Мир во второй половине ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 09:35, реферат

Краткое описание

Опасность новой войны к концу 1930-х гг. становилась все очевиднее. Противоречия между ос¬новными державами распространялись практически на все ре¬гионы и включали многие экономические, территориальные и политические вопросы. Европа, а также отдельные заморские ко¬лонии были ареной борьбы между государствами фашистской «оси» — Германией и Италией.

Файлы: 1 файл

Мир во второй половине XX в.doc

— 586.00 Кб (Скачать)

В результате бомбардировок 1939—1945 гг. экономике Англии был нанесен значительный ущерб. Более чем в 7 раз вырос внешний долг страны, она потеряла большое количество военных и торговых кораблей, американские товары заполнили прилавки колониальных магазинов, серьезно потеснив продукцию британских компаний в Африке, Азии, Канаде и Австралии. К тому же партизанское движение на территориях, входивших в состав Британской империи и временно оккупированных германскими, итальянскими и особенно японскими войсками, зачастую перерастало в национально-освободительную борьбу против англичан. «Триумфом и трагедией» назвал итоги Второй мировой войны для своей страны глава консервативной партии У. Черчилль, проигравший выборы 1945 г. лейбористам.

Социально-экономическая  политика лейбористов была направлена на национализацию некоторых отраслей промышленности (электроэнергетики, угольной), транспорта и связи, введение элементов перспективного планирования, регулирование внешней торговли и вывоза капиталов из страны, установление контроля над рынком недвижимости и рабочей силы.

Однако предпринятые меры не принесли ожидаемых результатов. К началу 1950-х гг. в Великобритании сохранялись карточная система, большой внутренний долг и высокая безработица. Экономика восстанавливалась довольно медленными темпами, возрастала ее зависимость от США. Великобритания теряла одно колониальное владение за другим. Ощутимыми ударами по международному престижу Великобритании стали такие события, как предоставление независимости Ирландии и Индии в 1947 г. Хотя Лондон принял самое активное участие в создании НАТО (1949) и ряда других региональных военных блоков (например, Багдадского пакта, 1955), международная политика Англии все больше зависела от США.

Поражение лейбористов  на всеобщих выборах 1951 г. положило начало долгому пребыванию у власти консервативных кабинетов. Роль спасителя империи, которая с 1947 г. стала официально называться Британским содружеством наций, взял на себя многоопытный У. Черчилль, пожалуй наиболее влиятельный политик в истории Англии XX в. Консерваторы сократили социальные программы, ограничив вмешательство государства в частный сектор экономики. Однако хронический дефицит внешней торговли и серьезные валютно-финансовые затруднения в сочетании с нарастанием военных расходов замедляли динамику развития хозяйства, которое проигрывало соревнование с экономиками ФРГ, Италии, Японии. Об ослаблении международных позиций Великобритании свидетельствовали уход англичан из Восточной Азии и резкое сокращение их военно-политического присутствия на Среднем (Иран, Пакистан) и Ближнем (Иордания, Палестина) Востоке в 1950-е гг., особенно в результате внешнеполитического провала, вызванного кризисом вокруг Суэцкого канала (1956).  К середине 1970-х гг. в руках англичан оставались лишь отдельные острова в Тихом и Атлантическом океанах, а также такие порты, как Гибралтар (Испания) и Гонконг (Китай).

Процесс «возвращения»  Англии в Европу проходил довольно болезненно. Попытка Лондона стать членом Европейского экономического сообщества (ЕЭС) встретила негативную реакцию со стороны Франции. Она опасалась слишком тесных связей Великобритании и США, а также стремления англичан сохранить влияние своей валюты — фунта стерлингов. Созданная Лондоном в противовес Общему рынку Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), как показали дальнейшие события, не смогла выдержать экономического соревнования с ЕЭС.

В конце 1960-х гг. перед  правящими кругами страны возникла новая серьезная проблема. Она была связана с началом вооруженной борьбы католического меньшинства шести графств Северной Ирландии (Ольстера), остававшихся после 1921 г. под контролем Лондона, за воссоединение с Ирландской республикой. В ответ на использование английским правительством армейских частей для наведения порядка в Ольстере и открыто провокационные выступления протестантских группировок под лозунгами сохранения британского господства католики создали Ирландскую республиканскую армию (ИРА) — военизированную группировку боевиков, развернувших террор против британских солдат и протестантов.

Попытки кабинета лейбористов (Г. Вильсона) и консерваторов (Э. Хита) разрешить внутренние противоречия страны и восстановить престиж Великобритании в мире закончились неудачей (хотя в 1973 г. Великобритания все же была принята в члены европейского Общего рынка). Современники начали говорить о «неизлечимой английской болезни», поразившей некогда процветавшее Соединенное Королевство.

