Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 09:35, реферат
Опасность новой войны к концу 1930-х гг. становилась все очевиднее. Противоречия между ос¬новными державами распространялись практически на все ре¬гионы и включали многие экономические, территориальные и политические вопросы. Европа, а также отдельные заморские ко¬лонии были ареной борьбы между государствами фашистской «оси» — Германией и Италией.
Экономические реформы в Пакистане не были столь радикальны, как в Индии. Во многом сказались конфессиональные особенности. Как в Индии, так и в Пакистане дешевизна рабочей силы способствовала росту предприятий в различных отраслях промышленности, контролировавшихся западным капиталом. Экономическое развитие этих стран прошло несколько этапов, главными из которых стали аграрная реформа, индустриализация и становление современной промышленности.
В политическом отношении Индия (парламентская система и сильные позиции премьер-министра) оказалась намного стабильнее Пакистана и Бангладеш. На протяжении длительного времени премьер-министрами являлись выходцы из одной семьи — Дж. Неру, затем его дочь И. Ганди и внук Р. Ганди.
В то же время в Пакистане, где традиционно сильную роль играли военные, в результате государственных переворотов устанавливались военные диктатуры. Либеральное правительство З.Бхутто в 1977 г. было свергнуто, а сам президент был казнен по приказу диктатора Зия-уль-Хака, который ввел авторитарную форму правления. Процесс демократизации начался лишь после его смерти, когда к власти пришла дочь Бхутто — Беназир.
Сложные отношения возникли между Индией и Пакистаном из-за территориальных споров. Нередко дело доходило до вооруженных конфликтов. В 1998 г. у Индии и Пакистана появилось ядерное оружие. Этот фактор влияет на ситуацию как на полуострове Индостан, так и во всем мире.
Иран. В середине 1940-х гг. Иран оказался на грани гражданской войны. Но вскоре ситуация при поддержке западных государств изменилась. Основой для развития национальной экономики стала иранская нефть. Однако развитие страны тормозили недостаток квалифицированных кадров и отсутствие технологий. В бедственном положении находилась основная масса населения страны — крестьяне-декхане.
Правящий монарх — шах — попытался провести реформирование общества. В 1960—1970-е гг. в стране прошла аграрная реформа, давшая землю тем, кто мог ее обрабатывать. Начали строиться крупные предприятия и заводы с участием западного капитала, а также при содействии СССР. Но в то же время были приняты решительные меры по ликвидации политической оппозиции. Это не учитывало традиционные условия иранской повседневности, например роль ислама в жизни общества. Недовольство населения приобретало ярко выраженный религиозный оттенок. К тому же за пределами страны находился духовный лидер Ирана и глава исламской оппозиции режиму аятолла Р. Хомейни. Вокруг него стали сплачиваться все антишахские силы.
Попытки властей расправиться с оппозицией еще больше усиливали недовольство монархом. В результате волнений в 1979 г. к власти пришли сторонники усиления ислама в общественной и повседневной жизни страны, выступавшие против западных политических и культурных ценностей. Исламская революция превратила веру в мощный инструмент власти. Фактически были введены нормы исламской юриспруденции — шариат, а также соответствующие им обычаи и обряды (чадра, бороды, отказ от ношения галстуков и т. д.). Огромную роль в обществе стали играть священнослужители. Были фактически запрещены многие произведения литературы и искусства, не отвечающие нормам ислама.
Однако постепенно в иранском обществе начали усиливаться настроения, направленные на отказ от чрезмерных, с точки зрения людей XX в., запретов и правил. Это выразилось в соперничестве сторонников и противников либерализации режима. В 1997 г. президентом страны стал М. Хатами, пользующийся репутацией умеренного политика. На выборах 2005 г. его сменил противник либерализации Ирана президент Ахмадинеджад, который поставил цель ускоренного создания ракетно-ядерного потенциала.
Турция. На протяжении 1950— 1990-х гг. Турция испытала сильное влияние «холодной войны». План Маршалла и доктрина Трумэна, а затем и присоединение в начале 1950-х гг. к НАТО определили ее политический и экономический курс. Модернизация экономики и развитие политической системы в стране сопровождались серьезными внутриполитическими кризисами. В турецком обществе традиционно сильны позиции военных. Когда политические деятели различных ориентации не могли достичь компромисса, власть в свои руки брали военные. При этом преследовались крайние радикалы как левого, так и правого толка, а также исламские экстремисты.
