Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:53, реферат
Прежде всего любой грамотный человек должен знать историю своего Отечества, жизнь и дела своих отцов, дедов и прадедов. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках. Мы получили от них не только материальное, но и духовное наследство, и пользуемся всем как само собой разумеющимся. Но всегда ли мы умеем быть благодарными своим отцам и дедам?
Введение 3
1. Образование Древнерусского государства в IX – XI вв. 4
1.1. Как образовалось Древнерусское государство. 4
1.2. Этап становления 6
1.3. Этап «расцвета» 8
1.4. Этап распада 9
Заключение 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение 3
1. Образование Древнерусского государства в IX – XI вв. 4
1.1. Как образовалось Древнерусское государство. 4
1.2. Этап становления 6
1.3. Этап «расцвета» 8
1.4. Этап распада 9
Заключение 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14
Прежде всего любой грамотный человек должен знать историю своего Отечества, жизнь и дела своих отцов, дедов и прадедов. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках. Мы получили от них не только материальное, но и духовное наследство, и пользуемся всем как само собой разумеющимся. Но всегда ли мы умеем быть благодарными своим отцам и дедам?
Усвоение исторического опыта, знаний и методов мышления, выработанных предшествующими поколениями, позволяет на этой основе направлять всю практическую деятельность настоящего. Наше прошлое – это наша интеллектуальная собственность, с которой нужно обращаться так же бережно, как и с материальной. История – это людская жизнь, которая уже закончилась, ее уже никто и никогда не вернет и не переделает. У России была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, не похожая на другие страны, история. Но, несмотря ни на что, Россия внесла достойный вклад в мировую культуру и цивилизацию.
Эпоха Древнерусского государства – Киево-Новгородской Руси заложила фундамент российского типа цивилизации с ее системой ценностных ориентаций и психического склада личности, основами хозяйственной жизни и семейного быта, культуры и письменности. И никакие жестокие внешние нашествия и тяжелые внутренние смуты не сломили веру в силу государства – главный источник защиты от зла и несправедливости.
Государственные образования на большей части Восточно – Европейской равнины появились сравнительно поздно. Древнерусское государство возникло в период появления на исторической арене других европейских государств: распад империи Карла Великого (843) на Западное (будущая Франция), Среднее (позже Италия) и Восточное (Германия) королевства; Моравское государство (830); Венгерское государство (896); Польское государство (960).
Возникновение российской цивилизации было неразрывно связано с процессами, происходившими на европейском континенте. В то же время складывание русской цивилизации, Древнерусского государства, древней русской культуры стало результатом исторического развития восточнославянских племен, их жизнедеятельности, творчества русского народа. У русского народа было немало близких и далеких предков, оставивших по себе самую разную память на огромном пространстве, где в IX в. образовалось государство Древняя Русь.
Предпосылками образования Древнерусского государства послужили:
• развитие производительных сил восточнославянских племен;
• формирование соседской
общины, внутриобщинного
• развитие торговли, в том
числе международной и
• рост социального и имущественного неравенства, выделение племенной знати;
• существование внешней опасности1.
Племенные княжения славян имели
признаки зарождающейся
Славяне освоили Восточно – Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Все это способствовало расслоению восточнославянского общества. Таким образом, в результате экономического и социально- политического развития у восточнославянских племен начала складываться государственность.2
«Велика страна наша, а порядка в ней нет». Данное высказывание связано с версией о «призвании варягов». В Повести временных лет Нестор-летописец (живший в XI в.) под 852 г. записал: «Когда начал царствовать Михаил (византийский император), стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград (Константинополь), как пишется об этом в летописании греческом. Вот почему с этой поры начнем и числа положим». Далее под 859 г. сообщается: «Варяги из заморья взимали дань с чуди и со славян, и с мери, и со всех кривичей, а хозары брали с полян и с северян, и с вятичей – брали по серебряной монете и по белке с дыма».(Дымом в то время называли отдельное хозяйство, одну семью.)
