Теории образования Древнерусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

До настоящего времени ученые всех стран с полной уверенностью не могут сказать, как на самом деле происходило становление Древнерусского государства, спор между ними будет длиться ещё долго, так как в данный момент мало подтверждений для однозначной теории его образования, вся древнерусская история построена на основании “Повести временных лет”.

Файлы: 1 файл

начало курсача.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

     ГЛАВА 1.ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

     1. 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 

     До  настоящего времени ученые всех стран  с полной уверенностью не могут сказать, как на самом деле происходило  становление Древнерусского государства, спор между ними будет длиться ещё долго, так как в данный момент мало подтверждений для однозначной теории его образования, вся древнерусская история построена на основании “Повести временных лет”.  Из-за этого возникло и продолжает возникать множество различных теорий относительно подлинной российской истории. 

     Киевская  Русь одно из крупнейших государств Средневековья IX-XII вв. В отличие от Восточных и Западных стран, процесс формирования государственности имел свои специфические черты - пространственные и геополитические. Геополитическое пространство, в котором располагалась Киевская Русь, находилось на стыке разных миров: кочевого и оседлого, христианского и мусульманского, языческого и иудейского. В ходе своего становления Русь приобрела особенности как Восточных, так и Западных государственных образований, поскольку занимала срединное положение между Европой и Азией и не имела ярко выраженных естественных географических границ в пределах огромного равнинного пространства. Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную государственную власть.

     Древнерусское государство возникает в неоднородном обществе и представляет собой способ регулирования отношений между различными социальными слоями, классами и т.д.

       Государственность у славян начинает  формироваться с VI в., когда происходит переход от родовой и племенной общины к соседской общине, формируется имущественное неравенство. На образование Древнерусского государства существует много причин, вот основные из них:

  1.   Общественное разделение труда. Более разнообразными становились источники, из которых люди черпали    средства существования; так, большую роль в жизни рода начинала  играть  военная добыча. Со временем появились профессиональные ремесленники, воины. Частые переселения родов, возникновение и распад межродовых и межплеменных союзов, выделение из рода  групп искателей военной добычи  (дружин) - все эти процессы вынуждали  то  и дело отступать   от традиции, основанные на обычае, старые решения не всегда срабатывали  в ранее неизвестных  конфликтных ситуациях.
  2.   Развитие экономики.  Не только изменившееся   индивидуальное  и групповое самосознание и сложившиеся    межплеменные отношения,  но и хозяйственная, экономическая  деятельность  побуждала людей  к поиску  более  подходящих форм общего существования.  Значение экономического фактора в  возникновении государства обычно преувеличивается в исследованиях  сторонников марксизма и других учений,  считающих производство (или распределение   произведенного) основой общественной жизни.  Соотношение между экономикой и идеями,   которыми руководствуются люди,  между хозяйственной деятельностью и способами организации власти много  сложнее, чем это представляется марксистам. Не вдаваясь в подробности давнего  спора "материалистов", выдвигающих  на  первый   план экономические потребности   людей, и "идеалистов", считающих  идеи  основным   фактором социального развития, ограничимся признанием тесной взаимосвязи  материального мира и человеческого сознания. Частная собственность  не  могла возникнуть, пока человек  не  осознал свою  отделенность от рода;  но   на дальнейшее развитие самосознания отдельной  личности, несомненно,  воздействовали практические, материальные  результаты  раздробления  общей родовой собственности. Экономические факторы влияли на становление государства,  но это влияние не было  ни прямым,  ни  определяющим. Государство возникло тогда, когда непосредственно  связанные  с экономикой имущественные различия были не слишком существенны; формировавшаяся  государственная власть первоначально почти не претендовала на серьезное участие в хозяйственной жизни. Носители новой,   предгосударственной и государственной власти  (князья, дружинники)  выделялись  из общества не по имущественному, а по  профессиональному признаку. При этом часто совпадавшие профессии воина и правителя (стоявшего над традиционной, патриархальной  властью   родовых старейшин)  почти  единодушно признавались общественно полезными.
  3. Заинтересованность общества в появлении государства.  Государство возникло потому, что в его появлении было заинтересовано подавляющее большинство членов общества. Земледельцу-общиннику появлении было удобно и выгодно, чтобы князь и дружинники  с оружием в  руках защищали  его  и  избавляли от обременительных и опасных ратных дел. Государство с самого начала решало не только военные, но  и  судебные задачи,   в  особенности связанные с межродовыми  спорами.  Князья  и  их дружинники  были  относительно  объективными посредниками  в   конфликтах   между  представителями различных родов; старейшины, которые испокон  веку  должны были заботиться об интересах своего рода, своей общины, не  годились на роль беспристрастных арбитров.   Разрешение   межобщинных споров   силой оружия было  чересчур обременительно для общества; по мере осознания   общей полезности власти, стоящей выше частного и родового интереса, создавались условия для передачи важнейших   судебных полномочий исторически.