Развитию экономики страны способствовали западные инвестиции и кредиты, а также приток твердой валюты от работавших за рубежом турок. В Турции начал появляться и крепнуть средний класс — основа политической стабильности. В то же время общий уровень жизни был довольно низок по сравнению с европейским.
В начале 1980-х гг. в стране произошел очередной военный переворот под руководством генерала К. Эврэна. Власть военных была недолгой, но она стабилизировала положение. Пришедшие на смену гражданские политики в лице Т. Озала и Т. Чиллвр стремились провести экономические реформы, направленные на реорганизацию экономики и достижение эффективности производства. Этого временно удалось добиться. В начале 1990-х гг. Турция усилила свое присутствие в образовавшихся на территории бывшего СССР центрально-азиатских государствах как в политическом, так и в экономическом отношении. Важным фактором ее внешней политики стало стремление участвовать в разработке полезных ископаемых, и прежде всего нефти и газа, столь необходимых стране для экономического роста. Все настойчивее проявляется стремление турецких лидеров добиться полноправного членства в ЕС.
Арабские страны. Независимые арабские государства начали создаваться на протяжении, 1940—1950-х гг. Их развитие в последующие годы было неравномерным, и, несмотря на сходные черты, обусловленные этнической и религиозной общностью, политическая и идеологическая ориентация этих режимов оказалась различной. В большинстве стран на первом этапе существования власть была в руках монархов. Позже, в середине 1950-х — начале 1960-х гг., в результате революций и государственных переворотов, в которых большую роль играли военные, она сменилась гражданскими или полувоенными режимами. Некоторые из них имели форму диктатур или авторитарных режимов.
Среди арабских стран монархическая форма правления существует в Саудовской Аравии, Марокко, Иордании, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах и т. д. Высокий уровень жизни в них был достигнут за счет развития нефтедобывающей промышленности. Во многих из этих стран ислам не только государственная религия, с ним связаны разнообразные стороны жизни. На его основе функционируют суды, финансовые учреждения, прежде всего банки, так как исламские нормы ограничивают или даже запрещают проведение ряда финансовых операций по западному образцу.
Через наиболее сильные потрясения прошли такие страны, как Египет, Ливия, Ирак и Йемен. В Египте в 1952 г. к власти пришли радикально настроенные офицеры под руководством Г.А.Насера. Его режим выступил с идеей арабского единства, проводил курс на модернизацию страны, сотрудничество с СССР. В Йемене в начале 1960-х гг. в ходе гражданской войны произошла ликвидация феодального режима с элементами рабовладения. В Ираке военные перевороты привели к власти режим С. Хусейна, которому были свойственны черты авторитаризма. В результате операции 2003 г., проведенной англо-американскими силами, режим С. Хусейна был ликвидирован. Однако до настоящего времени демократия в Ираке не достигнута. Более того, новое правительство Ирака столкнулось с угрозой войны и распада страны. Сложная ситуация характерна и для Судана, где конфликт между исламистами (арабами) и христианами (представителями негроидной расы) приобрел затяжной характер.
В период «холодной войны» одни из арабских государств поддерживали Западный, а другие — Восточный блок. Примером этому стали арабо-израильские войны 1948—1949, 1955—1956, 1967, 1973 гг., в ходе которых произошли серьезные территориальные изменения на Ближнем Востоке. Они привели к осознанию необходимости урегулирования проблем мирным путем.
Страны Африки южнее Сахары. Послевоенная история африканских стран характеризуется борьбой за независимость, утверждением суверенитета и укреплением территориальной целостности. Одна из проблем, стоящих перед странами региона, — завоевание подлинного равноправия в международных делах, и прежде всего в мировой экономике.
За прошедшие десятилетия наибольших успехов в преодолении хозяйственной отсталости смогли добиться очень немногие страны, несмотря на богатство природных ресурсов и значительную помощь из-за рубежа. Как и 50 лет назад, экономическим лидером Черного континента остается Южно-Африканская Республика. Там в 1990-е гг. произошел сравнительно безболезненный переход от политического режима господства белого меньшинства к многорасовому обществу.
