Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 09:35, реферат
Опасность новой войны к концу 1930-х гг. становилась все очевиднее. Противоречия между ос¬новными державами распространялись практически на все ре¬гионы и включали многие экономические, территориальные и политические вопросы. Европа, а также отдельные заморские ко¬лонии были ареной борьбы между государствами фашистской «оси» — Германией и Италией.
Так, Москва выступала за прекращение вооруженного вмешательства западных государств, и прежде всего Франции и США, в Индокитае. Советский Союз оказывал помощь местным освободительным движениям прокоммунистической направленности. Париж и Вашингтон видели в этом угрозу своим позициям в регионе. В результате интервенция США в Индокитае — Вьетнаме, Камбодже и Лаосе — проходила на фоне гражданской войны. При этом за каждой из противоборствовавших сторон стояли или СССР, или США.
Возникли разногласия по вопросу об объединении Германии и определении ее дальнейшего статуса. Советский Союз был против автоматического вхождения ГДР в ФРГ, на чем настаивали западные государства. Советское руководство выступало против участия объединенной Германии в военно-политических блоках.
Смерть в марте 1953 г. И. В. Сталина была воспринята ни Западе как возможная точка отсчета для перемен во внешней и внутренней политике Советского Союза. И действительно, они произошли. Были частично нормализованы отношения с Югославией. Однако наибольшие надежды связывались с XX съездом КПСС в 1956 г. На нем Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев выступил с докладом о культе личности Сталина. На официальном уровне с советской стороны прозвучал отказ от его наследия. Но в действительности речь шла лишь о попытке обновления коммунистического режима.
К началу 1956 г. в международных отношениях появился новый фактор — Движение неприсоединения. Оно было образовано в 1955 г. в городе Бандунге (Индонезия) по инициативе государств — бывших колоний — Индонезии, Бирмы, Индии, Пакистана и Шри-Ланки. Вскоре к ним присоединилась и Югославия, которая стала играть в новом движении заметную роль. Фактически его участники представляли интересы тех государств, которые не вошли в Западный и Восточный блоки. Эта «третья сила» была способна солидарно выступать на международной арене. И в самих блоках появились государства, желавшие усиления собственной роли в мировых делах. В Восточном блоке это были Китай, Албания, Румыния, в Западном — Франция.
С конца 1950-х гг. отношения между СССР и Китаем начали ухудшаться. Вторжение на остров Даманский в марте 1969 г. со стороны Китая едва не привело к войне на Дальнем Востоке. Разногласия между СССР и КНР начинались как идейные. А в действительности партийно-государственное руководство Китая стремилось к равному с СССР положению в коммунистическом блоке, а также и в системе международных отношений. Пекин обвинил две сверхдержавы — СССР и США — в империалистических намерениях. Китай был поддержан Албанией и в определенной степени Румынией. При этом албанская сторона отказалась от участия в Варшавском договоре и Совете Экономической Взаимопомощи.
В Западном блоке постаралась укрепить свою независимую позицию Франция. Париж резко ограничил свое военное участие в НАТО, сохранив с этой организацией лишь политические связи.
Начавшаяся в СССР хрущевская «оттепель», суть которой заключалась в постепенном отходе от сталинизма, но не от коммунистической идеологии, серьезно повлияла на обстановку в государствах Восточной Европы. Были сделаны попытки отказаться от национальных вариантов сталинизма. Волнения в Венгрии переросли в народное восстание против коммунистического режима. В октябре — ноябре 1956 г. новый руководитель страны — И. Надь — выступил за нейтралитет Венгрии и выход страны из ОВД. В результате военного вторжения советских войск народное восстание было подавлено, сотни тысяч венгров бежали за рубеж, в стране начались репрессии против широких слоев населения. И. Надь был повешен по приговору нового, просоветского правительства Я. Кадара.
Москва рассматривала события в Венгрии как угрозу всему Восточному блоку. Вторично аналогичная операция была повторена в августе 1968 г. в Чехословакии. Со всей очевидностью в этих событиях проявилась общая закономерность: коммунизм оказалось невозможным реформировать, а судьбы малых стран были поставлены в зависимость от сверхдержав.
