Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 09:35, реферат
Опасность новой войны к концу 1930-х гг. становилась все очевиднее. Противоречия между ос¬новными державами распространялись практически на все ре¬гионы и включали многие экономические, территориальные и политические вопросы. Европа, а также отдельные заморские ко¬лонии были ареной борьбы между государствами фашистской «оси» — Германией и Италией.
Ведущие индустриальные страны стремились не допустить повторения ситуации 1930-х гг., когда острые противоречия в валютно-финансовой и торговой сферах явились важной причиной глобального конфликта. Именно с этой целью еще в 1944 г. были созданы такие влиятельные экономические организации, как Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР, сейчас он называется Всемирный банк), а в 1947 г. подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое занимается урегулированием вопросов о таможенных пошлинах, экспортных ценах и другими (после 1995 г. преобразовано во Всемирную торговую организацию — ВТО). В результате возникла бреттон-вудская (по названию американского городка Бреттон-Вудс, где состоялась экономическая конференция Объединенных Наций в 1944 г.) валютно-финансовая система, закрепившая господство США и их валюты — доллара — на мировых рынках.
К концу 1950-х гг. после проведения социальных реформ в большинстве западных государств послевоенная реконструкция подошла к завершению. Страны европейского континента, а также США поднялись на новую ступень в общественно-политическом и социально-экономическом развитии.
Второй этап начался с конца 1950-х гг. и включил 1960-е гг. Его характерными чертами стали высокая степень социальной защищенности, рост доходов, доступность широкого выбора товаров и услуг для подавляющего большинства населения. Расширилась сфера услуг, не требующих оплаты. В их число вошли образование и медицинское обеспечение.
Существенную роль в этом сыграли профессиональные союзы и те политические партии, которые выступали за повышение доходов низших и средних слоев общества. Средний класс в большинстве стран Западной Европы и Америки стал доминирующим социальным слоем. В основе перемен лежало создание модели государства «всеобщего благоденствия». В это время большинство стран Западной Европы, а также США и Канада достигли высокого уровня экономического развития. Одновременно проявился разрыв между экономическим ростом и распределением национального богатства, особенно заметный к концу 1960-х гг.
В 1968 г. по Европе и США прокатилась волна массовых выступлений молодежи и студентов, равной которой по масштабу не было давно. «Феномен 1968 г.», как вошли эти события в историю, заключался в том, что левацкие и революционные теории стали пользоваться популярностью в обществе, которое давно жило в ожидании перемен. Взгляды «новых левых» представляли собой пеструю смесь марксистских, маоистских, троцкистских и иных радикальных идей. Их целью была беспощадная борьба с «буржуазным обществом», нередко переходившая в откровенно террористическую деятельность. Впервые в послевоенной Европе и США возникла реальная угроза массового терроризма. В Соединенных Штатах к тому же обострились расовые проблемы и усилилась борьба афро-американцев за «равные с белыми права».
Одновременно среди молодежи начало распространяться движение хиппи — «цветов жизни», как они сами называли себя. Хиппи проповедовали ненасилие, взаимную любовь и терпимость. Группы длинноволосых, неопрятных молодых людей, нередко склонных к наркомании, символизировали своего рода общественный протест и «уход в себя».
Основные тенденции экономического развития в 1950— 1960 гг. Этот этап характеризовался интенсивным вывозом предпринимательского капитала из США и Европы в азиатские, африканские и латиноамериканские страны, бурным ростом международной торговли, появлением транснациональных корпораций (ТНК) (крупных компаний, которые строили предприятия за рубежом, перенося на территорию других стран сам процесс производства товаров), широким внедрением достижений науки и техники в промышленность, сельское хозяйство, транспорт, средства коммуникации.
В результате большинство индустриальных стран достигло высоких темпов хозяйственного развития, которые с 1950 по 1969 г. составили для Японии 9,6 %, Германии (ФРГ) 6,7 %, Италии 5,6 %, Франции 5,3 %, США 3,9 %, Великобритании 2,8%. При этом наблюдалось сближение уровней развития США и других ведущих государств, что привело к формированию трех центров мировой экономики — США, Западной Европы и Японии.