     2.2. ЭТАПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 

     Процесс распада первобытнообщинных и возникновение  феодальных отношений у восточных  славян к IX столетию зашел столь далеко, что неизбежно должно было возникнуть государство, так как  государство возникает там, где создаются условия для его появления в виде деления общества на классы. Имущественное и социальное расслоение среди общинников привело к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах. Процессы разложения первобытнообщинного строя и раскол общества на классы предшествуют образованию древнерусского государства и протекают имманентно, конечно в связи с внешним миром, свидетельством чего являются и внешняя торговля, но без решающего участия его во внутренней жизни славянского населения Восточной Европы.

     Началом формирования древнерусской народности следует считать IX – X вв.время возникновения на Руси феодальных отношений и образования Древнерусского государства.

     VIII – IX вв. в истории славянства были временем разложения первобытно общинных отношений. При этом переход от одного общественного строя (первобытно общинного) к другому, более прогрессивному, а именно феодальному обществу, в конечном счете, был результатом развития производительных сил, эволюции производства, которая в свою очередь в основном явилась следствием изменения и развития орудий труда, орудий производства.

     Наряду  с развитием производительных сил  в области сельскохозяйственного производства и усовершенствованием земледельческой техники огромную роль в разложении первобытно общинных отношений сыграло общественное разделение труда, отделение ремесленной деятельности от сельского хозяйства.

     Когда же в общину проникло разделение труда  и члены ее стали каждый в одиночку производством одного какого-нибудь продукта и продавать его на рынке, тогда выражением этой материальной обособленности товаропроизводителей явился институт частной собственности.

     Поселения становятся центрами ремесленного производства и обмена, превращаются в города. Города вырастают на основе старых городищ времен первобытного строя, возникают как ремесленно – торговые поселения. Наконец княжий острог нередко обрастает поселением городского типа. Так возникли города на Руси: Киев, Перьяславль, Ладога, Псков, Новгород, Полоцк, Чернигов, Любеч, Смоленск, Гуров, Червень и др.

     Город явление характерное не для первобытно общинного строя, а для феодального строя. По рекам и сухопутным дорогам тянулись купеческие караваны. По Неве, Ладжскому озеру, Волохову озеру, Ловати и Днепру проходил водный путь  “из варяг в греки ”. Торговые пути вели чрез Карпаты в Ризу и германские города.

     Рост  торговли вызвал развитие денежного обращения. На Руси пользовались главным образом восточными серебряными монетами, но встречались и Византийские, и западноевропейские монеты. Когда-то на Руси в качестве денег использовали меховые деньги представлявшие собой кусочки меха (куны, ререзаны, погаты и пр.). С течением времени их заменили железные деньги, которые сохранили старые названия (мордки, векши и пр.).С конца Х века на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету. Затем чеканная монета уступает место серебряным слиткам – гривнам.

     Торговля  разлагала общину, способствуя еще  большему укреплению экономически могущественных семейств. Господствующая верхушка в древнерусских источниках выступает под названием князей, дружинников, бояр, старой чади и т.д. Вырастает она из старой племенной знати и из местной богатой верхушки.

     Накапливая  ценности и угодия, создавая мощную дружинную организацию совершая походы заканчивающиеся захватом военной добычи и пленников превращаемых в рабов, накапливая дань, собирая поборы, торгуя и занимаясь ростовщичеством, древнерусская знать отрывается от племенных и общинных объединений и превращается в силу стоящую над обществом и подчиняющую себе ранее свободных общинников.

     Возникает и развивается основа феодального  общества – феодальная собственность на землю. Нам известны города принадлежащие князьям: Изьяславль, Вышгород, Белгород; княжеские села: Ольжичи, Берестово, Ракома. Вокруг сел лежали нивы (пашни), луга,  охотничье – промысловые и рыболовные угодия, бортные уходы. На камни, деревья, столбы отмечающие княжеские земли наносились княжеские томги – знаки собственности. Князья либо осваивали свободные земли, либо захватывали их у ранее свободных общинников превращая последних на основе вне экономического принуждения в рабочую силу свою и вотчины.

     Формируются различные группировки зависимого люда. Одни из них холопы утратили свою свободу в результате продажи долговых обязательств, семейного или служебного положения, другие челядь стали рабами в результате пленения. С течением времени термин челядь начинает обозначать всю совокупность людей зависящих от господина. На начальном этапе истории Киевской Руси рабство играло весьма существенную роль.

     Огромную  массу сельского населения составили  свободные общинники, обложенные только данью. В источниках они выступают под названием – люди, но чаще всего их называют смерды. Смерды считались княжескими людьми, но по мере захвата их земель и угодий князьями и боярами они сохраняя свое старое название – смерды, превращались в феодально-зависимых и их повинности в пользу господина стали носить феодальный характер. Дань перерастала в оброк. Среди зависимого населения насчитывалось немало закаленного люда потерявшего свою независимость в результате долговых обязательств. Этот кабальный люд выступает в источниках под названием рядовичей и закупов. Многочисленными были изгои, люди изжитые (гоить – жить) то есть люди, выбитые из обычной жизненной колеи порвавшие со своей социальной средой. Так складывались зависимые группировки непосредственных производителей в Киевской Руси. На Руси начало формироваться классовое раннефеодальное общество.