Тревожная обстановка сложилась вокруг Египта. Эта страна национализировала Суэцкий канал и вышла из колониальной зависимости. В конце октября 1956 г. на Египет напал Израиль1, предварительно заручившись поддержкой Франции и Англии. Вскоре они сами стали участниками агрессии. Боевые действия остановила лишь угроза СССР применить силу.
Важным событием стала война США во Вьетнаме. Американская помощь марионеточному правительству Южного Вьетнама (поставки оружия, привлечение военных советников) оказалась недостаточной, и США начали открытую войну против Демократической Республики Вьетнам. ДРВ поддерживали СССР и Китай. В войне против Вьетнама США использовали бомбардировки, тактику «выжженной земли», химическое и термическое оружие (напалм). Массовые жертвы среди мирного населения вызвали волну протестов как в самих США, так и во всем мире против войны во Вьетнаме. Успехи партизан Южного Вьетнама, а также отпор со стороны ДРВ привели к поражению США во вьетнамской войне, длившейся с 1965 по 1973 г.
В период 1956—1969 гг. возникла угроза открытого военного конфликта между США и СССР. Своего пика этот процесс достиг в октябре 1962 г. в момент Карибского кризиса. После победы на Кубе революции, свергшей проамериканского диктатора, установились дружественные отношения между новым режимом и СССР. В Советском Союзе иногда шутили, что название острова Куба расшифровывается как «Коммунизм у берегов Америки». Факт создания прокоммунистического государства в непосредственной близости от США, а также революционный пример Кубы для Латинской Америки вызывали опасения Вашингтона. Весной 1961 г. с помощью американских спецслужб на остров был организован десант противников нового кубинского режима (контрас). Однако предпринятая ими попытка свергнуть правительство Ф. Кастро провалилась. Впоследствии между СССР и Кубой было заключено военное соглашение о размещении советских ракет на кубинской территории. В обстановке секретности они были доставлены на остров. Вскоре об этом стало известно в США. В ответ правительство президента Дж. Кеннеди объявило о блокаде острова и выслало туда большой контингент военно-морских сил. Навстречу им был направлен советский флот. Дело приобретало крайне опасный оборот. Только в результате срочных консультаций между Н. С. Хрущевым и Дж. Кеннеди, проходивших через посредников (дипломатов и представителей спецслужб), после взаимных уступок удалось избежать Третьей мировой войны. Советские ракеты вывозились с Кубы, а американские — из Турции.
Третий этап международных отношений периода «холодной войны» охватывает первую половину 1970-х гг. В историю он вошел под названием «детант»1. Причиной ослабления международной напряженности стало достижение военно-стратегического равенства между НАТО и Варшавским
договором. Обе стороны пошли на заключение широкого круга договоров и создание гарантий для безопасности в целом.
Между Советским Союзом и Соединенными Штатами на протяжении 1970-х гг. было заключено свыше 23 соглашений и договоров, большая часть которых касалась ограничения вооружений. Главными из них стали Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США (1971), Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) (1972), Основы взаимоотношений между СССР и США (1972), Договор о предотвращении ядерной войны (1973), комплекс договоров об ограничении испытаний ядерного оружия и Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2) (1972). Заключение этих и других двусторонних договоров между странами Варшавского договора и государствами НАТО позволило выйти и на более широкие договоренности. Центральное место среди них заняло Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).
С июля 1973 г. по август 1975 г. его заседания проходили в Хельсинки (Финляндия) и Женеве (Швейцария). В них участвовали представители 33 европейских стран, а также США и Канады. Выработанный в ходе многочисленных заседаний и консультаций документ — Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкский акт) — был принят 1 августа 1975 г. Соглашение предусматривало соблюдение принципов равенства, отказа от применения силы или ее угрозы, нерушимости границ, территориальной целостности, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека, равноправия народов, соблюдение норм международного права. Фактически Хельсинкский акт конкретизировал идеи Устава ООН.
Заключенные договоры и соглашения серьезно ослабили конфронтацию между противостоящими блоками. В то же время они не смогли полностью ликвидировать объективно существовавшие противоречия как между ними, так и между отдельными державами. Это было обусловлено различиями их общественно-политических систем, идеологических установок, наконец, их внешнеполитическими интересами. Поэтому ослабление международной напряженности в конечном счете сменилось новой конфронтацией.