В то же время для современной ситуации в Африке южнее пустыни Сахара характерны политическая нестабильность (как, например, в Нигерии и других государствах Западной Африки), многочисленные кровавые племенные столкновения, гражданские войны и пограничные конфликты (в Каире, Уганде, Руанде, Эфиопии, Сомали, Чаде), которые уже унесли 3—5 млн. жизней. В последние годы все сильнее проявляется расизм наоборот, т. е. выступления чернокожих африканцев против белых фермеров, служащих, представителей интеллигенции (например, в Зимбабве). На континенте сохраняются территории, дальнейшая судьба которых еще не определена (Западная Сахара). Нелегко идет процесс экономической интеграции государств континента под флагом как региональных объединений, так и созданной в 1963 г. Организации африканского единства (ОАЕ). В 2001 г. она была преобразована в Африканский союз.
Характерные черты стран Латинской Америки в 1950— 1990-е гг. Подавляющее большинство государств Латинской Америки к 1945 г. уже не являлись колониями, проводя самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Именно там ведущие индустриальные державы впервые на практике опробовали методы косвенной защиты своих экономических интересов. С этой целью они оказывали финансовую, а когда необходимо, и вооруженную поддержку угодным режимам.
В годы Второй мировой
войны некоторые
При этом выбор путей решения проблем шел между двумя крайностями — режимом правой, обычно военной диктатуры, или властью крайне левых, прокоммунистических сил. Поэтому часто демократические преобразования в латиноамериканских странах приводили к военным переворотам. Примерами могут служить события в Бразилии в 1964 г., Аргентине в 1976 г. и некоторых других государствах континента. Особенно большой отклик в мире вызвали революционное выступление трудящихся острова Кубы во главе с Ф. Кастро в конце 1950-х гг. и свержение в Чили законно избранного президента С.Альенде в результате захвата власти генералом А.Пиночетом в 1973 г.
Послевоенная история таких государств, как Аргентина и Мексика, дает примеры демократических преобразований, которые осуществляли национал-либеральные партии и реформистские движения (в Аргентине — сторонники генерала Х.Д. Перона, в Мексике — последователи президента Л. Карденаса).
К началу 1980-х гг. большая
часть Латинской Америки
Товары этих стран сравнимы с товарами европейских и американских компаний. Существенную роль сыграли иностранные капиталовложения и интеграция — создание таких организаций, как Латиноамериканский общий рынок, Андский «акт, или МЕРКОСУР. Целая группа государств региона (Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили) вошли в число так называемых новых индустриальных стран, которые стремительно сокращают разрыв в уровне жизни со странами Запада.
Карибского моря (Никарагуа, Сальвадор, Гондурас, Гренада, Гаити), потерпели провал. Далеко не последнюю роль в этом сыграли США. Преследуя собственные цели, они предприняли несколько военных интервенций в регионе под флагом защиты прав человека. Однако главный урок истории этих стран в том, что только мирный диалог и согласие между всеми политическими силами могут обеспечить переход к демократии.
В последние десять — пятнадцать лет были восстановлены конституционно избранные органы власти практически во всех странах Центральной и Южной Америки (за исключением Кубы). На протяжении 1980—1990-х гг. военные хунты в Бразилии, Уругвае, Парагвае, Чили, Гаити, Никарагуа, Сальвадоре уступили место демократическим правительствам, поставившим своей целью формирование социально ориентированной рыночной экономики и нового, информационного общества.
Попытки решить проблемы национального развития в ходе гражданских войн и вооруженных конфликтов в 1970— 1980-х гг., прежде всего в Центральной Америке и бассейне
Искусство и спорт
Основные направления НТР в 1950—1960-е гг. Предпосылками переворота в исследовании окружающего мира и создании новых образцов техники, первый этап которого пришелся на середину XX в. и получил название научно-техническая револю ция (НТР), стали изобретения и открытия 1930—1940-х гг., развитие электроэнергетики и распространение автоматизации производства, прогресс в физике, химии и биологии. Впервые в истории человечества наука начала оказывать непосредственное воздействие на производственный цикл, что вызвало ускорение процесса разработки и внедрения технических новинок. Среди основных направлений НТР необходимо назвать ядерную фи.ш ку, кибернетику, генетику, микробиологию, химию полимеров, исследование космоса и Мирового океана.