Интеграция стран Старого континента ускорилась после создания в 1958 г. Европейского сообщества по атомной энергии и особенно подписания тогда же Римского договора о формировании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), получившего название «Общий рынок». Первоначально в него вошли государства, основавшие ЕОУС, а впоследствии и большинство других западноевропейских стран — Великобритания, Дания и Ирландия (с 1973), Испания, Греция и Португалия (в 1980-х гг.), Австрия, Финляндия и Швеция (с 1994). С 1993 г. ЕОУС, Евратом и ЕЭС слились в единую организацию Европейский экономический союз (ЕЭС). Со временем он превратился в весьма влиятельную силу, играющую ключевую роль в делах Европы. В начале 2002 г. в Европейском союзе (ЕС, так стала называться организация с 1995 г.) была введена общая валюта — евро. В течение 1950—1960-х гг. правительства западных стран достаточно успешно занимались регулированием экономики с расширением социальных программ на основе концепции Дж. М. Кейнса. Это выражалось в увеличении государственных расходов на создание новых рабочих мест, выпуск товаров массового спроса, развитие средств транспорта и связи, завершение формирования системы социальных выплат и льгот: пособий, пенсий, кредитов и субсидий.
Казалось, что возникавшее на глазах современников демократическое государство «всеобщего благоденствия», характеризовавшееся высоким уровнем жизни 2/3 населения, искоренением нищеты, социальной защищенностью граждан, получивших возможность пользоваться всеми достижениями индустриальной цивилизации, способно избежать кризисов и конфликтов, подобных тем, которые наблюдались в этих странах между двумя мировыми войнами. Именно справедливое и благополучное западное государство, по мысли его идеологов и создателей, было призвано обезопасить граждан США, Канады, Западной Европы, Японии и других индустриальных держав от воздействия коммунистической идеологии, сторонники которой стремились противопоставить успехи социалистических стран во главе с Советским Союзом неизбежному, по их мнению, краху «капиталистического мира».
Однако ни стимулирующий эффект государственного регулирования, ни двух-, трехкратный рост реальной заработной платы, ни формирование современных систем образования и здравоохранения не смогли предотвратить кризис индустриальной модели «всеобщего благоденствия», вызванный исчерпанностью экстенсивного (т. е. с привлечением все новых и новых ресурсов) пути эволюции мирового хозяйства на рубеже 60—70-х гг.
Третий этап послевоенной политической и социально-экономической истории стран Запада приходится на 1970-е гг. Начавшийся в это время структурный экономический кризис существенно повлиял на социальные и политические условия н государствах Западной Европы и США. К середине 70-х гг. в большинстве из них увеличилась безработица, утрачивались прежние социальные гарантии. Структурный кризис активизировал политическую активность многих общественных слоев. Расширилось влияние левых сил и коммунистов. Одновременно в общественной жизни большинства стран Западной Европы усилилась деятельность радикалов как левого, так и правого толка. Именно к этому времени политический терроризм, направленный против конкретных политических деятелей и общества в целом, захлестнул страны Западного блока.
Более активно начали действовать профсоюзы. В обществах некоторых европейских стран, в частности Италии, Греции, Франции и Испании, усилились левые настроения. С приходом к власти социалистических и коммунистических партий ожидали перемен в пользу широких слоев населения, и прежде всего в виде социальных льгот, увеличения занятости, справедливого распределения национального богатства.
Политическую ситуацию в Европе в 1970-е гг. можно образно представить в виде маятника, который колебался между левыми силами в лице социалистов, коммунистов и левых либералов, с одной стороны, а с другой — консервативными, которые ориентировались на сокращение социальных расходов, повышение доходности промышленности за счет реконструкции. Средние социальные слои, традиционно сильные в Европе, стремились найти некий новый путь. Появилось так называемое альтернативное движение. Его идеология являлась своего рода протестом как против западной модели социально-политического и экономического развития, так и против существовавшей в государствах Восточного блока тоталитарной модели устройства общества. Огромное влияние стали оказывать зеленые, экологисты и т. д. Их программы, ставившие на повестку дня социальные требования, а также охрану окружающей среды, приобрели популярность. К тому же они добивались большей роли местного самоуправления — традиционного общественного института в государствах Европы.
К концу 1970-х гг., однако, маятник качнулся в сторону правых консервативных сил.
Экономическая ситуация 1970-х — начала 1980-х гг. Формирование трех центров международных хозяйственных связей, появление на мировых рынках германских, японских, шведских, итальянских товаров, способных на равных конкурировать и даже вытеснять продукцию с клеймом «Сделано в США», распад колониальной системы, когда независимые государства Азии и Африки взяли в свои руки контроль над собственными природными богатствами, которые ранее во многом способствовали процветанию Америки, Европы и Японии, — все эти факторы послужили причинами кризиса рыночной системы 1970-х — начала 1980-х гг. Экономические и политические потрясения этого периода заставили правительства западных стран предпринять усилия для структурной перестройки хозяйства на совершенно новых принципах, характерных для постиндустриального информационного общества.
