Образование и укрепление единого российского государства ( 15-16 вв.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:45, контрольная работа

Краткое описание

В летописи тех времен отмечают, что с тех пор, как московский князь получил от хана великокняжеское звание, Северная Русь начала отдыхать от постоянных татарских погромов, какие она терпела. Повествуя о возвращении Калиты от хана в 1328 г. с пожалованием, летописец прибавляет: "...бысть оттоле тишина велика по всей Русской земле на сорок лет и престаша татарове воевати землю Русскую". Это, очевидно, заметка наблюдателя, жившего во второй половине XIV в.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………....

1) Предпосылки образования русского централизованного государства…….

2) Основные этапы процесса объединения и централизации…………………

3) Государственный механизм…………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………...

Список использованной литературы………………………………………….

Файлы: 1 файл

Контрольная работа История.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

 

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.Г.ШУХОВА»

 

ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

По дисциплине      История

 

ТЕМА      Образование и укрепление единого   российского 

                     государства ( 15-16 вв.)

 

 

 

 

                                 Выполнил студент гр.__________________________

 

                                            ________________________________________________

                                            _________________________________________________

 

 

                                             Проверил преподаватель     Ланцова Татьяна Ивановна

 

 

Дата проверки

 

                                                     «_____»________________________2011 года

 

 

 

г. Минеральные Воды

2011 год

 

 

 

 

Содержание :

 

 

 Введение………………………………………………………………………....

 

1) Предпосылки  образования русского централизованного  государства…….

 

2) Основные этапы процесса объединения и централизации…………………

 

3) Государственный  механизм…………………………………………………..

 

 Заключение……………………………………………………………………...

 

 Список использованной  литературы………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

      В летописи тех времен отмечают, что с тех пор, как московский князь получил от хана великокняжеское звание, Северная Русь начала отдыхать от постоянных татарских погромов, какие она терпела. Повествуя о возвращении Калиты от хана в 1328 г. с пожалованием, летописец прибавляет: "...бысть оттоле тишина велика по всей Русской земле на сорок лет и престаша татарове воевати землю Русскую". Это, очевидно, заметка наблюдателя, жившего во второй половине XIV в. Оглянувшись назад на сорок лет, этот наблюдатель отметил, как почувствовалось в эти десятилетия господство Москвы в Северной России. Время с 1328 по 1368 г., когда впервые напал на Северо-Восточную Русь Ольгерд  литовский, считалось порою отдыха для населения этой Руси, которое за то благодарило Москву.

    Политическое следствие приобретения московским князем великого княжения состояло в том, что московский князь, став великим, первый начал выводить Северную Русь из состояния политического раздробления, в какое привел ее удельный порядок. До этого удельные князья, несмотря на свое родство, оставались чуждыми друг другу, обособленными владетелями. При старших сыновьях Александра Невского, великих князьях Димитрии и Андрее, составлялись союзы удельных князей против того и другого брата, собирались княжеские съезды для решения спорных дел. Но это были случайные и минутные попытки восстановить родственное и владельческое единение. Направленные против старшего князя, который по идее как названный отец должен был объединять младших, эти союзы не поддерживали, а скорее ослабляли родственную связь Всеволодовичей.

 

1. Предпосылки  образования русского централизованного  государства.

 

      Формирование Русского государства  было объективным и закономерным  процессом дальнейшего развития  государственных форм на территории  Восточно-Европейской равнины. На основе предгосударственных структур восточных славян -  в XI-XII вв. - складывается новая форма территориальных образований - города-государства. Города-государства представляли собой следующий этап в становлении русской государственности. Дальнейшее их развитие обусловило монголо-татарское нашествие, приведшее, в частности, к изменениям в органах власти: усилению в ней монархических единовластных начал в лице князей. Этот фактор был одним из составляющих сложного, противоречивого и многогранного процесса зарождения и развития новой государственной формы - единого Русского государства.

       Другими причинами явились экономические,  социально-экономические и социальные  изменения, а также внешнеполитический  фактор: необходимость постоянной обороны от врагов. Последнее объясняет и то, что промежуточной формой от городов-государств к единому государству стало военно-служилое государство. Вначале в рамках уделов, а затем в масштабе всех объединенных русских земель.

        Изменения социально-экономического порядка неминуемо приводили к более интенсивной эксплуатации крестьян и закрепощению их. Рост  сопротивления со стороны крестьянства, обострение классовой борьбы требовали от господствующих классов проведения политических реформ, которые могли бы способствовать упрочению их власти.