Радикальные средства «лечения» были найдены новым лидером консерваторов Маргарет Тэтчер. Влияние этой яркой личности на развитие событий в стране оказалось настолько заметным, что период с 1979 по 1990 г. получил название «эра тэтчеризма». Аналогично президенту Р. Рейгану в США М. Тэтчер предприняла ряд шагов по резкому сокращению вмешательства государства в экономические процессы, приватизации убыточных предприятий и отраслей хозяйства, снижению налогового бремени, укреплению вооруженных сил. В эти годы Англия вновь заняла бескомпромиссную позицию на международной арене, свидетельством чему явились военные действия вокруг Фолклендских островов (Южная Атлантика) в 1982 г., когда британские экспедиционные войска разгромили аргентинский гарнизон, вернув эту заморскую территорию под контроль Лондона. Провозгласив курс на укрепление «особых отношений» с заокеанским партнером — США, правительство Тэтчер очень осторожно двигалось по дороге западноевропейской интеграции, найдя дополнительные источники доходов благодаря открытию и освоению крупных месторождений нефти и газа на шельфе Северного моря.

Итогом тэтчеризма стал экономический подъем в стране ни основе модернизации традиционных отраслей и ликвидации убыточных предприятий. Правда, внутренняя социальная стабильность была достигнута за счет подавления профсоюзного движения и ужесточения репрессий в Ольстере.

Продолжением этого  курса, хотя и с определенными  коррективами, была отмечена деятельность сменившего М. Тэтчер на посту премьер-министра Великобритании Дж. Мейджора. Однако в 1997 г. политическая власть в стране после почти двадцатилетнего господства консерваторов перешла к лейбористам во главе с Э. Блэром. В 2007 г. его сменил на посту премьера

Гордон Браун.

Одним из важных результатов  политики Блэра, направленной на предоставление большей автономии историческим областям Соединенного  Королевства — Шотландии,   Уэльсу и Северной Ирландии, стало подписание в 1998 г. соглашения по мирному разрешению ольстерской проблемы. Это существенно снизило напряженность в английских городах в связи с перемирием, объявленным подпольной Ирландской республиканской армией.

Еще одним заметным событием в политической жизни страны конца 1990-х гг. явился скандал вокруг семьи  королевы Елизаветы II (на престоле с 1952 г.) и наследного принца Чарльза. Трагическая кульминация совпала с гибелью в автомобильной катастрофе принцессы Дианы (1997 г.).

Франция. Развитие этого западноевропейского государства протекало крайне неравномерно. В течение 1944—1946 гг. во Франции существовал Временный режим. Созданное в это время под руководством признанного лидера страны генерала де Голля Временное правительство носило коалиционный характер и включало представителей партий-участниц движения Сопротивления. Главными среди них были компартия, социалистическая партия и католическое Народно-республиканское движение. Под нажимом левых в стране прошла национализация важных отраслей экономики.

В трудовом законодательстве были зафиксированы широкие социальные права и льготы. Одновременно шла  подготовка к принятию новой конституции, от которой ожидали, что она станет намного демократичнее, чем предвоенная.

Широкую поддержку получил  пункт о расширении полномочий парламента. В декабре 1946 г. конституция была принята, а несогласный с ее отдельными пунктами де Голль ушел в отставку. Характерной чертой генерала как политического деятеля были его стремление усилить полномочия главы государства и определенный авторитаризм.

С принятием новой  конституции во Франции был установлен режим Четвертой республики, просуществовавший до 1958 г. Усиление роли двухпалатного парламента, выбиравшегося по пропорциональной системе, а также формирование коалиционных правительств способствовали представительству в институтах законодательной и исполнительной власти сразу нескольких партий и не позволяли ни одной монополизировать власть. Более того, вплоть до весны 1947 г. сильные позиции в правительстве занимали коммунисты. И лишь их поддержка антиправительственной забастовки, в результате чего коммунистов обвинили в том, что, находясь в правительстве, они борются против него, привела к их исключению из правящей коалиции.

В остальных 15 правительствах с 1947 по 1958 г. коммунисты уже не играли прежней роли. В социально-экономической области в период существования Четвертой республики произошли серьезные изменения. Послевоенная реконструкция длилась во Франции вплоть до 1948 г. Тогда фактически была восстановлена вся промышленность. При этом основная ставка делалась на развитие ее тяжелых отраслей. Особое значение имел план модернизации, включавший как экономические, так и социальные преобразования. Благодаря росту влияния профсоюзов были достигнуты серьезные социальные гарантии для наемных работников. Повышение заработной платы, расширение социального страхования, установление минимума заработной платы, снижение налогов и введение во всей стране практики заключения коллективных договоров — таков неполный список этих изменений.

