Древнерусское государство в IX-XIII вв.

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 09:52, доклад

Краткое описание

Российское государство ведёт своё начало с IX в., когда образовалось Древнерусское государство – Киевская Русь (столица г. Киев). Оно объединило несколько восточнославянских племён, которые жили вдоль р. Днепр и севернее до Чудского озера. До второй половины X в. Шёл процесс становления и укрепления государства, создавались аппарат власти и военная организация.

Файлы: 1 файл

Древнерусское государство.docx

— 20.45 Кб (Скачать)
  1. Древнерусское государство в  IX-XIII вв.

    Российское  государство ведёт своё начало с  IX в., когда образовалось Древнерусское государство – Киевская Русь (столица г. Киев). Оно объединило несколько восточнославянских племён, которые жили вдоль р. Днепр и севернее до Чудского озера. До второй половины X в. Шёл процесс становления и укрепления государства, создавались аппарат власти и военная организация. Население занималось земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, ремеслами. Большое развитие получила торговля; через Киевскую Русь по Днепру проходили важные торговые пути из Западной Европы в Византию и страны Востока; вывозились сырьё, рабы – ввозились оружие, ткани, другие товары.

    Государство возглавил великий князь. Первым известным в  истории Киевской Руси князем был Рюрик – выходец  из Скандинавии, правивший в Новгороде. С 862-879 гг. его приемник князь Олег – в 882 г. Завоевал Киев, который с  этого времени стал резиденцией  князей. Князья вели войны с кочевниками  на южных границах государства, ходили на Византию, Болгарию, Хазарский каганат. Главной целью походов на Византию было получение льготных условий  для торговли русских купцов. Своей  главной задачей первые киевские князья считали объединение всех восточнославянских земель под своей  властью, большое внимание они уделяли  также завоеванию новых рынков, прокладыванию  и охране торговых путей, защите границ государства от набегов степных  кочевников.

    Войско  князя разделялось на старшую  и младшую дружины. Старшая дружина  состояла из богатых земледельцев и  торговцев – бояр, которые помогали князю управлять государством, а  в военное время руководили войском. Из бояр формировался совещательный  орган, при князе – Боярская дума; в неё же входили княжеские  наместники в областях. В младшей  дружине состояли воины и личные слуги князя. В ряде древнерусских  городов высшим органом власти было вече – общее собрание жителей. Сельское население делилось на три категории: свободные члены общины, зависимые от землевладельца люди, которые работали на него за полученную ссуду, и рабы. В городах жили ремесленники и торговцы.

    Религией  в Киевской Руси сначало было язычество, суть которого заключается в обожествлении  природных явлений и предметов, у славян были боги Солнца, Дождя, Ветра  и др. В 988 г. При князе Владимире  Русь приняла христианство (православие), что имело большое значение для  всей последующей её истории. Укрепилось международное положение Руси, стали  развиваться политические, торговые, культурные связи с христианскими  странами. Церковь способствовала укреплению княжеской власти, создавала духовную основу единства государства; церкви и  монастыри стали центрами развития, образования и культуры, распространяли в народе христианские нормы морали. Главой Русской православной церкви стал митрополит, который назначался константинопольским патриархом.

    Период  расцвета Киевской Руси относится к  концу X-XI вв. в это время развиваются феодальное земледелие, города, торговля. В 1016 г. Под руководством Ярослава Мудрого, Киевского князя с 1019 по 1054 гг., был составлен первый свод законов «Русская правда». В конце XI в. возникают первые признаки сепаратизма в отдельных частях государства. Это объяснялось тем, что в Киевской Руси не сложилось надёжного механизма передачи власти, который способствовал бы сохранению единого государства. Великий князь ещё при жизни раздавал своим сыновьям в управление отдельные земли государства (удельные княжества), а великокняжеская власть передавалась старшему сыну. Одному из выдающихся князей. В середине XII века Киевская Русь распалась на независимые княжества, однако формально ограничено просуществовала до монголо-татарского нашествия (1237—1240) и Киев продолжал считаться главным столом Руси.[2] Эпоху XII-XVI веков принято называть удельным периодом или феодальной раздробленностью. Рубежом распада считается1132 — год смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого. Итогом распада стало возникновение на месте Древнерусского государства новых политических образований, отдалённым следствием — формирование современных народов: русскихукраинцев и белорусов.[3] Владимиру Мономаху, правившему в 1113-1125 гг., удалось на короткое время укрепить единство государства,  организовать несколько объединенных  походов против кочевников (половцев). Однако после смерти сына Мстислава в 1132 г. Русь окончательно распалась на удельные княжества.