 

 «Развитие  городов - центров ремесла и  торговли - обусловливало необходимость  упразднения многочисленных таможенных  барьеров, политических границ. Дальнейший  прогресс в области экономики  был возможен  только на основе ликвидации бесконечных столкновений, феодальных  войн, характерных для всего периода феодальной раздробленности. Укрепление экономических связей, как и обострение классовой борьбы, требовало совершенствования аппарата управления, ставило перед государственной властью задачи, ранее решавшиеся отдельными крупными феодалами: организация управления, суда, сбора податей; и новые: создание дорог, почтовой связи и т.п. Политически важным моментом  в процессе централизации могла быть (и она имела значение в истории ряда государств Европы) необходимость защиты от внешних врагов. Процесс создания Русского централизованного государства во многом идентичен общим закономерностям исторического развития феодального государства, но он имел и свои особенности»1.

        Предпосылки ликвидации феодальной раздробленности на Руси наметились еще в ХШ в., особенно на северо-востоке, во Владимирском княжестве. Однако дальнейшее развитие русских земель было прервано монгольским завоеванием, нанесшим большой ущерб русскому народу и значительно замедлившим его прогресс. Только в XIV в. русские княжества начали постепенно возрождаться: восстанавливалось сельскохозяйственное  производство, отстраивались города, возникали истые торгово-ремесленные центры, усиливались экономические связи. Большое значение приобретала Москва, Московское княжество, территория которого постоянно  расширялась.

       Крупными городами были Владимир, Дмитров, Можайск, Переяславль,  Углич, Тверь, Нижний Новгород, Рязань и др. Многие из них  стали укрепленными пунктами (например, Москва с каменным Кремлем XIV в.). Это играло немаловажную роль в борьбе с внешними врагами и соперниками- князьями, давало определенные гарантии защиты жителям.  В связи с развитием торговли возрастало значение старых торговых путей и появившихся новых. Стремление овладеть ими было причиной острой политической борьбы, требовало расширения территории княжеств, политической централизации.

       В условиях  развития производительных сил  в сельском хозяйстве существенно  изменялся характер феодального землевладения. Земля приобретала все большую ценность, свободных площадей становилось все меньше, и борьба за них усиливалась. Стремление удержать за собой огромные земельные владения, обеспечить их защиту во время междоусобиц и эксплуатацию крестьянского населения приводило в XIV-XV вв. к раздаче князьями земель в условное, "служилое" владение, к развитию поместной системы. Владельцы  поместий, средние и мелкие феодалы-землевладельцы, получившие  землю за службу (или на время службы), становились важной опорой  великокняжеской власти.     Рассматриваемый период был переломным  в истории русского крестьянства. Интенсификация сельскохозяйственного производства происходила не только  в связи с развитием производительных сил, совершенствованием орудий труда, но и за счет усиления эксплуатации крестьян. Рост феодальных повинностей  вызывал все больший протест зависимого сельского населения, уход от старых владельцев в поисках лучшего, требования зафиксировать  в  особых грамотах размер оброка или барщины. Крестьяне открыто  выступали против феодалов (разбой, поджоги, душегубство). Острая классовая борьба велась и в городах. Так называемый "черный

 

посад" - городские низы - не раз поднимался на восстания, протестуя  против увеличения поборов, податей, усиления гнета .

       Развитие  классовых противоречий  заставляло  господствующий класс феодалов  действовать с большим единством,  применять новые формы политических  связей, усиливать государственный  аппарат. Таковы основные предпосылки  образования Русского централизованного государства. Важную роль в этом процессе сыграло внешнеполитическое положение русских земель, необходимость военного объединения перед лицом иноземных захватчиков , и особенно борьба с Золотой Ордой. Только объединившись, русские  княжества сумели выиграть сражение на Куликовом поле, а в конце XV в. окончательно сбросить гнет монгольского владычества, продолжавшегося  двести с лишним лет.   

       Процесс  образования единого Российского  государства выразился :

-  в объединении территорий ранее независимых государств -Московское великое княжество;

- в изменении самого  характера государственности, в  преобразовании политической организации  общества.

       Объединение  земель вокруг Москвы и Московского  княжества начинается в конце  XIII в. и заканчивается в конце XV в. - начале XVI в. В это время к Москве были присоединены Новгородская республика и Псков, Рязанское княжество, Смоленск и др.. Иван III и его сын Василий III - великие князья Московские - стали именовать себя "государями  всея  Руси".

