Мир во второй половине ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 09:35, реферат

Краткое описание

Опасность новой войны к концу 1930-х гг. становилась все очевиднее. Противоречия между ос¬новными державами распространялись практически на все ре¬гионы и включали многие экономические, территориальные и политические вопросы. Европа, а также отдельные заморские ко¬лонии были ареной борьбы между государствами фашистской «оси» — Германией и Италией.

Файлы: 1 файл

Мир во второй половине XX в.doc

— 586.00 Кб (Скачать)

В обществах этих стран  были сильны ожидания политических перемен. Так как большинство из них в межвоенный период имело авторитарные режимы, большинство населения не желало возврата к прежним условиям жизни. Одновременно усилилось влияние коммунистических и социал-демократических партий. Присутствие на территории государств Централь ной и Восточной Европы советской военной администрации серьезно влияло на расстановку политических сил в регионе. Активизация компартий, которым оказывалась помощь Москвы, по-разному воспринималась в обществах этих государств. Однако на данном этапе, в условиях ликования на волне победы и симпатий в отношении Советского Союза, их деятельность пользовалась поддержкой. К тому же они постоянно подчерки вали, что являются сторонниками демократии. В тех случаях, когда антикоммунистические силы оказывали сопротивление местным компартиям и их советским союзникам, к ним применялись репрессии. На протяжении 1945—1946 гг. ситуация в восточноевропейских странах характеризовалась стремлением каждой из существовавших там политических сил — коммунистов, социал-демократов и др. — укрепить свои позиции и войти в органы власти. 

Основные черты  международного развития. Окончание Второй мировой войны и ее результаты поставили на повестку дня мировой политики проблему создания новой системы международных отношений. Решением этого вопроса и занялись ведущие государства Антигитлеровской коалиции — СССР, США, Англия и Франция, к которым вскоре присоединился Китай. Развитие событий вело, однако, к обострению противоречий между бывшими союзниками из-за их стремления усилить свои позиции на мировой арене. Это так или иначе затрагивало интересы каждой из стран коалиции. В то же время выявилась и особенность, характерная именно для периода после Второй мировой войны: конфронтация между бывшими союзниками приняла идеологическую форму, вызвав политическое противостояние СССР и Китая, с одной стороны, и западных союзников — с другой. Его признаки стали заметными уже с конца 1945 г. Вскоре появился и термин, обозначавший это противоборство, — «холодная война».

Впервые этот термин использовал осенью 1945 г. известный английский писатель-фантаст Дж. Оруэлл, комментировавший международные события в британском журнале «Трибюн». Точка зрения на политику СССР в Восточной Европе была изложена бывшим премьер-министром Великобритании У. Черчиллем в американском городе Фултоне. В присутствии президента США Г. Трумэна он заявил 5 марта 1946 г., что Восточная Европа оказалась за «железной завесой», отделившей ее от всего цивилизованного мира. Одновременно Черчилль призвал к совместной борьбе против угрозы коммунизма .

Основными проявлениями «холодной войны» стали: а) разделение мира на военно-политические блоки и ведение пропагандистской идеологической войны; б) использование авторитета международных организаций, а также всевозможных нелегальных средств для дестабилизации противостоящих государств изнутри; в) активное участие в боевых действиях на колониальной периферии; г) использование экономических средств для подрыва военно-экономического потенциала противника; д) гонка вооружений.

Главной проблемой послевоенного  развития на первом этапе «холодной  войны» явилось создание новой системы  международных отношений, которая отражала интересы противостоявших сил — западных государств и СССР.

Германский  вопрос. После поражения территорию Германии заняли вооруженные силы четырех стран: СССР, США, Великобритании и Франции. Управление и экономическое положение в оккупационных зонах контролировали военные администрации. Союзная контрольная комиссия, состоявшая из представителей четырех стран, должна была решить военные, политические и экономические проблемы Германии. В восточной части страны, находившейся под властью советской военной администрации, были предприняты политические и социально-экономические преобразования: под контролем компартии проведены выборы в местные органы самоуправления; осуществлена аграрная реформа; конфискована собственность военных преступников; национализированы заводы и крупные концерны. Из сторонников компартии созданы полицейские силы. В несколько ином виде происходили изменения на территории западных зон Германии. Здесь оккупационные власти не пошли на проведение социально-политических мероприятий, аналогичных тем, что были сделаны на востоке страны. Крупная частная собственность оставалась в руках ее владельцев. Западные союзники сохранили германские воинские формирования, которые насчитывали десятки тысяч человек.