В то же время колониальная проблема не благоприятствовала спокойствию в стране. Франции приходилось вести борьбу с национально-освободительными  движениями  в  Индокитае  и Африке. Во многом благодаря этому в государстве усилилась политическая нестабильность. На ее волне к власти в июне 1958 г. вновь пришел де Голль. Парламент самораспустился.

В сентябре того же 1958 г. после референдума по конституции, составленной де Голлем, прошли выборы в парламент, но на этот раз по мажоритарной системе. Президентом страны был избран генерал де Голль. Так начала свое существование Пятая республика. Бывшие ранее у парламента полномочия оказались урезаны, а роль президента, т. е. лично де Голля, усилена. Фактически президент был единственным в стране, кто обладал всей полнотой власти. В политической области ставка была сделана на стабильность, а в экономической — на развитие и получение инвестиций. Были проведены структурные изменения французской экономики. Получили развитие самолетостроение, автомобилестроение, электроника и, наконец, космическая техника. Главными сельскохозяйственными производителями страны были фермеры, которым была оказана поддержка. Расширился экспорт французской продукции за рубеж.

Одним из важных шагов  нового президента были отказ от прежней  колониальной политики и предоставление самостоятельности более чем десяти странам.

Одновременно в социальном и политическом развитии страны возникли серьезные проблемы. В 1968 г. во Франции прошли массовые манифестации, а в ряде случаев и насильственные акции. «Майский кризис» (под таким названием вошли эти события в историю Франции) нанес удар по престижу де Голля. Более того, и по многим другим странам Запада прокатилась волна подобных выступлений. Основной причиной их было недовольство широких слоев своим политическим положением. Чтобы ослабить эти настроения, де Голль постарался провести реформу местного самоуправления. Однако она вызвала еще большее недовольство. В результате де Голль понял, что ему не удалось добиться согласия в обществе, и ушел в отставку.

Новый этап развития Франции  пришелся на 1970-е гг. Это было время  экономического кризиса всей западной системы, серьезных глобальных энергетических проблем. На протяжении данного десятилетия произошло окончательное прощание с голлизмом как с политической идеологией, наметились переход к усилению рыночных отношений и отказ от практики социального партнерства. Этот процесс начался в период краткосрочного пребывания у власти сторонника де Голля Ж. Помшеду.

Концентрация политических сил проходила вокруг четырех  основных политических партий: правой консервативной партии — «Объединение в поддержку республики» под руководством Ж. Ширака, центристов — «Союз за французскую демократию» В. Ж. д' Эстена, Социалистической партии и компартии. Президентство д' Эстена (1974—1981), сторонника правоцентристской ориентации, было отмечено переходом к неолиберальному курсу, рассчитанному на широкое использование рыночных механизмов, отказ от национализации и проведение протекционистской политики государства лишь в отношении стратегически значимых отраслей промышленности. Именно в это время началось изменение структуры французской экономики, созданной де Голлем.

На смену правоцентристскому президенту в 1981 г. пришел социалист Ф. Миттеран, которому оказали поддержку и коммунисты. Его основное внимание было сконцентрировано на проведении серьезных социально-экономических мероприятий. Прежде всего произошел отказ от политики неолиберализма. Социалистическое правительство П. Моруа приступило к национализации крупных корпораций и банков. Вновь часть промышленности страны оказалась под контролем государства. Эти мероприятия были направлены на то, чтобы избежать социальных конфликтов. В государственном секторе; пранительетно могло контролировать занятость населения, гарантировать соответствующий уровень его доходов. Были увеличены пенсии, возрос допустимый минимум заработной платы, усилилась социальная защищенность широких слоев населения.

Курс на распределение национального богатства поддерживался большинством французов. Но в марте 1986 г. большинство избирателей отдало свои голоса за правые партии. Это объяснялось достаточно просто: социалистическое правительство серьезно ограничило доходы, хотя сначала они существенно повысились. Пришедшее к власти правое правительство вновь приступило к проведению неолиберального курса, ориентированного на рыночную экономику и денационализацию промышленности и банков. Вплоть до мая 1995 г., когда президентом Франции стал правый политик Ж. Ширак (переизбран в 2002 г.), во внутриполитическом и в экономическом курсе Франции сосуществовали социалистическое, левое и правое направления. В 1997 г. на парламентских выборах победил блок левых партий. Французы предпочли, чтобы ни у одной из сил не было монополии на власть, а социально ориентированный курс сочетался и с неолиберальным, рыночным. В 2007 г. пост президента занял Николя Саркози.

Информация о работе Мир во второй половине ХХ века