     Складывание феодальных отношений у восточных славян не могло не обусловить образование раннефеодального государства. Таковым в Восточной Европе было Древнерусское государство со стольным градом Киевом.

     Борьба  со скандинавскими викингами варягами на северо – западе, с хазарами, а позднее с печенегами, тюрками и другими кочевыми племенами на юго – востоке и юге ускорил процесс складывания мощных территориальных объединений, пришедших на смену племенным союзам.

     Слиянием  Киева и Новгорода завершается  образование Древнерусского государства. Это событие летопись связала с именем Олега. В 882г. в результате похода дружин под предводительством Олега из Новгорода в Киев по пути «из варяг в греки» оба важнейшие центра Руси были объединены. Киевский князь стал создавать опорные пункты в землях восточных славян, собирать с них дань и требовать их участия в походах. Но много земель восточных славян еще не было связано с Киевом, а само Древнерусское государство протянулось сравнительно узкой полосой с севера на юг вдоль Великого водного пути по Днепру, Ловати, Волхову.

     Столицей  Древнерусского государства стал Киев. Это произошло, потому что он был  древнейшим центром восточнославянской культуры, с глубокими историческими традициями и связями. Расположенный на пограничье леса и степи с мягким ровным климатом, черноземной почвой, дремучими лесами, прекрасными пастбищами и залежами железной руды, многоводными реками основными средствами передвижения тех времен Киев был ядром восточнославянского мира. К тому же Киев был одинаково близок к Византии, к востоку и западу, что способствовало развитию торговых, политических и культурных связей Руси.

     Конец Х столетия ознаменовался завершением  объединения всех восточных славян в государственных границах Киевской Руси. Это объединение происходит во время княжения Владимира Святославовича. В 981 г. была присоединена область червенских городов Перемышль то есть восточнославянские земли до Сана. В 992 г. вошли в состав Древнерусского государства земли хорватов лежавшие по обоим склонам Карпатских гор.         В  989 г. русские дружинники ходили на Ятвягов и русское население заселявшее край вплоть до границ владений Пруссов положило начало Черной Руси. В 981 г. к Древнерусскому государству присоединилась земля Вятичей, хотя здесь еще долгое время сохранялись следы былой ее независимости. Спустя 3 года в 984 г. после битвы на реке Пищане власть Киева распространилась на Радимичей. Так было закончено объединение всего восточного славянства в едином государстве.

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Скрынников  Р.Г. Русь X – XVII в.; Учеб пособие. СПб.,1999;
  2. История отечественного государства и права России: учеб. / В.М. Клеандрова, Р.С. Мулукаев (и др.); под ред. Ю.П. Титова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006;
  3. Смирнов А.Н., Древние славяне. Москва, 1990;
  4. Н.М. Карамзин  «История Государства Российского»// М. 2002г;
  5. Методическое пособие по истории. Автор Захаров В.Ю.  2000г;
  6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Учеб. История России с древнейших времен до наших дней – М 2001;
  7. Исаев И.А. История государства и права России: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006г.;
  8. Отечественная история: Учебное пособие/ Под редакцией Р.В. Дегтяревой, С.Н. Полторака.- 2-е издание, испр. и доп.- Гардарики,2005

     Глава 2. ПОЯВЛЕНИЕ НОРМАННСКОЙ ТЕОРИИ В СЕРЕДИНЕ  XVIII в:

       2.1. ОСНОВНЫЕ АВТОРЫ, ДОВОДЫ, ИСТОЧНИКИ. 

     В 30-40-ые годы XVIII в. российские ученые немецкого  происхождения, служившие в XVIII в. в России, академики Петербургской академии наук Готлиб Зигфрид Байер1, Герхард Фридрих Миллер и Август Людвиг Шлецер предложили так называемую «норманнскую теорию» происхождения древнерусского государства.

     Основными источниками, на которые опирались  первые российские академики, была, во-первых, Начальная летопись или «Повесть временных лет»2. Эта дошедшая до нас летопись излагает события русской истории до lдесятых годов XII века. Ее первая редакция была составлена около 1113 года Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря, по заказу князя Святополка II Изяславича. Ее вторая редакция относится к 1116 году и была составлена Сильвестром, игуменом Киевского Выдубицкого монастыря, для Владимира Мономаха. А в 1118 году в Переяславле безымянным летописцем была создана третья редакция "Повести временных лет" для князя Мстислава Владимировича. На этом работа летописцев в 12 веке над текстом "Повести" не закончилась. Согласно вероятному предположению ряда ученых (М.Х.Алешковский и др.) в 1119 году пресвитер Василий, близкий к Владимиру Мономаху, в четвертый раз отредактировал текст "Повести временных лет" и его сохранила нам Ипатьевская летопись. Этот Василий - автор "Повести об ослеплении князя Василька Теребовльского", вошедшей в "Повесть временных лет".

Информация о работе Теории образования Древнерусского государства