СССР, США, Великобритания и Франция различно подходили к разрешению германского вопроса, поэтому и события на западе и востоке Германии протекали по-иному. Ни французская, ни британская сторона не хотели видеть германское государство единым. В этом они усматривали угрозу своим интересам в Европе и склонялись к мысли о создании нескольких немецких государств. Размежевание должно было происходить с учетом исторических областей Германии. При этом предлагалось передать Франции Рур и Саар, а также Рейнскую область, т. е. районы, являвшиеся на протяжении многих лет для германской промышленности ключевыми. США в свою очередь были заинтересованы в воссоздании Германии. Советский Союз желал, чтобы судьба Германии решалась всеми четырьмя великими державами и произошло восстановление страны как единого государства, которое не являлось бы частью Западного мира.

На протяжении 1945—1948 гг. проходили встречи представителей СССР, США, Франции и Великобритании, но они не имели никаких результатов. Западные союзники проводили совещания с теми европейскими странами, интересы которых были связаны с решением германского вопроса — Бельгией и Люксембургом. При этом Советский Союз не был приглашен на эти встречи.

Каждая из сторон стремилась добиться решения проблем к собственной  выгоде. В конечном счете это привело  к тому, что в мае 1949 г. западные зоны оккупации были объединены. По согласованию между начальниками военных администраций и премьер-министрами земельных правительств Западной Германии Парламентским советом была принята конституция нового государства — Федеративной Республики Германии. Первый кабинет министров ФРГ был сформирован в сентябре 1949 г.

В восточной оккупационной  зоне, контролировавшейся СССР, проходили  аналогичные процессы. Из-за несостоявшегося объединения Германии в восточной части некогда единой страны в октябре 1949 г. было создано другое государство — Германская Демократическая Республика. Становление ее общественно-политического строя проходило под влиянием СССР.

Такое развитие событий  было обусловлено нежеланием допустить превращения единой Германии в союзника каждой из противоборствующих сторон.

Мирные договоры с бывшими союзниками Германии. После Второй мировой войны целая полоса государств от Финляндии до Албании находилась под контролем Советского Союза. В свою очередь Италия оказалась в зоне влияния западных союзников.

Несмотря на то, что  в большинстве государств к власти пришли новые демократические правительства, вопрос о послевоенном урегулировании, включая репарации и территориальные проблемы, продолжал оставаться нерешенным.

Ситуация складывалась таким образом, что СССР намеревался не допустить превращения региона в зону влияния крупных европейских демократических стран. В свою очередь западные государства, ведущую роль среди которых играли США, Великобритания и Франция, стремились к усилению своего влияния в Восточной Европе, понимая ее стратегическое значение. Поэтому вопрос о послевоенном урегулировании со странами региона превращался в сложную проблему.

На Парижской мирной конференции (29 июля — 15 октября 1946 г.) развернулась борьба между СССР и его бывшими союзниками — США, Францией и Великобританией — по конкретным вопросам, содержащимся в проектах мирных договоров с бывшими союзниками гитлеровской Германии в Европе. Суть дискуссий заключалась в стремлении каждой из сторон добиться своих целей. Западные страны рассчитывали установить контроль над Триестом как военной базой, фактически отторгнув этот город от Италии. СССР выступил в поддержку передачи Триеста и его области Югославии. Новое предложение СССР о превращении Триеста в нейтральную демилитаризованную зону было отвергнуто западными союзниками, и вопрос остался нерешенным.

Мирные договоры, заключенные  с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией в 1947 г., гарантировали  им независимость и формально  не ставили условий о характере общественно-политического строя. Территориальные проблемы, связанные с послевоенным урегулированием, были решены в соответствии с волей союзников по Антигитлеровской коалиции. Что же касалось выплаты репараций, то их размер устанавливался, исходя из реальных возможностей государств и ущерба, нанесенного ими другим странам в период Второй мировой войны. Военная часть договоров обусловливала демилитаризацию экономической жизни этих государств и ограничивала численность вооруженных сил. Со стороны СССР предпринимались усилия не допустить усиления экономических связей с западными союзниками, что могло помешать советскому контролю над Центральной и Восточной Европой.

Доктрина Трумэна  и план Маршалла. Внешнеполитическая концепция США после Второй мировой войны нашла свое выражение в программе, изложенной президентом страны Г. Трумэном в марте 1947 г. Ее суть заключалась в том, что Соединенные Штаты должны взять на себя обязанности по оказанию помощи Греции и Турции в «борьбе против коммунизма». Для этого предлагалось до июня 1948 г. предоставить Греции и Турции финансовую поддержку в размере 400 млн долларов.