Четвертый этап
международных отношений
Перемены в советско-
Исчезновение СССР и крушение коммунизма как общественно-политической системы; объединение Германии, при котором ГДР фактически вошла в ФРГ; сохранение за США статуса мировой державы; активизация внешнеполитического курса КНР; создание Пакистаном и Индией собственного ядерного оружия; распад отдельных многонациональных государств в Восточной Европе (Югославия и Чехословакия) — таковы были основные события в истории международных отношении после завершения «холодной войны» в 1990-х гг.
Государства Западной Европы и Северной Америки прошли во второй половине XX в. несколько этапов.
Первый этап начался в 1946 г. и длился до конца 1950-х гг.
Это был период восстановления большинства западноевропейских государств после Второй мировой войны. Именно тогда во многих государствах сформировалась современная политическая система. Ее чертами стали демократизация, широкие социальные гарантии, либерально-демократическая идеология.
Тогда возросла роль левых партий и организаций, коммунистических партий. Это было время ожидания перемен, когда большинство людей желали распрощаться с прошлым и как можно быстрее добиться социальных и политических гарантий, улучшающих их положение. Идеология левого направления, популярная в послевоенном обществе, рассматривалась как альтернатива прежнему порядку. Но в ряде стран, прежде всего в США, правящие круги видели в коммунизме угрозу национальной безопасности. В Соединенных Штатах началась кампания по поиску иностранных коммунистических шпионов. Это время вошло в историю под названием «маккартизм» — по имени американского сенатора Дж. Маккарти, который возглавил комиссию по расследованию антиамериканской деятельности.
Страны, вошедшие в НАТО, Совет Европы и другие организации, признавали нормы политической жизни, установленные ими, и должны были считаться с этим обстоятельством в своей внутренней политике.
Новые условия труда,
широкая автоматизация и
Преодоление экономических последствий войны. За период 1939—1945 гг. мировое хозяйство понесло значительный урон. Во время войны экономическая жизнь государств оказалась подчиненной задачам производства вооружений. Промышленность и сельское хозяйство были разорены в ходе военных действий и ожесточенных бомбардировок, миллионы граждан погибли на фронтах и в концентрационных лагерях, умерли от лишений и болезней.
К 1946 г. объем промышленного производства крупнейших стран (за исключением США) составил 70 %, а продукции сельского хозяйства — 77 % от довоенного уровня. В большинстве государств продолжала существовать карточная система, ощущалась нехватка продовольствия, лекарств, одежды, жилья. Там, где еще недавно шли бои, скитались миллионы беженцев, бывших военнопленных и людей, угнанных на работу в неволю. Эта ситуация еще больше ухудшала жизнь людей.
Переход к экономике мирного времени занял у ведущих индустриальных стран несколько лет. Каждая из них проходила период послевоенной реконструкции по-своему. Это зависело от многих факторов: принадлежности к победителям (США, Великобритания, Франция и другие члены Антигитлеровской коалиции) или побежденным (Германия, Италия, Япония и их союзники), особенностей географического положения (более благоприятных у США и Великобритании, чем у Франции) и размеров урона, понесенного в ходе боевых действий (больше всего пострадали Германия, Франция, страны Восточной Европы и Япония).
В то же время преодолеть последствия войны к началу 1950-х гг. помогли такие обстоятельства: во-первых, сохранение элементов государственного регулирования национальных хозяйств; во-вторых, перераспределение капиталов между крупнейшими странами по схеме репараций, знакомой нам по 1920-м гг., а также предоставление 17 государствам Европы с 1948 по 1951 г. 13,1 млрд долларов американской помощи по плану Дж. Маршалла; в-третьих, консолидация пострадавших от войны государств Старого континента по плану французского министра иностранных дел Р. Шумана в рамках специальной организации — Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Она с 1951 г. включала Бельгию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Францию и ФРГ, положив начало процессу экономической и политической интеграции, т. е. тесному сотрудничеству и координации их политики для взаимовыгодного разрешения всех возникающих проблем.