в Киев с данью. Во время такого объезда на земле древлян в 945 г. был убит князь Игорь, попытавшийся собрать дань вторично. Его вдова, княгиня Ольга, определила нормы повинностей «урок», наметила административные центры сбора дани «становища» и «погосты». [7, с.45] 
 
Внешняя политика Киевской Руси довольно активна. Ее основные задачи: расширение территории, развитие торговых отношений с соседями, захват и охрана новых торговых путей, охрана своей территории. 
 
Восточное направление внешней политики было наиболее активным и опасным делом для Руси, т.к. здесь приходилось иметь дело с кочевыми племенами, вести постоянную борьбу за сохранение своих территорий и охранять торговые пути. Хазарский каганат держал в своих руках устье Дона, Керченский пролив, устье Волги, т.е. важнейшие пути пересечения торговых путей. Хазария жила за счёт торговых пошлин и грабежей. В начале 10 в. русские дружины овладели Керчью и Хазарским островом. В 965 г. Святославу удалось полностью разгромить Хазарский каганат, после чего Нижний Дон был вновь колонизован славянами. Город Тмутаракань на Чёрном море стал форпостом Руси. Здесь образовалось русское княжество, в состав которого входили племена Северного Кавказа – предки осетин и адыгейцев (ясы и касоги). В конце 9 – 10 вв. русские дружины совершили ряд походов на Каспий и в страны Кавказа. Эти походы дали возможность открыть новые торговые пути в страны Востока. 
 
В устьях рек, впадающих в Чёрное море, стояли русские города: Олешье (в устье Днепра), Белгород (в устье Днестра) и др. Византия стремилась ограничить влияние Руси в Причерноморье. Для подчинения Руси она пыталась использовать кочевников. Русских князей привлекали богатства Византии. Поэтому юго-западное направление внешней политики Руси тоже исключительно активное. 
 
Известно, что на Византию ходили с дружинами Аскольд и Дир. После захвата власти в Киеве и создания Киевского государства (882 г.) в 907 и 911 гг. Олег ходил на Константинополь и подписал выгодный для Руси договор. В 944 г. Игорь после неудачного похода против Византии подписал новый договор, который был менее выгоден для Руси. 
 
Но не только военными походами славятся отношения Руси и Византии. Ольга (945 - 957), правившая после смерти мужа, посетила Византию, встретилась с императором. Известно, что Ольге были оказаны неслыханные почести. Возможно, императору нужен был в то время союз с Русью? Безусловно, эта поездка повысила статус Русского государства в тогдашнем мире. 
 
Святослав вёл войны с врагами Руси во всех направлениях, но более всего он стремился защитить интересы Руси на юге. Однако его поход на Балканы в конечном итоге закончился неудачно. По условиям мирного договора русские должны были уйти из Болгарии и не вмешиваться в болгаро-греческие отношения. На обратном пути в Киев, на днепровских порогах печенеги, по наущению Византии, разбили часть русского войска и убили Святослава. Но несмотря на поражение и не выгодный договор, Киевская Русь не дала Византии возможность оттеснить её от побережья Чёрного моря. 
 
На севере внешняя политика Руси была мирной: Новгород торговал с Европой, варяги служили русским князьям, финно-угорские племена либо отходили под натиском славян дальше на север, либо ассимилировались славянами и сливались как составная часть в древнерусскую народность. 
 
 
 
 
                    
5.Идеологическое оформление Древнерусского государства. Религия. 
 
До образования государства у Славян Было распространено язычество. 
 
Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Главным богом был, по-видимому, Род, бог неба и земли. Он выступал в окружении женских божеств плодородия — Рожаниц. Важную роль играли также божества, связанные с теми силами природы, которые особенно важны для земледелия: Ярило — бог солнца (у некоторых славянских племен он назывался Ярило, Хорос) и Перун —бог грома и молнии. В России, до введения христианской веры, первую степень между идолами занимал Перун, бог молнии, которому славяне еще в VI веке поклонялись, обожая в нем верховного Мироправителя. Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, а в Новгороде над рекою Волховом был деревянный, с серебряною головою и с золотыми усами.  Известны также «скотий бог» Волос,  или Белее, Даждьбог, Стрибог, Самаргла, Сварог (бог огня) Мокоша (богиня земли и плодородия) и др. Богам приносили жертвы, иногда даже человеческие. Языческий культ отправлялся в специально устроенных капищах, где помещался идол. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы — волхвы и кудесники. Язычество сохранялось и в первое время существования Древнерусского государства, а его пережитки сказывались еще несколько веков. После образования Киевской Руси язычество продолжало существовать. Постепенно в языческом пантеоне произошли изменения: главным божеством князей и воинов стал бог грозы Перун, который превратился в славянского Марса (бога войны). Именем Перуна клялись послы, скреплялись дипломатические договоры. Порядок в славянском пантеоне богов навёл князь Владимир  
 
 Он был хорошим полководцем и умным государственным деятелем, подлинным реформатором. Владимир расширил границы государства, укрепил связь между его отдельными частями, построил на границах сильные крепости, усилил гарнизоны, стабилизировал положение внутри страны. Одной из его реформ была религиозная: попытка сделать язычество общей религией для всего государства, а Перуна главным богом славян. Но вскоре Владимир понял, что эта попытка не удалась, т.к. славяне клялись Перуном, но по-прежнему верили своим племенным богам и им поклонялись. Необходимо было идеологически укрепить государство и принять одну из монотеистических религий, которые тогда уже были хорошо известны на Руси. Представители разных конфессий проживали в Киеве. Но принять в тех условиях религию от какого-либо государства означало стать вассалом этого государства. Владимиру удалось обойти это правило благодаря удачно сложившейся международной обстановке. Владимир установил добрые отношения с Византией, которую разделили внутренние противоречия (там шла ожесточённая борьба за престол). Христианство с его учением о божественности власти идеологически укрепило феодальный строй и авторитет государства. Укрепились позиции самого Владимира. Благодаря принятию христианства Русь ближе познакомилась с византийской культурой, восприняла наследие античности. Повысился международный престиж киевского князя, что способствовало сближению Руси с другими государствами. С 988 г. на Руси началось утверждение христианства. Население вначале открыто сопротивлялось новой религии, и её приходилось утверждать в буквальном смысле «огнём и мечём». Известен случай, когда восстали новгородцы, и это восстание было жёстко подавлено Добрыней (дядей Владимира) и Путятой (тысяцким Владимира). Но и после крещения Русь не сразу стала православной. После того как христианство стало на Руси официальной религией, церковь получила от князей крупные земельные пожалования и десятую часть от государственных доходов. В церковно-административном отношении Русь делилась на епархии во главе с епископами, подчинявшимися киевскому митрополиту. Епископы обладали правом суда над служителями культа и зависимыми от церкви людьми, а по церковным делам – над всем населением страны. Духовные феодалы составили сильную группу господствующего класса на Руси.   
 
6. Культура Руси

 
  Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не стала монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотности среди слоёв городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде и других городах. Это письма, памятные записки, учебные упражнения и т.п. Письмо, таким образом, использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Простые горожане оставляли многочисленные записи на стенах церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов.

В становлении древнерусской литературы большую роль сыграл фольклор. Устная поэзия оказала большое влияние на художественные особенности и идейную направленность письменной литературы, на формирование древнерусского языка. Характерной особенностью русской средневековой литературы является её ярко выраженная публицистичность. Памятники литературы являются одновременно и памятниками общественной мысли. В основе их содержания лежат важнейшие проблемы общества и государства.

С принятием христианства Древняя Русь была приобщена к книжной культуре. Развитие русской письменности постепенно стало основой для возникновения литературы и было тесно связано с христианством. Несмотря на то, что письменность была известна в русских землях и ранее, только после крещения Руси она получила широкое распространение. Также она получила основу в виде развитой культурной традиции восточного христианства. Обширная переводная литература стала основой для формирования собственной традиции. Для раннего периода характерно развитие таких жанров, как проповедь, жития святых (среди них житие первых русских святых Бориса и Глеба), описания военных походов (знаменитое «Слово о полку Игореве»); тогда же берет начало русское летописание («Повесть временных лет»)

До конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии.

Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году.

Информация о работе Образование Древнерусского государства