В соответствии с подписанными американо-греческим и американо-турецким договорами в* обеих странах создавались  специальные организации, занимавшиеся финансовыми, военными и политическими вопросами и обладавшие широкими полномочиями давать правительствам этих двух стран рекомендации.

Не менее важная внешнеполитическая инициатива, направленная на усиление роли США в международных делах, была предпринята 5 июня 1947 г. государственным секретарем Соединенных Штатов Дж. Маршаллом. Согласно его плану, вошедшему в историю как план Маршалла, предусматривалось создание специального механизма экономической помощи государствам, пострадавшим в годы Второй мировой войны. Программа, с одной стороны, должна была способствовать экономическому развитию стран (большей частью европейских), а с другой — усилить проникновение США в Европу. Тем самым США получали возможность занять там лидирующее положение.

По закону экономическая  помощь оказывалась при соблюдении ряда условий:

отказ от национализации в промышленности, развитие рыночной экономики, снижение тарифов на ввоз американских товаров. План Маршалла привел к насыщению рынка товаров и стимулировал развитие экономики европейских стран. Но в то же время он усилил их связи с экономикой США. В немалой степени эта программа была направлена и на развитие военно-технического сотрудничества между западными странами. За четыре года реализации плана Маршалла американская помощь составила около 13,1 млрд. долларов.

В свою очередь СССР и  находившиеся под его контролем  восточно-европейские государства рассматривали план Маршалла с идеологических позиций и отказались от участия в его реализации. Финляндия, имевшая особый статус в системе двусторонних отношений с Советским Союзом и находившаяся под его влиянием, была вынуждена отказаться от этого плана. Основные условия предоставления американской помощи были явно неприемлемы для планового хозяйства СССР и создававших по его подобию свою экономическую систему государств Восточной Европы.

Создание НАТО и Организации Варшавского договора. Конфронтация между бывшими союзниками по Антигитлеровской коалиции и их противоборство в горячих точках в 1940-х гг. в Греции, Китае и Корее вели к необходимости консолидации складывающихся блоков стран. Так мир постепенно подходил к военно-политическому разделению, в основе которого было идеологическое противостояние. Шло создание так называемого двухполюсного (биполярного) мира, когда США и СССР предпринимали усилия по формированию подконтрольных им военно-политических блоков.

В апреле 1949 г. в Вашингтоне по инициативе США и после долгой подготовки был подписан Североатлантический  пакт. В соответствии с ним создавалась  Организация Североатлантического договора (НАТО). В состав этого блока вошло большинство западноевропейских стран, а также Турция. Его основной целью становилось военно-политическое противодействие агрессии против стран-членов НАТО. В то же время в условиях «холодной войны» этот блок превращался в мощный инструмент проведения внешней политики ведущих государств-основателей, а именно США, Великобритании, Франции.

Деятельность НАТО, штаб-квартира которого разместилась в столице  Бельгии Брюсселе, была направлена на защиту демократических ценностей и против расширения коммунистического влияния. Помимо этого, через государства-члены Североатлантического договора НАТО оказалось Связано с созданным при поддержке США и Великобритании так называемым Балканским пактом в составе Югославии, Греции и Турции (1953), Багдадским пактом или Организацией Центрального договора (СЕНТО) в составе Турции, Ирана, Пакистана, Ирака (который вышел из нее в 1958 г.) и Великобритании. США имели статус наблюдателя в этой организации и играли в ней важную руководящую роль. Вскоре было создано еще несколько региональных военно-политических блоков, которые фактически являлись «филиалами» НАТО. Принцип «окружения коммунизма», его сдерживания на дальних подступах свободного мира стал в политике Североатлантического блока главным.

По мере того как западные государства консолидировались в военно-политический союз, а в Восточной Европе устанавливались новые режимы, в которых компартии играли ведущую роль, все отчетливее вырисовывалось разделение мира на две противостоящие друг другу части. В 1955 г. в Варшаве по инициативе СССР состоялось совещание представителей государств Восточной Европы и Советского Союза. В соответствии с его решениями был создан военно-политический блок стран региона (за исключением Югославии), чтобы не допустить усиления НАТО. В более широком смысле Организация Варшавского договора (ОВД) объединяла ее участников на идейно-политической платформе. Правда, в отличие от НАТО ОВД не имело своих «филиалов» в виде каких-либо близких к ней региональных военно-политических блоков. С созданием НАТО и ОВД закончилось формирование двухполюсного мира и системы международных отношений периода «холодной войны».

Информация о работе Мир во второй половине ХХ века