Под 862 г., который и считается
датой образования
Отсутствие достоверных, бесспорных данных о предгосударственном периоде в истории нашей страны является причиной многолетних дискуссий и различных спекуляций.
Согласно норманнской теории, Древнерусское государство было основано варягами (викингами, норманнами, т. е. скандинавами), которых в 862 г. пригласили княжить, управлять собой два славянских (ильменские словене и кривичи) и два финских племени (чудь и весь).Впервые эту теорию, опираясь на легендарный летописный рассказ, сформулировали в XVIII в. немецкие ученые Г.-Ф. Миллер и Г.-З. Байер, приглашенные для работы в Россию.
Первым антинорманистом был М. В. Ломоносов. Сторонники славянской теории считали, что уже в VI-VIII вв. славянские племенные княжения объединялись в крупные суперсоюзы с чертами ранней государственности. В качестве таких протогосударств с опорой на различные источники называют Державу волынян, Куябу (вокруг Киева), Славию (вокруг Новгорода), Артанию (район Рязани, Чернигова), Русь.
С 862 г. Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился и обосновался в Новгороде, один из его братьев – Синеус – на Белом озере (ныне Белозерск Вологодской обл.), другой – Трувор – в Изборске (неподалеку от Пскова). Историки считают имена «братьев» искажением древнешведских слов: «синеус» - «со своими родами», «трувор» - верная дружина. Это обычно служит одним из доводов против достоверности варяжской легенды. Через два года, согласно летописным сведениям, братья умерли, и Рюрик передал в управление важнейшие города своим мужам. Двое из них, Аскольд и Дир, совершившие неудачный поход на Византию, заняли Киев и освободили киевлян от хазарской дани. После смерти в 879 г. Рюрика, не оставившего после себя наследника (по другой версии им был Игорь, что дало основание впоследствии в исторической литературе называть династию киевских князей «Рюриковичами», а Киевскую Русь – «державой Рюриковичей»), власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег (879 – 912). 4
Олег объединил два крупнейших центра – Новгород и Киев – на торговом пути «из варяг в греки», т. е. к Черному морю, далее расширил свои владения за счет славянских племен древлян, северян, радимичей и др., оставляя на подчиненных территориях своих наместников. Утвердив свою власть внутри страны, князь с дружиной отправился в поход на Византию и добился заключения с ней выгодных торговых договоров в 907 г. и 911 г.
В первое столетие своей истории русское государство фактически представляло собой непрочную федерацию отдельных княжеств, выплачивающих дань Киеву. Отсутствовал развитый государственный аппарат, не было стабильности управления. Эти функции выполнялись в ходе полюдья – ежегодного объезда князя и дружины подвластной территории для сбора дани и осуществления княжеского суда. Согласно летописям при сборе дани в земле племени древлян погиб киевский князь Игорь (912 – 945). Его жена Ольга, ставшая правительницей из-за малолетства сына Святослава (964 – 972), провела налоговую и административную реформы, установив точный размер дани и места ее сбора – «уроки и погосты».
Важнейшим фактором укрепления Киевского государства стало принятие христианства. Но путь его утверждения на Руси не было простым. Поклонение древним богам – Перуну, Велесу, Хорсу, Даждьбогу, Макоши, Симарглу, Стрибогу, Яриле и др., соблюдение обрядов, жертвоприношения на капищах, авторитет волхвов были привычными явлениями для языческого славянского общества. Но постепенно старые боги перестали отвечать потребностям новых условий жизни, где усиливалось социальное неравенство, формировалась имущественная зависимость, укреплялась власть князя и его дружины. Необходим был иной духовный стержень, который бы сцементировал складывавшуюся древнерусскую государственность и сделал прочно-легитимной княжескую власть.