         По мере складывания единого  государства менялся и его  характер. Определившиеся во второй  половине XV в. - начале XVI в. процессы  изменения политического строя  не получили, однако, завершения  одновременно с объединением  земель Русского государства. Политический аппарат централизованного государства в полной мере сложился только во второй половине XVI в.. В конце XV в. был принят первый судебник централизованного государства - Судебник 1497 г. , положивший начало созданию общегосударственной  системы права. Объединение русских княжеств, произошло на территории, на которой в то время формировалась великорусская народность. Но наряду с русскими землями в состав государства вошли территории, где проживали карелы, коми, мордва, удмурты и другие народы. Централизованное Русское государство складывалось  как многонациональное.

 

2. Основные этапы  процесса объединения и централизации.

 

       Процесс  объединения Руси в XIV-XVI вв. затянулся  более чем на двести лет,  пройдя в своем развитии три  основных этапа. На первом этапе (первая половина XIV в.) произошло выделение основных центров притяжения, которыми и стали Тверь и Москва. Если Тверь уже к концу XIII в. представляла из себя динамично развивающееся княжество, то Москва лишь к середине XIV в. усилиями московских князей и, прежде всего, Ивана I (Калиты) с помощью, если так можно выразиться, "сверхлояльности" к Орде сумела получить дополнительные преимущества и в соревновании за первенство на Руси. Одним из важнейших среди них стало перенесение в Москву резиденции русского митрополита, что превращало ее в церковный центр Руси.

      Все это  привело к тому, что главным  содержанием второго этапа стала  упорная 

 

борьба Москвы и Твери, в которой победа осталась за первой. Если на первом этапе успех Москвы был во многом обусловлен поддержкой Орды, то на втором, напротив, именно вступление московского князя Дмитрия в открытое военное противоборство с татарами обеспечило ему широкую социальную и политическую поддержку и, в конечном счете, победу в споре за лидерство. Колоссальное поражение, которое было нанесено татарам в Куликовской битве (1380 г.), закрепило за Москвой статус центра национально-освободительной борьбы по освобождению Руси от ордынской зависимости. Фактически именно это привело к окончательному перемещению объединительного центра в Москву.

       Успех  Дмитрия Донского предопределил  основы политики последующих  московских князей на третьем  этапе (XV в.), который можно охарактеризовать  как собирание русских земель  Москвой уже в качестве единоличного лидера, не имеющего себе равных противников. На первый взгляд, этому противоречит разгоревшаяся во второй четверти XV в. "феодальная война", однако если глубже вглядеться  в истоки этого конфликта, то обнаружим, что он представляет из себя, хотя и крупный, но все же банальный династический конфликт, в котором решался не вопрос о сохранении или ликвидации удельных порядков на Руси, а лишь о том, какая ветвь московского рода будет возглавлять процесс объединения. Поэтому не удивительно, что после завершения этого конфликта ход объединения заметно ускорился, особенно после присоединения Новгорода при Иване III в 70-х гг. XV в. . При Иване III удалось решить и еще одну важную задачу - окончательно разрушить притязания Золотой  Орды на взимание дани с Руси. Известное "стояние" на р. Угре (1480 г.) знаменовало окончательный переход от оборонительной к наступательной политике в отношении Орды.

      Таким образом, к концу XV - началу XVI в. Русь превратилась в единое  государство с соответствующей  политической структурой, которая, впрочем, мало чем отличалась от системы управления княжеством. Во главе Московского государства стоял "Государь всея Руси", как стал именовать себя еще Иван III. Он в своей деятельности опирался на совет бояр, получивший у историков название Боярской думы. Усложнение задач государственного управления привело к появлению и новых органов - приказов - функциональных исполнительных учреждений, ведавших определенной отраслью государственных дел (Впрочем, первые приказы еще мало напоминали учреждения, являясь фактически лишь должностью одного лица). Распределение должностей в системе государственного управления происходило при помощи своеобразной системы - местничества - порядка назначения на должность в соответствии со знатностью боярина, которая определялась его сроком службы московскому князю или родовитостью. Управление на местах передавалось в руки бояр-наместников, которые за осуществление своих обязанностей получали "корм" от населения (в натуральной и денежной форме). Такая система, получившая название кормления, приводила к серьезным злоупотреблениям со стороны "кормленщиков" и вызывала серьезные нарекания населения. Поэтому московские государи стремились ее ограничить.      Одним из способов ограничения этого и других форм произвола было укрепление системы права. В этих целях при Иване III был разработан новый Судебник (1497 г.), устанавливающий единые правовые нормы ведения судопроизводства для всего Русского государства.

Информация о работе Образование и укрепление единого российского государства ( 15-16 вв.)