Важнейшей особенностью проявления кризиса стал его комплексный характер. Он охватил все развитые страны Запада, затронул большую часть сфер экономики, включая промышленность, сельское хозяйство, финансы и т. д. Другой особенностью кризиса оказалась стагфляция — при отсутствии роста производства (стагнация) нарушение баланса между стоимостью выпускаемой продукции и ее денежным обеспечением (инфляция).
Наиболее серьезное
ухудшение экономической
Потрясения в мировой экономике вызвали крах бреттон-вудской валютно-финансовой системы, основанной на господстве доллара и испытывавшей серьезные трудности с конца 1960-х гг. (падение курса британского фунта стерлингов, французского франка и ряда других денежных единиц). В первой половине 1970-х гг. правительство США сначала «заморозило», а затем и совсем отменило свободный обмен своей валюты на золото, что привело к панике на крупнейших биржах. Подписание членами МВФ соглашения о введении свободно колеблющихся, или плавающих, валютных курсов в 1973 г. и отмена официальной цены на золото в американских долларах с 1976 г. свидетельствовали об окончании «эпохи Бреттон-Вудса» в международных финансах. На смену ей в 1976—1978 гг. была создана так называемая ямайская (от названия острова Ямайка, где проходила очередная конференция МВФ) валютная система, базирующаяся на праве государств устанавливать режимы изменения курсов своих денежных единиц по собственному усмотрению без привязки к золоту. Одновременно члены ЕЭС посчитали необходимым с 1979 г. начать формирование региональной валютной системы, введя для безналичных расчетов особую международную единицу — экю — как альтернативу доллару.
Перед ведущими западными странами встали одни и те же задачи: борьба с кризисом в экономике, социальными конфликтами (между предпринимателями и рабочими, властями и молодежью, милитаристами и пацифистами, защитниками окружающей среды и ее разрушителями), координация внешней политики. Так появилась новая форма взаимодействия лидеров ведущих западных держав — встречи так называемой «группы семи», проводимые с 1974 г. Это неформальное объединение включило такие государства, как Великобритания, Италия, Канада, Франция, ФРГ, США и Япония. На своих совещаниях с участием президентов и премьер-министров «семерка» обсуждает важнейшие проблемы современности, определяя перспективы на будущее. С середины 1990-х гг. к указанной группе присоединилась и Россия, хотя отсутствие политической и особенно экономической стабильности затрудняло полноценное членство России теперь уже в «группе восьми».
В 1980-е гг. наступил четвертый этап политического и социально-экономического развития стран Западного блока. Консервативные силы, утверждавшиеся у власти, в конце 1970-х — начале 1980-х гг. проводили жесткую социальную и экономическую политику. Консерваторы оказались в состоянии предложить реальные, хотя и не очень популярные, меры выхода из системного кризиса. В США эта модель впоследствии была названа рейганомикой — по имени американского президента Р. Рейгана, а в Великобритании тэтчеризмом — по имени первой в истории этой страны женщины премьер-министра М. Тэтчер. За счет значительного сокращения, а порой и ликвидации нерентабельных отраслей ситуация улучшилась, а позиции среднего класса укрепились. В то же время на смену консервативным правительствам приходили те политические силы, которые выступали за большую социальную направленность и расширение участия государства в распределении национального богатства. Как правило, этими силами были социалисты и социал-демократы. Поэтому в тех государствах, где в 1970-е гг. у власти находились близкие консерваторам силы (в лице правоцентристов), в 1980-е гг. к власти пришли социалисты.
Экономическое развитие стран Запада в 1980—1990-е гг. Очередной период экономического развития США, Западной Европы и Японии характеризовался хозяйственным ростом, усилением интеграционных тенденций, значительным расширением деятельности ТНК, но в то же время вмешательством государства в рыночные механизмы (скорее косвенным, чем прямым). Это было вызвано несколькими объективными причинами.
Прежде всего стоит упомянуть глобализацию хозяйственных связей, которая означает жизненную необходимость тесного сотрудничества всех государств мира для решения как внутренних, так и многих международных проблем: демографической (связанной с неконтролируемым ростом народонаселения), экологической (вызванной загрязнением окружающей среды), энергетической (обусловленной нехваткой сырьевых ресурсом) и др. Тесная взаимосвязь подавляющего большинства национальных хозяйств, поддерживаемая с помощью современных средств коммуникации, позволила в конце XX в. говорить о мировой экономике как единой планетарной системе.