Тесные культурные связи и торговые контакты с Византией способствовали тому, что в 988 г. при князе Владимире I Святославовиче произошло крещение Руси5. В качестве государственной религии для духовного единения народа и укрепления государственности было принятие христианской православной веры на Руси. Христианизация Руси имела большое значение для культурного и политического развития страны.
Именно с эпохи Владимира I Святославовича (980 – 1015) начались расцвет и укрепление Киевского государства. Были приведены к покорности не платившие дани славянские племена, строились оборонительные пограничные укрепления, на их охрану набирались дружины с сильным воинским контингентом из восточнославянских и угро-финских племен. Спорные территории активно отвоевывались у претендентов: поляков, чехов, венгров, ятвягов, волжских болгар. На Руси появились собственные монеты – сребреник и златник. С древности у славян высоко ценились меха, названия которых – куна, резана, веверица – перешли потом на металлические деньги. Денежные расчеты в виде штрафов (виры) могли заменить смертную казнь.
В период княжения Ярослава Владимировича (1019 – 1054), прозванного Мудрым, Киевская держава достигла пика своего развития. В 1030-е годы появился первый письменный закон – «Русская правда», где нашли отражение новые явления древнерусской действительности. Они свидетельствовали о постепенной утрате принципов родовых отношений, господствовавших ранее.
Сыновья князья правили в крупнейших городах – Новгороде, Чернигове, Переяславле, Ростове, Смоленске, Владимире-Волынском. Это были центры культурной и хозяйственной жизни. Здесь можно было встретить целые районы проживания торговцев из Хазарии, Скандинавии, Польши, представителей армян-
ского и еврейского купечества. Велась оживленная торговля Руси с Византией, Волжской Булгарией, Персией, Хорезмом. Русские купцы вывозили пушнину, воск,
костяные изделия, кольчуги, кожи, льняное полотно, замки, бронзовые зеркала. Важной статьей дохода русских была и торговля рабами – пленными, захваченными в военных походах.
В правление Ярослава Мудрого впервые митрополитом был избран русский подвижник – Илларион. Основанный его последователями Киево-Печерский монастырь станет в дальнейшем культурным центром православной Руси.
Духовное и хозяйственное развитие русской державы на огромном пространстве – от Карпат до нижнего течения р. Оки, от Балтийского до Черного морей – во многом определялось той мирной обстановкой, которая установилась после окончательного разгрома печенегов под Киевом в 1036 г. (вскоре на этом месте был построен храм Святой Софии). Высок был международный престиж Руси эпохи Ярослава Мудрого, о чем свидетельствовали обширные династические связи: сам князь был женат на шведской принцессе Игигерде, одна из его дочерей вышла замуж за короля Франции, другая – за короля Венгрии, а третью сделал своей избранницей норвежский принц. Престижными были и браки сыновей: невестками Ярослава стали польская, византийская и германская принцессы. Претензии на самостоятельную, независимую политику киевского престола были ярко выражены в произведении митрополита Иллариона « Слово о законе и благодати».
Причинами ослабления и распада Киевской Руси явились претензии местных князей на самостоятельность (порядок наследования шел от старшего брата к младшему, при постоянно разраставшемся клане Рюриковичей), выстраивание пирамиды вассальных отношений среди господствующей прослойки, рост городов – центров отдельных регионов, а также утрата стратегической значимости торгового пути «из варяг в греки».
Кризис древнерусской государственности обозначился в период правления сыновей-наследников Ярослава Мудрого. В 1068 г. киевский князь Изяслав Ярославович и его братья потерпели жестокое поражение от кочевников-половцев на р. Альте. Киевляне прогнали неудачливого князя и пригласили княжить Всеслава Полоцкого. Вскоре, с помощью поляков, Изяслав вернул себе престол и безжалостно расправился с недовольными. Первые усобицы открыли череду войн среди потомков Ярослава за овладение киевским престолом и престолами в других городах. В дальнейшем ожесточенность в борьбе за власть только нарастала.
Кровавые княжеские
Информация о работе Образование Древнерусского государства в IX – XI вв