    Наступил  новый период в истории русского государства – период удельной раздробленности. Период удельной раздробленности на Руси характеризовался следующими особенностями:

    - удельные княжества перестали  платить дань великому князю

    - происходили постоянные передвижения  князей из одного удела в  другой, так как старшему из  братьев полагался более крупный  и богатый удел

    - от частой смены власти страдало  население. Заинтересованное в  стабильности, оно искало защиту  у народных собраний главных  городов удельных княжеств. Благодаря  поддержке населения эти народные  собрания  становятся фактической  властью, оставляя князьям лишь  военно-полицейские функции

    - государственное единство Руси  было утрачено, но сохранялось  единство народное, которое определялось  общими условиями жизни и быта, культуры и религии.

    В XIII в. Центром Руси становится новая территория – междуречье Оки и Верхней Волги. Население бежало сюда, спасаясь от междоусобиц князей и набегов кочевников. Колонизация этой территории началась ещё в XI в. когда возникли города Ростов, Суздаль, Ярославль и др.

    В 1147 г. в летописи впервые упоминается  Москва – небольшой город в  Ростово-Суздальском княжестве. Основателем  Москвы считается Юрий Долгорукий, который в 1149 г. завоевал Киевской великокняжеский  престол. При сыне Юрия – Андрее Боголюбском резиденция великих князей была перенесена во Владимир, т. к. Киев утратил прежнее значение. Основой экономики в новых землях были с/х и мелкие сельские промыслы. Этой территории со временем суждено было стать центром возрождённого Русского государства.

    В первой половине XIII в. русские земли стали объектом завоевательных походов монголо-татар. Их вождь и великий полководец Чингисхан в начале XIII в. объединил многочисленные племена, жившие на территории Монголии, в единое государство. После его смерти (1227 г) огромное государство было разделено между потомками Чингисхана; его внук Батый получил в наследство земли  Среднего и Нижнего Поволжья и др. территории, на которых в 1240 г. создал Золотую Орду. Ему пришлось вести борьбу против кочевого племени половцев, которое обитало южнее Киевской Руси. Батый хотел привлечь киевских князей к борьбе с половцами, но они отказались и убили монгольских послов. Тогда в 1237 г. Батый начал поход на русские земли, разгромил Рязань, Владимир, др. русские города; в 1240 г. пал Киев. Монголо-татары не включили завоёванные русские княжества в состав своего государства, не стали создавать в них своих органов власти, не размещали гарнизоны. Зависимые отношения  русских княжеств с Золотой Ордой, сохранявшиеся на протяжении более 240 лет, прежде всего предусматривали уплату дани: во все русские города хан направлял своих наместников – баскаков, следивших за регулярным и полным сбором дани, которую платили один раз в год. Для сохранения своей власти в княжествах князья должны получать от хана особый документ – ярлык. Ещё одной формой зависимых отношений была служба русских людей в монголо-татарском войске – они использовались для походов в др. страны. Верховная судебная власть была в руках хана. Гибкую политику проходили завоеватели и в отношении православной церкви: она была защищена ханским ярлыком, священнослужители не платили дани, в Золотой Орде было открыто представительство русской церкви. Одновременно с нашествием монголо-татар в 1240-1242 гг. на северные русские земли напали шведы и немцы. Для борьбы с ними жители Новгорода пригласили из Ярославля князя Александра, который одержал победу над шведами на р. Неве, за это был назван Невским. В 1242 г. на льду Чудского озера разбил войска немецких рыцарей, стремившихся захватить Псков. Так как опасность нового нападения сохранялась, Александр Невский стал искать союзников.  В 1251 г. он приехал к Батыю и заключил с ним союз, в соответствии с которым русские князья сохраняли свободу действий и не платили Орде дань. После смерти Батыя Александр согласился платить Орде дань в обмен на их военную помощь против немцев и литовцев. Кроме того, русские обязались помогать татарам в борьбе против их врагов.[2]

    Процесс этнического размежевания был ускорен  фактом завоевания. В эпоху ига  сложилось понятие «великороссы», которое отражало факт разделения единой древнерусской народности на три  самостоятельные ветви по признаку принадлежности к зоне взаимодействия либо с монголо-татарами (великороссы), либо с поляками (малороссы), либо с  литовцами (белороссы).

    В социальном отношении монголо-татарское  нашествие нанесло сильный урон численности горожан и профессиональных воинов – князей, бояр и дворян. Физическое истребление и пленение горожан  откинуло далеко назад ремесленное  производство страны. Утрачены были секреты  многих ремесел, на столетие прекратилось каменное зодчество. Из 74 городов домонгольской  Руси 49 были разорены Батыем, из них 14 не возродились, а 15 превратились в сёла. В экономическом отношении иго  привело к расстройству внутренних и внешних хозяйственных связей Руси, к длительному упадку страны. Дань экономически изматывала Русь. В  политическом плане Русь утратила государственный  суверенитет  и превратилась в  вассала Золотой Орды. В культурном плане монголо-татары способствовали укреплению положения церкви в русском  обществе, а вместе с этим укоренению православного сознания и культуры, до этого развивавшегося в лоне двоеверия.[4] 
 

Информация о работе Древнерусское государство в IX-XIII вв.